Правовое положение исполнительных комитетов (местных администраций), порядок их образования, состав структура
БИП (Белорусский институт правоведения)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Правовое положение исполнительных комитетов (местных администраций), порядок их образования, состав структура»
по дисциплине: «Административное право»
2021
45.00 BYN
Правовое положение исполнительных комитетов (местных администраций), порядок их образования, состав структура
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Административное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
1.1 Понятие и виды субъектов административного права
1.2 Правовой статус субъектов административного права
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ, СОСТАВ И СТРУКТУРА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМИТЕТОВ И МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ
ГЛАВА 3 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
3.1 Общий административно-правовой статус местных органов государственного управления
3.2 Специальный административно-правовой статус местных органов государственного управления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В середине девятнадцатого века теории, объясняющие природу местного самоуправления, впервые появились в Бельгии и Франции. Это теория свободной (естественной) общины. Ее представители считали, что право общины на заведование своими делами является таким же естественным и неотчуждаемым, как права человека, что община является первичной по отношению к государству, поэтому последнее должно уважать свободу общинного управления.
В современных странах централизованное управление государственными делами сочетается с местным самоуправлением и автономией. Почти во всех цивилизованных странах есть местные органы власти и автономные учреждения. Европейская хартия местного самоуправления наиболее полно раскрывает концепцию и принципы местного самоуправления.
Согласно Хартии, местное самоуправление понимается как право и практическая способность органов местного самоуправления управлять национальными делами в соответствии с их собственными обязанностями и интересами местного населения в рамках правовых рамок.
В юридической литературе под местным управлением принято понимать управленческую деятельность в местной территориальной единице, осуществляемую центральной властью или назначенными ею органами.
Местное управление – одна из форм организации управления делами местного значения.
Местное самоуправление – это форма организации и деятельности, при которой граждане самостоятельно решают важные местные социальные, экономические, политические и культурные проблемы, исходя из интересов народа и особенностей развития соответствующих административно-территориальных единиц.
Главная цель местного управления и самоуправления – это решение актуальных, политических, экономических, социальных, культурно-духовных проблем местного значения для повышения качества жизни населения.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
1.1 Понятие и виды субъектов административного права
Субъект любой отрасли права считается участником общественных отношений, регулируемых этой отраслью.
Под субъектом административного права понимается потенциальный участник административных правоотношений, соответствующий характеристикам, предусмотренным нормами административного права. Данные характеристики позволяют людям получать и осуществлять права и обязанности на основе этих норм.
Административно-правовые отношения характеризуются обязательным субъектом, обычно соответствующим административным органом (или должностным лицом), который наделяет обязанностями и правами для исполнительной и административной деятельности. Этот обязательный субъект всегда действует тиранически в законе [1, с. 136].
Основная сфера применения административного права разнообразна. Главное, что объединяет их в системе, – это то, что субъекты обладают особым правовым качеством, а именно административной правоспособностью.
Административная правоспособность представляет собой проявление общей правоспособности, то есть способности конкретного субъекта (гражданина, административного органа и прочее) устанавливать и защищать различные правовые отношения, предусмотренные национальными законами. Это способность получать соответствующий набор юридических обязательств и прав и нести ответственность за их выполнение. Следовательно, правоспособность является необходимым условием возникновения правоотношения с участием субъекта.
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ, СОСТАВ И СТРУКТУРА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМИТЕТОВ И МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ
Образование исполнительных комитетов и местных администраций происходит в два этапа. Так, первый этап включает назначение руководителей исполнительных комитетов и местных администраций. На втором этапе назначаются заместители руководителя и члены исполнительного комитета, местной администрации.
Согласно статье 119 Конституции Республики Беларусь, руководители рассматриваемых органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов [11].
В свою очередь, часть 1 статьи 10 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» воспроизводит названную статью Конституции Республики Беларусь. На практике только председатели областных и Минского городского исполнительных комитетов назначаются Президентом и утверждаются Советами депутатов [12].
Необходимо отметить, что председатели исполнительных комитетов базового уровня (городских (городов областного подчинения), районных) назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжением председателя областного исполнительного комитета по согласованию с Президентом Республики Беларусь и утверждаются соответствующим Советом депутатов. Подобный порядок распространяется и на глав местных администраций, за исключением утверждения Советом депутатов, поскольку последних в районах городов не существует. Суть заявления заключается в формализации, придании кому-либо окончательного юридического характера его предыдущим действиям.
ГЛАВА 3 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
3.1 Общий административно-правовой статус местных органов государственного управления
Местные исполнительные комитеты (местные администрации) обладают всеми правами и обязанностями по осуществлению местного управления. Они имеют сферу ведения, гарантии осуществления полномочий, а также определенные методы управленческой деятельности.
Права и обязанности в Законе Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» закрепляются раздельно для исполнительных комитетов и председателей исполнительных комитетов, местных администраций и глав местных администраций [12].
Права и обязанности, то есть полномочия, соответствуют функциям исполнительного комитета (местной администрации) и предназначены для выполнения этих функций. Во избежание определенного дублирования необходимо рассмотреть полномочия по выполнению общих функций государственного управления, которые непосредственно связаны с основными функциями местного самоуправления.
Компетенция исполнительных комитетов (местных администраций) имеет свои особенности, отличающие ее от компетенции Совета Министров, республиканских органов и их органов на местном уровне:
- она предназначена для осуществления местного управления;
- масштаб ее распространения ограничивается соответствующей административно-территориальной единицей;
- она носит общий характер;
- полномочия исполнительных комитетов (местных администраций) реализуются в коллегиальном порядке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, а также согласно поставленным задачам, сделаем некоторые выводы.
Субъект любой отрасли права считается участником общественных отношений, регулируемых этой отраслью. Под субъектом административного права понимается потенциальный участник административных правоотношений, соответствующий характеристикам, предусмотренным нормами административного права. Данные характеристики позволяют людям получать и осуществлять права и обязанности на основе этих норм.
Круг субъектов административного права довольно разнообразен по своему характеру и предписанию. Субъекты разделяются на индивидуальные и коллективные. Орган государственного управления выступает основным субъектом административного права. Также немаловажная роль в качестве субъекта наделена гражданам.
Правовой статус субъекта административного права формируется нормами, общими для всех субъектов, например, нормами о праве субъекта обращаться, обжаловать и давать рекомендации государству и другим учреждениям.
Порядок образования исполнительных комитетов, местных администраций основывается на Законе Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».
Система органов местного управления состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного, включая областные, городские, районные, сельские и сельские исполнительные комитеты, а также местные администрации в городских районах.
К основным территориальным уровням относятся города (города областного подчинения), села, сельские исполнительные комитеты и местные администрации.
1. Кузнецов, А. А. Особенности субъектов административного права / А.А. Кузнецов, Е. В. Гудкова // Вестник современных исследований. – 2018. – № 12.6(27). – С. 136-137.
2. Соколов, Е.С. Понятие, виды, классификации и система субъектов административной юрисдикции / Е.С. Соколов, И.Ю. Пекер // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 11. – С. 254-256.
3. Забелов, С.М. Административное право: курс лекций / С.М. Забелов, П.С. Забелов. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 324 с.
4. Якимов, А.Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы) / А.Ю. Якимов // Государство и право. – 2003. – № 4. – С. 5-10.
5. Батычко, В.Т. Административное право: конспект лекций / В.Т. Батычко. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. – 462 с.
6. Гавриленко, Д.А. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах. – Минск: Дикта, 2004. – 405 с.
7. Россинский, А.Г. Административное право: Учебник / А.Г. Россинский. – М.: Арена, 2016. – 539 с.
8. Афанасьева, Р.Е. Административное право: учебник / под ред. Р.Е. Афанасьева. – Минск: Аверсэв, 2016. – 426 с.
9. Чеснов, И.А. Субъект права: от классической к постклассической парадигме / И.А. Чеснов. // Правоведение. – 2009. – № 3. – С. 22-30.
10. Подопригора, Р.А. Административное право: учебный курс / под ред. Р.А. Подопригоры. – Алматы: Налоговый эксперт, 2010. – 368 с.
11. Конституция Республики Беларусь: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 62 с.
12. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г., № 108-З с изм. и доп. по сост. на 18.12.2019 г.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
13. Рябцев, Л.М. Административное право: учеб. / Л.М. Рябцев [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2014. – 607 c.
14. Сапёлкин, Е.П. Местное управление и самоуправление в Республики Беларусь / Е.П. Сапёлкин, Т.С. Масловская. – Минск: Изд. ценрт БГУ, 2006. – 248 с.
15. Васильев, В.П. Государственное управление: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. П. Васильев, Н. Г. Деханова, Ю. А. Холоденко. – Минск: Дело и Сервис, 2010. – 319 с.
16. Волков, A.M., Дугенец, А.С. Административное право: учебник / А.М. Волков, А.С. Дугенец. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012. – 288 с.
17. Антонова, Н.Б. Организационная структура государственного управления: курс лекций / Н.Б. Антонова, Л. М. Захарова, Л. С. Вечер. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 231 с.
18. Козелецкий, И.В. О сущности и признаках органов исполнительной власти / И.В. Козелецкий // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – 2012. – № 2 (24). – С. 12-16.
19. Макосейчук, Т.М. Место и роль органов исполнительной власти в системе административно-государственного управления / Т.М. Макосейчук // Юридическая мысль. – 2018. – № 6(50). – С. 79-82.
20. Гришковец, А.А. Органы государственного управления: сущность и компетенция / А.А. Гришковец // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2015. – № 4. – С. 139-143.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты