Доходы населения, их дифференциация в рыночной экономике и динамика в Республике Беларусь
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Доходы населения, их дифференциация в рыночной экономике и динамика в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Доходы населения, их дифференциация в рыночной экономике и динамика в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретико-методологические основы формирования (понятия) доходов населения
1.1 Доходы населения: понятие, виды и источники формирования
1.2 Дифференциация доходов населения и факторы, влияющие на дифференциацию доходов
1.3 Проблема неравенства в распределении доходов. Бедность
1.4 Зарубежный опыт в формировании доходов населения
2 Особенности формирования доходов населения в Республике Беларусь
2.1 Институциональная среда формирования доходов населения
2.2 Анализ динамики и структуры доходов населения в Республике Беларусь за 2016-2020 годы
2.3 Оценка дифференциации и распределения доходов в Республике Беларусь за 2016-2020 годы
3 Особенности политики доходов населения в Республике Беларусь и пути её совершенствования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Разрыв в уровне жизни зависит от различных значений людьми факторов производства и эффективности их использования. Таким образом, работник организации, производящей дефицитные и высококачественные товары, может иметь более высокий уровень дохода, чем работник той же квалификации, работающий в организации, производящей неконкурентоспособные и менее товарные товары. То есть, доход зависит от объема и эффективности развития факторов производства в стране. Кроме того, в любой стране есть часть населения, которая не способна так или иначе участвовать в формировании и использовании факторов производства и непосредственном создании товаров и продуктов, что делает необходимым для государства перераспределение доходов среди населения.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в современных условиях неравенство доходов может достигать огромных масштабов и, приводя к ухудшению качества и уровня жизни населения, в конечном итоге представлять угрозу политической и экономической стабильности в стране и ее независимости. Это одна из ключевых причин того, что практически все развитые страны мира постоянно совершенствуют свою макроэкономическую политику, направленную на сокращение разрыва в доходах различных групп населения.
Более того, чем выше доход, тем выше спрос на продукцию и услуги, производимые различными отраслями промышленности, тем выше качество выпускаемой продукции, потому что есть мотив для достижения лучших конечных результатов, ее конкурентоспособности, более высокой эффективности производства, следовательно, тем лучше экономическая ситуация в стране. Именно поэтому регулирование доходов, заработной платы является важной частью политики любого государства [5, c. 412].
Итак, доходы населения и источники их формирования заслуживают пристального внимания, а все проблемы, с ними связанные, требуют тщательного рассмотрения и решения. Данная тема имела актуальность в нашей стране в связи с тем, что в Республике Беларусь вопросы неравенства доходов присутствовали на всем этапе развития суверенной страны, а в последние годы, на фоне замедления экономического роста страны, приобретают новую силу.
Целью работы является изучить проблемы неравенства в распределении доходов и государственную политику доходов населения в Республике Беларусь.
1 Теоретико-методологические основы формирования (понятия) доходов населения
1.1 Доходы населения: понятие, виды и источники формирования
Доход – материальные или денежные ресурсы, которые поступают в пользу государства, предприятия, отдельного юридического или физического лица в процессе формирования и распределения национального дохода. С точки зрения достижения основных макроэкономических целей, особое значение имеют доходы населения, под которыми понимается сумма средств, полученных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени [3].
Доходы населения – это все материальные средства, которые домохозяйства получают как результат экономической деятельности или как трансферты.
Таким образом, доходы населения включают в себя все поступления денежных средств в виде оплаты труда работающих лиц (зарплата), доходов от предпринимательской деятельности (прибыль), пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, наследства, продукции сельского хозяйства, различных изделий, доходов от оказанных услуг. Таким образом, все доходы домохозяйств можно классифицировать на трудовые и нетрудовые.
Доходы отдельного домохозяйства, как правило, подразделяют на четыре группы [9, c. 119]:
- доходы, получаемые в виде оплаты за осуществленный труд, которые принимают форму заработной платы;
- доходы, получаемые от использования прочих факторов производства, которые как правило включают: доходы от владения капиталом – проценты, доходы от владения землей – ренту, доходы от предпринимательской деятельности;
- трансфертные платежи населению: пенсии, стипендии, пособия, включая пособия по безработице, пособия на детей и т.д.;
- доходы, получаемые от занятости в неучитываемом и теневом секторах экономики.
Важное значение для характеристики благосостояния населения имеют совокупные доходы всего населения, семьи, отдельного человека. Рост совокупных доходов при неизменных ценах и налогах свидетельствует о повышении возможностей населения для удовлетворения своих потребностей.
2 Особенности формирования доходов населения в Республике Беларусь
2.1 Институциональная среда формирования доходов населения
Доходы являются фактором расслоения общества, возникновения в нем неравенства. Различают социальное и экономическое неравенство. Социальное неравенство заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социальным благам, дефицитным ресурсам, недвижимости. Экономическое неравенство состоит в том, что меньшинство, как правило, владеет большей частью национального богатства. Значительное неравенство в распределении доходов социально опасно.
Средством преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов. Она воплощается в жизнь по двум основным направлениям:
– регулирование доходов населения;
– перераспределение доходов через государственный бюджет [3].
К основным направлениям и методам государственного регулирования доходов и потребления относятся: минимальные государственные социальные стандарты, индексация доходов, налогообложение, социальные трансферты, социальные программы, политика социального партнерства.В то же время минимальная заработная плата в Республике Беларусь стала одним из основных прямых регуляторов доходов населения.
Минимальный размер оплаты труда определяется исходя из минимального потребительского бюджета. Коллективные договоры и соглашения (за исключением договоров с организациями, финансируемыми из бюджета и использующими государственные субсидии в качестве стороны) могут предусматривать более высокую минимальную заработную плату. В настоящее время национальные правила предусматривают ежегодный пересмотр минимальной заработной платы. Минимальная заработная плата в трудовых отношениях обеспечивает социальную защиту работников.
Механизм индексации заработной платы, применяемый в современной экономике Республики Беларусь, предусматривает частичную компенсацию инфляционных потерь. В мировой практике обычно используется подобный метод, то есть индексируется только часть дохода. Это связано с тем, что не должно быть прямой пропорциональной зависимости между индексацией и повышением цен, потому что рынок может быть сбалансирован именно из-за разрыва, образованного между повышением цен и ростом доходов. Правительства некоторых стран пытались сдерживать рост заработной платы, когда цены росли, а индексация была ограничена или полностью отменена в некоторые годы (например, Финляндия, Норвегия).
3 Особенности политики доходов населения в Республике Беларусь и пути её совершенствования
Государственная социальная политика является целенаправленной деятельностью государства, которая ставит своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Распределение доходов – это одна из важнейших проблем государственной социальной политики. От степени неравномерности доходов зависит не только благосостояние населения, но и политическая стабильность общества. Именно по этой причине роль государства очень велика в обеспечении социальной защиты населения, грамотной политики с целью уменьшения дифференциации доходов, а также борьбы с бедностью.
Государственная политика перераспределения доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения [14, c. 63].
Для проведения эффективной политики регулирования доходов важно учитывать не только степень дифференциации доходов, но также и их структуру, от которой во многом зависит склонность населения к потреблению и накоплению. Также для повышения эффективности политики в области распределения доходов важно определить, какая степень неравенства оптимальна. Если учитывать данные факторы, то политика распределения доходов будет более эффективна.
Для совершенствования политики доходов государство должно разрешать такую проблему, как бедность. Для этого государству необходимо поддерживать доходы на уровне прожиточного минимума для тех, кто не смог обеспечить себе такой доход, а также сокращением (экономическими средствами) числа лиц, живущих за чертой бедности. В противном случае рост численности бедных чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества [14, c. 64].
Также государство должно проводить социальные программы помощи и поддержки всех нуждающихся в материальной помощи (ветеранов, инвалидов, студентов, матерей–одиночек, малоимущих семей и др.).
Также для поддержания нормального уровня жизни населения в стране необходимо содействовать занятости населения. Для этого государственным органам необходимо сформировать комплекс рычагов и стимулов для предотвращения проявления дискриминации при приёме на работу, т.к. этот фактор оказывает влияние на предложение работы, в данном случае на его ограничение. Иначе будет увеличиваться безработица, следовательно, государству необходимо будет тратить средства на выплату пособий по безработице и, еще одним следствие является падение производительности, что влечет за собой уменьшение доходов в государстве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив тему «Доходы населения, их дифференциация в рыночной экономике и динамика в Республике Беларусь» можно сделать следующие выводы:
1 доходы населения являются одной из ключевых категорий в макроэкономике, с помощью которой определяется эффективность ее развития и дается оценка уровня и качества жизни населения. На формирование доходов воздействуют различные факторы, а в современной экономике источниками формирования доходов населения выступают как реальные доходы, полученные в результате труда и выплаты заработной платы, так и другие источники, в том числе – доходы, полученные в рамках их перераспределения от государства. В силу различия факторов, воздействующих на формирование доходов в различных отраслях экономики и для различных слоев населения, неизбежно возникает неравенство получаемых населением доходов, что обуславливает возникновение проблемы неравенства в их распределении;
2 дифференциация доходов населения представляет собой реально существующие различия в уровне доходов населения, в значительной степени, предопределяющие социальную дифференциацию в обществе, характер его социальной структуры. Широко распространена оценка дифференциации доходов населения путем соотношения групп населения с наибольшими и наименьшими доходами, а также оценка по неравенству в распределении доходов децильный коэффициент дифференциации доходов;
3 существенных изменений в структуре денежных доходов населения Республики Беларусь не наблюдалось. Абсолютно все элементы в общей структуре доходов за последние 5 лет имели тенденцию роста, за одним исключением, что в 2017 году доля доходов от собственности и прочих доходов незначительно снизилась. В целом денежные доходы населения за период с 2016 по 2020 гг. увеличились на 31 483,6 млн. руб.;
4 распределение доходов населения в Республике Беларусь на протяжении последних 5 лет сохраняется примерно одинаковое. Приоритетный источник – оплата труда (более 60%). Значительна доля социальных выплат (трансфертов) – около 23%. Номинальная начисленная заработная плата в Республике Беларусь за последние 5 лет увеличилась в 1,7 раза и составила 1254,6 руб. Действующая в республике система оплаты труда и принимаемые меры по ее совершенствованию позволяют обеспечить стабильный рост заработной платы работников;
5 динамика денежных доходов населения Республики Беларусь и денежных доходов населения страны в расчете на душу населения за 2016–2020 гг. – положительная. За последние 5 лет денежные доходы населения Республики Беларусь увеличились в абсолютном выражении примерно в 1,5 раза, в расчете на душу населения – примерно в 1,6 раза и в 2020 г. составили 801,3 руб. в месяц. Вместе с тем показатель реальных располагаемых денежных доходов населения в процентах к предыдущему году имеет отрицательную динамику: в 2019 и 2020 гг. данный показатель демонстрировал снижение.
1 Белорусское высшее образование: почему количество не переходит в качество? [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа: https://news.tut.by/society/424109.html?crnd=11838.
2 Беляева, Л. А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа: https://docplayer.ru/184543-Socialnaya-politika-socialnaya-struktura-2009-g-l-a-belyaeva-uroven-i-kachestvo-zhizni-problemy-izmereniya-iinterpretacii.html.
3 Бондарь, Н.Н. Отношения личного потребления в трансформационной экономике Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа:http://www.bseu.by:8080/bitstream/edoc/5446/2/Bondar%27%20M.%20Otnosheniya%20lichnogo%.
4 Бюджет прожиточного минимума [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа: https://myfin.by/info/byudzhet-prozhitochnogo-minimuma.
5 Гальперин, В.М. Макроэкономика: учеб. / В.М. Гальперин [и др.]; под общ. ред. Л.С. Тарасевича. Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2014. – 719 с.
6 Гришина, И.В. Качество жизни населения регионов России: методология исследования и результаты комплексной оценки / И.В. Гришина, А.О. Полынев, С.А. Тимонин // Современные производительные силы. – 2016. –№ 1. – C. 70-83.
7 Елисеева, И.И. Социальная статистика: учебник / И.И. Елисеева. – 3- е изд. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 480 с.
8 Макконнелл, К. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: учебник для экон. вузов / К. Макконнелл, С. Брю ; пер. с англ. – 14-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 970 с.
9 Макроэкономика: курс интенсивной подготовки / И.В. Новикова [и др.] ; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. – Минск: ТетраСистемс, 2014. – 304 с.
10 Мосякина, Е. А. Методический подход к оценке качества жизни населения / Е. А. Мосякина // Теория и практика общественного развития. – 2017. – № 4. – С. 221-225
11 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года [Электронный ресурс] / ООН в Беларуси. Режим доступа: http://un.by/ru/publications/thema/ sustainabledevelopment/.
12 Национальный статистический комитет Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / Нацстат РБ: официальный сайт. Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/statistika-gosudarstvennykh-organov-respubliki-belarus/.
13 Официальная статистика [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – 1999-2020. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/.
14 Полякова, А.Г. Оценка качества социально-экономического пространства региона // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2020. – №6. – С. 59-65.
15 Пашуто В. П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: учеб.- практ. пособие. М.: Кнорус, 2016. – 320 с.
16 Пелькова, С. В. Организация оплаты труда за рубежом / С.В. Пелькова // Вопросы структуризации экономики. – 2016. – № 9. – С. 379-394.
17 Попова, И. Г. Выбор и разработка эффективной системы оплаты труда в организации / И.Г. Попова // Главный экономист. – 2015. – № 8. – С. 15–25.
18 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021 - 2025 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/mp/target/pser/program_ek2021-2025.pdf.
19 Трудовой кодекс Респ. Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296–З (в ред. от 15.09.2017 г.) // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
20 Тур, В. М. Зарубежный опыт применения форм и систем оплаты труда / В.М. Тур // Труды БГТУ. – 2016. – № 7. – С. 113-116.
21 Цауркубуле, Ж. Л. Уровень и качество жизни населения в контексте европейской интеграции / Ж.Л. Цауркубуле // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Мин-ва экономики Респ. Беларусь. – 2018. – № 4. – С. 60-67.
22 Электронный ресурс: Беларусь: Международные рейтинги [Электронный ресурс]/ Министерство иностранных дел Республики Беларусь. – Режим доступа: http://mfa.gov.by/upload/123/january%2020.pdf. .
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты