Методика написания научно-исследовательской работы
БНТУ (Белорусский национальный технический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика написания научно-исследовательской работы»
по дисциплине: «Научно-исследовательский семинар»
2021
45.00 BYN
Методика написания научно-исследовательской работы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Научно-исследовательский семинар
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛСЬКОЙ РАБОТЫ
1.1 Выбор темы и постановка цели научно-исследовательской работы
1.2 Структура научно-исследовательской работы
1.3 Рекомендации по разработке отдельных разделов работы
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ СЛАБОСТЕЙ ПРИ НАПИСАНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛСЬКОЙ РАБОТЫ
2.1 Эффективность организации и процесса исследования
2.2 Основные проблемы организации НИР студентов и магистрантов
2.3 Пути повышения эффективности НИР
ГЛАВА 3. ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ РАБОТЫ
3.1 Сведения о деятельности, направленной на решение поставленных задач
3.2 Личные выводы, основанные на объективном анализе источников
3.3 Практическая значимость исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Ускоренный темп социально-экономических изменений в стране и в системе общественных ценностей, растущий объём информации и тенденций к расширению и трансформации профессиональных функций обусловили изменение требований, предъявляемых обществом к системе высшего профессионального образования в вопросах подготовки будущих специалистов. В связи с этим «приобретают практическую значимость умения специалиста адекватно воспринимать сложные ситуации жизни, правильно их оценивать, быстро адаптироваться к новым познавательным ситуациям, целенаправленно перерабатывать имеющуюся информацию, искать и дополнять её недостающей, знать закономерности её оптимального использования, прогнозировать результаты деятельности, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал» [8, с. 2]
Важное место в реализации приоритетных направлений образования в современном информационном обществе занимает научно-исследовательская деятельность учащихся, цель которой – приобщение учащихся (студентов) к научной работе, творческое развитие личности, пробуждение инициативы, стремления к самостоятельному поиску, выявление профессиональных предпочтений, формирование умений публичного выступления, лидерских качеств. Научно-исследовательская работа – это система методов, средств и организационных мероприятий, обеспечивающих усвоение разных этапов научно-исследовательского цикла, который включает фундаментальные (научные) исследования, проектные работы [9, с. 3]. Главная задача состоит в том, чтобы привить учащимся вкус к исследовательской деятельности, потребность в мыслительной работе, требующей усердия, старательности, самостоятельности мышления; немаловажно – научить писать работы такого формата [9].
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛСЬКОЙ РАБОТЫ
1.1 Выбор темы и постановка цели научно-исследовательской работы
Начальным этапом работы является выбор темы. Выбор темы работы — очень важный момент, поскольку тема предопределяет весь дальнейший ход работы. Тема работы не должна быть ни слишком широкой, ни слишком узкой. В то же время, чем меньше слов в названии темы, тем она шире, охватывает более широкое поле деятельности. И наоборот, — чем больше слов в названии, тем тема (уже) охватывает более узкую область.
Требования к теме научно-исследовательской работы:
1. актуальность и новизна (соответствие современному состоянию определенной науки);
2. научность (корректность употребления терминов, понятий, формулировок);
3. проблемность (тема должна иметь исследовательско-поисковый характер);
4. точность (соответствие объективно существующим в науке фактам); оригинальность (тема не должна быть шаблонной) [9, с. 3].
Перечислим приемы, которые студент может использовать для выбора темы:
1. Ознакомление с обзорами достижений науки и техники. В настоящее время многие журналы регулярно публикуют критические обзоры новейших научных и технических достижений, что облегчает студентам и молодым специалистам ориентацию в малоизученной тематике современной науки. Такие обзоры практически все журналы уже размещают у себя на сайтах в электронном виде.
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ СЛАБОСТЕЙ ПРИ НАПИСАНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛСЬКОЙ РАБОТЫ
2.1 Эффективность организации и процесса исследования
В практике принято выделять два основных вида научно-исследовательской работы студентов:
1. Учебная НИРС, предусмотренная действующими учебными планами (рефераты, доклады, сообщения, курсовые и дипломные работы).
2. Внеучебная НИРС сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами [12, с. 12].
Наиболее важной частью НИРС является УИРС – учебно-исследовательская работа студентов. Необходимо отметить, что количество учебных часов, отведенное на УИРС, недостаточно. Поэтому одной из главных проблем является то, что НИРС в вузах организована не лучшим образом, большая часть студентов почти не участвует в НИР, что
ослабляет влияние этого фактора на их профессиональное развитие. Согласно проводимому С.В. Нужновой исследованию, только 22,1 % студентов занимаются научными исследованиями, а доля студентов, НИР которых оплачивается, составляет всего 1,4 % от общей численности [13].
В ходе анкетирования, проведенного Т.Г. Ильиной [6] среди студентов экономического факультета ТГУ, было установлено: большинство опрошенных студентов экономического факультета ответили, что реализуют свою НИР через выполнение курсовых работ (90 %), подготовку рефератов (80 %) и научных докладов в рамках читаемых курсов (71 %), а также путем выполнения различных исследовательских и лабораторных работ (62 %).
ГЛАВА 3. ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ РАБОТЫ
3.1 Сведения о деятельности, направленной на решение поставленных задач
В заключении необходимо показать, каким образом решены поставленные задачи исследования. Заключение должно содержать выводы и предложения, обоснованные учащимся в процессе выполнения работы. Как правило, они содержат:
- констатацию проделанной работы;
- классификацию или перечень основных направлений развития объекта и предмета исследования;
- результаты теоретических исследований и характер ожидаемых изменений различных экономических параметров после внедрения предложений;
- выводы о теоретическом, методическом и практическом значении проделанной работы.
Для уточнения логики построения всей работы полезен следующий прием: сопоставьте задачи исследования с названиями разделов (подразделов) работы и с выводами в заключении. Если количество и содержание задач и выводов согласуются между собой и соответствуют названиям разделов (подразделов), значит логическая структура вашей работы выдержана. Такой прием позволяет определить все логические огрехи исследования и его выводов, исправление которых позволит придать работе логическую цельность и стройность. Автор научно-исследовательской работы обязан ссылаться на источники и материалы, которыми он пользуется в процессе собственного исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Научно-исследовательская работа учащихся имеет весомое значение в реализации приоритетных направлений образования в современном информационном обществе, цель которой – приобщение учащихся (студентов, магистрантов и т.д.) к научной работе; творческое развитие личности, пробуждение инициативы, стремления к самостоятельному поиску, выявление профессиональных предпочтений, формирование умений публичного выступления, лидерских качеств. Научно-исследовательская работа – это система методов, средств и организационных мероприятий, обеспечивающих усвоение разных этапов научно-исследовательского цикла, который включает фундаментальные (научные) исследования, проектные работы.
Начальным этапом работы над научным исследованием является выбор темы – ключевой момент, поскольку тема предопределяет весь дальнейший ход работы. Требованиями к теме научно-исследовательской работы являются: актуальность и новизна, научность, проблемность, точность.
Структура научно-исследовательской работы состоит из: титульного листа, содержания, перечня условных обозначений, введения, основной части. Заключения, библиографии и приложений.
Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности проявляются в проблемных ситуациях, когда существующего научного знания оказывается недостаточно для решения новых познавательных задач. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений.
Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем нередко имеет не меньшее значение, чем их решение. По существу, именно выбор проблемы если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление исследовательского поиска в особенности.
1. Багдасарьян, И. С. Методы и методики НИР. Курсовая работа : учебно-методическое пособие / сост. И.С. Багдасарьян. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2-16. – 35 с.
2. Болдин, А. П. Основы научных исследований: учебник / А. П. Болдин. В. А. Максимов. – М. : Академия, 2001. – 113 с.
3. Бубенчиков. А. А. Основы научных исследований: учеб. пособие / А.А. Бубенчиков. – Омск: ОмГТУ, 2019. – 158 с.
4. Григоренко Е.В. Портфолио в вузе: методические рекомендации по созданию и использованию. – Томск: Томский государственный университет, НОЦ «Институт инноваций в образовании», Институт дистанционного образования, 2007.
5. Демченко, З.А. Научно-исследовательская деятельность студентов высших учебных заведений в России (1950–2000-е гг.): исторические предпосылки, концепции, подходы: монография / З.А. Демченко // Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова. – Архангельск : ИПЦ САФУ, 2013. – 255 с.
6. Ильина, Т. Г. Проблемы организации научно-исследовательской работы студентов-экономистов [Электронный ресурс] // Проблемы учета и финансов. – Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/287449149.pdf.
7. Кусакина, О. Н., Ермакова, Н. Ю. Проблемы организации научно-исследовательской работы магистрантов [Электронный ресурс] // Образование, наука и производство. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-organizatsii-nauchno-issledovatelskoy-raboty-magistrantov.
8. Лохонова Г.М. Научно-исследовательская работа студентов вуза как компонент профессиональной подготовки будущих специалистов // Актуальные проблемы современной педагогики: матер. междунар. заочной науч.-практ. конф. – Ч. I (15 февраля 2010 г.). – Новосибирск: ЭНСКЕ, 2010. – 180 c.
9. Методические рекомендации по написанию и оформлению научно-исследовательском работы [Электронный ресурс] // Академия последипломного образования. – Режим доступа: http://www.academy.edu.by/files/met%20rek-sov.pdf.
10. Методические указания по написанию научно-исследовательской работы [Электронный ресурс] // МГУ им. М.В. Ломоносова. Факультет глобальных процессов. – Режим доступа: http://fgp.msu.ru/wp-content/uploads/2016/07/metodicheskie-ukazanija-po-napisaniju-nir.pdf.
11. Методология и методы социологического исследования: учебник / Санкт-Петербургский государственный университет; под ред. В.И. Дудиной, Е.Э. Смирновой. – Санкт-Петербург: Издательство СанктПетербургского Государственного Университета, 2014. – 388 с.
12. Миронов В.А., Майкова Э.Ю. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов. – Тверь: ТГТУ, 2004. – С. 12–20.
13. Нужнова С.В. Организация научноисследовательской деятельности студентов при подготовке к профессиональной мобильности. – Троицк: ЧелГУ, 2012. – 188
14. Опыт и проблемы организации научно-исследовательской работы студентов. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции и X республиканского научно-методического семинара (15–17 октября 1997 г., Минск). – Минск: БГУ, 1997. – 329 с.
15. Петрова С.Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов / С.Н. Петрова // Молодой ученый. – 2011. – № 10, т. 2. – С. 173–175.
16. Практическая значимость результатов исследования [Электронный ресурс] // СибАК. – Режим доступа: https://sibac.info/blog/prakticheskaya-znachimost-rezultatov-issledovaniya.
17. Сердученко Ю.В., Тыш Э.Е., Татьяненко С.А. Электронное портфолио в системе подготовки будущего инженера / http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/6942-2013-03- 18-10-11-35).
18. Соловова, Н. В. [и др.]. Научно-исследовательская работа: уровень магистратуры: учеб. пособие / Н.В. Соловова [и др.]. – Самара : Изд-во Самарского ун-та, 2018. – 120 с.
19. Тимофеева А.С., Федина В.В., Бурякова А.В. Значение курсовых работ в подготовке квалифицированных специалистов / А.С. Тимофеева [и др.] // Сборник научных трудов. Направление 1. – Белгород, 2003. – Ч. 1. – C. 172–173.
20. Тимофеева А.С., Федина В.В., Петрова Л.П. Научно-исследовательская работа студентов в технических вузах / А.С. Тимофеева [и др.] // Сборник научных трудов. Направление 1. – Белгород, 2003. – Ч. 1. – C. 174–175.
21. Тяглова, Е. В. Методика апробации исследовательской деятельности учащихся / Е. В. Тяглова // Исследовательская работа. – 2006. – №1. – С. 128–135.
22. Яшина, Л. А. Основы научных исследований: учеб. пособие / Л. А. Яшина. – Сыктывкар : СыктГУ, 2007. – 71 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты