Формирование информационной культуры подростков в условиях современных социальных сетей
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование информационной культуры подростков в условиях современных социальных сетей»
по дисциплине: «Социальная педагогика»
2021
45.00 BYN
Формирование информационной культуры подростков в условиях современных социальных сетей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 19.
Поделиться
Введение
1 Содержание и структура информационной культуры подростков в процессе использования социальных сетей
2 Методы и формы развития информационной культуры подростков в социальных сетях
3 Методические рекомендации по формированию информационной культуры подростков в системе современных социальных сетей
Заключение
Список использованных источников
Введение
Формирование информационной культуры молодежи – одна из самых актуальных проблем современной педагогической науки и практики.
Сегодня, когда темпы и масштабы перемен растут, когда темп жизни становится все быстрее и быстрее, а образ жизни меняется с беспрецедентной скоростью, новому поколению приходится овладевать огромным объемом информации, учиться анализировать ее и принимать самостоятельные решения. Ориентация в постоянно растущем потоке информации, оценка того, какая из этой информации важна и как ее использовать, является необходимым условием социализации современного человека. В современном мире невозможно адаптироваться без умения комфортно существовать в информационной среде. Поэтому всем членам общества все чаще требуется постоянно совершенствовать свои навыки, обновлять знания и осваивать новые виды деятельности. Человек должен уметь пользоваться всеми информационными ресурсами, которые накопило общество.
По мнению экспертов, самый важный и в то же время самый кризисный период в жизни молодого поколения – подростковый возраст – рано или поздно наступает. Этот период включает в себя развитие самосознания, формирование моральных ценностей, самореализацию и, конечно же, социальный круг подростка – окружение сверстников – как наиболее доступный источник информации.
Теоретико-методологические аспекты формирования информационной культуры личности рассматривались в трудах С.Г. Антоновой, Е.П. Велихова, A.П. Ершова, Н.Б. Зиновьевой, М.П. Лапчика, Н.В. Макаровой, E.Л. Медведевой, В.А. Минкиной, В.А. Монахова, K.P. Овчинниковой, Э.Л. Семенюка и др.
В настоящее время вопросами информационной культуры и информационного общества, помимо вышеупомянутых, занимаются отдельные исследователи (Н.И. Гендина, Г.А. Стародубова, И.А. Негодаева и др.) и целые организации. К ним относятся международные, такие как ЮНЕСКО и ИФЛА, а также российские: МОО «Информация для всех» (, Институт развития информационного обществ. Результаты их работы реализуются в различных методических рекомендациях и руководствах. Но чаще всего авторы уделяют внимание проблеме информационной культуры среди молодежи, а также подготовке учебных курсов для общеобразовательных учреждений.
Исследованием проблемы влияния социальных сетей на формирование информационной культуры подростков занимались такие психологи как А.А. Новикова, А.А. Малеева, С.Д. Матюшкова и др. Но данная проблема является недостаточно изученной, так исследований и статей, посвященных данной тематике очень мало.
1 Содержание и структура информационной культуры подростков в процессе использования социальных сетей
Развитие современного общества характеризуется переходом к информационной цивилизации, в рамках которой приоритет отдается компьютерным технологиям и информационным технологиям, повышающим интеллектуальные возможности людей. Во всем мире осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии приводит к необходимости специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе, что подчеркивается в основных документах Всемирного саммита по информационному обществу [1, с. 31].
Для осуществления эффективной деятельности подросткам, живущим в информационном обществе, необходимо не только овладеть определенными знаниями, методами и технологиями информационной деятельности, но и рационально освоить, использовать информационные технологии для поддержания и развития своего интеллектуального и творческого потенциала.
Информатизация образования должна опережать информатизацию других сфер общественной жизни, поскольку в этой сфере заложены социальные, психологические, общекультурные, а также профессиональные предпосылки для информатизации всего общества. Осуществлять эффективную информационную деятельность в современном обществе способен человек, обладающий широким кругозором, эрудицией и, прежде всего, информационной культурой. Наиболее эффективное формирование информационной культуры человека в современном обществе возможно через систему образования.
Прежде чем приступить к изучению проблемы формирования информационной культуры подростков, необходимо отметить, что современный этап развития отечественного образования характеризуется переориентацией в определении образовательных результатов обучающихся от определения цели обучения как усвоения знаний, умений и навыков до его определения как формирования личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей, обеспечивающих у подростков способность самостоятельно получать информацию из окружающего мира, обрабатывать ее [2, с. 135].
Такое понятие как «информационная культура» сегодня становится все более привычным и распространенным, и как явление «информационная культура» входит в предметное поле изучения многих наук: «культурологии», «социологии», «психологии», «педагогики», «социальной философии» и многих других наук, с которыми она перекликается. Каждая дисциплина раскрывает свой конкретный аспект информационной культуры.
2 Методы и формы развития информационной культуры подростков в социальных сетях
Основная цель формирования основ информационной культуры – дать подросткам знания, навыки и информационную самостоятельность в их образовательной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения ряда задач:
- освоение рациональных приемов и методов самостоятельного проведения поиска информации в соответствии с задачами, возникающими в процессе обучения;
- овладение методами формализованной коагуляции (аналитико-синтетической обработки) информации;
- изучение и практическое использование технологий для подготовки и представления результатов самостоятельной учебно-исследовательской работы (подготовка рефератов, рефератов, докладов, рецензий) [13, с. 165].
Формирование информационной культуры, как и любой образовательный процесс, происходит в разнообразных формах, с использованием различных методов и средств. Процесс формирования ценностно-познавательных основ информационной культуры происходит в таких формах, как: урочная, кружковая работа, факультативы, учебная практика, самостоятельная работа учащихся, экскурсия, консультация, семинар, конференция и др.
Мы считаем необходимым применение следующих групп методов обучения.
1. Методы активного обучения – способы организации учебного процесса, при которых обеспечивается вынужденная, оцениваемая и управляемая активность обучаемых, сравнимая с активностью преподавателя. Они отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса [14].
2. Информационно-развивающие методы обучения – к ним относятся такие методы, с помощью которых учащиеся получают учебную информацию в готовом виде: или в изложении преподавателя (лекция, рассказ, объяснение, беседа), или диктора (учебный кинофильм), или путем самостоятельного чтения учебника, учебного пособия, электронного учебника, посредством обучающей программы (программированное обучение).
Цель использования таких методов в образовании – выработать у старшеклассников ценностное отношение к получаемой информации, а также обогатить личность старшеклассника знанием передаваемых готовых фактов, оценок, законов, принципов, методов и приемов учебной деятельности. Вышеперечисленные методы позволяют не только донести до учащихся большие объемы информации, что особенно важно в век информатизации, когда увеличивается количество информационных потоков и объем обрабатываемой информации, но и научить старшеклассников понимать ценность и важность этой информации.
3 Методические рекомендации по формированию информационной культуры подростков в системе современных социальных сетей
Поскольку подростки и старшие школьники по объективным причинам более автономны в информационном пространстве, соотношение внешнего контроля и предоставления свободы в действиях и выборе ребенка по мере его взросления должно меняться. Участие родителей и педагогов в виртуальной жизни взрослеющего школьника, а соответственно, и помощь в противостоянии информационным (и социальным) рискам не только возможны, но необходимы, однако для этого нужны новые формы педагогического взаимодействия. Пристальное внимание следует уделять работе с подростками, так как бесконтрольное пребывание в сети в данном возрастном периоде особенно опасно: возросшая у учащихся среднего звена потребность в общении, их желание самоутвердиться, завоевать авторитет среди сверстников порой толкает их на необдуманные, безрассудные поступки. Поэтому взрослые обязаны налаживать доверительные отношения с подростками, выстраивать с ними конструктивные варианты диалога, находить компромиссные решения спорных вопросов. Кроме того, необходима системная работа по повышению цифровой компетентности педагогов и родителей, приведения их знаний, умений и навыков обращения с электронными ресурсами в соответствие с уровнем развития детей [20, с. 61].
В результате проведенного исследования была выявлена проблема, что подростки проводят большое количество времени в социальных сетях, у девушек и юношей сформированы образы мужчины и женщины в обществе. Социальные сети представляют собой почву для гендерного конфликта, то есть столкновения интересов противоположных полов.
Родителям в целях минимизации влияния информации из социальных сетей на подростков и формированию информационной культуры рекомендуется:
1. Проявлять интерес к увлечениям старшеклассников, их переживаниям и эмоциональным состояниям.
2. Контролировать время, проводимое подростком в Интернете. Не ставить жестких временных рамок, обсуждать время в сети с подростком.
3. Не ограничивать активность и круг знакомых подростка, доверять ему, давать почувствовать разумные границы свободы, научить его строить отношения с другими людьми.
4. Создать условия для общения и расширения сферы интересов старшеклассника.
5. Проводить беседы о последствиях и опасностях чрезмерного Интернет-общения.
Заключение
В широком смысле, информационная культура – это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их связь с общим опытом человечества. В узком смысле, информационная культура – это оптимальные способы обращения с признаками, данными, информацией и представления их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических средств производства, хранения и передачи информации; развитие системы образования, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации. Информационная культура подростка выражается в наличии комплекса знаний, навыков и рефлексивного отношения человека к взаимодействию с информационной средой. Информационная культура проявляется в заинтересованности в информационной деятельности, в осознании ее важной роли в образовательных процессах, в осознанном выборе источников информации и в овладении алгоритмами их обработки, в комплексном использовании традиционных, электронных, сетевых и других информационных ресурсов, в осознании себя как носителя и распространителя информации, в активном информационном поведении
Социальная сеть – это социальная структура, состоящая из группы «узлов», которыми являются социальные объекты и связей между ними или социальных взаимоотношений. Влияние социальных сетей на поведение и культуру подростков на самом деле, очень велико именно потому, что социальные сети сейчас заменили живое, непосредственное общение между людьми. Естественно, полностью поменялся тип взаимодействия или коммуникации между людьми. Общение сейчас, в основном, протекает через социальные сети и это влияет на многие вещи познавательного, психологического характера. К примеру, незаметно может сформироваться зависимость от социальных сетей, так как они очень легко поглощают сознание молодых, потому, они и называются «социальные сети», человек полностью может заменить живое общение на общение через них.
Процесс формирования информационной культуры подростков происходит в таких формах, как: урочная, кружковая работа, факультативы, учебная практика, самостоятельная работа учащихся, экскурсия, консультация, семинар, конференция и др. Для формирования информационной культуры подростков мы считаем необходимым применение следующих групп методов обучения: методы активного обучения и информационно-развивающие методы обучения.
1. Семеновкер, Б.А. Информационная культура : от папируса до компактных оптических дисков // Библиогр. – 1994. – №12. – 214 с.
2. Гендина, Н.И. Информационная культура личности : диагностика, технология формирования : учебно-метод. пособие : часть І / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова. – Кемерово : Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999 . – 356 с.
3. Мяэотс, О.Н. Уроки информационной грамотности в школе : методические рекомендации / О.Н. Мяэотс. − М. : Чистые пруды, 2005. − 32 с.
4. Алексашина, И. Интегративный подход в естественнонаучном образовании / И. Алексашина // Народное образование. – 2011. – С. 161-165.
5. Новоковшонов, Ю.А. Воспитание информационной культуры / Ю.А. Новоковшонов. – М : Народное образование, 2003. − 123 с.
6. Харчевникова, Е.Л. Педагогические условия использования книги как средства формирования информационной культуры ребенка / Е.Л. Харчевникова. – Владимир, 2009. – 172 с.
7. Вохрышева, М.Г. Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры : сб. ст. Вып. 6. Методология и организация информационно-культурологических исследований / науч. ред. : Ю.С. Зубов, В.А. Фокеев. – М.; Магнитогорск, 1997. – 256 с.
8. Антонова, С.Г. Информационная культура личности : Вопросы формирования / С.Г. Антонова // Высшее образование в России. – 2004. – № 1. – С. 82-89.
9. Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции / А.И. Ракитов. – М. : Политиздат, 1991. − 287 с.
10. Гендина, Н.И. Дидактические основы формирования информационной культуры / Н.И. Гендина // Школьная библиотека, 2002. – №7. – С. 34-38.
11. Татьянченко, Д.В. Метаобразование школьников / Д.В. Татьяченко // Народное образование. – 2019. – №4 (1475).
12. Асмолов, А.Г. Психология личности : учебник / А.Г. Асмолов. – М. : Изд-во МГУ, 2000. – 367 с.
13. Кнюшенко, С.М. Формирование информационной культуры личности педагога / С.М. Кнюшенко. − М : Эйдос, 2005. − 324 с.
14. Стародубова, Г.А. Основы информационной культуры : сборник методических материалов / Г.А. Стародубова. − Режим доступа: http: //pda/apkpro.ru/content/viеw/559/93.
15. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. – М. : Изд-во МГУ, 2005. – 45 с.
16. Кириленко, А.В. Основы информационной культуры. Библиография : учебное пособие / А.В. Кириленко. – М : Академия, 2008. − 156 с.
17. Скворцов, Л.В. Информационная культура и цельное знание : Избранные труды / Редкол. : Галинская И.Л. (отв. ред.) и др. – М. : ИНИОН РАН, 2001. – 288 с.
18. Лошкарева, Н.И. Развитие общих учебных умений и навыков школьников / Н.И. Лошкарева // Воспитание школьников. – 2004. – № 4. – С. 4-69.
19. Гречихин, A.A. Информационная культура (Опыт определения и типологического моделирования) / А.А. Гречихин. – М. : Дрофа, 2004. – 80 с.
20. Зиновьева, Н.Б. Информационная культура личности / Н.Б. Зиновьева. – Краснодар : Книга, 2002. – 136 с.
21. Медведева, Е.А. Основы информационной культуры / Е.А. Медведева // Социс. – 1994. – № 11. – С. 11-47
22. Персиянцева, Н.А. Формирование информационной культуры обучающихся [Электронный ресурс] / Н.А. Персиянцева. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/formirovaniie-informatsionnoi-kul-tury-obuchaiushc.html.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 19.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты