Психологические особенности виртуального общения молодежи
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психологические особенности виртуального общения молодежи»
по дисциплине: «Психология дошкольного возраста»
2021
45.00 BYN
Психологические особенности виртуального общения молодежи
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология дошкольного возраста
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Аналитический обзор литературы
1.2 Общение как коммуникативный и психологический процесс
ГЛАВА 2. ОБЩЕНИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
2.1 Молодежь как социально-психологическая группа в контексте коммуникативных особенностей
2.2 Виртуальное пространство как важная площадка для общения молодежи: сущность и особенности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Во все времена общение являлось не только средством коммуникации, но и средством духовного восприятия окружающего мира. Каждый человек, выбирая средство и направленность взаимодействия, руководствуется собственными ценностями и желаниями. Не вызывает сомнения, что общение является следствием внутреннего, психологического, понимания мира. Общение как коммуникация может быть разнонаправленным: благожелательным, агрессивным, безразличным. При этом выбор коммуникации всегда определяется человеком и напрямую связан с условиями окружающего мира.
Молодежь составляет четвертую часть населения Республики Беларусь – это та часть общества, которая вовлечена во все без исключения процессы, в первую очередь, в наиболее важные в рамках нашей темы – коммуникационные. Различные варианты межличностного взаимодействия приобрели особое значение в условиях современного общества. Стандартные формы, существовавшие ранее, трансформировались и обрели новые очертания. При этом ключевым аспектом, на наш взгляд, является психологически благоприятная атмосфера и взаимопонимание.
Все типы общения направлены на ответное восприятие. К формам стандартного общения, к которым ранее относились деловые и профессиональные коммуникации, общение на официальном и неофициальном уровне, прямое и косвенное, добавились формы виртуального общения, которые также имеют свою градацию: обсуждения в социальных сетях, общение с использованием электронной почты, чаты и комментарии к публикациям.
Актуальность темы заключается в том, что исследования психологических особенностей общения молодежи в виртуальном пространстве позволит приблизиться к более точному осмыслению психологической специфики молодежной коммуникации на современном этапе в целом.
Цель исследования – выявить особенности общения молодежи как многоаспектного психологического и коммуникационного феномена в виртуальном пространстве. Данная цель предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
– провести аналитический обзор литературы по теме исследования;
– рассмотреть общение как психологический и коммуникационный феномен;
– охарактеризовать молодежь как демографическую и социокультурную группу с учетом психологических характеристик возраста;
– проанализировать сущностные основания виртуального пространства информационного общества как площадки общения молодежи с учетом психологических особенностей коммуникационного процесса.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Аналитический обзор литературы
При формировании теоретико-методологической основы данной работы были проанализированы труды отечественных и зарубежных психологов, социологов, культурологов, философов и представителей иных отраслей научного знания.
Такой подход к формированию теоретической базы определен многокомпонентностью темы «Психологические особенности виртуального общения молодёжи», которая представлена соответствующими разделами и учитывает: 1) психологический аспект, который важен при рассмотрении каждого из указанных ниже компонентов; 2) общение как психологический и социально-культурный процесс (в рамках теории коммуникации); 3) молодежь как социальная и культурная группа; 4) виртуальное пространство как феномен информационного и массового общества, философский концепт, а также важная площадка для осуществления указанной выше коммуникации;
В связи с чем, краткий аналитический обзор будет содержать источники по каждому из указанных пунктов. Теоритическая основа исследования сформирована на основании анализа диссертаций, монографий, научно-методических изданий, статей, а также иных публикаций, размещенных в электронных библиотеках открытого доступа.
1. Коммуникативные способности и навыки, а также мотивы и интересы представителей разных возрастных групп как актуальные социокультурные и психолого-педагогические проблемы изучались многими социологами, психологами и педагогами: в частности, А. Г. Ковалевым и В. Н. Мясищевым [24], Н. С. Лейтесом [31], А. Н. Леонтьевым [32], В. С. Мерлиным [37], Л. С. Рубинштейном [52], К. В. Тарасовой [58], Б. М. Тепловым [60].
В рамках нашей работы важные теоретическими сведения, в частности – возрастная периодизация и особенности психофизиологического развития, содержатся в трудах таких признанных ученых в области психологии и педагогики, как А. Н. Леонтьев [32], В. С. Мухина [41], Д. Б. Эльконин [73].
2. Среди первых исследователей, которые в своей научной деятельности рассматривали массовую культуру и коммуникацию как результат трансформации гражданского общества в массовое, на рубеже ХІХ-ХХ веков, выделяются З. Фрейд [67], Л. Н. Войтоловский [13], и в особенности Г. Лебон [29], Г. Тард [59]. Именно они стали авторами классических трудов по психологии толпы и массовому сознанию.
ГЛАВА 2. ОБЩЕНИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
2.1 Молодежь как социально-психологическая группа в контексте коммуникативных особенностей
В отечественном молодежном дискурсе долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная психолого-возрастная и социально-демографическая группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Специфика молодежи как социально-демографической группы заключается в первую очередь тем, что она активно вступает в общественно-политическую, экономическую и культурную жизнь, становится субъектом общественных отношений. В этом жизненном периоде по существу в основном завершается процесс формирования социальной зрелости молодого человека.
Сегодня ученые определяют молодежь как группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в обществе. Белорусский исследователь Н. Ю. Токова, изучив историческую ретроспективу вопроса, выделила три этапа в исследовании молодежной проблематики:
– «критический» (70-е–сер. 80-х гг. ХХ века). На данном этапе происходило изучение проблем молодежи и молодежного движения. В литературе очень четко и ярко противопоставлялась молодежь капиталистических и социалистических стран. Основную часть исследований занимали идеологические и психологические установки молодежи.
– «аналитико-эмпирический» (сер. 80-х–90-е гг. ХХ века). Этот этап совпадает с развязкой «холодной войны», во время которой происходило переоценивание контркультурных процессов в США и странах Западной Европы. В данное время разрабатывались методики исследования молодежной культуры, изучался феномен неформальных молодежных организаций.
– «теоретический» (начало ХХI века). На современном этапе происходит становление методологии и основных направлений изучения молодежи [62, с.15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Для раскрытия заявленной темы существует достаточное количество отечественных и зарубежных научных трудов. Вместе с тем, они содержат различные точки зрения, как на процесс общения на современном этапе, так и на особенности коммуникации молодежи с учетом психологических характеристик её представителей. Дальнейший ход исследования был определен необходимостью систематизации, конкретизации и анализа данных, полученных на подготовительном этапе работы.
2. Для познания механизма общения с помощью инструментария социальной психологии, в контексте коммуникативных, интерактивных и перцептивных позиций, необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида «накладываются» на представление о партнере, и как то и другое проявляется в принятии совместного решения.
Также было установлено, что в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Во всех случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть
3. В рамках нашего исследования было использовано определение молодежи как психолого-возрастной и социально-демографической группы в составе населения, выделяемой на основании двух составляющих – социального (интересы, ценности, статус и прочие) и демографического (возраст). Молодежь как группа включает в себя людей в возрасте от 16 лет до 30–31 года.
Важно помнить, что в настоящий момент на многие сферы жизнедеятельности молодежи продолжает оказывать влияние неравенство, которое проявляется в различных формах, например, в ограниченных возможностях доступа к определенной информационной системе. Следовательно, по-разному происходит и процесс общения молодежи, который во многом обуславливается психологическими особенностями личности и непосредственно процесса коммуникации.
4. Современное общество характеризуется ускорением темпов развития техники, созданием новых интеллектуальных продуктов, превращением информации в важнейший глобальный ресурс человечества.
Несмотря на разнообразие подходов, оценок и прогнозов психологических особенностей становления информационного общества, они оказались выстроенными в основном по одной схеме: современные средства связи и информационные технологии создали новую ситуацию, в которой, с одной стороны, имеются дополнительные возможности для прогресса и, в том числе решения мировоззренческих противоречий, а с другой стороны, возникает все большее количество обостряющихся психологических проблем, которые авторы относят то к помехам на пути к новому обществу, то к его неизбежным следствиям.
1. Актуальные проблемы молодежной культуры: сб. статей: в 3 т. / под общ. ред. О. В. Красновой. – М. : МПСИ, 2008. – Т. 1. – 182 с.
2. Артановский, С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций / С. Н. Артановский. – СПб. : СПбГАК, 1994. – 224 с.
3. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции / Г. П. Бакулев. – М. : АспектПресс, 2005. – 176 с.
4. Барт, P. Мифологии / Р. Барт ; пер. с фр. С. Зенкин. – М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2000. – 320 с.
5. Белл, Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе. – М. : Прогресс, 1986. – С. 330–342.
6. Бердин, Р. Д. Особенности виртуального общения в молодежной среде [Электронный ресурс] / Р. Д. Бердин // Журнал «Техника, наука и образование» в научной электронной библиотеке «КиберЛенинка». – 2016. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-virtualnogo-obscheniya-v-molodezhnoy-srede. – Дата доступа: 14.12.2021.
7. Березин, В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В. М. Березин. – М. : РИП-холдинг, 2003. – 174с.
8. Бжезинский, З. Между двумя веками: роль Америки в эру технотроники / З. Бжезинский. – М. : Прогресс, 1972. – 451 с.
9. Бланшо, М. Отсутствие книги / М. Бланшо // Комментарии. – 1997. – № 11. –С. 123–137.
10. Бориснев, C. B. Социология коммуникации / С. В. Бориснев. – М. : Юнити-Дана, 2003. – 270 с.
11. Броуди, Р. Психические вирусы. Как программируют ваше сознание / Р. Броуди. – М. : Поколение, 2007. – 304 с.
12. Вдовиченко, Л. Н. Альтернативные движения в поисках альтернатив / Л. Н. Вдовиченко. – М. : Мысль, 1988. – 186 с.
13. Войтоловский, Л. Н. Очерки коллективной психологии: в 2 ч. / Л. Н. Войтоловский.– М. : Гос. изд-во, [1923]-25. – 236 с.
14. Волокитина. Ю. О. [Электронный ресурс] / Ю. О. Волокитина, Е. Э. Френкель // Студенческий научный форум – 2015. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015010984.
15. Герасименко, А. П. Критика теорий молодежной культуры / А. П. Герасименко. – М. : Аспект, 1979. – 254 с.
16. Голубева, Н. А. Феноменология межличностного и межгруппового общения современной молодежи в реальном и виртуальном пространстве [Электронный ресурс] / Н. А. Голубева // Научно-популярный психологический портал «CYBERPSY». – Режим доступа: https://cyberpsy.ru/articles/golubeva-fenomenologiya-obsheniya-molodeji/.
17. Грицанов, А. А. Виртуальная реальность / А. А. Грицанов // Социология: энциклопедия / сост. А. А. Грицанов [и др.]. – Минск : Книжный Дом, 2003. – С. 175–176.
18. Дейк, Т. Язык. Познание. Коммуникация / Т. Дейк. – М. : Языки русской культуры, 1999. – 896 с.
19. Деррида, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Деррида. – СПб. : Алетейя, 1998. – 160 с.
20. Докинз, Р. Эгоистичный ген / Р. Докинз ; пер. с англ. Н. Фомина, П. Петров. – М. : АСТ, 2013. – 610 с. : ил.
21. Егоров, В. В. На пути к информационному обществу / В. В. Егоров. – М. : Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2006 . – 191 с.
22. Иванов, Д. В. Общество как виртуальная реальность / Д. В. Иванов // Информационное общество: сборник. – М. : ACT, 2004. – 297 с.
23. Кастельс, М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура / М. Кастельс; пер. с англ. ; под науч. ред. О. И. Шкаратана. – М. : ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.
24. Ковалев, А. Г. Психические особенности человека / А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев. – Т. 2. Способности. – Л. : ЛГУ, 1960. – 304 с.
25. Конецкая, В. П. Социология коммуникации / В. П. Конецкая. – М. : Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1997. – 304 с.
26. Крысько, В. Г. Общение как коммуникация [Электронный ресурс] / В. Г. Крысько // Социальная психология // Учебные материалы для студентов «Studme.org». – Режим доступа: https://studme.org/92135/psihologiya/obschenie_kommunikatsiya.
27. Ксенофонтова, И. В. Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг / И. В. Ксенофонтова // Интернет и фольклор : сб. стат. ; отв. ред. А. С. Каргин. – М. : Государственный республиканский центр русского фольклора, 2009. –С. 285–294.
28. Лакан, Ж. Телевидение / Ж. Лакан ; пер. с фр. А. Черноглазова. – М. : Логос, 2000. – 160 с.
29. Лебон, Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. – М. : АСТ, 2016. – 320 с.
30. Левикова, С. И. Молодежная субкультура / С. И. Левикова. – М. : ГРАНД, 2004. – 607 с.
31. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. – М. : Педагогика, 1971. – 279 с.
32. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 352 с.
33. Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга: Сотворение человека печатной культуры / М. Маклюэн. – Киев : Ника-центр, 2004. – 432 с.
34. Масленченко, С. В. Субкультура и коммуникация: монография / С. В. Масленченко. – Минск : Ин-т радиологии, 2003. – 90 с.
35. Масленченко, С. В. Субкультура хакеров: монография / С. В. Масленченко, Т. В. Рязанцева. – Минск : Тонпик, 2005. – 56 с.
36. Медков, В. М. Демография / В. М. Медков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2002. – 448 с.
37. Мерлин, В. С. Лекции по психологии мотивов человека / В. С. Мерлин. – Пермь : ПермГУ, 1971. – 120 с.
38. Михайлов, В. А. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества / В. А. Михайлов, С. В. Михайлов // Актуальные проблемы теории коммуникации: сб. науч. тр. – СПб. : СПбГПУ, 2004.–С.34–52.
39. Мудрик, А. В. Социализация человека / А. В. Мудрик. – 3-е изд. – Воронеж : РАО-МПСИ, 2011. – 624 с.
40. Муравьева, Л. Р. Молодежь как объект исследования / Л. Р. Муравьева. // Социология сегодня. – 2014. – № 3. – С. 24–27.
41. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / B. C. Мухина. – М. : Академия, 2007. – 640 с.
42. Назаров, М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / М. М. Назаров. – М. : Едиториал УРСС, 2003. – 240 с.
43. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет ; пер. с англ. – М. : АСТ, 2016. – 256 с. С. 315-319.
44. Осипов, Д. О. Молодежь как социально-демографическая группа: проблемы периодизации / Д. О. Осипов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 6. – С. 67–77.
45. Особенности коммуникативной стороны общения [Электронный ресурс] // Файловый архив студентов. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/5247271/page:8/.
46. Печатнов, В. В. Традиционные ценности и проблемы межкультурного диалога / В. В. Печатнов // 25 лет внешней политике России: сб. материалов Х Конвента РАМИ (Москва, 8-9 декабря 2016 г.): в 5 т. – Т. 5. Социально-гуманитарные аспекты международных отношений: в 2 ч. – Ч. 1 / под общ. ред. А. В. Мальгина. – М. : МГИМО-Университет, 2017. – С. 29–40.
47. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов. – М. : Рефл-бук, 2001. – 656 с.
48. Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии; редкол.: Д. И. Фельдштейн, Л. А. Радзиховский (отв. редакторы), А. И. Мазуров. – М. : АПН СССР, 1988. – 160 с.
49. Рашкофф, Д. Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на Ваше сознание / Д. Рашкофф ; пер. с англ. – 3-е изд. – М. : Ультракультура 2.0, 2011. – 2003. – 394 с.
50. Розов, С. М. Меметика и процессы эволюции культуры / С. М. Розов // Теория социальных эстафет: история – идея – перспективы ; под. ред. С. С. Розовой. – Новосибирск : НГУ, 1997. – С. 300–312.
51. Романова, В.И. Тенденции молодежного досуга / В. И. Романова // Весн. Магiлёўскага дзярж. ун-та iмя А.А. Куляшова. – 2016. – № 6. – С. 54–69.
52. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн ; сост., авт. комм. и послесл. А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. – СПб. : Питер, 2000. – 712 с.
53. Рулицкая, М. М. Молодежь и молодежная субкультура / М. М. Рулицкая. // Вестник ВГУ. – 2014. – С. 31–35.
54. Самыгин, П. С. Девиантное поведение молодежи / П. С. Самыгин. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 440 с.
55. Сворог, А. Д. Социально-демографические характеристики молодежи / А. Д. Сворог. // Здравоохранение. – 2015. – №11. – С. 35–39.
56. Соколов М. Субкультурное измерение социальных движений: когнитивный подход // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга / под ред. В. В. Костюшева. – СПб. : Норма, 1999. – С. 9-23.
57. Стрельчук, А. Р. Культурная идентификация в условиях трансформирующегося коммуникативного пространства / А. Р. Стрельчук // Вестник ВятГУ. – 2018. – № 4. – С. 81–83.
58. Тарасова, К. В. Онтогенез способностей / К. В. Тарасова. – М. : Педагогика, 1988. – 176 с.
59. Тард, Г. Мнение и толпа / Г. Тард // Психология толп. – М. : ИП РАН, 1999. – 416 с.
60. Теплов, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б. М. Теплов. – М. : МПСИ, 1998. – 544 с.
61. Терин, В. П. Массовая коммуникация: исследование опыта Запада / В. П. Терин. – М. : б/и, 2002. – 145 с.
62. Токова, Н. Ю. Молодежная субкультура и ее региональные аспекты / Н. Ю. Токова. – Могилев : МГУ им. Кулешова, 2003. – 76 с.
63. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. – М. : АСТ, 2001. – 557 с.
64. Тюхтина, А. А. Психологические особенности интернет-общения [Электронный ресурс] /А. А.Тюхтина // Сетевое издание «Международный студенческий научный вестник». – 2015. – № 5 (2). – Режим доступа: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13297.
65. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер ; пер. с англ. М. В. Арапова, Н. В. Малыхиной; под. ред. Е. Л. Вартановой. – М. : АспектПресс, 2004. – 400 с.
66. Феномен общения в социальной психологии [Электронный ресурс] // Репозиторий БГПУ. – Режим доступа: https://is.gd/tWfPTa.
67. Фрейд, 3. Психология масс и анализ человеческого «Я» / З. Фрейд. – М. : АСТ, 2018. – 320 с.
68. Храпов, С. А. Современный социокультурный контекст девальвации классической аксиологической модели «бытие» и «бог» / С. А. Храпов // Философия и культура. – 2014. – № 8. – С. 56–64.
69. Черникова, В. Е. Личность в условиях информатизации современного социокультурного пространства [Электронный ресурс] / В. Е. Черникова // Теория и практика общественного развития. – Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_ zhurnala/2014/8/filosofiya/chernikova.pdf.
70. Шабанов, Л. В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность / Л. В. Шабанов. – Томск : ТГУ, 2005. – 399 с.
71. Шарков, Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации / Ф. И. Шарков. – М. : Дашков и К°, 2010. – 592 с.
72. Щепанская Т. Б. Антропология молодежного активизма. Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга / Т. Б. Щепанская [и др.]; под ред. В. В. Костюшева. – СПб. : Норма, 1999. – С.262–302.
73. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М. : Академия, 2005. – 384 с.
74. Baeva, L. V. Anthropogenesis and Dynamics of Values under Conditions of Information Technology / L. V. Baeva // International Journal of Technoethics. – 2012. – № 3. – P. 32–36.
75. Gillett, J. Media activism and Internet / J. Gillett // Sociology of Health & Illness. – 2003. – Vol. 25. – Is. 6. – P. 608.
76. Lumsden, C. J. Genes, Mind and Culture / C. J. Lumsden, E. O. Wilson. – Cambridge : Harvard University Press, 1981. – 428 p.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты