Формирование информационных умений младших школьников в обучении
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование информационных умений младших школьников в обучении»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Формирование информационных умений младших школьников в обучении
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования информационных умений младших школьников в обучении
1.1 Сущность и виды информационных умений младших школьников
1.2 Педагогические средства формирования информационных умений младших школьников в обучении
1.3 Педагогические условия формирования информационных умений младших школьников в обучении
Глава 2. Методическое обеспечение процесса формирования информационных умений младших школьников
2.1 Выявление уровня сформированности информационных умений учащихся класса
2.2 Организация работы по формированию информационных умений учащихся во 2 классе на уроках русского языка
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы. Сегодня, когда темпы и масштабы перемен растут, когда темп жизни становится все быстрее и быстрее, а образ жизни меняется с беспрецедентной скоростью, новому поколению приходится овладевать огромным объемом информации, учиться анализировать ее и принимать самостоятельные решения. Ориентация в постоянно растущем потоке информации, оценка того, какая из этой информации важна и как ее использовать, является необходимым условием социализации современного человека. В современном мире невозможно адаптироваться без умения комфортно существовать в информационной среде. Поэтому всем членам общества все чаще требуется постоянно совершенствовать свои навыки, обновлять знания и осваивать новые виды деятельности. Человек должен уметь пользоваться всеми информационными ресурсами, которые накопило общество.
Жизнь в информационном обществе открывает перспективы безграничных и свободных коммуникаций, способствует раскрытию интеллектуальных возможностей, высвобождая человеческие ресурсы. В то же время опыт информатизации человечества превращается для него в новые угрозы. Прежде всего, существуют такие опасности, как: виртуализация и девальвация знаний, манипулирование сознанием, превращение человека в ненасытного потребителя информации, а общества и образования в целом – в глобальный рынок информационных услуг.
Умение работать с информацией – этот навык формируется на уроках по предметам, на факультетах, в кружках и применяется при выполнении домашних заданий, предполагает активные действия по поиску, обработке и организации информации.
Теоретико-методологические аспекты формирования информационных умений личности рассматривались в трудах С.Г. Антоновой [2], Е.П.Велихова, A.П. Ершова, Н.Б. Зиновьевой [9], М.П. Лапчика, Н.В. Макаровой, E.J1. Медведевой, В.А. Минкиной, В.А. Монахова, K.P. Овчинниковой, Э.Л. Семенюка и др.
В настоящее время вопросами информационных умений и информационного общества, помимо вышеупомянутых, занимаются отдельные исследователи (Н. И. Гендина [6], Г. А. Стародубова [20], И. А. Негодаева и др.) и целые организации. К ним относятся международные, такие как ЮНЕСКО и ИФЛА, а также российские: МОО «Информация для всех» (действует с 2003 г.), Институт развития информационного общества (ИРИО, действует с 1998 г). Результаты их работы реализуются в различных методических рекомендациях и руководствах. Но чаще всего авторы уделяют внимание проблеме информационных умений среди молодого поколения, а также подготовке учебных курсов для общеобразовательных учреждений.
Глава 1 Теоретические основы формирования информационных умений младших школьников в обучении
1.1 Сущность и виды информационных умений младших школьников
Для определения понимания информационные умения обратимся прежде к общей категории «умение» и «информация». Обращение к трудам психологов и педагогов по данной проблеме (Н.И. Бордырева [4, с. 79] Е.Н. Кабановой-Миллер [31, с. 30], Г.И. Щукиной [35, с. 56] и др.) позволило утвердиться, что большинство авторов выделяют умения как тесную связь с действительностью, мышлением, освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков, который формируется путем упражнений.
Н.А. Лошкарева [15, с.88], А.М. Новиков [17, с. 45], А.В. Усова [28, с.55] определяют умение как способность к целенаправленной и результативной деятельности.
В то же самое время связь умений с деятельностью раскрывается по-разному. Е.Н. Кабанова-Миллер, считает, что умение – это способ выполнения действия, Н.И. Болдырев, Т.А. Ильина – действие, выполняемое на основе полученных знаний, Е.А. Милерян, Г.И. Щукина – один из видов деятельности, В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова – только готовность выполнять действия. [14, с.75]
Умения рассматриваются в органическом единстве со знаниями и навыками: знания являются предметной основой обучения умениям и навыкам, которые, в свою очередь, оказывают влияние на процесс овладения знаниями. Умения и навыки отражают разный уровень сформированности действия. Сознательное овладение каким-либо приемом деятельности называется умением.
В широком употреблении умение представляет собой промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но не достигшего уровня навыка, а также как владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками.
Глава 2. Методическое обеспечение процесса формирования информационных умений младших школьников
2.1 Выявление уровня сформированности информационных умений учащихся класса
В исследовании приняли участие 14 детей. Выборка составила 6 девочек и 8 мальчиков. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Экспериментальное исследование проводилось в рамках трех этапов исследования:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования, проведение исследования на констатирующем этапе исследования.
2. На втором этапе был проведен формирующий этап исследования.
3. На третьем этапе исследования был проведен контрольный этап эксперимента, анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного экспериментального исследования.
Методики исследования: диагностика информационных умений младших школьников проводилась по методике Т.В. Борисовой, которая позволяет изучать познавательные, мотивационные и поведенческие критерии и на их основе определять уровни информационных умений младших школьников [5].
Метод диагностики информационных умений, разработанный Т.В. Борисовой, включает в себя 4 основных блока, отражающих основные показатели вышеуказанного критерия:
1. Глубина и согласованность знаний.
2. Уровень формирования сознательной потребности при использовании информационных ресурсов.
3. Способность находить нужную информацию.
4. Способность подчеркнуть значение и ценность полученной информации, критически оценить ее.
Каждый блок имеет свою методику диагностики. Первый и второй блоки методики направлены на изучение когнитивного критерия информационных умений младшего школьника. Первый блок изучается с помощью опроса, отражающего причинно-следственные связи.
Заключение
Информационные умения – способность к самостоятельному поиску, анализу, отбору, обработке и передаче необходимой информации посредством новых информационных технологий, которая включает способность к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий; а также готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий.
Процесс формирования информационных умений младших школьников происходит в таких формах, как: урочная, кружковая работа, факультативы, учебная практика, самостоятельная работа учащихся, экскурсия, консультация, семинар, конференция и др. Для формирования информационных умений младших школьников мы считаем необходимым применение следующих групп методов обучения: методы активного обучения и информационно-развивающие методы обучения. Выделяют следующие основные направления, в результате которых реализуется процесс формирования информационных умений младших школьников: информационные ресурсы общества и информация, основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения, аналитическая и синтетическая обработка источников информации в учебной и научно-познавательной деятельности младших школьников, структура, правила составления и представления результатов самостоятельной работы младших школьников во время учебной и научно-познавательной деятельности, информационная культура и новые информационные технологии.
Педагогические условия формирования информационных умений младших школьников в обучении следующие: настрой учащихся, четкость и доступность изложения цели и задач, полнота и ясность представления структуры умения поиска информации, показ способов выполнения деятельности и организация деятельности.
С целью определения уровня развития информационных умений у младших школьников, нами было проведено экспериментальное исследование при помощи методики Т.В. Борисовой, которая не только определяет уровень развития информационных умений, но и определенный критерий информационных умений: мотивационно-потребностный, поведенческий, или когнитивный.
Нами было определено, что в основном, для детей младших школьников характерным является низкий уровень развития информационных умений (50% респондентов) и преобладание мотивационно-потребностного критерия (ср. зн. 3,6) в рамках деятельности.
1. Архангельский, С.И. Учебник: Общая педагогика / С.И. Архангельский // Лекции по научной организации учебного процесса высшей школе / М.: Высшая школа, 2006. – 200 с.
2. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / В.И. Байденко // Высшее образование в России. – 2004. – 196 с.
3. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько //— М.: Педагогика, 2012.—192 с.
4. Болдырев, Н.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Электронный ресурс] / Н.И. Болдырев и др.// М.: Просвещение. – 2014. – 115 с.
5. Борисова, Т. В. Развитие информационной культуры младших школьников в пространстве воспитания : автореферат дис.. .. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Т.В. Борисова; [Место защиты: Ин-т психолого-пед. проблем детства РАО]. – Москва, 2014. – 31 с.
6. Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных технологий/ А.В. Дворецкая// Школьные технологии. – 2004. – № 3 – 204 с.
7. Дмитриева, Н.А. Электронные энциклопедии на этапе открытия новых знаний / Н.А Дмитриева // Начальная школа. -2014. – № 2. – С.23-29.
8. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный.- М.: Рус. яз. 2000.- в 2 т.- 1209 с.
9. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А.Зимняя // М., 2004. – 123 с.
10. Ильина, Т.А. Педагогика / Т.А. Ильина // М.: Просвещение. – 2007. – 496 С.
11. Ионова, О.Н. Формирование информационной компетентности младших школьников / О.Н. Ионова// Высшая школа, 2007, 144 С.
12. Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы / Михайлова С.В.//Начальная школа № 2. – 2015. – С.13-25.
13. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 31 с.
14. Карзакова, О.В. Использование электронных образовательных ресурсов в начальной школе / О.В.Карзакова // Методические рекомендации, 2011. – 78 с.
15. Кулько, В.А. Формирование у учащихся умений учиться / В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова // Пособие для учителя. – М.: Просвещение. – 2010.- 345 С.
16. Лошкарева, Н.А. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников / Н.А. Лошкарева. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1981. – с. 88.
17. Монахов, В.М. Методологические основы теории / В.М. Монахов //Журнал «Творческая педагогика», 2015. – №3. – С.19-26.
18. Новиков А.М. Методология научного исследования. / Новиков А.М., Новиков Д.А. – М.: Либроком. – 280 с.
19. Обучающие игры и развивающие программы / К. С. Новикова, Д. С. Плеханова и др. //Начальная школа. – 2011. – № 4. – С.10-19.
20. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное.- М.: Азбуковник, 2009.- 944 с.
21. Онькина, К.Л.Компьютер как электронный образовательный ресурс на этапе открытия новых знаний / К.Л.Онькина // Начальная школа. – 2015. – №11. – С.12-20.
22. Осин, A.B. Концептуальные основы образовательных электронных изданий и ресурсов/ А.В. Осин // Учебник третьего тысячелетия: Материалы III Международной научно-практической конференции и юбилейного Всероссийского семинара-совещания. СПб: СПб ГПУ, 2003. 156 с.
23. Осин, А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы / А.В.Осин // М.: Агентство «Издательский сервис», 2010. – 328 с.
24. Прохорова, С.Ю. Диагностика формирования информационной компетентности младших школьников: методическое пособие / C.Ю. Прохорова, Е.А. Касьянова, Н.М, Фоминых. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 96 с.
25. Семёнов, А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании / А.Л. Семёнов. – 2 – е изд.,. – М.: Пешков, 2009. – 232 с.
26. Сластенин, В.А. Педагогика.Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
27. Современные образовательные технологии. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе / В. Б. Багирян, В. Г. Смелова, Е. А. Бондаренко, и др. // М.: Бизнес Меридиан. – 2011. – 234 с.
28. Тришина, С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс] / С.В.Тришина // Интернет-журнал «Эйдос». СПб. 2010. – С.20-23.
29. Усова, А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А.В.Усова. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.
30. Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М.: Просвещение, 2010. – с. 192-194.
31. Хиленко, Т.П. Педагогические условия формирования информационной компетентности младших школьников / Т.П. Хиленко // Начальная школа: плюс до и после. – 2011. – № 6. – С. 87-91.
32. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. – М.: ИОСО РАО, 2002. – 488 с.
33. Чебыкина, М.В. Блиц-опрос с подачей правильного ответа средствами гиперссылок / М.В. Чебыкина // Начальная школа. – 2013. №1. – С.13-21.
34. Чебыкина, М.В. Применение обучающих игр и развивающих программна этапе самоопределения к деятельности / М.В. Чебыкина // Начальная школа. – 2013. №1. – С.21-25.
35. Щукина, Г.И. Щукина. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина // М.: Просвещение, 2009. – 156 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты