Финансовые холдинги: цели, задачи, направления деятельности
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Финансовые холдинги: цели, задачи, направления деятельности»
по дисциплине: «Финансы»
2021
45.00 BYN
Финансовые холдинги: цели, задачи, направления деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Финансы
Организация: УКХ МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД, ОАО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках 2018-2020гг.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ХОЛДИНГОВ
1.1 Цели создания и преимущества холдингов как особой формы функционирования интегрированного бизнеса
1.2 Задачи и направления деятельности финансовых холдингов
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВОГО ХОЛДИНГА НА ПРИМЕРЕ ОАО «УКХ МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «УКХ Минский моторный завод»
2.2 Анализ эффективности деятельности холдинга
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЛДИНГА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современная экономическая политика, имеющая целью достижение устойчивого экономического роста, связана с созданием основных институтов рыночной экономики. На первый план выдвигается вопрос становления интегрированных корпоративных структур, в качестве организационно-хозяйственных форм которых выступают холдинги. С началом массовой приватизации совпадает время появления таких структур интеграции, как холдинги. Развитием процесса создания интегрированных корпоративных структур является становление холдингов.
В теории выделяют несколько типов холдингов, все эти типы располагаются между двумя основными полюсами. На одном полюсе находятся финансовые холдинги. Они состоят из самостоятельных бизнес-единиц, имеющих слабые связи с управляющей компанией. Функции управляющей компании для данного типа заключаются, прежде всего, в финансовом контроле путем бюджетирования прибыли и денежного потока.
На современном этапе развития рыночных отношений в белорусской экономике одним из способов эффективного развития бизнеса и его адаптации к постоянно меняющимся условиям функционирования является осуществление внутренних реорганизационных процедур в крупных компаниях (путем процессов управления, планирования, извлечения из организации внутренних бизнес-процессов дополнительных преимуществ), сопровождающееся централизацией капитала и его движением в сферы наиболее выгодного использования. Действенной формой централизации капитала и функционирования крупного бизнеса является создание холдинговых структур.
Процессы реорганизации финансового управления компаний, образование крупных конкурентоспособных структур, повышение эффективности их деятельности и создание синергетического эффекта от грамотной организации внутренних процессов являются приоритетными задачами современных холдинговых структур в среднесрочной перспективе. В этих условиях для всестороннего использования потенциала компаний необходима организация хозяйственных структур, способных к самостоятельному интенсивному развитию, эффективному функционированию и усилению инвестиционной привлекательности.
Необходимость достижения абсолютного конкурентного преимущества в условиях снижения потребительского спроса во всех направлениях деятельности приводит к реформированию сложившихся или складывающихся холдинговых структур и вывод их на качественно новый уровень, характеризующийся максимальной оперативностью и управляемостью.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ХОЛДИНГОВ
1.1 Цели создания и преимущества холдингов как особой формы функционирования интегрированного бизнеса
Постоянно происходящие процессы создания новых компаний, организационно-правовые преобразования уже действующих (слияние, присоединение, выделение самостоятельных фирм), их ликвидация и банкротство сопровождаются движением капитала в те сферы экономики, где ожидается его наиболее рентабельное использование. Одной из эффективных форм централизации капитала является создание и функционирование сложных хозяйственных систем, представляющих собой группу взаимосвязанных организаций, имеющую определенную внутреннюю структуру (далее – Группа) [11, c. 29].
С одной стороны, требованием времени становится оперативная активность, связанная с рынком (маркетинговая политика, рыночная стратегия) и с финансовой самостоятельностью, с другой – все же требуется единый центр общего руководства. Мировой опыт показывает, что структурой, сочетающей эти особенности, является именно холдинговая структура.
Таким образом, бурно протекающие социально-экономические и политические процессы, сопровождающие интеграцию Республики Беларусь в мировое экономическое сообщество, способствуют созданию интегрированно-универсального холдинга, который органически сочетает в себе и синергию, и диверсификацию.
В настоящее время холдинговые структуры функционируют на Западе и в Республике Беларусь во многих важнейших отраслях хозяйства: в банковской и финансовой сфере, промышленности, строительстве, на транспорте.
Термин «холдинг» является производным от английского hold – «держать», то есть это компания, которая владеет контрольными пакетами акций других компаний (держит эти пакеты) [11, c. 30].
Однако в международной и отечественной практике под термином «холдинг» скрываются разные понятия.
Например, в соответствии с законодательством Великобритании холдингом называется компания А, которая контролирует деятельность дочерних компаний путем:
- большинства голосов в дочерних компаниях;
- назначения большинства членов совета директоров дочерних компаний;
- наличия договора с дочерними компаниями, по которому компания А обладает большинством голосов на собраниях акционеров даже при отсутствии контрольного пакета.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВОГО ХОЛДИНГА НА ПРИМЕРЕ ОАО «УКХ МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «УКХ Минский моторный завод»
Открытое акционерное общество «Управляющая компания холдинга МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» – крупнейшее предприятие Беларуси, а также ведущий производитель современных дизельных двигателей среди стран СНГ и занимает лидирующее место по количеству выпускаемых тракторных и комбайновых двигателей.
Минский моторный завод расположен в юго-восточной части города Минска. Расстояние от центра города составляет около 3,5 км. С сетью железных дорог завод связан подъездным путем протяженностью около 2 км, связанным со станцией Степянка магистрали Москва – Брест.
ОАО «УКХ ММЗ» имеет 2 промышленные площадки: по ул. Ваупшасова и по ул. Стебенева.
Промышленная площадка по ул. Ваупшасова размещена на площади 32,13 гектара, производственные площади под основное производство составляют 8 гектаров. Имеющиеся производственные площади обеспечены инженерными коммуникациями (водоснабжение, электричество, канализация, связь, наличие двух собственных артезианских скважин, очистные сооружения и т.д.).
Основными направлениями деятельности открытого акционерного общества «Управляющая компания холдинга МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» являются:
– производство и сбыт на внутреннем рынке и за рубежом дизельных двигателей и запчастей к ним, спец. алюминиевого литья, комплектующих изделий, технологического оборудования, товарного инструмента;
– выполнение конструкторских и проектно-технологических работ, для чего открытое акционерное общество «Управляющая компания холдинга МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» имеет конструкторскую, экспериментальную и производственную базу;
– производство и сбыт строительной техники (автобетоносмесителей, бетононасосов), установки дизель-генераторные, компрессоров, воздуходувок для установок ямочного ремонта асфальтового покрытия;
– производство и сбыт товаров народного потребления;
– оптовая и розничная торговля товарами собственного производства, а также покупными товарами;
– осуществление внешнеэкономической деятельности;
– гарантийное и сервисное обслуживание реализованной потребителям продукции.
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЛДИНГА
Важным в деятельности ОАО «УКХ «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» является его конкурентное преимущество, от которого напрямую зависит его эффективность деятельности.
Качество – важнейшая характеристика, обеспечивающая конкурентоспособность продукции в ОАО «УКХ «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» в целом. Если ранее главным показателем в конкуренции товаров была цена, а затем уже качество, то теперь качество становится главным фактором завоевания международных рынков.
Повышение конкурентоспособности ОАО «УКХ «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» и стремление выхода на международные рынки сопровождается повышением заинтересованности к внедрению систем менеджмента качества (СМК) на базе международных стандартов ISO серии 9001 : 2000. Совершенствование системы менеджмента качества в организации позволит получить тендерные преимущества, совершенствовать систему менеджмента, развивать атмосферу сотрудничества и оптимизировать производственные процессы.
В соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2008 СМК должна быть задокументирована, а вся документация в ОАО «УКХ «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» должна поддерживаться в актуальном состоянии.
Система бизнес-моделирования Business Studio разработана специально для поддержки полного цикла проектирования эффективной системы управления качеством – «Проектирование – Формирование регламентирующих документов – Доведения регламентов до исполнителей – Контроль и мониторинг показателей – Оптимизация».
В системе бизнес-моделирования Business Studio автоматизированы такие наиболее трудоемкие этапы разработки, внедрения СМК и поддержания ее в работоспособном состоянии как:
- разработка целей в области качества;
- описание основных и вспомогательных процессов;
- разработка показателей процессов;
- разработка документации СМК;
- ознакомление персонала с документацией;
- поддержание документации СМК в актуальном состоянии;
- сбор результатов измерений;
- планирование и проведение внутренних аудитов;
- анализ данных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Холдинг – это субъект хозяйствования любой организационно-правовой формы, владеющий контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления.
Холдинговая компания – это, по сути, материнская компания, владеющая контрольным пакетом акций дочерней компании (или нескольких дочерних компаний).
Холдинговые компании часто неактивны в плане торговли, но иногда они заняты в торговле сами. Хотя термины «холдинговая компания» и «материнская компания» часто используются взаимозаменяемо, последнее обычно подразумевает более активную торговую роль, чем первое.
Они обычно используются для «хранения» любых важных активов, принадлежащих всей группе компаний, таких как интеллектуальная собственность, недвижимость и акции дочерних компаний. Это может снизить риск потери ключевых активов, если одна из дочерних компаний столкнется с финансовыми трудностями, путем их ограждения. Преимущества холдингов включают в себя:
1. Организационная структура – объединение разрозненных компаний, что может быть полезно при приобретении других компаний или создании нескольких бизнес-предприятий. Холдинговая компания может сделать общую структуру бизнеса более четкой, что может в дальнейшем быть полезным в инвестиционной деятельности.
2. Налог – дивиденды, как правило, не облагаются налогом на «малые компании», если они передаются между дочерними компаниями и материнской компанией (так называемое освобождение от дивидендов). Кроме того, если материнская компания владела по меньшей мере 10 % акций дочерней компании в течение 12 месяцев подряд, она может затем распоряжаться этими акциями, как правило, не облагаясь налогом на прирост капитала (известным как освобождение от существенного участия в акционерном капитале).
3. Продажа бизнеса – некоторые компании могут захотеть продать определенную часть своего бизнеса, и в этом случае можно создать несколько дочерних компаний вместе с холдинговой компанией и продать одну из дочерних компаний.
4. Общие функции и контроль – иногда материнской компании бывает полезно организовать выполнение определенных задач, таких как сбор данных о продажах и бухгалтерских данных дочерних компаний, управление налоговыми вопросами группы компаний или управление общими активами.
Общий экономический эффект создания холдинга – результат производственной или хозяйственной деятельности. Он характеризуется абсолютной величиной, причем как продукция — величиной положительной, а как прибыль — может быть и отрицательной (убытки).
Открытое акционерное общество «Управляющая компания холдинга МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» – крупнейшее предприятие Беларуси, а также ведущий производитель современных дизельных двигателей среди стран СНГ и занимает лидирующее место по количеству выпускаемых тракторных и комбайновых двигателей.
1. О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 28 дек. 2009 г., № 660 : в ред. от ноябр. 2017 г. // КонсультантПлюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
2. Адаменкова, С. И. Анализ производственно-финансовой деятельности предприятия; учеб. / С. И. Адаменкова, О. С. Евменчик. – Минск : Регистр, 2015. – 381 с.
3. Алексейчева, Е. Ю. Экономика организации (предприятия): учеб. для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева, М. Магомедов. – М. : Дашков и К, 2016. – 292 c.
4. Веблен, Т. Теория делового предприятия / Т. Веблен. – М. : Дело, 2016. – 979 c.
Горфинкель, В. Я. Экономика предприятия / В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2017. – 533 c.
5. Кантор, Е. Л. Экономика добывающих предприятий и отраслей : Моногр./ Е. Л. Кантор – М. : НИЦ ИНФРА-М, 2016 – 231 с. (Науч.мысль) / Е.Л. Кантор. – М. : ИНФРА-М, 2016. – 232 c.
6. Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия : учеб. пособие / Е. Н. Клочкова, В.И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. – М. : Юрайт, 2014. – 448 с.
7. Кулиш, М. В. Проблемы правового регулирования деятельности холдингов / М.В. Кулиш // Вестник КСЭИ . – 2016. – № 2-3 (70-71). – С. 60–64.
8. Левитт, Стивен Фрикономика / Стивен Левитт, Стивен Дабнер. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 272 c.
9. Лемешевский, И. М. Национальная экономика Беларуси: основы стратегии развития : курс лекций для студентов эконом. специальностей вузов / И. М. Лемешевский. – Минск : ФУАинформ.
10. О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/.
11. Осипенко, О.В. Реструктуризация региональных холдингов / О.В. Осипенко. – М. : Городец, 2017. – 964 c.
12. Перечень холдингов Республики Беларусь / [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://www.economy.gov.by.
13. Сафронов, Н. А. Экономика организации (предприятия) : учеб. / Н. А. Сафронов. – М. : Магистр: Инфра-М, 2018. – 253 с.
14. Тищенко, С. Как решить проблемы холдингов [Электронный ресурс] / С. Тищенко. – Режим доступа: www.jurinform.ru.
15. Финансы. Белорусский рынок. [Электронный ресурс] // Министерство экономики Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.belrynok.by.
16. Холдинги в основных экономических показателях. [Электронный ресурс] // Министерство экономики Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by.
17. Чайка, А. А. Теоретико-методологические основы понятия «холдинг» / А. А. Чайка, Ю. А. Тетерин // Молодой ученый. – 2018. – № 3. – С. 534–537.
18. Чикулаев Р. В. Холдинг как междисциплинарное понятие экономики и права/ Гуманитарные и социальные науки. – 2017. – №2. – С. 811–814
19. Шалимов, В. Е. Хозрасчетный механизм управления техническим прогрессом на предприятии / В. Е. Шалимов. – М. : Экономика, 2016. – 160 c.
20. Шаститко, А. Е. Экономическая теория организаций / А. Е. Шаститко. – М. : ИНФРА-М, 2018.
21. Ширяев, В. И. Управление предприятием. Моделирование, анализ, управление / В. И. Ширяев, И. А. Баев, Е. В. Ширяев. – М. : Либроком, 2016.
22. Шишин, С. В. Предпринимательство в условиях глобализации. Проблемы и риски / С. В. Шишин. – М. : Олма-пресс, 2017. – 352 c.
23. Шестопал, Ю. Т. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Ю.Т. Шестопал, В.Д. Дорофеев, В.А. Дресвянников. – М.: КноРус, 2015. – 320 c
24. Шилков, В. И. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / В.И. Шилков. – М.: Форум, 2016. – 304 c.
25. Янковская, В.В. Планирование на предприятии: Учебник / В.В. Янковская. – М.: Инфра-М, 2018. – 944 c.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках 2018-2020гг.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты