Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь на современном этапе
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь на современном этапе»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь на современном этапе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Основные цели и инструменты реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь
1.2 Механизм реализации денежно-кредитной политики
1.3 Моделирование денежного рынка как элемент денежно-кредитной политики
1.4 Зарубежный опыт реализации денежно-кредитной политики
2 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Система государственного регулирования экономики Республики Беларусь
2.2 Влияние денежно-кредитной политики и её инструментов на состояние экономики государства
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого принципа работы денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку, контролировать деятельность коммерческих банков, а также регулировать денежное обращение в стране.
Поскольку экономика Беларуси характеризуется переходным периодом от административно-командной системы к новой экономической системе рыночного типа, то исследование денежно-кредитной политики является очень важным аспектом при изучении путей и методов формирования экономики.
Главной задачей денежно-кредитной политики является достижение поставленных целей, которые заключаются в обеспечении устойчивого роста объема производства страны, сдерживании инфляции, стабильности цен, высокой занятости населения и равновесия платежного баланса, то есть достижения равенства между импортом и экспортом и обеспечение стабильного курса национальной валюты. В республике Беларусь монетарную политику осуществляет Национальный банк.
От эффективности деятельности Национального банка и проведения им денежно-кредитной политики зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны, регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения.
Актуальность данной темы заключается в том, что одним из важнейших условий эффективного развития экономики является денежно-кредитное регулирование, от которого зависит стабильность экономического роста, снижение безработицы, устойчивый платежный баланс страны. Монетарная политика позволяет Центральному банку обеспечивать стабильность банковской системы в целом, поддерживать ценовую стабильность, регулировать денежное обращение и денежную массу.
Целью данной работы является анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь и определение основных направлений её дальнейшего развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и особенности денежно-кредитной политики;
- провести анализ денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;
- определить направления развития денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.
1 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Основные цели и инструменты реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь
Денежно-кредитная политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны [10].
В цивилизованной стране основными субъектами денежно-кредитной политики выступают:
- центральный банк страны и министерство финансов;
- крупнейшие коммерческие банки;
- ассоциация (союз) коммерческих банков;
- межведомственные советы по проведению денежно-кредитной и валютной политики (при правительстве страны);
- валютные и фондовые биржи, крупнейшие инвестиционные и страховые организации;
- аналитические научные центры.
Особо следует выделять государственную денежно-кредитную политику, которую проводят «денежные власти страны».
В качестве ее основных направлений выделим:
- стабилизацию денежно-кредитной сферы и сохранение ее равновесного состояния;
- использование денежно-кредитных инструментов для регулирования национальной экономики.
Стратегической целью денежно-кредитной политики является обеспечение равновесия на денежном рынке как условия для устойчивого развития национальной экономики в долгосрочной перспективе.
В рамках общей государственной экономической политики конечной целью денежно-кредитной политики будет являться обеспечение с помощью монетарных инструментов совместно с мерами экономической политики снижения и поддержания стабильно низких темпов инфляции [7].
Промежуточные цели денежно-кредитной политики связаны с состоянием самой денежно-кредитной сферы и выбором компонента регулирования, в первую очередь, ставки процента и денежной массы.
Стратегической целью денежно-кредитной политики государства выступает обеспечение стабильности национальных денег на внутреннем и внешнем рынках.
2 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Система государственного регулирования экономики Республики Беларусь
Республика Беларусь, сохраняя преемственность целей и приоритетов предыдущих лет, в своей социально-экономической политике в текущем пятилетии, согласно Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы [12], исходит из необходимости восстановления экономики и ее последующего устойчивого роста, в том числе на основе стимулирования внутреннего потребления, запуска нового инвестиционного цикла, повышения эффективности государственного управления и занятости населения. Главная цель развития страны на 2021 - 2025 годы – обеспечение стабильности в обществе и рост благосостояния граждан за счет совершенствования структуры экономики, наращивания социального капитала, создания комфортных условий для жизни, работы и самореализации человека [12].
Для достижения поставленных целей развитие страны будет основываться на следующих приоритетах:
- инвестиции в целях роста производительности труда и формирования центров опережающего регионального развития;
- создание новых рабочих мест и обеспечение эффективной занятости;
- рост и диверсификация экспорта товаров и услуг, обеспечение сбалансированности внешней торговли;
- развитие информационного общества и широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий;
- развитие потенциала молодежи и ее активное вовлечение в создание экономики знаний.
В основу экономической политики в текущем пятилетии положен переход к качественному экономическому росту посредством реализации поэтапной стратегии институциональных преобразований. Предусмотрена реализация комплекса мер по обеспечению макроэкономической стабильности, повышению эффективности государственного управления, совершенствованию системы прогнозирования и планирования, отношений собственности, формированию эффективного финансового рынка.
Планируется значительно улучшить деловую среду и принять исчерпывающие меры по раскрепощению деловой инициативы. Ключевыми условиями сбалансированного развития являются бездефицитные платежный баланс и бюджет при снижении внешнего несвязанного государственного долга и инфляции, что позволит повысить доступность коммерческого кредита, нарастить золотовалютные резервы до экономически безопасного уровня.
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В денежно-кредитной сфере Республики Беларусь необходима реализация комплекса мер по снижению инфляции и по формированию рынка долгосрочных ресурсов в экономике. Проводимая в настоящее время Национальным банком Республики Беларусь денежно-кредитная политика монетарного таргетирования и ее основные инструменты адекватны сложившимся макроэкономическим условиям.
Причины высокого уровня долларизации следующие:
- высокий уровень инфляции и таргетирование (фиксация) обменного курса;
- макроэкономическая волатильность;
- страх плавающего обменного курса, вызванный разрывом балансовых позиций.
Дедолларизация является длительным процессом, требующим восстановления доверия экономических субъектов к национальной валюте. Успешный опыт стран в области дедолларизации характеризуется следующим набором общих важнейших компонентов:
- публичная стратегия дедолларизации для закрепления ожиданий и демонстрации приверженности оказалась очень важным средством информирования общественности.
- более успешные и устойчивые меры макроэкономической политики, которые повышают доверие к национальной валюте.
- меры пруденциальной политики и надзорные мероприятия, которые снижают риски финансовой стабильности из-за долларизации, ограничивают долларизацию теми сферами экономики, которые могут лучше выдержать колебаний обменного курса, и увеличивают резервы для защиты от колебаний обменного курса. Роль мер пруденциальной политики состоит в том, чтобы банки и заемщики надлежащим образом учитывали подлинные издержки заимствования в иностранной валюте.
- развитие национальных рынков капитала имеет важное значение для содействия национальной валюте.
Для решения данной проблемы будут предложены следующие мероприятия:
– изменение макроэкономической среды. Относятся меры по снижению и стабилизации инфляции на основе гибкого обменного курса. Цель данного этапа заключается в устранении главного препятствия – высокого уровня инфляции и недостаточной гибкости обменного курса, без чего все другие меры и действия или большая их часть будут обречены на провал.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведённого в курсовой работе исследования можно сделать ключевые выводы.
Денежно-кредитная политика состоит в контролировании центральным банком предложения денег путем воздействия на денежную базу, а также на мультипликатор с целью стабилизации совокупного объёма производства, занятости и уровня цен. Конечные цели денежно-кредитной политики: высокий уровень занятости, экономический рост, стабильность цен, стабильность ставки процента, стабильность на финансовом рынке и стабильность валютного курса. Данные цели обуславливают постановку задач, необходимых для их достижения: в качестве них могут выступать, например, задачи влияния на денежные агрегаты (М1, М2, М3), ставку процента или обменный курс. Выбор той или иной стратегии центрального банка зависит от ориентации экономики страны;
Денежно-кредитная политика является частью общегосударственной системы экономического регулирования. Кроме того, денежно-кредитную политику следует рассматривать и как элемент общей системы монетарного регулирования, субъектами которой являются все участники денежных отношений, субъекты хозяйствования, государственные структуры, домашние хозяйства, некоммерческие организации. Поэтому при разработке и реализации денежно-кредитной политики необходимо учитывать также ее внешние взаимосвязи с общими системами.
Различают два основных вида денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности. Существует три метода денежно-кредитной политики: прямые методы – различные требования и нормы центрального банка, которые определяют объем денежной или кредитной массы, избирательные методы – регулируют определенные виды кредитов и в основном носят предписывающий характер и косвенные методы – операции центрального банка, которые влияют на финансовые рынки путем изменения условий.
В Республике Беларусь регулирование денежного рынка осуществляется посредством реализации денежно-кредитной политики. Анализируя реализацию установленных показателей денежно-кредитной политики, можно отметить, что практически все целевые показатели денежно-кредитной политики страны были выполнены. Однако в 2018 году фактическое значение составило 8,1% по сравнению с запланированным 9-12%. В 2019 году прирост средней широкой массы составил 12,2 % против запланированных 9-12 %.
1. Андрианов, В. Д. Политика валютного курса как важный инструмент денежно-кредитного регулирования / В. Д. Андрианов // Viperson [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://viperson.ru/articles/politika-valyutnogo-kursa-kak-vazhnyy-instrument-denezhno-kreditnogo-regulirovaniya.
2. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З; в ред. от 17 июля 2018 г. № 133-З / Эталон [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://etalonline.by/PrintText.aspx?regnum=HK0000441&query_id=&date=none&show_history=0&type=text.
3. Басовский, Л.Е. Макроэкономика: Уч. / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская и др. – М.: Инфра-М, 2017. – 191 c.
4. Грачева, Е. Ю. Денежно-кредитная политика как составная часть финансовой политики государства (финансово-правовой аспект) / Е. Ю. Грачева, Н. М. Артемов, Л. Л. Арзуманова. – М.: Проспект, 2018. – 807 c.
5. Дайнеко, А. Роль денежно-кредитной политики в макроэкономическом регулировании Беларуси / А. Дайнеко, А. Попкова, И. Колесникова // Банкаўскі веснік. – 2016. – красавік. – С. 3-11.
6. Ильяшенко, В. В. Макроэкономика (для бакалавров) / В. В. Ильяшенко. – М.: КноРус, 2019. – 416 c.
7. Индексы курса белорусского рубля к валютам стран – основных торговых партнеров / Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/statistics/Rates/Indices.
8. Индексы потребительских цен / Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/tseny/godovye-dannye_3/indeksy-potrebitelskih-tsen/.
9. Инструменты денежно-кредитной политики / Межгосударственный банк. Информационный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.isbnk.info/get_document.html?id=169&storage=7.
10. Краткосрочная модель открытой экономики / Экономический факультет БашГУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://efbgu.narod.ru/stud/files/ebook/mankiw_macro_rus/13_glava13.pdf.
11. Крук, Д. Монетарная политика и финансовая стабильность в Беларуси: состояния, вызовы, перспективы / Д. Крук // Белорусский экономический исследовательско-образовательный центр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.beroc.by/webroot/delivery/files/PP_43.pdf.
12. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 29 июля 2021 г. № 292 / Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// pravo.by/document/?guid=3871&p0=P32100292.
13. Об утверждении Устава Национального банка Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. № 320; в ред. от 10 октября 2017 г. № 371 / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=p30100320.
14. Обеспечение ценовой стабильности в первом полугодии 2021 года / Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/top/pdf/murin_07-21.pdf.
15. Обеспечение ценовой стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2020 год и задачи на 2021 год // «Банкаўскі веснік» № 1/690 январь 2021 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/top/pdf/murin_07-21.pdf.
16. Основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2021–2023 годы / Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/taxpolitic/21122020.pdf.
17. Средний официальный курс белорусского рубля по отношению к иностранным валютам / Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/statistics/Rates/AvgRate/.
18. Ставка рефинансирования / Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/statistics/MonetaryPolicyInstruments/RefinancingRate?m=stat.
19. Ставки по операциям Национального банка Республики Беларусь на финансовом рынке / Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/statistics/MonetaryPolicyInstruments/InterestRates/.
20. Тесля, П. Н. Денежно-кредитная и финансовая политика государства / П. Н. Тесля, И. В. Плотникова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 176 c.
21. Широкая денежная масса / Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/statistics/MonetaryStat/BroadMoney/.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты