Сравнительный анализ детско-родительских отношений и компьютерной зависимости в подростковом возрасте.
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Сравнительный анализ детско-родительских отношений и компьютерной зависимости в подростковом возрасте.»
по дисциплине: «Конфликтология»
2021
45.00 BYN
Сравнительный анализ детско-родительских отношений и компьютерной зависимости в подростковом возрасте.
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конфликтология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты по тесту на выявление Интернет-зависимости Кимберли Янг (адаптация на русский В.А. Бурова).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Основные подходы к классификации детско-родительских отношений
1.2 Сущность понятия «компьютерная зависимость». Проявления компьютерной зависимости в подростковом возрасте
1.3 Взаимосвязь детско-родительских отношений и компьютерной зависимости в подростковом возрасте
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СКЛОННОСТИ К КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ДЕТСКОГО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и проведение исследования
2.2 Изучение склонности к компьютерной зависимости в подростковом возрасте
2.3 Исследование типов детско-родительских отношений в семьях подростков
2.4 Выявление взаимосвязи склонности компьютерной зависимости с особенностями детско-родительских отношений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
Семья – это первичный институт социализации личности, именно в семье формируются жизненные стереотипы и жизненный сценарий, на основе которых ребенок приобретает социальные нормы, а возникающие проблемы в основном скрыты в детско-родительских отношениях. Семья влияет на формирование и изменение социальных установок и выбор адаптивных поведенческих стратегий.
В развитии психологической науки проблема взаимоотношений родителей и детей остается актуальной на протяжении долгого времени. Взаимодействие между ребенком и родителем – это первый опыт взаимодействия с внешним миром. Происходит закрепление опыта и формирование определенных моделей поведения по отношению к сверстникам и другим людям, которые передаются из поколения в поколение. В подростковом возрасте возникают качественно новые образования и появляются некоторые элементы взрослости, укрепляется самосознание в отношениях со взрослыми и сверстниками, появляются новые потребности и интересы, активизируется познавательная деятельность. На их поведение, интересы и деятельность больше всего влияет мнение сверстников, что позволяет им добиться высокого статуса среди них. Потребность в самоутверждении в этом возрасте настолько сильна, что они готовы пойти на многое, чтобы добиться признания сверстников: уступить своим интересам, совершить противоправные действия. В настоящее время компьютер и Интернет стали новой ареной для взаимодействия людей. Это имеет множество негативных последствий для развития личности подростка. Одним из таких последствий является развитие компьютерной и интернет-зависимости в подростковом возрасте. В поисках защиты от внешних проблем подростки часто пытаются уйти от реальности, и в большинстве случаев используют для этого Интернет. Особенно остро эта проблема встает, когда есть проблемы в семейных отношениях или когда семейное воспитание подростков дисгармонично.
Объект исследования: компьютерная зависимость и детско-родительские отношения у подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь детско-родительских отношений и склонности к компьютерной зависимости у подростков.
Цель исследования: выявить взаимосвязь детско-родительских отношений и склонности к компьютерной зависимости у подростков.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между особенностями детско-родительских отношений и компьютерной зависимости в подростковом возрасте, такими как гипопротекция, игнорирование потребностей подростка, минимальность санкций, неустойчивость стиля воспитания, расширение сферы родительских чувств, фобия утраты ребёнка, неразвитость родительских чувств и проекция на подростка собственных нежелаемых качеств.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Основные подходы к классификации детско-родительских отношений
Психология рассматривает отношения между родителями и детьми с двух точек зрения. Отношения между родителями и детьми – это отношения между родителями и детьми во всем их многообразии. Среди компонентов отношений между родителями и детьми ученые выделяют: родительское отношение, родительское воспитание, семейные роли и отношения ребенка с родителями.
С другой точки зрения, детско-родительские отношения рассматриваются как система различных эмоций родителей по отношению к ребенку, ребенка к родителям, включающая в себя особенности восприятия, понимания и оценки друг друга, а также набор поведенческих реакций в виде целей, намерений и т.д.
По мнению Е.В. Куракиной, «детско-родительские отношения – это процесс двустороннего взаимодействия, в котором участвуют две стороны – ребенок и родитель» [16, c. 24]. По мнению О.А. Карабановой, детско-родительские отношения – это двусторонний процесс, в котором оба партнера принимают активное участие [12, c. 37].
А.Я. Варга считает, что «родительское отношение – это система различных чувств к ребенку, стереотипов поведения в общении с ним, восприятие и понимание характера и личности ребенка, поступков» [2, с. 58].
Родители выполняют функцию передачи культурных ценностей, сложившихся в обществе, от одного поколения к другому и выступают в качестве механизма сохранения культурного опыта социальной группы и общества в целом. Они определяют модели поведения, оценивают, контролируют и подкрепляют желаемые модели поведения, дают объяснения и интерпретации действий и норм, создают условия для приобретения детьми компетенций и навыков, принятых в данном обществе, и обеспечивают успешную социализацию ребенка [12, c. 38].
К. Сьюпер и С. Харкнесс рассматривают семью как фактор психического развития ребенка, которое опосредовано тремя факторами: 1) влиянием физической и социальной среды; 2) традициями и практикой воспитания и ухода за детьми; 3) психологическими особенностями родительской позиции. Все эти факторы реализуются через родителей и их взаимодействие и общение с детьми [38, c. 546].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СКЛОННОСТИ К КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ДЕТСКОГО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и проведение исследования
Целью проведения эмпирического исследования стало определение взаимосвязи детско-родительских отношений и склонности к компьютерной зависимости у подростков.
Задачи эмпирического исследования:
- определить уровень склонности подростков к компьютерной зависимости.
- выявить типы воспитания в семьях подростков.
- определить взаимосвязь склонности к компьютерной зависимости с детско-родительскими отношениями в подростковом возрасте.
В исследовании приняло участие 25 подростков от 13 до 18 лет и 25 родителей (по одному представителю).
Поставленная цель и задачи определили выбор диагностического инструментария:
1. Тест на выявление Интернет-зависимости Кимберли Янг (адаптация на русский В.А.Бурова).
Цель теста – оценить уровень интернет-зависимости.
Первая часть содержит 20 вопросов, на которые необходимо ответить в соответствии со следующей шкалой оценок: 1 – никогда; 2 – иногда; 3 – регулярно; 4 – часто; 5 – всегда и 20 вопросов для второй части об использовании интернета.
Результаты получаются путем сложения баллов отмеченных ответов. Чем выше общий балл, тем выше уровень зависимости и проблем, вызванных использованием Интернета.
2. Методика «Шкала Интернет-зависимости» А. Жичкиной.
Данная методика состоит из семи вопросов, на каждый из которых можно ответить двумя вариантами: А и Б.
Вариант А оценивается в 1 балл, а вариант Б – в 0 баллов.
Нормы (на выборке 175 человек в возрасте от 15 до 21 года): компьютерно зависимыми считаются лица, набравшие 3 и более баллов по шкале компьютерной зависимости. Те, кто не является компьютерно зависимым, набирают 0 баллов по этой шкале. Те, кто набрал по этой шкале от 6 до 7 баллов, буквально зависимы от компьютера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детско-родительские отношения – это отношения между родителями и детьми во всем их многообразии, в которых родители играют активную роль. Компонентами отношений между родителями и детьми являются: родительское отношение, поведение родителей, семейные роли и отношения ребенка с родителями. Детско-родительские отношения могут быть нормальными или дисфункциональными. Последнее напрямую вызывает трудности в развитии ребенка.
Компьютерная зависимость – это чрезмерное влечение к компьютерно-опосредованной деятельности, которое приводит к негативным изменениям в потребностно-мотивационной и эмоционально-эволюционной сферах личности. Среди видов компьютерной зависимости у подростков особое место занимает зависимость от компьютерных игр. Чрезмерное увлечение подростков компьютерами и компьютерными играми обусловлено рядом факторов – психологических, социально-психологических и социальных. Компьютерная зависимость имеет негативные последствия для подростков на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях. Основными причинами компьютерной зависимости у подростков являются особенности нервной системы, психологические характеристики подростков, стиль воспитания в семье, отсутствие общения и взаимопонимания с родителями и сверстниками, а также специфика компьютеризации. Проявлениями компьютерной зависимости у подростков являются: эйфория от времени, проведенного за компьютером, потеря контроля над временем, проведенным за компьютером, пренебрежение важными делами, учеба ради времени, проведенного за компьютером, удовлетворение основных жизненных потребностей с помощью компьютера, проблемы в основных сферах деятельности.
Семья является важным фактором, влияющим на развитие и эволюцию зависимого поведения, поскольку первичная социализация происходит в семье, то есть семья является объектом профилактики зависимости. Компьютер и интернет – это заменитель тех потребностей подростков, которые не могут быть удовлетворены в семье. Самые важные из них: потребность в независимости, потребность в признании и самореализации, потребность в признании, потребность в общении, потребность в любви и потребность в безопасности. Чрезвычайная важность стиля общения с ребенком с точки зрения развития личности ребенка и его способности удовлетворять свои основные жизненные потребности в значительной степени зависит от стиля родительского общения.
1. Бондаровская, Л.В. Социально-педагогический фактор прямого десоциализирующего влияния семьи на подростка / Л.В. Бондаровская // Вестник экономической интеграции. – 2013. – № 2. – С. 180-185.
2. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А.Я. Варга. – СПб.: Речь, 2001. – 144 с.
3. Васильева, Е. В. Компьютерная зависимость подростка как социально-педагогическая проблема / Е. В. Васильева // Гаудеамус. – 2016. – № 2. – С. 32-39.
4. Галяутдинова, С. И. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями / С. И. Галяутдинова, Е. В. Ахмадеева // Вестник Башкирского ун-та. – 2013. – № 1. – С. 232-235.
5. Гарибашвили, Т.И. Исследования детско-родительских отношений в отечественной психологии / Т.И. Гарибашвили // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. – 2016. – Т. 68, № 13. – С. 119-120.
6. Григорьева, С.А. Семейное неблагополучие как главный факторы заниженной самооценки подростка / С.А. Григорьева // Аллея науки. – 2019. – № 11. – С. 145-160.
7. Грицай, Л.А. Некоторые аспекты подготовки старшеклассников к семейной жизни / Л.А. Грицай // Воспитание школьников. – 2012. – № 8. – С. 47-52.
8. Гришина, А. В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / А. В. Гришина. – Нижний Новгород : НГПУ, 2011. – 19 с.
9. Громова, В.Н. Семейное неблагополучие как фактор предрасположенности к появлению форм девиантного поведения у подростков / В.Н. Громова // Интеллектуальные ресурсы – региональному развитию. – 2020. – № 2. – С. 237-242.
10. Евстигнеева, Ю. М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.13 / Ю. М. Евстигнеева. – М.: МГПУ, 2003. – 20 с.
11. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. – СПб. : Питер, 2011. – 352 с.
12. Карабанова, О.А. Детско-родительские отношения и практики воспитания в семье: кросс-культурный аспект / О.А. Карабанова // Современная зарубежная психология. – 2017. – Т. 6, № 2. – С. 15-26.
13. Колотилова, И. В. Особенности формирования зависимого поведения у подростков / И. В. Колотилова // Социальная политика и социология. – 2011. – № 7 (73). – С. 234-244.
14. Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение, общая характеристика и закономерности развития / Ц. П. Короленко // Обзор психиатрии и медицинской психологии – 1991. – № 3. – С. 8-15.
15. Котляров, А. В. Другие наркотики / А. В. Котлярова. – М. : Психотерапия, 2006. – 480 с.
16. Куракина, Е.В. Понятие и история изучения детско-родительских отношений в малообеспеченных семьях / Е.В. Куракина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. – № 2. – С. 120-126.
17. Ларионова, С.Ю. Интернет-зависимость у подростков // Психологическое образование в России. – 2013. – №2. – С. 241-247.
18. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. – Москва: МОДЭК, 2013. – 256 с.
19. Мороз, Т.С. Психологические особенности детей, подвергшихся насилию в семье / Т.С. Мороз, Т.И. Кучина // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Тула, 19 нояб. 2020 г.) / редкол.: Н.А. Степанова [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2020. – С. 36-38.
20. Оськина, Н. Г. Проблема Интернета и компьютеризации обучения в младшем школьном возрасте / Н. Г. Оськина // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2012. – № 3 (50). – С. 57-59.
21. Пигуль, Г.И. Неблагополучная семья как фактор девиантного поведения подростка / Г.И. Пигуль // Профилактика проявлений экстремизма, террорзма и деструктивного поведения в молодежной среде. – Томск, 2019. – С. 260-264.
22. Прибылова, Ю. О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий / Ю. О. Прибылова // Естествознание в школе. – 2005. – № 4. – С. 35-39.
23. Рыбалтович, Д.Г. Лечение пациентов с игровой зависимостью в Международном институте резервных возможностей человека // Вестник психотерапии. 2013. № 34 (39). С. 18-24.
24. Рыженко, С. К. Психологическое воздействие на игровую компьютерную зависимость младших подростков : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / С. К. Рыженко. – Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2009. – 19 с.
25. Смокова, Е.Ю., Богуш С.Б. Влияние развития информационных технологий на социально-психологическое развитие личности // Территория науки. 2017. № 1. С. 79-84.
26. Солынин, Н.Э. Теоретические представления о структуре детско-родительских отношений / Н.Э. Солынин, М.В. Колгушкина // Молодой ученый. – 2021. – № 6 (348). – С. 313-315.
27. Спиркина, Т. С. Личностные особенности пользователей сети Интернет, склонных к Интернет-зависимости / Т. С. Спиркина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 60. – С. 473-478.
28. Удовенко, Е. В. Интернет-зависимость в подростковом возрасте / Е. В. Удовенко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 4-5. – С. 93-96.
29. Уткина, Т.А. Личностная сфера подростков, склонных к развитию компьютерной зависимости // дис. канд. психол. наук : 19.00.13 / Т.А. Уткина. Московский городской психологопедагогический университет / – Москва, 2013. – 136 с.
30. Ушакова, Е.С. Интернет-зависимость как проблема современного общества // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2014. – № 1. – С. 44-51
31. Шамухаметова, Е. С. Исследование конфликтности в подростковом возрасте / Е. С. Шамухаметова // Научные исследования и разработки : материалы XIX Международной научно-практич. конференции. – М., 2017. – С. 388-390.
32. Шинтарь, Ю. Н. Роль и место Интернет-сети в коммуникации современных подростков / Ю. Н. Шинтарь // Ученые записки КИПУ. – 2016. – № 4. – С. 156-159.
33. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – 2. изд., расшир., доп. – СПб. и др. : Питер, 1999. – 651 с.
34. Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость : формирование, диагностика, коррекция и профилактика : монография / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. – Днепропетровск : Пороги, 2006. – 196 с.
35. Янг, К.С. Диагноз – Интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Интернет.- 2000.-№2.-С.24-29.
36. Mensah, M. K., Kuranchie A. Influence of Parenting Styles on the Social Development of Children // Academic Journal of Interdisciplinary Studies. – 2013. – Vol. 2. – № 3. – DOI: 10.5901/ajis.2013.v2n3p123
37. Patterson, G. R. A social learning approach. Coercive family process. – 1982. – Vol. 3. – Eugene, OR: Castalia Publishing Company. – 368 p.
38. Super, C., Harkness S. The developmental niche: A conceptualization at the interface of the society and the individual [Электронный ресурс] // International Journal of Behavioral Development. 1986. Vol. 9. № 4. P. 545-570. URL: http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/016502548600900409.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты по тесту на выявление Интернет-зависимости Кимберли Янг (адаптация на русский В.А. Бурова).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты