Использование метода проектов в процессе обучения детей с нарушениями слуха на уроках литературного чтения
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование метода проектов в процессе обучения детей с нарушениями слуха на уроках литературного чтения»
по дисциплине: «Сурдопедагогика»
2021
45.00 BYN
Использование метода проектов в процессе обучения детей с нарушениями слуха на уроках литературного чтения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Сурдопедагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Памятка для педагогов «Этапы проектной деятельности».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
1.1 Сущность проектного метода обучения
1.2 Специфика реализации метода проектов в процессе обучения учащихся с нарушениями слуха
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1 Содержание проектной деятельности в процессе обучения детей с нарушениями слуха на уроках литературного чтения
2.2 Конспекты поурочных проектов на уроках литературного чтения
2.3 Рекомендации по использованию метода проектов в процессе обучения детей с нарушениями слуха на уроках литературного чтения
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в настоящее время перед современной системой образования стоит задача поиска новых методов и приемов обучения учащихся с нарушением слуха. Преимущества использования метода проектов в образовательном процессе обусловлены тем, что этот метод активного обучения способствует развитию не только познавательных процессов, но и развитию связной речи. Развитие связной речи является важнейшим условием психического и интеллектуального развития детей с нарушением слуха. Изменения в повседневной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости введения метода проектов в систему начального школьного образования. Использование метода проектов способствует повышению эффективности образовательного процесса, активизирует речь детей, влияет на их мотивацию, скорость восприятия материала, а также оказывает благоприятные условия для усвоения материала по образовательным областям. Метод проектов в процессе обучения детей с нарушениями слуха предоставляет широкие перспективы эффективной организации образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями. Это позволяет устранить препятствия к их обучению и организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных возможностей учащихся. Так, в результате внедрения проектных методов обучения дети с нарушением слуха получают доступ к информации в адаптированном, наиболее удобном для них виде. Облегчается осуществление процесса коммуникации и взаимодействия.
Значительный вклад в изучение различных методов обучения учащихся с нарушением слуха младшего школьного возраста в сурдопедагогикe и сурдопсихологии внесли P. Боскис, И.А. Васильева, Т.Н. Круглик, Т.К. Королевская, А.В. Киселева, О.И. Кукушкина, Т.И. Малиновская, Е.Н. Cороко, и др. За последние десятилетия накоплен значительный теоретический и практический опыт обучения учащихся с нарушением слуха. Разработан, обоснован и экспериментально проверен подход к использованию активных методов и приемов обучения в ходе реализации содержания различных образовательных и предметных областей специального начального среднего образования.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
1.1 Сущность проектного метода обучения
Одним из активных методов обучения является метод проектной деятельности. Проектная деятельность – это метод организованного педагогически освоения обучающимся окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей [14, с. 9].
Т. С. Цыбикова определяет метод проектов, как комплексный метод, который дает возможность детям проявить самостоятельность в планировании, организации, осуществлении и контроле своей коллективной деятельности [23, с. 57].
Е.С. Полат рассматривает метод проектов, как особую организацию совместной деятельности субъектов, направленную на образовательной цели реализацию, путем объединения усилий для решения общей задачи, использования и самостоятельного приобретения необходимых знаний и умений, завершаемую конкретным практическим результатом [15, с. 22].
Результатом метода проектов выступает непосредственно проект. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое [15, с. 23].
Для типологии проектов предлагаются следующие основания для классификации:
1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1 Содержание проектной деятельности в процессе обучения детей с нарушениями слуха на уроках литературного чтения
Цель проектной деятельности: раскрытие возможностей технологии проектной деятельности в процессе обучения учащихся с нарушениями слуха на уроках литературного чтения.
Для решения изложенной проблемы и достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить программные требования по предмету «Литературное чтение».
2. Подобрать темы литературных проектов для учащихся на основе учета их индивидуальных возможностей.
3. Изучить и проанализировать различные информационные источники по теме литературного проекта.
4. Составить разработки уроков с использованием приемов инновационных педагогических технологий и провести апробацию на уроках.
«Литературное чтение» представляет собой учебный предмет, который призван ввести детей в мир художественной литературы, сформировать средствами художественного слова образные представления о человеке и окружающем его мире, отношения к изображённым жизненным явлениям, пробудить у учащихся интерес к книгам и чтению, заложить основы читательской культуры личности, приобщить детей к общечеловеческим и национальным духовным ценностям [20].
Учебная программа по литературному чтению для детей с нарушением слуха предусматривает систему знаний, умений и навыков по развитию речи учащихся, которые углубляются и усложняются из класса в класс. Учащиеся, опираясь на полученные знания, приобщаются к литературе как к искусству слова, постигают литературу как вид искусства через собственное творчество [20].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Метод проектов представляет собой особую организацию совместной деятельности субъектов, направленную на образовательной цели реализацию, путем объединения усилий для решения общей задачи, использования и самостоятельного приобретения необходимых знаний и умений, завершаемую конкретным практическим результатом. Метод проектов включает в себя несколько фаз. Фаза проекта – набор логически взаимосвязанных работ проекта, в процессе завершения которых достигается один из основных результатов проекта. Наиболее общая последовательность фаз проекта: концепция (начальная фаза); разработка; реализация; завершение и защита проекта. При реализации метода проектов в обучении ключевое значение имеет область знаний, в рамках которой он может быть реализован. Проект может быть реализован в рамках одной области знания либо нескольких областей знаний (межпредметный проект).
Метод проекта в процессе обучения учащихся с нарушением слуха имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на особые возможности учащихся с недостатками слуха. Чтобы педагог смог управлять активностью учащихся с нарушением слуха на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него, таким образом, необходимые предметные знания и умения важно правильно подобрать тип проекта. После определения типа проекта важно следовать алгоритму работы над проектом, соблюдая его этапы.
Требования к проектной деятельности учащихся с нарушением слуха основываются на идее индивидуального подхода. Все темы, предлагаемые в качестве «проектных», должны быть посильны пониманию ребенка. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, с помощью учителя). С возрастом сложность проектов повышается, педагог ставит перед детьми более сложные задачи.
Цель проектной деятельности: раскрытие возможностей технологии проектной деятельности в процессе обучения учащихся с нарушениями слуха на уроках литературного чтения. Участники проектной деятельности: в проектной деятельности принимали участие 20 учащихся 4-х классов в возрасте 9-10 лет. Были подготовлены и апробированы следующие проекты:
1. Балашов, А.И. Управление проектами / А.И. Балашов. – М.: Издательство Юрай, 2013. – 383 с.
2. Белинский, В.Г. Активные методы обучения / В.Г. Белинский // Школьный психолог. – 2003. – №3. – С.24–26.
3. Богуцкая, Т. В. Формирование коммуникативных умений у младших школьников с нарушением слуха в условиях внеурочной деятельности / Т. В. Богуцкая, И. П. Пинигина // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2018. – № 4 (37). – С. 36–40.
4. Велкин, Е.Л. Педагогические основы активных методов обучения / Е.Л. Велкин. – Орел: Прайм-пресс, 2009. – 65 с.
5. Григорьева, Е. В. Проектная деятельность в начальной школе для детей с нарушением слуха / Е. В. Григорьева // Наука и образование: новое время. – 2014. – № 2. – С. 196–201.
6. Двуреченская, С. Е. Проблема проектной деятельности в процессе формирования коммуникативной работы учащихся с нарушением слуха / С. Е. Двуреченская // Молодой ученый. – 2020. – № 6. – С. 194-196.
7. Иванова, Л. И. Некоторые подходы по организации проектной деятельности для детей с нарушением слуха / Л. И. Иванова // Научный электронный журнал Меридиан. – 2018. – № 2. – С. 115–117.
8. Ильюшина, С.В. Комплекс заданий по формированию универсальных учебных действий у слабослышащих младших школьников в процессе проектной деятельности / С.В. Ильюшина // Информационно-образовательное пространство особого ребёнка: Материалы XXIII Международной конференции «Ребёнок в современном мире. Дети и информационное пространство». – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. – С. 392-398.
9. Ильюшина, С.В. Система практической помощи сурдопедагогам по формированию общеучебных умений у слабослышащих младших школьников / С.В. Ильюшина, О.А. Красильникова // Вестник психофизиологии. – 2018. - № 2. – С. 70-76.
10. Ильюшина, С. В. Формирование универсальных учебных действий у слабослышащих младших школьников в процессе проектной деятельности / С. В. Ильюшина // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2015. – № 1. – С. 89–94.
11. Красильникова, О. А. Проектная деятельность слабослышащих младших школьников на уроках литературного чтения / О. А. Красильникова // Образовательная интеграция детей с особыми потребностями: социокультурные стратегии и перспективы: материалы XVI Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и социокультурная прогностика». – СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2009. – С. 94–98.
12. Кудренко, Н.В. Формирование коммуникативных учебных действий и компетенций у младших школьников с нарушениями слуха на уроках / Н.В. Кудренко [и др.] // Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Сост. А.Я. Абкович и др. – М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2020. – 484 с.
13. Матяш, Н.В. Методы активного социально-психологического обучения / Н.В.Матяш, Т.А.Павлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 180 с.
14. Петрикевич, А.А. Метод проектов в образовании / А.А. Петрикевич. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008. – 66 с.
15. Полат, Е.С. Метод проектов: типология и структура / Е.С. Полат // Лицейское и гимназическое образование. – 2002. – №9. – С.22-26.
16. Рахманова, Е.В. Теория и практика формирования вербально-коммуникативных умений у слабослышащих младших школьников / Е.В. Рахманова. – Минск: Бестпринт, 2009. – 192 с.
17. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2008. – 80 с.
18. Технологии обучения и воспитания: учеб. метод. пособие / авт. сост. Л. В. Пенкрат [и др].; под ред. Л.В. Пенкрат. – Минск : БГПУ, 2009. – 235 с.
19. Туджанова, К. И. Методологические основы проектно-исследовательской деятельности в обучении лиц с нарушениями слуха // Преподаватель XXI век. – 20l3. – № 2. – Ч. l. – С. 82-90.
20. Учебная программа по учебному предмету «Русская литература (литературное чтение)» для II–V классов второго отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха с русским языком обучения и воспитания [Электронный ресурс]. – Минск: Национальный образовательный портал. – Режим доступа: https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2021-2022-uchebnyj-god/spetsial-noe-obrazovanie-2021-2022.html.
21. Феклистова, С.Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха / С.Н. Феклистова, Л.В. Михайловская, Т.И. Обухова. – Минск: БГПУ, 2011. – 216 с.
22. Храмко, В. В. Подготовка школьников к осуществлению социальной коммуникации в процессе проектной деятельности / В. В. Храмко // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 7. – С. 58–66.
23. Цыбикова, Т.С. Организация проектно-исследовательской деятельности школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий / Т.С. Цыбикова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2014. – №15. – С.57–60.
24. Черникова, Л.В. Методы активного социально-психологического обучения / Л.В. Черникова // Учитель. – 2006. – № 1. – С.45–53.
25. Эффективный педагогический опыт : от теории к практике [Электронный ресурс] : респ. конференция (Минск, 19 ноября 2019 г.) / М-во образования Респ. Беларусь, ГУО «Акад. последиплом. образования», ОО «Белорус. пед. о-во». – Минск : АПО, 2019.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Памятка для педагогов «Этапы проектной деятельности».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты