Использование современных информационных коммуникационных средств в работе с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование современных информационных коммуникационных средств в работе с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата»
по дисциплине: «Методология педагогической деятельности»
2021
45.00 BYN
Использование современных информационных коммуникационных средств в работе с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методология педагогической деятельности
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
Введение
1. Особенности развития детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата
2. Направление и содержание современных информационно-коммуникативных средств при работе с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
3. Использование информационных коммуникационных средств при обучении учащихся с нарушением функций опорно-двигательного аппарата
Заключение
Список используемых источников
Введение
По мнению многих ученых, основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. На данном этапе развития человечества ИКТ-технологии стали очень важны, и благодаря им игровая деятельность для дошкольников стала ярче, реалистичнее и увлекательнее. Для детей с двигательными нарушениями ИКТ-технологии являются наиболее актуальными и доступными. Современное оборудование не требует особых усилий для использования средств ИКТ, а процедуры осуществления процессов деятельности регулярно обновляются и «идут в ногу со временем». Это еще раз показывает, что дети с тяжелыми нарушениями способны более успешно осуществлять учебно-познавательную деятельность, тем самым мотивируя себя к участию в школьных мероприятиях и самореализации в различных направлениях.
Учащиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) испытывают значительные трудности в обучении. Различные сферы нарушений у детей с ограниченными возможностями имеют сложную структуру с различными проявлениями и механизмами. Когнитивная деятельность важна для детей с ограниченными возможностями при работе с широким спектром нарушений. Для коррекции устной и письменной речи детей с ограниченными возможностями существуют различные методы и приемы.
В компьютерных программах можно выбрать сложность, характер задания и учесть способности любого ребенка. Специальные программы позволяют эффективно корректировать различные нарушения. Качественные рисунки, трехмерные изображения, звуковое сопровождение движений, подача учебного материала в виде интерактивных игр – все это делает программы привлекательными и интересными для детей с ограниченными возможностями здоровья. Основной принцип специальной компьютерной программы – системный и деятельностный подход к коррекции нарушений в развитии речи и языка.
Вопрос внедрения средств ИКТ в процесс коррекции и общего развития детей с НОДА становится все более актуальным. Использование специальных средств ИКТ позволяет снять основные ограничения, мешающие обучению детей с данными нарушениями: невозможность посещать школу, частые пропуски занятий по болезни, необходимость обособленной системы обучения, отсутствие специальных методов обучения, информации и возможностей для объяснений учителя в процессе обучения.
Создание педагогических условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирования положительных личностных качеств является одной из основных целей коррекционного образования и воспитания. Использование современных информационных и компьютерных технологий позволяет создавать наиболее эффективный педагогический и воспитательный процесс.
Среди исследователей, которые занимались вопросами применения информационных и компьютерных технологий в процессе обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, необходимо выделить таких как И. Калаш, О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев, С.А. Лузгин, И.А. Никольская, В.В. Болонина и т.д.
1. Особенности развития детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата
Нарушения опорно-двигательного аппарата – это церебральный термин, который охватывает органические двигательные нарушения, центральные или периферические.
Помимо органической стороны нарушения, у детей с НОДА может наблюдаться так называемая вторичная умственная отсталость, которая связана с двигательными и языковыми нарушениями, а также с условиями окружающей среды и образования. Эта задержка происходит в основном на ранних этапах школьного обучения и характеризуется низким уровнем осознания и понимания окружающего мира, а также задержкой формирования высших корковых функций и вербального мышления. Задержки развития менее выражены, чем органические задержки, и нет специфических «органических» нарушений в области внимания, восприятия, памяти, мышления или перепадов настроения [1, с.68].
Внимание характеризуется неустойчивостью, повышенной рассеянностью и отсутствием концентрации на определенном объекте. Дефицит внимания также негативно влияет на процессы ощущения и восприятия. Поскольку формирование образов окружающего мира основано на способности воспринимать некоторые простейшие признаки предметов и явлений, дефициты в психической сфере значительно снижают качество знаний и представлений детей об окружающем мире. Дефицит памяти приводит к медленному накоплению знаний и навыков по учебным предметам. Многие дети имеют нарушения в восприятии и формировании пространственно-временных представлений и схем тела.
Следует отметить, что большинство этих детей имеют значительный потенциал для развития высших психических функций, но физические недостатки (двигательные, слуховые, зрительные), часто множественные, языковые и двигательные трудности, проявления астмы и ограниченные знания из-за социокультурной депривации заслоняют этот потенциал [7, с.9].
Большинство учащихся имеют нарушения в интеллектуальной деятельности, которые проявляются двумя способами:
1. Стойкое и равномерное снижение работоспособности с признаками одышки. У таких детей низкая перцептивная активность и сниженная устойчивость внимания. Дети быстро истощаются психически, на что они могут реагировать вспышками гнева, активным избеганием контакта или откровенным отказом.
2. Нерегулярная (неустойчивая) модель умственной деятельности. У таких детей состояние иногда меняется несколько раз в течение одного сеанса. За короткими периодами когнитивной активности следуют острая усталость и неустойчивая концентрация внимания. Снижение умственной работоспособности является основным препятствием для продуктивного обучения. Описанное выше нарушение умственной деятельности затрудняет для этих детей усвоение учебного материала и приобретение трудовых навыков [8, с.134].
2. Направление и содержание современных информационно-коммуникативных средств при работе с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
Компьютер – это универсальное устройство для обработки цифровой информации, особенно звуковой. Однако компьютер позволяет не только хранить и воспроизводить информацию, но и обрабатывать («редактировать») и создавать ее. Компьютер также может воспринимать информацию: он может «слышать» и анализировать «то, что слышит», например, различать основные тона и сравнивать записанные тона с образцами звука (слуховой тренажер Musictrainer [8]). Современные компьютеры также подходят для записи музыки. Для этого потребуется подходящий микрофон и программное обеспечение для редактирования звука [2, с.15]
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это методы обучения, использующие для обработки информации специальные методы, программное обеспечение и мультимедиа (кино-, аудио- и видеоносители, компьютеры, телекоммуникационные сети). Внедрение ИКТ позволило перейти от объяснительно-объяснительного подхода к преподаванию и обучению к деятельностному подходу. Это, в свою очередь, представляет собой огромный потенциал для игры и возможностей обучения, а также является средством оптимизации процесса коррекции речевой деятельности.
Внедрение интерактивных методик в педагогическую деятельность позволяет решить следующие задачи: с одной стороны, повысить мотивацию детей к посещению занятий, тем самым повысив эффективность коррекционной работы; с другой стороны, использование таких методик позволяет педагогам расширить собственные возможности, что также влияет на результат проводимой коррекционной работы [4, с.73].
Эффективность уроков и занятий можно повысить за счет использования различных наглядных пособий, но сегодня дошкольников с особыми образовательными потребностями все труднее увлечь и запугать традиционными пособиями – картинками, игрушками, мысленными моделями, сложенными кубиками. Дети, которые уже знакомы с компьютером, нуждаются в особом внимании и специальных средствах воздействия при организации занятий.
Использование ИКТ в учебном процессе – это способ повысить мотивацию к обучению. ИКТ помогают развивать творческую личность не только ученика, но и учителя. ИКТ помогают удовлетворить основные потребности человека в общении, образовании и самореализации. Цель внедрения ИКТ в образовательный процесс - повысить эффективность учебной программы, освободить учителя от повседневных обязанностей, повысить привлекательность материала, дифференцировать тип заданий и разнообразить формы обратной связи [5, с.65].
Использование ИКТ открывает педагогические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершения визуальных путешествий, наглядным представлением явлений, которые невозможно представить другими средствами, в сочетании с процедурами контроля и обучения.
3. Использование информационных коммуникационных средств при обучении учащихся с нарушением функций опорно-двигательного аппарата
Информационные технологии расширяют возможности обучения детей и могут быть особенно эффективны при обучении детей с особыми образовательными потребностями. Индивидуальное обучение учитывает уникальные потребности всех учащихся, особенно тех, кто испытывает трудности в обучении или имеет физические недостатки. Студентов следует поощрять к развитию ответственного отношения к учебе и готовности использовать технологии для приобретения знаний и навыков. Поэтому школы должны предоставлять специальные возможности для адаптации технологий к потребностям каждого ученика.
Сведения о специальных возможностях и технологиях специальных возможностей, призванная помочь педагогам всего мира предоставить учащимся одинаковые возможности обучения с использованием современных технологий, была разработана компанией Microsoft. Поддержка специальных функций предоставляет больше информации для студентов с ограниченными возможностями и облегчает им использование персональных компьютеров. Улучшенное удобство использования и безопасность делают обучение более эффективным для детей. Поэтому применение этих характеристик является еще одним способом обеспечения равенства возможностей для всех членов общества [20, с.88].
Для детей с НОДА клавиатура может быть перенастроена либо на более чувствительную мембранную клавиатуру, либо на клавиатуру с увеличенными клавишами. Также можно использовать специальные датчики пальцев. Для людей с нарушениями слуха была разработана специальная компьютерная технология, которая преобразует голос диктора в визуальный символ на экране монитора.
Использование компьютера для обучения и развития детей с церебральным параличом с нарушениями интеллекта можно в целом разделить на прямое и опосредованное использование.
1. Опосредованное обучение и развитие
Использование глобального интернета. Трудно представить себе современное образование без ресурсов Интернета. Интернет несет в себе огромный потенциал для образовательных услуг. Именно поэтому в последние годы наблюдается массовое внедрение Интернета не только в школьное, но и в дошкольное образование. Количество информационных ресурсов по всем направлениям обучения и развития детей с нарушениями интеллекта растет. Возможности, предоставляемые онлайновыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд вопросов, касающихся специалистов, работающих в сфере специального образования.
Заключение
Одним из приоритетных направлений информатизации современного общества является информатизация образования - система методов, процессов и аппаратно-программных средств, интегрированных для сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Целью информатизации является повышение интеллектуальной активности в глобальном масштабе за счет использования новых информационных технологий: компьютеров и телекоммуникаций.
Анализ литературных источников показал, что категория детей с НОДА является разноплановой группой детей, которые характеризуются наличием органических и социальных причин возникновения данного дефекта. Для данной группы детей характерными являются такие особенности как вторичные психические нарушения, речевые дефекты и т.д. Эти дети имеют специфические потребности, которые должны быть удовлетворены посредством применения различных категорий.
Современные информационно-коммуникативные технологии имеют важное дефектологическое значение, которое выражается в коррекции имеющихся вторичных нарушений у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Существуют различные вспомогательные технологии, среди которых можно выделить таких как способствование коррекции визуальной взаимосвязи и технологии, позволяющие поддерживать вертикальную осанку ребенка. Эти технологии довольно эффективны в процессе работы с детьми, с НОДА.
Коррекционное развивающее обучение не означает навязывание детям новых ментальных структур; оно просто позволяет лучше использовать уже имеющийся у детей потенциал, ускоряя формирование новых ментальных операций с помощью компьютерных технологий. Компьютеры, делающие содержание изучаемого материала осмысленным и ярким, не только ускоряют его запоминание, но и делают его более осмысленным и прочным.
Необходимо широко распространять интересные творения в области ИКТ для специальных школ и обеспечить современным компьютерным оборудованием все рабочие места учителей и портативное компьютерное оборудование для учеников.
Педагогам, работающим с детьми с НОДА и использующим компьютерные технологии, необходимо решать две основные задачи: формирование у детей навыков работы на компьютере и применение компьютерных технологий для развития и коррекции психофизических нарушений. Приоритетом применения компьютерных технологий в специальной педагогической науке и психологии является не обучение детей использованию адаптивных свойств информатики и компьютерных технологий, а комплексное использование их интерактивной среды для создания новых научно обоснованных средств развития творческой деятельности. Для этого необходимо использовать сильные стороны компьютерных технологий.
1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие / Л.И. Акатов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
2. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании/ Н.В. Апатова – М.: ИОШ РАО, 1994. – 48 с.
3. Бадалян, Л. О. Детские церебральные параличи / Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О.В. Тимонина. – М. : Здоровье, 1988. – 1258 с.
4. Болонина, В. В. Использование развивающих игр–презентаций в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья / Болонина В. В.// Школьный логопед. – 2010. – № 1. – С. 73–77.
5. Васина, М. Б. Дистанционное обучение детей с тяжелыми двигательными нарушениями при церебральном параличе с использованием дистанционных технологий / Васина М. Б., Танцюра С. Ю.// Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2008. – № 2. – С. 65–70.
6. Гарнаева, Е. И. Использование информационно–коммуникационных технологий в обучении детей с ДЦП на дому /Е. И. Гарнаева, Р. М. Султанова. – М. : ИКЦ «МарТ», 2013. – 258 с.
7. Деревяго, Т. Н. Влияние современного информационного поля на развитие личности ребенка с проблемами в развитии / Деревяго Т. Н.// Логопедия сегодня. – 2013. – № 2. – С. 9–15.
8. Забранная, С.Д. Психолого–педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забранная. – М. : ВЛАДОС, 1993. – 534 с.
9. Калаш, И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании. Аналитический обзор. / И. Калаш. – Мн.: Асвета, 2010. – 287 с.
10. Кукушкина, О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования. – 2003. – № 3. – С.12–25
11. Кукушкин И. И. Логика проектирования научного интернет–ресурса в сфере коррекционной педагогики / Кукушкин И. И.// Дефектология. – 2009. – № 6. – С. 50–57.
12. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата : учеб. пособие / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. – М. : Академия, 2001. – 236 с.
13. Макарова, И. В. Педагог–психолог. Основы профессиональной деятельности/ И. В. Макарова, Ю. Г. Крылова – Самара: Издательский дом БАХРАМ, 2004. – 257 с.
14. Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития// Дефектология. – 1997. – № 4. – С.45–48
15. Машбиц, Е.И. Психолого–педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука – реформе школы) / Е.И. Машбиц. – М.: Педагогика, 1988. – 192 с.
16. Новое техническое решение в помощь детям с НОДА / Н.Д. Шматко, С.А. Лузгин, Т.Б. Ясинская // Дефектология : научно–методический журнал : издается с 1969 года / ред. Н.Н. Малофеев, И.А. Коробейников. – 2012. – № 3. – С. 90–92
17. Немова А. Н. Использование компьютерных инструментов в развивающем обучении детей с ограниченными возможностями здоровья / Немова А. Н.// Коррекционная педагогика : теория и практика. – 2012. – № 2. – С.58–61.
18. Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном образовании: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.А. Никольская. — М. : Издательский центр «Академия», 2011. — 144 с.
19. Основы специальной психологии / под ред. Л.В. Кузнецовой. – Москва: Академия, 2003. – 479с.
20. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И.В. Роберт. – М.: ИИО РАО, 2010. – 141 с.
21. Селевко, К.Г. «Современные образовательные технологии»: учеб. пособие. / К.Г. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
22. Селюкова, Е.А. Система воспитания и обучения детей с нарушением опорно–двигательного аппарата // Актуальные задачи педагогики: материалы международной научной конференции (г. Чита, декабрь 2011 г.) – Чита: Изд–во Молодой ученый, 2011. – 129 с.
23. Современные педагогические технологии в обучении детей с особенностями психофизического развития: учеб.– метод. пособие / сост. Н.В. Савенок М.Н.– М..: АПО, 2006. – 123 с.
24. Ткачева, В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование/В. В. Ткачева. – М. : Книголюб, 2007. – 144 с.
25. Швед, М. В. Информационное обеспечение педагогических технологий в интегрированном обучении. / М.В. Швед. – М.: Академия, 2005. – 236 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты