Правовое регулирование: понятие, предмет, пределы, отличие от правового воздействия
МИТСО (Международный университет) Гомельский филиал
Курсовая работа (проект)
на тему: «Правовое регулирование: понятие, предмет, пределы, отличие от правового воздействия»
по дисциплине: «Общая теория права»
2021
45.00 BYN
Правовое регулирование: понятие, предмет, пределы, отличие от правового воздействия
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая теория права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Понятие, сущность и предмет правового регулирования
1.2 Пределы правового регулирования
ГЛАВА 2 СТАДИИ, СПОСОБЫ И ТИПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1 Стадии и способы правового регулирования
2.2 Типы и методы правового регулирования
ГЛАВА 3 ОТЛИЧИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТ ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В результате развития и формирования цивилизации, а именно, появления человеческого общества, все более необходимо найти эффективные способы противодействия различным кризисным ситуациям. Эти методы являются постоянными спутниками человека на протяжении всей его жизни.
Организация способов воздействия на человечество и поведение человека в настоящее время осуществляется государством. Наиболее распространенным способом воздействия государства на причины возникновения кризисных ситуаций является административно-правовой, то есть построение системы государственного управления с тем, чтобы она могла не только действовать во всех проблемах, но эти действия должны быть адекватными и объективными для всех субъектов.
Государство оказывает целенаправленное воздействие на поведение людей посредством средств и методов. Средства социального регулирования выражаются, прежде всего, в социальных нормах: моральном, корпоративном, в установленных обычаях, но, прежде всего, в правовых нормах.
Правовое регулирование является многогранным воздействием на социальные отношения всех правовых явлений, включая идеи и принципы правовой жизни, которые не отражены в законах и других нормативных правовых актах.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области правового регулирования.
Предмет исследования составили теоретические и правовые положения, связанные с правовым регулированием.
Цель исследования – комплексный и всесторонний анализ понятия, предмета и пределов правового регулирования, разграничение правого регулирования и правового воздействия.
Задачи исследования таковы:
- проанализировать понятие, сущность и предмет правового регулирования;
- исследовать пределы правового регулирования;
- дать общую характеристику стадиям и способам правового регулирования;
- изучить типы и методы правового регулирования;
- установить основные различия между правовым регулированием и правовым воздействием.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Понятие, сущность и предмет правового регулирования
Вопрос правового регулирования – это старый и в то же время новый, актуальный вопрос и потому, что без его глубокого уяснения невозможно правильно решать все основные юридические проблемы, и потому, что он представляет собой большую сложность, и потому, что то, что регулируется правом не остается неизменным (если не удовлетворяться слишком абстрактным его пониманием) по мере развития общества, и потому, что изменяется само правопонимание в познании его сущности, непосредственно предопределяющего характер, специфику правового регулирования.
Право – это наиболее уникальная социальная ценность, высокоэффективный и целесообразный общесоциальный регулятор общественных отношений. Благодаря ему действиям людей придается организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность. В цивилизованном обществе только право может обеспечить организованность общественной жизни, нормальное функционирование всего общественного организма, действенность государственного управления [1, с. 147].
Вопрос о том, что такое право, в чем состоит его сущность, всегда рассматривается в юридической науке в качестве основного. Однако со временем понятие права менялось. Так, к примеру, Аристотель понимал право, как это политическую справедливость, средневековые ученые под правом понимали божественное установление. Ж.Ж. Руссо определил право, как общую волю [2, c. 68]. Л.И. Петражицкий под правом понимал веление, приказ государства и прочее [3, с. 330].
По духу и значению право ближе всего к понятиям «правда» и «справедливость».
Термин «право» также употребляется и в неюридическом смысле. Существуют моральные права, права членов общественных объединений, партий, союзов, права, которые возникают на основании обычаев, и так потом.
А.С. Пиголкин рассматривал право, как особый вид социальных норм поведения, а также взаимосвязанных с ним прав и обязанностей участников социального общения и представлений общества о таких нормах, правах и обязанностях [4, с. 83].
ГЛАВА 2 СТАДИИ, СПОСОБЫ И ТИПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1 Стадии и способы правового регулирования
Правовое регулирование предполагает постоянную и активную деятельность граждан, их объединений, государственных учреждений по созданию правовых норм и их реализации. Процесс правового регулирования осуществляется непрерывно, поскольку одновременно формируются одни нормы, изменяются и отменяются другие, осуществляются третьи.
В то же время, однако, теоретически возможно и практично выделить отдельные этапы правового регулирования с целью его всестороннего изучения.
Стадии правового регулирования наиболее подробно рассмотрены Н.С. Нерсесянцем. Так, он называет следующие стадии правового регулирования общественных отношений:
- создание нормативных основ для правового регулирования;
- индивидуализация (конкретизация) прав и обязанностей субъектов права;
- реализация, фактическое осуществление тех субъективных прав и обязанностей, которые возникли у субъектов права на второй стадии правового регулирования [16, с. 503].
Рассмотрим первую стадию правового регулирования. На ней фактически осуществляется издание нормативного правового акта как формы выражения правового регулирования общественных отношений. Именно на данной стадии устанавливаются правовые статусы субъектов права, определяются содержание и сферы реализации прав, обязанностей и ответственности данных субъектов.
В.М. Корельский и В.Д. Перевалов высказали позицию, согласно которой право может воздействовать на субъектов права еще до его формального закрепления в нормах права [9, с. 267]. Для большей убедительности это мнение подтверждается примерами, когда в условиях тоталитарных режимов люди, несмотря на угрозу правовых санкций, применяют свои естественные права и свободы (права собственности, свобода передвижения, выбор места жительства, слова и прочее), несмотря на весь соблазн противодействия в таких обстоятельствах закону и праву, законности и произволу, в таких случаях речь может идти не о правовом регулировании, вопреки установленным запретам и ограничениям, а о противодействии недемократическим формам правового влияния.
ГЛАВА 3 ОТЛИЧИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТ ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Становление в Республике Беларусь правового государства, динамическое преобразование общественных институтов, трансформация существующих и возникновение новых отношений, посредством которых удовлетворяются разнообразные интересы их участников, предопределяют необходимость позитивного разрешения складывающихся в обществе экономических, политических, социальных и других проблем. Поскольку право, как нормативный регулятор занимает в этом процессе важную роль, вопросы правового влияния на общественные процессы приобретают особое значение, актуализируя их научную разработку.
Право, как явление многогранное, выполняет разные функции. Характеризуя социальную роль права, особо выделяют правовое воздействие, под которым понимают не только нормативное, но и психологическое, идеологическое влияние права на чувства, сознание и действия людей. При этом к формам правового воздействия относят правовое регулирование, информационное и ценностно-ориентационное влияние права.
Правовое регулирование не охватывает всех форм правового воздействия. Однако право способно влиять на общественные отношения не только как специально-юридический механизм, но и в целом как идеологическая сила, подобно любому иному надстроечному явлению. В первом случае говорят о правовом регулировании, во втором – о правовом воздействии.
Определение правового воздействия в качестве достаточно широкого по содержанию понятия требует его соотношения с категорией правовое регулирование, которое в отечественной юриспруденции выступает достаточно частым объектом исследований и является сравнительно близким понятию правовое воздействие.
С точки зрения русской лексики термины «регулировать» и «воздействовать» обозначают не вполне совпадающие понятия. Термин «регулировать» имеет значение упорядочивания, налаживания, направления развития, движения, приведение в соответствии с установленными нормами, правилами [23, с. 226]. В свою очередь термин «воздействовать» обозначает оказание влияния, процесс достижения необходимого результата [24, с. 92].
Сопоставление данных терминов позволяет сделать вывод о том, что термин «воздействие», по сравнению с «регулированием» является более широким, поскольку не ограничивается подчинением определенному порядку, правилам и нормам, а предполагает оказание любого влияния на что-либо.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение исследования, проведённого в настоящей курсовой работе, сделаем некоторые обобщающие теоретические выводы.
Общество и общественные отношения определенным образом организованы и упорядочены, так как потребности человека и общества должны быть согласованы между собой. Именно поэтому и осуществляется регулирование общественных отношений. Социальное регулирование появилось задолго до возникновения государства и правовых норм. Правовое регулирование основывается на юридических нормах, которые являются разновидностью социальных, а соответственно оно формируется на основании социального регулирования и является его частью. Выделяют два виды правового регулирования – нормативное и индивидуальное. В литературе не существует единого понятия правового регулирования, существует множество мнений авторов относительно данного понятия. В большинстве своем авторы сходятся в том, что правовое регулирование – это регулирование общественных отношений с помощью норм права и других правовых средств.
Правовое регулирование имеет свои характерные признаки. К ним можно отнести цель, с которой осуществляется правовое регулирование. Также регулирование должно осуществляться при учете правотворческой, правореализующей и правоохранительной деятельности. Правовое регулирование является постоянной деятельностью осуществляющих его органов. Субъекты должны исполнять предъявляемые к ним правовые требования.
Установление пределов правового регулирования заключается в том, что право регулирует не все общественные отношения, а наиболее важные из них. Предметом правового регулирования являются социально значимые, доступные для внешнего контроля, волевые контролируемые сознанием субъектов общественные отношения. Право регулирует только такие отношения, когда у субъектов есть возможность выбрать вариант поведения. Предмет правового регулирования меняется в зависимости от сферы общественных отношений (например, уголовные, гражданские).
Под методом правового регулирования понимают совокупность средств, приемов и способов правового регулирования в той или иной отрасли права.
Метод правового регулирования зависит от целей и задач, которые ставит перед собой государство, издавая те или иные правовые нормы, свойств субъектов правового отношения, характера и взаимосвязи прав и обязанностей субъектов правоотношения, положения субъектов правоотношение друг к другу, опосредованного их правами и обязанностями, различных средств обеспечения и охраны правовых норм, оснований возникновения правоотношения (государственный акт, договор).
1. Василевич, Г.А. Общая теория государства и права: учебное пособие / Г.А. Василевич. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 320 с.
2. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства: учебник / В.В. Лазарев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 520 с.
3. Ушкарев, О.А. Учение Л.И. Петражицкого о праве и его оценка в Российской юридической науке / О.А. Ушкарев // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – № 5(109). – С. 329-332.
4. Пиголкин, А.С. Общая теория права: учебник для юридических вузов / А.С. Пиголкин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. – 384 с.
5. Туленев, А.И. К вопросу о правовой регламентации использования специальных знаний в расследовании таможенных преступлений / А.И. Туленев // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2013. – № 1. – С. 386.
6. Явич, Л.С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений / Л.С. Явич. – М., 1961. – 160 с.
7. Мазарчук, Д.В. Общая теория государства и права: ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. – 3-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 144 с.
8. Дмитрук, В.Н. Общая теория государства и права: краткое изложение курса / В.Н. Дмитрук, В.А. Круглов. – Минск: Амалфея, 2006. – 194 с.
9. Корельский, В.М. Тeopия гoсyдaрcтвa и прaвa: учeбник для юридических ВУЗoв и факультетов / В.М. Корельский, В.Д. Перевалова. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2012. – 546 с.
10. Рассолов, М.М. Теория государства и права: учеб. / М.М. Рассолов, В.О. Лучин, Б.С. Эбзеев. – Москва: НОРМА-ИНФРА, 2000. – 300 с.
11. Гойман-Червонюк, В.И. Очерк теории государства и права / В.И. Гойман-Червонюк. – Москва: Роспедагентство: МЮИ, 1996. – 326 с.
12. Белякович, Е.В. Понятие и пределы правового регулирования / Е.В. Белякович // Сибирский юридический вестник. – 2006. – № 4. – С. 3-9.
13. Иванов, Р. Л. Пределы правового регулирования: понятие и виды / Р. Л. Иванов // Вестник Омского университета. Серия: Право. – 2011. – № 4(29). – С. 6-18.
14. Львов, Е.В. Классификации пределов правового регулирования / Е.В. Львов // Новый юридический вестник. – 2019. – № 2 (9). – С. 1-4.
15. Клещин, Д.С. Пределы правового регулирования / Д.С. Клещин // Проблемы современной науки и образования. – 2016. – № 12 (54). – С. 99-101.
16. Нерсесянц, В.С. Теория государства и права / В.С. Нерсесянц. – Москва: НОРМА, 2005. – 272 с.
17. Протасов, В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: вопросы и ответы / В.Н. Протасов. – Моска: Новый Юрист, 1999. – 240 с.
18. Дмитриев, Ю.А. Общая теория права: учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев [и др.]; под общ. ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996. – 384 с.
19. Вишневский, А.Ф. Общая теория права / А.Ф. Вишневский [и др.]; под общ. ред. В.А. Кучинского. – Минск: Амалфея, 2002. – 656 с.
20. Рыбаков, В.А. О дозволительном методе и диспозитивном типе правового регулирования / В.А. Рыбаков // Юридическая наука. – 2016. – № 4. – С. 86-89.
21. Уздимаева, Н.И. Понятие, особенности и содержание поощрительного метода правового регулирования / Н.И. Уздимаева, А.С. Куслин // Контентус. – 2018. – № 9 (74). – С. 23-32.
22. Степанова, И.С. Предмет и метод правового регулирования как основания деления системы права на отрасли / И.С. Степанова, Г.В. Степанова // Аллея науки. – 2017. – № 8. – Т. 2. – С. 561-564.
23. Большая советская энциклопедия [Текст] / гл. ред. О. Ю. Шмидт. – Москва: Советская энциклопедия, 1926-1947. – Т. 36: Ларте – Лилло, 1938. – 416 с.
24. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Азъ, 1994. – 907 с.
25. Груздев, В.В. Вопросы соотношения правового воздействия и правового регулирования / В.В. Груздев // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2011. – Т. 17. – № 2. – С. 297-310.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты