Законодательный процесс в республике Беларусь
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Законодательный процесс в республике Беларусь»
по дисциплине: «Основы идеологии белорусского государства»
2021
45.00 BYN
Законодательный процесс в республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Основы идеологии белорусского государства
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
Введение
1 Понятие и правовое регулирование законодательного процесса в Республике Беларусь
2 Стадии законодательного процесса
2.1 Планирование; законодательная инициатива
2.2 Рассмотрение проекта закона в Парламенте
2.3 Подписание и опубликование законопроекта
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования. В качестве одного из центральных направлений правовой политики страны является осуществление законодательной деятельности. Как важнейшее средство управления, оно напрямую связано с механизмами и функциями государства и общества, поскольку оно реализует политический процесс государства и юридически оформляет важнейшие задачи государства и общества.
Однако, когда речь заходит о законодательной деятельности, в первую очередь подразумеваются ее содержательные составляющие, а результатом являются принятые законы.
Гораздо меньше внимания уделяется законодательному процессу, который в основном представляет интерес для парламентариев и соответствующих специалистов.
Законодательный процесс включает в себя несколько этапов: планирование законодательной деятельности, законодательные инициативы, обсуждение законопроектов, принятие законов, а также публикация и вступление законов в силу. В каждом из них, как и в общем законодательстве, отражены все аспекты современного социального и политического колорита.
Для широких слоев нашего общества важно чтобы законы были хорошими, отражали их интересы. Однако эта цель может быть достигнута только при условии, что механизм формулирования законов будет продуман, уточнен и отлажен. Он должен обеспечивать совершенствование принимаемых законов с точки зрения технологии нормотворчества, правовых форм и их содержания: социальной направленности, консенсуса в интересах государства, общества и отдельных лиц, различных социальных групп, и в целом – с точки зрения полезности для общества. Поэтому не следует недооценивать важность законодательного процесса, поскольку он носит строго целенаправленный характер и стремится максимально охватить все наиболее важные нюансы, характеристики и потребности общества и страны.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере законодательного процесса.
Предмет исследования составили нормы законодательства Республики Беларусь, регулирующие особенности законодательного процесса в Республике Беларусь, а также учебные пособия и статьи в периодических изданиях по теме исследования.
Целью исследования является комплексный и всесторонний анализ теоретических основ законодательного процесса в Республике Беларусь
Задачи исследования таковы:
- рассмотреть понятие и порядок правового регулирования законодательного процесса в Республике Беларусь;
- определить стадии законодательного процесса;
- исследовать такие стадии законодательного процесса, как планирование и законодательная инициатива;
- изучить порядок рассмотрения проекта закона в Парламенте;
- выявить порядок подписания и опубликования законопроекта.
1 Понятие и правовое регулирование законодательного процесса в Республике Беларусь
Право – основной регулятор общественных отношений и основа функционирования государства. Правотворчество – важнейшая функция государства. Построение правового государства невозможно без установления порядка реализации прав и свобод человека и гражданина, закрепления гарантий их защиты и ответственности за их нарушение. Основная роль в этом принадлежит закону. Происходит формирование национальной правовой системы суверенного государства, осуществление политических, экономических, социальных реформ. Постоянное совершенствование законодательства, повышение качества принимаемых нормативных правовых актов [1, с. 7].
Понимание теоретических вопросов законодательства позволяет нам лучше оценить роль права и увидеть весь смысл и многогранность законодательной деятельности государственных институтов.
Согласно Конституции, Республика Беларусь является правовым государством [2]. Однако верховенство права – это государственная власть высокого уровня и подлинная система верховенства права, обеспечивающая все права человека и гражданина в экономической, политической и духовной областях.
Поэтому для того, чтобы создать правовое государство, недостаточно объявить о нем; оно должно фактически превратиться в систему гарантий от неограниченного вмешательства государственных органов.
Процесс формирования правового государства предполагает глубокие изменения в законности, законодательстве, правовой культуре граждан и должностных лиц, деятельности правоохранительных органов [3].
Правовая система Беларуси относится к семейству романо-германского права. Это означает, что основным источником правовых норм являются правовые акты, принятые компетентными национальными органами. Однако принятие законов, то есть принятие правовых норм, осуществляется не только государственными учреждениями, но и общественными объединениями, предприятиями, международными организациями, трудовыми коллективами и народом в целом путем участия в референдумах.
Часто законодательство понимается как процесс создания правовых норм. Правовые нормы устанавливаются в целях регулирования и регулирования общественных отношений, придания им стабильности и безопасности. При этом закон выступает не только как регулятор общественных отношений, но и как средство взаимодействия и коммуникации между гражданами, обществом и государством.
Законотворчество – это сложное социальное явление, которое создает правовые нормы, основанные на деятельности людей, на сформированных ими институтах, которые обычно носят обязательный характер. Поэтому формулирование законов носит нормативный характер. Это одна из форм общественно-государственного управления общественными и государственными делами [4, с. 14].
2 Стадии законодательного процесса
2.1 Планирование; законодательная инициатива
Законотворчество является одним из средств правового регулирования общественных отношений. По структуре законодательный процесс можно разделить на две большие части. Первая часть охватывает организационные вопросы, не связанные с юридически значимыми действиями. Это связано с необходимостью регулирования общественными деятелями, политиками, учеными, гражданами определенных видов общественных отношений в периодической печати, их публикацией проекта нормативного правового акта, его обсуждением в печати. Лишь вторая часть законодательства, которая связана с изданием правового акта о необходимости разработки проекта нормативного правового акта, его заключение, как правило, связано с его принятием и приданием ему общеобязательного характера.
Законодательный процесс, как и любой правовой процесс, протекает в определенных формах (процедурах) и может быть разбит на этапы (стадии). Стадия (стадия) законодательного процесса – относительно самостоятельная и завершенная часть процесса, позволяющая отделить его от других частей. Законодательная деятельность предполагает детальную регламентацию всех этапов и правил законодательного процесса. Таким образом, законодательный процесс – это порядок последовательных действий, в результате которых принимаются (публикуются) нормативные правовые акты.
В соответствии со статьей 36 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», законотворческий процесс, как правило, состоит из следующих стадий:
- планирование подготовки законопроекта;
- подготовка законопроекта, включая проведение его согласования и экспертиз;
- законодательная инициатива;
- рассмотрение законопроекта палатами Национального собрания Республики Беларусь;
- подписание закона Президентом Республики Беларусь;
- включение закона в Национальный реестр правовых актов;
- официальное опубликование закона [9].
Исследуем такую стадию законодательного процесса, как планирование подготовки законопроекта.
Так, необходимо отметить, что в первоочередном порядке осуществляется подготовка законопроектов, включенных в план подготовки законопроектов.
Рекомендации по подготовке законопроектов (концепций законопроектов) на следующий календарный год обычно направляются в Национальный центр законодательства и правовых исследований не позднее 1 сентября года, предшествующего планируемой подготовке законопроектов (концепций законопроектов).
Заключение
На основании проведенного исследования, а также согласно поставленным задачам, сделаем некоторые выводы.
Законотворчество государственных органов – это такая разнородная деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется законодательная система. Результатом законотворчества государственных органов могут быть законы и различного рода противоправные акты (указы Президента, постановления Правительства, распоряжения министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах).
Законодательная деятельность предполагает детальную регламентацию всех этапов и правил законодательного процесса. Соответственно, законодательный процесс – это порядок последовательных действий, в результате которых в правовую систему принимаются (публикуются) новые элементы, то есть нормативные правовые акты.
В основе законодательного процесса лежат такие принципы, как демократичность и гласность, значение которых заключается в том, что при подготовке и официальном утверждении, принятии нормативного акта большая роль отводится вовлечению граждан в законодательную деятельность, а также гласности в его осуществлении. Кроме того, референдум является высшим проявлением демократии, а также привлечения средств массовой информации к законодательной деятельности.
В соответствии с принципом законности и конституционности законодательная деятельность по разработке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов должна осуществляться, прежде всего, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, а также правилами правовой техники.
К законодательной деятельности должны привлекаться компетентные специалисты, обладающие профессиональными знаниями и опытом моделирования законодательных проектов, при условии соблюдения принципа профессионализма в законодательном процессе. Кроме того, каждый проект нормативного правового акта должен быть подготовлен в соответствии с потребностями общественной жизни, для выявления которых проводятся различные научные эксперименты и социологические опросы.
Любой процесс, в том числе и законодательный, протекает в определенных формах и может быть разделен на отдельные этапы и стадии. В это время планирование законодательной работы является важным моментом в законодательном процессе, а последующая правоприменительная практика выявляет все недостатки и ошибки законодателя, выявляет законодательные потребности и возможности государства.
1 Побережная, О.Е. Правотворчество органов представительной, исполнительной и судебной власти / О.Е. Побережная. – Минск: БГУ, 2021. – 110 с.
2 Конституция Республики Беларусь: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 62 с.
3 Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине Законотворческий процесс // Электронная библиотека БГУ – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/20895/4/LawMakingProcess.pdf.
4 Тихиня, В. Некоторые тенденции и перспективы развития права в современной Беларуси: проблемы правотворчества / В. Тихиня, К. Сазон // Юстиция Беларуси. – 2016. – № 9(174). – С. 14-19.
5 Кодавбович, В.А. Правотворческий процесс: учеб.-метод, комплексе / В.А. Кодавбович, Е.В. Жигалко; Минский институт управления. – Минск: Изд-во МИУ, 2008. – 232 с.
6 Дробязко, С.Г. Общая теория права: учеб. Пособие для вузов / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – 2-е изд., исправл. и доп. – Минск: Амалфея, 2015. – 480 с.
7 О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г., № 369 (с изм. и доп.по сост.на 17.11.2020 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
8 Об обязательной юридической экспертизе нормативных правовых актов: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г., № 1244 (с изм. и доп. по сост. на 26.05.2021 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
9 О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 17 июля 2018 г., № 130-3 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
10 Курак, А.И. Конституционное право Республики Беларусь (в таблицах, схемах, определениях): справ. пособие / А. И. Курак. -2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Юрист, 2015. – 428 с.
11 Чиркин, В. Е. Основы конституционного права / В.Е. Чиркин. – Москва: Закон, 2015. – 332 с.
12 Ясинская-Казаченко, А.В. Конституционное право Республики Беларусь / А.В. Ясинская-Казаченко. – Минск: Амалфея, 2016. – 408 с.
13 Пляхимович, И.И. Основы конституционного строя: теория института / И.И. Пляхимович. – Минск: Право и экономика, 2017. – 160 с.
14 Мурашко, Л.О. Нормотворческое пространство: проблемы правообразования в Республике Беларусь / Л.О. Мурашко. – Минск: Белорус. наука, 2018. – 205 с.
15 Кириченко, М.Г. Конституционные основы судебной системы в СССР / М.Г. Кириченко. – Мичиганский университет: юрид. лит., 1979. – 142 с.
16 О Регламенте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь: Постановление Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 19 апреля 2018 г. № 241-П6/IV (в ред. от 2 октября 2020 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
17 О Национальном собрании Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г., № 370-З (в ред. от 17.07.2018 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
18 О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г., № 424-З (в ред. от 17 июля 2018 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
19 О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 26 ноября 2003 г., № 248-З (в ред. от 4 июня 2015 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
20 Кивель, В.Н. Конституционное право Республики Беларусь: учебное пособие / В.Н. Кивель. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2017. – 512 с.
21 Калинин, С.А. Об официальном опубликовании нормативных правовых актов в Республике Беларусь / С.А. Калинин // Право. –2010. – № 1. – С. 163-167.
22 Василевич, Г.А. Научно-практический комментарий к Конституции Республики Беларусь / Г.А. Василевич. – Минск: Книжный Дом, 2014. – 889 с.
23 Вишневский, А.Ф. Теория и практика подготовки проекта нормативного правого акта / А.Ф. Вишневский, В. Н. Дмитрук. – Минск: Дикта. – 2015. – 148 с.
24 Демичев, Д.М. Конституционное право: учеб. пособие / Д.М. Демичев. – Минск: Высш. шк., 2014. – 351 с.
25 Липень, С. В. Развитие правотворческой деятельности и теории правотворчества в Республике Беларусь: основные особенности / С. В. Липень // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2013. – № 2(19). – С. 180-185.
26 Петров, А.П. Конституционное право: учеб. пособие / А.П. Петров. – Минск: Амалфея, 2015. – 688 с.
27 О повышении оперативности и качества нормотворческой деятельности: Указ Президента Республики Беларусь 17 ноября 2020 г., № 415 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
28 Государство и право в XXІ веке: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию юридического факультета Белорусского государственного университета, 26-27 ноября 2020 года, г. Минск / БГУ, Юридический фак.; [редкол.: Т.Н. Михалёва (гл. ред.) и др.]. – Минск: БГУ, 2021. – С. 119-122.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты