Развитие связной речи на уроках математики
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие связной речи на уроках математики»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
45.00 BYN
Развитие связной речи на уроках математики
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Организация: Средняя школа №16, ГУО (г. Мозырь)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список учащихся
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Наглядный материал для исследования связной речи у учащихся младшего школьного возраста
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «связная речь»
1.2 Особенности овладения связной речью младшими школьниками
1.3 Развитие связной речи на уроках математики
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
2.1 Методика и организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Организация работы по развитию связной речи на уроках математики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. Без речевого общения невозможно представить человеческое общение. Одним из важнейших компонентов всестороннего развития личности ребёнка является развитие его речи.
Среди умений и навыков, которые необходимо развивать у младших школьников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и дальнейшее приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития учащихся, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями [25].
Овладение связными формами высказываний — сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
Проблема развития связной речи издавна интересовала многих исследователей: таких как К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, А.М. Леушина, А.М. Бородич и др., психологов – С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. и логопедов А.В. Ястребова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьева и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «связная речь»
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [19, с. 54]. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: процесс, деятельность говорящего; продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение.
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования [1, с. 87].
В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
2.1 Методика и организация исследования
Цель - изучить уровень развития связной речи учащихся младших классов.
Задачи:
1. Изучить способность учащегося составлять законченное высказывание на уровне фразы.
2. Выяснить способность устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в законченные фразы.
3. Изучить способность детей использовать лексико-грамматические конструкции при построении фразы.
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №16 г.Мозыря».
В эксперименте принимало участие 15 детей возраст которых 7-9 лет (Приложение А).
Нами в соответствии с задачами исследовательской работы были отобраны: ряд диагностических заданий из методики обследования связной речи В.П. Глухова, а также серия заданий из разных литературных источников, где при построении фразы необходимо использовать различные части речи и усложнение структуры фразы [5; 24].
В качестве метода нами был использован анализ психолого-педагогической документации (речевых карт детей), позволивший изучить характер речевого нарушения и логопедическое заключение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема сформированности математических знаний у младших школьников актуальна и значима в настоящее время, так как уровень её сформированности определяет полноту познания учебного материала.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что большое количество исследователей обращают внимание на тему «связная речь». Многие работы опираются на необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи на уроках математики.
Последовательность, с которой осуществляется овладение связной речи с сохранной и нарушенной речью, протекает в русле общих закономерностей развития. Главным является учёт этих закономерностей индивидуально к ребёнку.
Проводя диагностическое изучение связной речи мы увидели, что: недостаточное связности и последовательности изложения; информативности; бедность и стереотипность лексико-грамматических средств языка; пропуски смысловых звеньев и ошибки; повторы слов, паузы по тексту; незаконченность смыслового выражения Одним из необходимых условий дальнейшего развития ребенка является создание мотивации общения. В процессе логопедических занятий рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказывания, что стимулирует речевое развитие.
Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности на уроках математики: активное общение на уроках, обсуждение правил и выполнения заданий на уроках, беседа о возникающих ошибках в процессе выполнения задания.
1. Алексеева, М.М. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. –4-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИЦ Академия, 2015. – 448 с.
2. Алферов, А.Д. Психология развития школьников / А.Д. Алферов. – Ростов на Дону, 2000. – 125 с.
3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез., 2004. – 290 с.
4. Вертелецкая Е.Н. Развитие речи в процессе изучения школьного курса математики (доклад) [Электронный ресурс] / Е.Н. Вертелецкая. Стаевская средняя общеобразовательная школа stayevo.68edu.ru – 2013, – URL: http://stayevo.68edu.ru/pdf/380.pdf
5. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2002. – 144 с.
6. Гнеденко, Б.В. О развитии мышления и речи на уроках математики. Математика в школе / Б.В. Гнеденко, 1976, – 153 с.
7. Далингер, В.А. Развитие математической речи учащихся при обучении математики [Электронный ресурс] / В.А. Далингер // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 6. –172 с. URL: http://www.toptechnologies.ru/ru/article/view?id=34682
8. Данильченко, О.Н. Развитие связной речи младших школьников // Совушка. 2018. – 321 с.
9. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: 1990. – 212 с.
10. Зарубина, Н.Д. Методика обучения связной речи / Н.Д. Зарубина. –Москва: Издательство «Русский язык», 1997. – 308 с.
11. Ковалько, В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1-4 классы) по развитию связной речи на уроках по математике. – М.: Эксмо, 2007. – 512 с.
12. Козлова, О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. / О.А. Козлова // Начальная школа. – 2004. – № 11. – 98 с.
13. Масловская, Т. А. Дидактические игры на уроках математики / Т. А. Масловская // Начальная школа. – 2003. - № 2. – 172 с.
14. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А.Леонтьев.— Москва: Смысл, 1997. – 365 с.
15. Лисицина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисицина. – СПб: Питер, 2009. – 320 с.
16. Новотворцева, Н.В. Энциклопедия речевого развития / Н.В. Новотворцева. – Росмэн, 2008. – 192 с.
17. Носкова, Л.П. Методика развития речи младших школьников / Л.П. Носкова. – Москва: ВЛАДОС, 2004. – 401 с.
18. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учебник для студентов пед. уч-щ и колледжей / И.П. Подласый. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 463 с.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – 468 с.
20. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада и уч. нач. классов. / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.
21. Ткаченко, Т.А. Формирование связной речи. Сборник упражнений и методических рекомендаций. – Москва, 2003. – 153 с.
22. Филичева, Т.Б. Основы логопедии : учеб. пособие для студ. сред. спец. заведений. – Москва : Просвещение, 2015. – 223 с.
23. Филичева, Т.Б. Совершенствование связной речи. – Москва, 1994. – 231 с.
24. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
25. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М.: Владос, 2000. – 187 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список учащихся
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Наглядный материал для исследования связной речи у учащихся младшего школьного возраста
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты