Эстетическое воспитание на уроках обществоведения
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Эстетическое воспитание на уроках обществоведения»
по дисциплине: «Методика преподавания обществоведения и истории»
2021
45.00 BYN
Эстетическое воспитание на уроках обществоведения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания обществоведения и истории
Организация: СШ №4, ГУО (г. Светлогорск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Как определить уровень воспитанности».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
1.1 Сущность и понятие эстетического воспитания в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности эстетического воспитания учащихся старших классов
1.3 Роль и значение уроков обществоведения в развитии личности учащихся старших классов
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
2.1 Диагностика уровня сформированности эстетического воспитания у учащихся старших классов
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Разработка направлений эстетического воспитания учащихся старших классов на уроках обществоведения
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Эстетическое воспитание школьников – неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Его следует проводить в процессе изучения всех учебных предметов, во всех видах внеклассной работы, а не только при изучении предметов так называемого эстетического цикла.
В процессе эстетического воспитания необходимо решать следующие задачи: системно развивать у детей эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления, их художественные и творческие способности, формировать основу эстетического вкуса. Эстетическое воспитание является важнейшим аспектом воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на знание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.
Важно, чтобы работа педагога в данном направлении основывалась на науке и велась по конкретной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с последовательным усложнением требований, дифференцированным подходом к знаниям и навыкам детей разного возраста. Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое образование реальности предполагает близость к жизни, стремление трансформировать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.
Эстетическое воспитание школьников является основной целью предмета обществознания. В то же время стоит различать стороны такого воспитания. Так, можно выделить политическую культуру, правовую культуру, культуру общения и т.д. Кроме того, немаловажным является формирование эстетических компетенций учащихся в основной школе. Эту задачу решают многие школьные гуманитарные дисциплины: история, литература, мировая художественная культура. Значительный вклад в развитие эстетических компетенций может внести и обществознание. Данная работа будет посвящена анализу роли обществознания в воспитании эстетических чувств учащихся.
Процесс эстетического воспитания на уроках обществоведения учащихся старших классов является недостаточно изученным, по причине этого в данной работе остановимся на теме исследования «Эстетическое воспитание на уроках обществоведения».
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
1.1 Сущность и понятие эстетического воспитания в психолого-педагогической литературе
Сфера эстетического воспитания широка. Понятие «эстетическое воспитание» органически связано с термином «эстетика», происходящим от греческого слова «esthesis» – чувственный. Это слово как название определенной науки впервые ввел немецкий теоретик искусства Баумгартен. Его труд «Эстетика» был опубликован в 1750 году. С тех пор эстетика превратилась в целую отрасль научного знания. Эстетика (от греческого aisthetiris – чувство, относящееся к чувственному восприятию) – это наука о самых общих законах эстетики, в том числе художественное, человеческое усвоение действительности [13, с. 54].
История этой науки восходит к глубокой древности. Он возник в то время, когда самого слова «эстетика» еще не существовало, но уже в суждениях людей искусства, философов были высказывания и даже специальные трактаты, которые впоследствии превратились в эстетическую науку.
Эстетика пронизывает всю жизнь растущего человека, поэтому нельзя говорить отдельно о предметах эстетического и, например, математического цикла. Особенность каждой дисциплины должна учитывать ее эстетический аспект, а наука и практика убедительны.
Проблемой эстетического воспитания детей занимались многие ученые, педагоги и деятели культуры. Наиболее яркие и значимые исследования психологической природы детского творчества признаны в трудах таких ученых, как Л.С. Выготский, Н.Н. Волкова, Е.И. Игнатьева, К.И. Кириенко, Б.М. Теплова, П.М. Якобсон.
Эстетизация содержания школьного образования, привнесение эстетических качеств в культуру учащихся обогащает логическое мышление и чувственно-эмоциональную сферу, эстетический опыт, развивает образное мышление, воображение, творчество. Формирование эстетической культуры характеризуется приобщением к эстетическим и художественным ценностям, глубиной и потребностью в общении с ними, своеобразием суждений и анализа с позиций общечеловеческих ценностей, готовностью использовать образные впечатления в профессиональной деятельности и во взаимодействии с окружающим миром. Эстетическая культура – это средство и результат развития восприятия, чувств, взглядов, вкусов, предпочтений на основе знаний, убеждений, норм поведения и деятельности [15, с. 144].
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
2.1 Диагностика уровня сформированности эстетического воспитания у учащихся старших классов
Для проведения исследования эстетического воспитания учащихся была отобрана группа подростков из 25 человек в возрасте 16-17 лет. Это были учащиеся 9-11 классов.
База исследования: ГУО «Средняя школа №4 г. Светлогорска».
Исследование предполагало проведение диагностики учащихся, целью которой являлось изучение и выявление уровня сформированности эстетических качеств у подростков. На данном этапе была поставлена цель – выявить уровень сформированности эстетических качеств у учащихся.
Изучение эстетического опыта подростков осуществлялось через тестирование и анкетирование каждого подростка экспериментальной группы. Для теста были составлены вопросы, которые касались эстетического опыта подростков (Приложение А).
Критериями, которые определяют уровень воспитания личности ученика, явились:
– отношение к себе и окружающим, отношение к нему людей, общества, жизненные цели;
– осознание человеческих прав, своей значимости, нравственности, моральных ценностей и уважения их в себе;
– когнитивный, эмоциональный, конативный элементы;
– доброта, справедливость, эмпатия, взаимопомощь и взаимная поддержка, совесть, дружелюбие, любовь к Родине, любовь к ближнему и забота о близких).
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
По результатам проведенной диагностики пришли к следующим результатам.
Из 25 протестированных подростков, принимавших участие исследовании, в основном преобладает уровень эстетической воспитанности средний (16 человек или 64%). Только 9 подростков обладают высоким уровнем, что составляет 37%. Учащихся, которые обладают уровнем эстетической воспитанности низкого уровня не обнаружено. Представим полученные результаты в виде диаграммы на рисунке 2.1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эстетическое воспитание, целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Являясь органической частью общей системы воспитания, стремясь сформировать нравственный, эстетический и гуманистический идеал, эстетическое воспитание характеризуется как целенаправленное формирование активной творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, ценить прекрасное в жизни, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты.
Подростковый возраст учащихся старших классов это возраст наиболее интенсивного внутреннего собирания прекрасного в процессе деятельности и отношений и его выражения в собственном поведении и художественном творчестве. В работе с учащимися старших классов учитель предоставляет им как можно больше возможностей для творчества, сравнивает результаты труда и художественного творчества разных учеников, подбирает для ознакомления произведения искусства, близкие по содержанию опыту детей. Формирование эстетической культуры у учащихся старших классов это не только расширение художественного кругозора, увеличение количества прочитанных книг, просмотренных фильмов, прослушанных музыкальных произведений. Это организация человеческих чувств, духовный рост личности, регулятор и корректор поведения.
Обществоведение занимает важное место в системе обучения и воспитания учащихся старшего школьного возраста. Этот учебный предмет призван оценить особенности формирования знаний детей об обществе и его особенностях. Основной целью обучения на уроках обществоведения в современной школе является образование, развитие и воспитание личности школьника, способного определить ценностные приоритеты на основе осмысления исторического опыта страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в образовательной и общественной деятельности.
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учебное пособие / В.А. Аверин. – СПб: Михайлова, 2008. – 379 с.
2. Барташева, Н.А. Духовная жизнь России: имена, идеи, лица / Н.А. Барташева, М.В. Воронина // Первое сентября. – 2005. – № 20. – С. 45.
3. Беляев, А.А. Эстетика. Словарь / А.А. Беляев, Л.И. Новиков, В.И. Толстых. – М.: Политиздат, 1989. – 448 с.
4. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. – М.: Высшая школа, 2002. – 511 с.
5. Герасимов, С.А. Система эстетического воспитания школьников / С.А. Герасимов. – М.: Педагогика, 2003. – 264 с.
6. Гончарова, Т.И. Уроки истории – уроки жизни / Т.И. Гончарова. – М.: Педагогика, 2006. – 234 с.
7. Гончаров, И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / И.Ф. Гончаров. – М.: Педагогика, 2006. – 128 с.
8. Гантумур, Энхжаргал. Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики / Энхжаргал Гантумур // Молодой ученый. – 2010. – №5 (16). – Т. 2. – С. 156-159
9. Дремов, А.К. Эстетический идеал современной литературы / А.К. Дремов. – М.: Знание, 2007. – 62 с.
10. Ефремова, Л.И. Эстетическая среда как фактор развития личности / Л.И Ефремова, А.А. Соловьев // Начальная школа. – 2009. – №11. – С.52-56.
11. Ивасив, Б.И. Воспитание эстетического вкуса учащихся в процессе комплексного воздействия искусств / Б.И. Ивасив //Образование и саморазвитие. – 2011. – №14. – С. 37-45.
12. Ильенков, Э.В. К беседе об эстетическом воспитании / Э.В. Ильенков // Школа должна учить мыслить. – 2002. – №3. – С. 91-94.
13. Киященко, Н.И. Эстетическое воспитание и целостное развитие личности: эстетическая культура и эстетическое воспитание / Н.И. Киященко. – М, 2003. – 304 с.
14. Кузина, Е.В. Формирование эстетических чувств у младших школьников в процессе изучения произведений искусств: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Е.В. Кузина. – Москва, 2011. – 18 c.
15. Кушаев, Н.А. Основы эстетического воспитания / Н.А. Кушаев. – М.: Просвещение. – 2006. – 240 с.
16. Лабковская, Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя / Г.С. Лабковская. – М.: Просвещение, 2013. – 304 с.
17. Лихачев, Б.Т. Эстетика воспитания / Б.Т. Лихачев. – М.: Педагогика, 2012. – 160 с.
18. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – Л: Медицина,2013. – 256 с.
19. Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Г.М. Мануйлов, В.В. Козлов, Н.П. Фетискин. – М: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 362 с.
20. Мичурина, Н.С. Эстетическое воспитание на уроках истории: Сборник статей / Сост. Н.С. Мичурина. – Москва: Учпедгиз, 2012. – 167 с.
21. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М: Академия, 2007. – 456 с.
22. Неменский, Б.М. Познание искусством / Б.М. Неменский. – М.: «Издательство УРАО», 2000. – 128 с.
23. Немов, Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2: Психология образования / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 608 с.
24. Николаева, Л.В. Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие / Л.В. Николаева. – Якутск: ИД СВФУ, 2013. – 163 с.
25. Овчинникова, А.Ж. Теоретические основы формирования эстетического отношения к действительности у учащихся начальных классов школы: автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Моск. пед. гос. ун-т. – Москва, 2008. – 32 с.
26. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к белорусской национальной культуре: Сборник методических материалов / сост. Т.А. Василенко. – Гомель: УО «ГОИРО», 2010. – 198 с.
27. Рукавицын, М.М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / М.М. Руковицын. – М.: Просвещение, 2002 – 159 с.
28. Таборидзе, М.Д. Эстетическое воспитание школьников / М.Д. Таборидзе. – М.: Педагогика, 2008. – 104 с.
29. Фортова, Л.К. Сущность эстетического воспитания / Л.К. Фортова, О.А. Горбунова // Молодой ученый. – 2015. – № 21(101). – С. 839-842.
30. Шаповаленко, П.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов / П.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007. – 349 с.
31. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В.Н. Шацкая. – М.: Советская педагогика, 2006. – 344 c.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Как определить уровень воспитанности».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты