ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ СЕМАНТИКИ
1.1 Психолингвистика как экспериментальная наука
1.2 Ассоциативное поле и его характеристики
1.3 Методы построения ассоциативного поля
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ АССОЦИАТИВНОГО ПОЛЯ «МОРЕ»
2.1 Структура ассоциативного поля «море»
2.2 Содержание ассоциативного поля «море»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Представление о лексике как о многообразном, многоаспектном и в то же время целостном системном объекте объясняет возможность построения различных, но взаимосвязанных подсистем. Поиски путей изучения системных связей лексического состава привели к возникновению теории полей. Специфика способа получения материала, интерпретируемого как ассоциативное поле, а именно опора на психику испытуемых и работа со словами в режиме употребления, обусловливают возможность вскрыть его особые характеристики — субъективизм в наполнении полей, диалектику взаимоотношений лингвистических и экстралингвистических факторов, выраженную национально-культурную специфичность, значительно большую подвижность и открытость границ, а также динамизм и непостоянство состава [2, с. 76].
Актуальность исследования объясняется подвижностью и открытостью лексического состава. Лексическая система прямо или косвенно отражает действительность, реагирует на изменения в общественной, материальной и культурной жизни народа, пополняется новыми словами для обозначения новых предметов, явлений, процессов, понятий. Все это свидетельствует о перспективном характере изучения структуры и содержания ассоциативных полей. На сегодняшний день определены некоторые классические определения теории ассоциаций и разработаны определенные подходы и способы их изучения, которые будут рассмотрены в рамках настоящего исследования.
На важность изучения содержания ассоциативного поля с целью выявления полноты значения слова, представленного в языковом сознании носителей различных языков, указывают в своих работах отечественные и зарубежные учёные, в числе которых А. А. Леонтьев, А. А. Залевская, Т. М. Рогожникова, З. Д. Попова, И. А. Стернин, А. Р. Лурия, Кейл и Баттерман, Хирш и Три.
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ СЕМАНТИКИ
1.1 Психолингвистика как экспериментальная наука
У истоков психолингвистики стояли как отечественные, так и зарубежные лингвисты и психологи начала ХХ века. Яркими предшественниками отечественной психолингвистики были со стороны лингвистики М. М. Бахтин, Л. П. Якубинский, Е. Д. Поливанов, со стороны психологии – Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев. Важная роль в создании концепции отечественной психолингвистики принадлежит петербургской школе, и, прежде всего, Л. В. Щербе.
Прежде всего, обратившись к словарю лингвистических терминов обозначим, что психолингвистика – это наука о речевой деятельности людей в психологических и лингвистических аспектах. В фокусе внимания психолингвистики – индивид в коммуникации. Психолингвистика исследует процессы планирования речи, механизмы, соединяющие воедино знание и использование языка, в частности, процессов (алгоритмов) восприятия и продуцирования речи, когнитивных процессов, взаимодействующих с языковым знанием при продуцировании и понимании языка, формы языкового знания, лежащего в основе использования языка индивидами, механизмы усвоения языка по ходу развития ребенка [10]. Таким образом психолингвистика – это комплексная наука, которая относится к дисциплинам лингвистическим, поскольку изучает язык, и к дисциплинам психологическим, поскольку изучает его в определенном аспекте – как психический феномен. А поскольку язык – это знаковая система, обслуживающая социум, то психолингвистика входит и в круг дисциплин, изучающих социальные коммуникации, в том числе оформление и передачу знаний.
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ АССОЦИАТИВНОГО ПОЛЯ «МОРЕ»
2.1 Структура ассоциативного поля «море»
Ассоциативная структура поля выстраивается путем естественной семантической классификации входящих в поле ассоциатов (реакций) и состоит из нескольких семантических зон, каждая из которых характеризует какой-либо существенный признак. Из совокупности этих семантических зон складывается интенсионал данного слова-стимула, "обобщенный образ частички мира, стоящий за данным словом" [6, с. 107].
Анализ ассоциативного поля отдельного слова, безусловно, открывает перед исследователем широкие возможности: например, выявление психологического значения слова и его отличий от дефиниций в толковых словарях; получение информации о лексических и грамматических связях стимула с другими словами, об особенностях употребления данного слова в речи.
Материалом анализа нашего исследования стал ассоциативный словарь «Edinburgh Associative Thesaurus» [12], в котором мы выбрали довольно распростаненный и частоупотребимый во всех языках (в том числе и английском) концепт «Sea» – море.
Итак, в ассоциативном поле концепта «Sea» встречаются 417 слов-реакций (Приложение А).
Для разграничения ядерной подгруппы и периферии лексико-семантического поля А. М. Кузнецов предлагает следующие критерии:
1. Центральные слова достаточно просты по своему морфологическому составу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения настоящей исследовательской работы были выполнены следующие задачи:
психолингвистика охарактеризована как экспериментальная наука;
раскрыто понятие «ассоциативное поле» и выявлены его характеристики;
установлены методы построения ассоциативного поля;
определена структура и содержание ассоциативного поля «море».
Психолингвистика – это комплексная наука, которая относится к дисциплинам лингвистическим, поскольку изучает язык, и к дисциплинам психологическим, поскольку изучает его в определенном аспекте – как психический феномен. А поскольку язык – это знаковая система, обслуживающая социум, то психолингвистика входит и в круг дисциплин, изучающих социальные коммуникации, в том числе оформление и передачу знаний.
Ассоциативное поле – это функциональная психолингвистическая модель, фиксирующая ассоциативные связи слов, выявленные экспериментально; это модель, представляющая реальное сознание в процессе коммуникации. В ассоциативном эксперименте выявляется отношение индивида и языка, индивида и мира, причем отношение сознательное и бессознательное. Данный вид поля образуется из микрополей, в которых слова характеризуются семантической близостью. В ходе исследования нами были выделены 4 микрополя («море-вода», «море–суша», «море–судно», «море–человек»), которые входят в состав ассоциативного поля «Sea» и эти микрополя имеют зоны пересечения друг с другом.
1.Белянин, В. П. Психолингвистика : учебник / В. П. Белянин. – М. : Флинта : Моск. психол.-соц. ин-т, 2003. – 226 с.
2.Волковинская, Н. А. Корреляция семантического и ассоциативных полей (на материале английского языка) / Н. А. Волковинская // Молодой ученый. – 2017. – № 21. – С. 76 – 80.
3.Горошко, Е. И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.textology.ru/razdel.aspx?id=38.
4.Залевская, А. А. Введение в психолингвистику / А. А. Залевская. – М. : РГГУ, 1999. – 382 с.
5.Залевская, А. А. Значение слова через призму эксперимента / А. А. Залевская. – Тверь : Твер. гос. ун-т, 2011. – 240 с.
6.Караулов, Ю. Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности / Ю. Н. Караулов // Русский ассоциативный словарь. – М. : Астрель : АСТ, 2002. – 992 с.
7. Кубрякова, Е. С. Язык и знание / Е. С. Кубрякова. – М. : Языки славянской культуры, 2004. – 555 с.
8.Кузнецов А.М. Структурно-семантические параметры в лексике на материале английского языка. – М.: Наука, 1980. – 160 с.
9.Сахарный, А. А. Введение в психолингвистику: курс лекций / А. А. Сахарный. – Л. : ЛГУ, 1989. – 184 с.
10.Словарь лингвистических терминов Т. В. Жеребило [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lingvistics_dictionary.academic.ru/.
11.Ушакова, Т. Н. Язык, сознание, культура / Т. Н. Ушакова. – М. : Наука, 2005. – С. 5–18.
12.Edinburgh Associative Thesaurus [Electronic resource]. – Mode of access: http://rali.iro.umontreal.ca/word-associations/query/.