Белорусская народная игрушка как средство формирования начал патриотизма у воспитанников старшей группы учреждения дошкольного образования
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Белорусская народная игрушка как средство формирования начал патриотизма у воспитанников старшей группы учреждения дошкольного образования»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Белорусская народная игрушка как средство формирования начал патриотизма у воспитанников старшей группы учреждения дошкольного образования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Ясли-Сад № 47, ГУО (г. Барановичи)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Списочный состав детей, участвовавших в диагностике.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Беседа с детьми.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Анкета для педагогов «Народная игрушка».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 План-график по формированию у дошкольников начал патриотизма.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ КАК СРЕДСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психолого-педагогические исследования о воспитании начал патриотизма у дошкольников
1.2 Традиционная белорусская игрушка, ее виды
1.3 Педагогический потенциал белорусской народной игрушки
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ПАТРИОТИЗМА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Уровни представлений о белорусской народной игрушке у воспитанников старшей группы
2.2 Методические рекомендации по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством белорусской игрушки
Заключение
Библиографический список
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Самой древней и в тоже время, самой распространенной игрушкой на территории Беларуси является глиняная игрушка, которая может изображать разнообразных животных, людей и даже являться заместителями погремушек. Наравне с глиняной игрушкой, у наших предков, имела распространение деревянная игрушка, она обычно умела имитировать движения или какие-то действия. Самыми интересными, оригинальными игрушками являются игрушки из соломы. Назначение их очень широко: для игры, в сельскохозяйственных обрядах, на праздниках, для украшения дома и пр. В крестьянских семьях использовались игрушки из льна. Одной из самых первых игрушек, которую создал человек, была кукла. Это не просто игрушка, а часть культурного богатства каждого народа. Она в себе воплотила такие элементы, как характер, национальные черты, самобытность, традиции.
Белорусская игрушка обладает свойствами, характерными для игрушек других народов, но в то же время, у нее есть такие признаки, которые присущи только ей: компактность, лаконичность, обобщенность, экономность, выразительность изобразительных средств, наивность, а также мудрость, фантазия и реальность. Игрушка стимулирует активную работу мысли, подталкивает к самостоятельной доработке, собственному прочтению игрушечного образа.
Особенностью данного вида игрушек является выразительность образов, условность, обобщенность, динамичность, декоративность. Народные игрушки воплощают лучшие художественные традиции, знакомят детей с культурой своего народа, закладывают фундамент связи с родиной.
Народная игрушка выполнена по всем законам стилизации, поэтому она учит ребенка уже с младшего возраста мыслить более обобщенно, оказывает влияние на развитие у детей не только образного, но и абстрактного мышления.
Белорусская народная игрушка, как правило, небольшого размера, очень удобная в использовании. Функциональность и компактность этой игрушки позволяет детям активно использовать ее.
Современные подходы к проблеме патриотического воспитания дошкольников отражены в работах зарубежных и отечественных исследователей: С. А. Козловой, Л. А. Кондрыкинской, О. Л. Князевой, Л. В. Коломийченко, Т. С. Комаровой, М. Д. Маханевой, Л. Е. Никоновой, А. П. Орловой и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ КАК СРЕДСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психолого-педагогические исследования о воспитании начал патриотизма у дошкольников
Содержание чувства патриотизма настолько многогранно, что его невозможно охарактеризовать в нескольких словах. Это любовь к своей Родине, гордость за свой народ и чувство своей неразрывности во всем, что их окружает, и стремление сохранить и приумножить богатство своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных жизненных ситуациях, но и в работе и душевной жизни людей.
Однако, если это чувство так тяжело, правомерно ли говорить о нем в отношении дошкольников?
С. А. Козлова считает, что «внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей и интересов говорит о том, что старший дошкольник очень образован, а его интересы часто связаны не только с настоящим, но и с будущим» [7].
Развивая патриотические чувства, важно поддерживать интерес к событиям и явлениям общественной жизни детей и рассказывать им об их интересах.
В детском саду такие беседы лучше всего проводить с небольшими группами детей, чтобы окружающая среда оставалась интимной. Это побуждает детей уточнять открытые вопросы, которые их интересуют. В таких разговорах ребенку важно уловить отношение взрослого к тем фактам и событиям, о которых он говорит.
Принято считать, что патриотическое воспитание детей должно проходить в следующем порядке: сначала воспитывают любовь к родителям, к дому, к детскому саду, потом к городу, ко всей стране. Однако ошибочно полагать, что, продвигая любовь к родителям, мы уже продвигаем любовь к Родине. К сожалению, бывают случаи, когда преданность своей Родине, семья уживаются с равнодушием к судьбе Родины и даже предательством.
С первых лет жизни мы учим ребенка любить своих родителей, помогать им. «Благородное чувство преданности любимому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости к нему – все это важно для личностного развития ребенка, для чувства защищенности», – убеждает нас С.А. Козлова [7].
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ПАТРИОТИЗМА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Уровни представлений о белорусской народной игрушке у воспитанников старшей группы
Диагностическая часть работы проходила на базе ГУО «Ясли-сад №47 г. Барановичи». В диагностировании приняло участие 18 воспитанников старшей группы.
Для диагностирования нами было определено три уровня патриотической воспитанности:
• высокий уровень, характеризующийся идеальной моделью поведения и деятельности, которая приближена к норме;
• средний уровень характеризуется наличием половины или более показателей;
• низкий уровень характеризуется наличием незначительного количества показателей.
К когнитивным показателям были отнесены:
• наличие знаний о разных видах белорусской народной игрушки,
• наличие знаний о народных праздниках, исторических личностях, национальной одежде и жилище;
• интерес к новой информации, которая касается названных выше проблем.
К эмоционально-оценочным показателям нами были отнесены следующие:
• радость от содержания белорусской народной игрушки,
• стремление изготовить ее своими руками.
Действенно-практические показатели:
• использование белорусской народной игрушки в различных играх, умение мастерить ее.
На 1 этапе исследования был проанализирован годовой план воспитательно-образовательной работы учреждения дошкольного образования.
Годовые задачи на текущий учебный год сформулированы следующим образом:
• укрепление здоровья воспитанников, путем создания здоровьесберегающей среды;
• содействие речевому развитию воспитанников.
Проанализировав календарные планы воспитательно-образовательной работы, нами не было найдено отражения задачи воспитания начал патриотизма через народную белорусскую игрушку.
Заключение
На современном этапе одним из важнейших условий решения социальных, экономических и политических задач является упрочение духовно-нравственных основ современного общества. В связи с этим с особой остротой встает вопрос о патриотическом воспитании граждан Республики Беларусь. Учеными делается акцент на проблеме этапности, динамики развития патриотизма детей с момента его зарождения (инстинктивный патриотизм) до проявления в деятельности (активный).
В настоящее время в нашей стране воспитательный и развивающий потенциал народной игрушки в работе с детьми практически не используется. Вместе с тем необходимо отметить, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает у ребенка национальные черты, эстетические чувства как народная игрушка. По мнению Д.Н. Дубининой, через народную игрушку народ отдает ребенку свою любовь и нежность, свое веселье и смех, свои мысли и знания, свое умение и во всем этом как раз и заключается сила влияния народной игрушки на личность дошкольника [4].
Белорусская народная игрушка своими корнями уходит в глубокую древность. Это древнейший вид народного искусства, выразитель национальной культуры. Она обладает определённой обобщённостью, простотой формы, отражает запоминающиеся силуэты и характерные позы человека и зверей. Детали игрушки заслуживают особенного внимания и свидетельствуют об одарённости мастеров. В игрушке народные мастера высказывают свое представление о мире, природе, людях. В ней не только аккумулирован опыт многих поколений людей, но и воплощены основные жизненные ценности того или иного народа, той или иной эпохи, передаваемые из поколения в поколение. Поэтому народная игрушка, являясь хранителем памяти народа, транслятором его исторических, культурных, религиозных традиций, выступает для ребенка инструментом познания всего богатства человеческой и национальной культуры.
Для старших дошкольников традиционная народная игрушка это не только музейный экспонат или сувенир, это основа для их художественного творчества. Доступность материала, относительная легкость и несложность выполнения игрушек из глины, соломы, дерева и других традиционных материалов делает процесс художественного творчества детей интересным и полезным. Дошкольники с увлечением лепят и раскрашивают глиняные игрушки, знакомятся с качествами и свойствами соломы, с элементарными навыками соломоплетения. Современных детей можно и нужно знакомить с народной игрушкой. Однако это должны быть только подлинные народные игрушки, а не стилизация.
Результаты проведенной нами диагностической работы показали, что воспитанники не имеют представлений о белорусской игрушке, вследствие чего были предложены мероприятия по формированию у дошкольников начал патриотизма.
1. Абраменкова, В. В. Игры и игрушки наших детей. Забава или пагуба? Современный ребенок в игровой цивилизации. – М.: АСТ, 2001 г.
2. Белорусские народные игры [Электронный ресурс] // http://muzruk.net
3. Дубинина, Д.Н. Белорусская народная игрушка как средство этнокультурного воспитания детей раннего и дошкольного возраста [Электронный ресурс] // http://archive.nbuv.gov.ua
4. Касцюкевіч, С. У. Беларуская народная цацка як сацыякультурны феномен і каштоўнасць // М-лы междунар. научно-практической конференции «Преподобная славянских народов», посвященная 100-летию перенесения святых мощей преподобной Ефросиньи Полоцкой из Киева в Полоцк. – Полоцк, 2010. -С. 138.
5. Касцюкевіч, С. У. Цацкі-прылады для гульні ў беларусаў // Веснік ПГУ. –№ 7. Серыя А. Гуманітарныя навукі, 2005.
6. Козлов, А.А. Формирование гражданственности и патриотизма в контексте развития личности молодого человека [Электронный ресурс] // http://www.nravstvennost.info
7. Козлова, С. А. Воспитание патриотических чувств [Электронный ресурс] // www.nravstvennost.info
8. Концепция патриотического воспитания граждан Республики Беларусь // Пазашкольнае выхаванне. – 2003. – № 6. – С. 3 – 9.
9. Лозка, А., Лявонава А. Беларуская цацка і гульня: Матэрыялы ў дапам. стваральнікам цацак і гульняў на аснове бел. нар. мастацтва, этнагр. і фальклору. – Мн., 1996.
10. Никонова, Л.Е. Воспитание патриотизма ребенка в дошкольном учреждении средствами традиционной белорусской культуры [Электронный ресурс] // http://archive.nbuv.gov.ua
11. Ржавуцкі, М. С. Беларуская гліняная цацка. – Мн.: Полымя, 1991.
12. Сахута, Я. М. Беларуская народная цацка. – Мн.: Беларусь, 1991.
13. Старжинская, Н. Игрушка как отражение культуры нации в воспитании детей [Электронный ресурс] // http://archive.nbuv.gov.ua/
14. Тряпичная кукла своими руками [Электронный ресурс] // http://pelagea-kukla.ru/
15. Флерина, Е. Л. Педагогика народной игрушки [Электронный ресурс] // http://d-knigi.ru
16. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: Национальный институт образования, 2012.- 416 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Списочный состав детей, участвовавших в диагностике.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Беседа с детьми.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Анкета для педагогов «Народная игрушка».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 План-график по формированию у дошкольников начал патриотизма.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты