Соотношение музыкального и эмоционального интеллекта у студентов
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Соотношение музыкального и эмоционального интеллекта у студентов»
по дисциплине: «Методы и технологии психологической помощи»
2021
45.00 BYN
Соотношение музыкального и эмоционального интеллекта у студентов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методы и технологии психологической помощи
Организация: БГПУ имени Максима Танка
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводные таблицы результатов диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты корреляционного анализа.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ» В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятие «эмоциональный интеллект» в современной психологии
1.2 Понятие «музыкальный интеллект» в современной психологии
1.3 Влияние эмоций на формирование музыкального интеллекта у студентов
1.4 Взаимосвязь эмоционального и музыкального интеллекта у студентов
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ
2.1 Психологическая диагностика особенностей эмоционального интеллекта у студентов
2.2 Психологическая диагностика особенностей музыкального интеллекта у студентов
2.3 Исследование взаимосвязи между эмоциональным и музыкальным интеллектом у студентов
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что учебная и внеучебная деятельность, связанная с музыкальным искусством, обладает специфическими возможностями в плане развития эмоционального, так, на учебных занятиях музыка способна выполнять следующие функции:
− быть участником коммуникации, стимулирующим учащихся к постижению мира другого, к расшифровке закодированной в музыкальном произведении информации (в единстве формы и содержания);
− быть средством/языком общения, представляющим определенную знаковую систему.
В результате любой вид музыкальной деятельности в той или иной степени стимулирует развитие эмоциональной сферы личности. Распространенной формой работы на уроках музыки, связанной с ее восприятием и содействующей развитию эмоционального интеллекта учащихся, является «перевод» музыкальной информации (ее эмоциональной составляющей) в иную художественную плоскость.
Эмоциональный интеллект является довольно новой психологической концепцией, этот феномен признаётся всё большим числом исследователей. Составляющие эмоционального интеллекта важны и необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, развитие этих составляющих способствует личностному, а также профессиональному росту личности, влияя на его успешность в жизни. Проблема изучения эмоционального интеллекта является новой для психологии, и её активная разработка ведётся с 1990 года. Предпринимаются попытки рассмотрения эмоционального интеллекта, как единства аффекта и интеллекта в процессе развития человека, но пока не получили должной разработки. Это еще раз подтверждает актуальность работы.
В настоящий момент существуют различные подходы к пониманию сути и структуры структуры эмоционального интеллекта (R. Bar-On; D. Goleman; J. Mayer, P. Salovey, D.R. Caruso; И.Н. Андреева; Д.В. Люсин; Е.А. Сергиенко, И.И. Ветрова, Г. Гарднер и др.). Однако единая согласованная теория эмоционального интеллекта не разработана. Тем не менее, необходимость изучения эмоционального интеллекта диктуется запросами практики, заключающимися в определении факторов, влияющих на эффективность профессиональной деятельности и социально-психологической адаптации личности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ» В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятие «эмоциональный интеллект» в современной психологии
Термин «эмоциональный интеллект» появился в зарубежной психологии в конце ХХ в. Изначально под «эмоциональным интеллектом» понимали способности перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений [4, с. 578]. За последние 14 лет зарубежными и отечественными психологами было проведено множество исследований с целью проанализировать и доработать определения эмоционального интеллекта, создать наиболее полную модель данного конструкта, а также изучить возможности применения компонентов эмоционального интеллекта при создании различных профилактических, коррекционных, реабилитационных программ.
В настоящее время происходит активная разработка проблематики эмоционального интеллекта. Вместе с тем при внимательном ознакомлении с распространёнными представлениями об ЭИ оказывается, что содержание этого понятия довольно широко и расплывчато. Идея ЭИ выросла из понятия социального интеллекта. Особенно близко к понятию ЭИ подошёл Г. Гарднер, который в рамках своей теории множественных интеллектов описал внутриличностный и межличностный интеллект. Способности, включённые им в эти понятия, имеют непосредственное отношение к эмоциональному интеллекту [7, с. 56].
Данная концепция стала основой для создания Дж. Мэйером, П. Сэловейем и Д. Карузо понятия и, в дальнейшем, первой модели эмоционального интеллекта [17]. Первоначальный вариант этой модели был предложен в 1990 г. Авторы определили «эмоциональный интеллект» как способность идентифицировать собственные эмоции и эмоции окружающих и использовать эту информацию для принятия решений. Эмоциональный интеллект включает способности точно различать эмоции, вызывать эмоции для содействия мышлению, понимать эмоции и эмоциональные знания и осознанно регулировать эмоции, чтобы способствовать эмоциональному и интеллектуальному росту [17, с. 197].
ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ
2.1 Психологическая диагностика особенностей эмоционального интеллекта у студентов
Психологическая диагностика особенностей эмоционального интеллекта у студентов проводилась с использованием следующих психодиагностических методик:
1. Тест «Эмоциональный коэффициент» Ж.-М. Беар – позволяет определить общий уровень развития эмоционального интеллекта, а также три его парциальные способности: отношение к себе (внутренний EQ, или эмоции, направленные на себя), отношение к другим (социальный EQ, или эмоции, направленные на понимание собеседника) и отношение к жизни (экзистенциальный EQ, или эмоции, делающие жизнь более гармоничной) [11].
2. «Опросник эмоционального интеллекта» К. Барчард, который включает 68 вопросов и 7 шкал: 1) «Позитивная экспрессивность»; 2) «Негативная экспрессивность»; 3) «Внимание к эмоциям»; 4) «Принятие решений на основе эмоций»; 5) «Сопереживание радости»; 6) «Сопереживание несчастья»; 7) «Эмпатия». Опросника обладает хорошими психометрическими свойствами, включая адекватную внутреннюю согласованность шкал и факторную структуру. Он написан в формате легких для понимания коротких утверждений [12].
В исследовании приняли участие 90 студентов из четырех учебных групп, обучающиеся по специальности «Социальная и психолого-педагогическая помощь» БГПУ имени Максима Танка, факультет социально-педагогических технологий. Сводные таблицы диагностики представлены в приложении А.
Эмоциональный интеллект (EQ или ЭИ) обозначает способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих. Считается, что ЕQ определяет адаптивность человека [1, с.35]. В результате обработки показателей по тесту «Эмоциональный коэффициент» Ж.-М. Беар были подсчитаны средние баллы по трем шкалам и общему показателю эмоционального интеллекта в четырех студенческих группах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического обзора были рассмотрены основные подходы к определению эмоционального интеллекта в современной психологии с позиций зарубежных и отечественных ученых. Основными характеристиками эмоционального интеллекта выступают: эмпатия, ассертивность, самооценка, толерантность. Развитые компоненты эмоционального интеллекта свидетельствуют о том, что человек одновременно хорошо осознает свое собственное эмоциональное состояние, даже негативное - разочарование, печаль или что-то более тонкое, - и способен идентифицировать их и управлять ими.
Музыкальный интеллект – это вид интеллекта, который включает в себя способность различать шаг, ритм, тембр и тон. Этот тип интеллекта позволяет нам чувствовать, создавать, воспроизводить музыку.
Влияние эмоций на формирование музыкального интеллекта у студентов имеет два аспекта. С одной стороны оно имеет все черты, присущие восприятию искусства в целом, а с другой имеет свои специфические характеристики, которые обусловлены особенностями музыкального искусства. Доказано влияние положительных эмоций на развитие музыкального интеллекта, дивергентного мышления и творческих способностей.
Взаимосвязь музыкального и эмоционального интеллекта у студентов проявляется в том, что для адекватного, полноценного усвоения эмоциональной информации студенту необходимо: обладать способностью распознавать эмоции, управлять ими; уметь безошибочно воспринимать мир другого человека, вызвать в себе эмоциональное созвучие с его переживаниями; обладать способностью самомотивации, то есть обладать определенным уровнем эмоционального интеллекта.
В результате проведения эмпирического исследования было установлено, что в исследуемой выборке студентов преобладают лица со средним и высоким уровнем эмоционального интеллекта (по данным теста Ж.-М. Беар). студенты демонстрируют более развитую способность к проявлению внимания к эмоциям, что связано с развитой способностью к прочтению изменяющейся социальной информации по невербальным признакам, в том числе по лицевой экспрессии. Также студенты демонстрируют более развитые навыки в сопереживании радости, в проявлении позитивной экспрессивности и проявлении эмпатии.
1. Андреева, И.Н. Структура и типология эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Автореф. дисс….доктора психол.наук. – Минск: БГУ, 2017. – 40 с.
2. Белобрагин, В. В. Социальная психология музыкальной сферы: учебно-методическое пособие / В. В. Белобрагин. – М. Научный консультант, 2017. – 54 с.
3. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: монография / Д.Б. Богоявленская. – Самара : Издательский дом «Федоров», 2009. – 416 с.
4. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб. : ПРАИМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 672 с.
5. Волкова, Е. В. Интеллект, креативность и продуктивность освоения профессиональной деятельности / Е. В. Волкова // Психологический журнал. –2011. – Т. 32. – № 4. – С. 83–94.
6. Выготский, Л. С. Вопросы возрастной психологии / Л.С.Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 224 с.
7. Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / Г. Гарднер. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 512 с.
8. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер // Музыкальная психология и психология музыкального образования: хрестоматия. Часть 2: хрестоматия / Сост.-ред. С.В. Шишкина. – Саранск : МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2014. – 125 с.
9. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. – М. : АСТ, 2008. – 478 с.
10. Изард К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб.: Питер, 2008. – 520 с.
11. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 448 c.
12. Князев, Г. Г. Адаптация русскоязычной версии опросника эмоционального интеллекта К. Барчард / Г.Г. Князев // Психологический журнал. – 2012. – № 4. – С. 119–120.
13. Лобанов, А. П. Актуальные проблемы психологии интеллекта. В 2-х ч. Ч.1: Учебно-методическое пособие / А.П.Лобанов, С.И.Коптева. – Минск : НЕССИ, 2000. – 96 с.
14. Любарт, Т. Психология креативности ; пер. с фр. / Т. Любарт [и др.]. – М. : «Когито–Центр», 2009. – 215 с.
15. Люсин, Д.В. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М. : Институт психологии РАН, 2004. – С. 29 - 36.
16. Манойлова, М.А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов / М.А. Манойлова. – Псков : ПГПИ, 2004. – 60 с.
17. Мэйер, Дж. Эмоциональный интеллект / Дж. Мэйер. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. – 345 с.
18. Петрушин, В. И. Развитие творческих способностей / В. И. Петрушин. – М. : Юрайт, 2017. – 221 с.
19. Психологическая зрелость личности / Под общ. ред. Л. А. Головей. – СПб.: Скифия-принт, СПбГУ, 2014. – 240 с.
20. Субота, М.В. Эмоциональное восприятие музыки: экспериментальный аспект / М.В. Субота // Приволжский научный вестник. – 2014. – №2. – С. 180-186.
21. Сулейманов, Р.Ф. Психология профессионального мастерства музыканта-инструменталиста / Р.Ф. Сулейманов. ‒ Казань: Изд-во Института экономики, управления и права «Познание», 2010. – 328 с.
22. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов // Проблемы индивидуальных различий. – М. : МГУ, 2006. – 251с.
23. Ушаков, Д. В. Современные исследования творчества / Д. В. Ушаков // Психология. – 2005. – № 4. – С.53-56.
24. Ушаков, Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М. : Аспект, 2009. – 120 с.
25. Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности / Ю.А. Цагарелли. – СПб.: Композитор, 2008. ‒ 368 с.
26. Юрьева, О.В. Эмоциональный интеллект и особенности самоактуализации личности / О.В. Юрьева // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2019. – №1. – С. 55-63.
27. Bar-On R. The Bar-On Emotional Quotient Inventory (EQ-i): Technical Manual. Toronto: Multi-Health Systems, 1997. – 112 р.
28. Eskine, K. E. Effects of music listening on creative cognition and semantic memory retrieval / Katherine E. Eskine, Ashanti E. Anderson, Madeline Sullivan, Edward J. Golob // Psychology of Music. – 2018. - Vol 48, Issue 4. – РР. 513-528.
29. Petrides K.V., Furnham A. On the dimensional structure of emotional intelligence // Personality and Individual Differences. – 2000. – V. 29. – P. 313–320.
30. Ritter, S. Fostering students’ creative thinking skills by means of a one-year creativity training program / S.Ritter // PLoS ONE. – 2020. – Vol 15, Issue 3.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводные таблицы результатов диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты корреляционного анализа.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты