Правовое положение исполнительных комитетов (местных администраций),порядок их образования, состав, структура
БИП (Белорусский институт правоведения)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Правовое положение исполнительных комитетов (местных администраций),порядок их образования, состав, структура»
по дисциплине: «Административное право»
2021
45.00 BYN
Правовое положение исполнительных комитетов (местных администраций),порядок их образования, состав, структура
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Административное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
1.1. Понятие и виды субъектов административного права
1.2. Правовой статус и правосубъектность субъектов административного права
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ, СОСТАВ, СТРУКТУРА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМИТЕТОВ И МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ
ГЛАВА 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
3.1. Общий административно-правовой статус местных органов государственного управления
3.2. Специальный административно-правовой статус местных органов государственного управления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Определение местного управления дается в ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»: «местное управление – это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории».
В Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» отсутствует четкое определение кто именно является органов местного управления. В ч. 2 ст. 1 указанного закона установлено, что: «единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций».
Понятие "местное самоуправление" является собирательным. В него входят местные исполнительные комитеты, местные администрации, отделы и управления исполкомов (местных администраций). Они обязаны осуществлять административную власть на территории области, района, города, села и сельского совета, то есть осуществлять местное самоуправление как один из видов государственного управления.
Их основная задача - решать вопросы местного значения с учетом национальных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующих территориях. Для эффективного функционирования государства, общества необходимо наличие местных органов, которые бы осуществляли управленческие функции. Они осуществляют свою деятельность «на местах» в пределах территориальной единицы на которой они расположены.
Актуальность данной темы обусловлена важностью деятельности исполнительного комитета и местных административных органов. В своей деятельности они выполняют и решают самые важные задачи и цели. Благодаря деятельности этих институтов государство может существовать полноценно. Для этого необходимо осуществлять правовой надзор за его деятельностью и обновлять нормативную базу.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
1.1 Понятие и виды субъектов административного права
Субъектом права в любой отрасли права является обладатель, носитель определенных прав и обязанностей, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей, полномочий, возложенных на него правовым актом, участием в жизни общества, коллектива, государства [1, с. 53].
Как отмечает Т.В. Телятицкая, в административном праве, как и в других отраслях права, существует персонифицированная система субъектов. Особенности правового статуса для каждого субъекта раскрываются применительно к отрасли права, которая определяет сферу правоотношений, участником которых становится субъект при реализации той или иной группы субъективных прав и обязанностей [2, с. 558].
Основная сфера применения административного права разнообразна. Главное, что объединяет их в системе, - это то, что субъекты обладают особым правовым качеством, а именно административной правоспособностью.
Административная правоспособность - это проявление общей правоспособности, то есть способности конкретного субъекта (гражданина, органа исполнительной власти и т.д.) устанавливать и защищать различные правовые отношения, регулируемые национальными законами. Это способность получить соответствующий набор юридических обязательств и прав и нести ответственность за их выполнение. Следовательно, правоспособность является необходимым условием возникновения правоотношения с участием данного субъекта.
Для возникновения административно-правовых отношений такой предпосылкой является административно-правовая компетенция, которая проявляется в способности конкретных субъектов, определенных административно-правовыми нормами, получать административно-правовые обязательства и права и нести юридическую ответственность за фактическое невыполнение этих обязательств и прав в сфере государственного управления.
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ, СОСТАВ, СТРУКТУРА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМИТЕТОВ И МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ
Порядок образования названных органов состоит из двух этапов. Первый этап заключается в назначении их руководителя. На втором этапе назначаются заместители руководителя и члены исполнительного комитета, местной администрации. В соответствии со ст. 119 Конституции руководители рассматриваемых органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов [12]. Часть 1 ст. 10 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» воспроизводит названную статью Конституции. На практике только председатели областных и Минского городского исполнительных комитетов назначаются Президентом и утверждаются Советами депутатов [13].
Председатели исполнительных комитетов базового уровня (городских (городов областного подчинения), районных) назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжением председателя областного исполнительного комитета по согласованию с Президентом Республики Беларусь и утверждаются соответствующим Советом депутатов. Подобный порядок распространяется и на глав местных администраций, за исключением утверждения Советом депутатов, поскольку последних в районах городов не существует. Сущность утверждения состоит в официальном оформлении, в придании чьим-то предшествующим действиям окончательного юридического характера. Утверждение Советом депутатов назначенного Президентом Республики Беларусь председателя исполнительного комитета имеет несколько иное значение. Такое утверждение выражается в принятии Советом на сессии правового акта, соответствующего решения. Между тем подобное решение не влечет и не может влечь за собой никаких юридических последствий, изменений в статусе назначенного Президентом лица, поскольку решение Президента является окончательным. Даже если Совет не согласится с позицией Президента, все равно изменить он ничего не сможет.
ГЛАВА 3 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
3.1 Общий административно-правовой статус местных органов государственного управления
Местные исполнительные комитеты (местные администрации) обладают всеми правами и обязанностями по осуществлению местного управления. Они имеют сферу ведения, гарантии осуществления полномочий, а также определенные методы управленческой деятельности.
Права и обязанности в Законе Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» закрепляются раздельно для исполнительных комитетов и председателей исполнительных комитетов, местных администраций и глав местных администраций [13].
Права и обязанности, то есть полномочия, соответствуют функциям исполнительного комитета (местной администрации) и предназначены для выполнения этих функций. Во избежание определенного дублирования необходимо рассмотреть полномочия по выполнению общих функций государственного управления, которые непосредственно связаны с основными функциями местного самоуправления.
Компетенция исполнительных комитетов (местных администраций) имеет свои особенности, отличающие ее от компетенции Совета Министров, республиканских органов и их органов на местном уровне.
Во-первых, она предназначена для осуществления местного управления.
Во-вторых, масштаб ее распространения ограничивается соответствующей административно-территориальной единицей.
В-третьих, она носит общий характер.
В-четвертых, полномочия исполнительных комитетов (местных администраций) реализуются в коллегиальном порядке.
В-пятых, наличие у нее некоторой связи с полномочиями Советов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Субъект административного права должен быть признан участником управленческих отношений. Административно-правовые нормы наделяют его правами и обязанностями управленческих отношений и способностью устанавливать административно-правовые отношения.
Субъектами административного права являются: граждане (иностранные граждане и лица без гражданства); общественные объединения и их сотрудники; государственные административные учреждения; государственные служащие; предприятия, учреждения и другие некоммерческие организации.
Процедура создания исполнительных комитетов и местных административных органов основана на Законе Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»№.
Система органов местного самоуправления состоит из трех территориальных уровней: регионального, базового и первичного, включая региональные, городские, районные, сельские исполнительные комитеты и местные администрации. Основные территориальные уровни включают города (города областного подчинения), села, сельские исполнительные комитеты и местные административные органы.
Согласно структуре исполнительного комитета, местный административный орган в основном состоит из главных управлений, управлений и отделов.
Местный исполнительный комитет (местный административный орган) обладает всеми правами и обязанностями по осуществлению местного управления. Закон Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" предусматривает, что соответственно исполнительный комитет и председатель исполнительного комитета, местная администрация и глава администрации обладают соответствующими правами и обязанностями.
1. Болотовский, В.А. Административное право. Учебное пособие / В.А. Болотовский. – Мозырь : Белый ветер, 2015. – 352 с. 7
2. Телятицкая, Т.В. Субъекты административного права и административной ответственности / Т.В. Телятицкая. – Минск: Весник БГЭУ, 2011. – С. 558-563.
3. Забелов, С.М., Забелов, П.С. Административное право : Курс лекций / С.М. Забелов, П.С. Забелов. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 324 с.
4. Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – Москва: Норма, 2007. – 815 с.
5. Батычко, В.Т. Административное право: конспект лекций / В.Т. Батычко. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. – 462 с.
6. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах. – Минск: Дикта, 2004. – 405 с.
7. Бахрах, Д.Н. Коллективные субъекты административного права / Д.Н. Бахрах. – СПб: Вестник СПбГУ, 2008. – С. 26-28.
8. Россинский, А.Г. Административное право: Учебник / А.Г. Россинский. – М.: Арена, 2016. – 539 с.
9. Административное право: Учебник / под ред. Р.Е. Афанасьева. – Минск: Аверсэв, 2016. – 426 с.
10. Чеснов, И.А. Субъект права: от классической к постклассической парадигме / И.А. Чеснов. // Правоведение. – 2009. – № 3. – С. 22-30.
11. Волков, A.M., Дугенец, А.С. Административное право: Учебник / А.М. Волков, А.С. Дугенец. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012. – 288 с.
12. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Бе5ларусь от 4 января 2010 г. № 108-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 17, 2/1660.
13. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
14. Забелов, С.М. Административное право: курс лекций / С.М. Забелов. – Минск: Акад. Упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2009. – 222 с.
15. Рябцев, Л.М. Административное право: учеб. / Л.М. Рябцев [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2014. – 607 c.
16. Антонова, Н.Б. Организационная структура государственного управления: курс лекций / Н.Б. Антонова, Л. М. Захарова, Л. С. Вечер. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 231 с.
17. Васильев, В.П. Государственное управление: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. П. Васильев, Н. Г. Деханова, Ю. А. Холоденко. – Минск: Дело и Сервис, 2010. – 319 с.
18. Сапёлкин, Е.П. Местное управление и самоуправление в Республики Беларусь / Е.П. Сапёлкин, Т.С. Масловская. – Минск: Изд. ценрт БГУ, 2006. – 248 с.
19. Гришковец, А.А. Органы государственногуправленич: сущность и компетенция / А.А. Гришковец // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2015. – № 4. – С. 139-143.
20. Козелецкий, И. В. О сущности и признаках органов исполнительной власти / Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – 2012. – № 2 (24). – С. 12-16.
21. Макосейчук, Т. М. Место и роль органов исполнительной власти в системе административно-государственного управления / Т. М. Макосейчук // Юридическая мысль. – 2018. – № 6(50). – С. 79-82.
22. Постникова, А.А. Административное право Республики Беларусь: учеб. пособие / А.А. Постникова. – Минск: Молодежное научное общество, 2001. – 286 с.
23. Кодавбович, В.А. Правовой статус местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в Республике Беларусь / В. А. Кодавбович // Власть и жизнь: Международная научная конференция «Полит. и социально-экон. процесс в Беларуси: сост., пробл., перспективы», Минск, 11-12 декабря 2007 г. / БАПН, БГЭУ, НАНБ; редкол.: В.А. Бобков, М.И. Плотницкий и др. – Минск : БГЭУ, 2008. – С. 110-115.
24. Забелов, С.М. Административное право: курс интенсив. подгот. / С.М. Забелов, Д.Е. Тагунов. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 271 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты