Применение мирных средств при разрешении территориальных споров
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Применение мирных средств при разрешении территориальных споров»
по дисциплине: «Международное публичное право»
2021
45.00 BYN
Применение мирных средств при разрешении территориальных споров
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Международное публичное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРАХ
1.1 Понятие международных споров и процессуальная основа их разрешения
1.2 Виды международных споров
ГЛАВА 2 СРЕДСТВА МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ
2.1 Система мирных средств разрешения международных споров
2.2 Согласительные средства мирного разрешения международных споров
2.3 Судебные средства мирного разрешения международных споров
ГЛАВА 3 ПРИМЕНЕНИЕ МИРНЫХ СРЕДСТВ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СПОРОВ НА ПРИМЕРЕ АЗИИ, ЕВРОПЫ, АМЕРИКИ И АФРИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема мирного урегулирования межгосударственных споров относится к числу острых и актуальных тем современности. В процессе межгосударственного общения неизбежны возникновение противоречий, столкновение интересов и позиций субъектов международного отношений по всему спектру международной жизни – от правовых разногласий при применении и толковании действующих двусторонних и многосторонних договоров до территориальных претензий и пограничных споров. От их своевременного, полного и окончательного разрешения, зачастую, зависит сохранение мира и обеспечение безопасности как на региональном, так и на глобальном уровнях.
Международное право определяет международный спор как объективно существующее столкновение интересов, формально выражающееся в несовпадении точек зрения в отношении фактических обстоятельств или правовых норм, выраженное в форме односторонней или обоюдосторонних претензий. Спор возникает между государствами по вопросу факта или права, и, согласно консультативному заключению Международного суда, это объективное явление, наличие которого не зависит от утверждений сторон.
Реализация принципа мирного урегулирования споров подразумевает выполнение субъектами международного права определенных прав и обязанностей. Как отмечается в доктрине международного права, этот принцип включает: обязанность разрешать все споры (не оставлять международные споры неразрешенными); воздерживаться от действий, которые бы обострили спор; регулировать споры на основе международного права и справедливости, в то же время обладая правом свободно избирать конкретное средство мирного урегулирования и право государства заблаговременно соглашаться на применение той или иной процедуры урегулирования споров. Статья 33 Устава ООН гласит, что «государства, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стремиться разрешить его путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору» [1].
Принцип мирного разрешения споров – один из основных императивов международного права, в соответствии с которым споры между государствами должны решаться исключительно мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Практическое применение принципа мирного разрешения споров призвано устранить возможность перерастания межгосударственных споров в стадию вооруженного конфликта.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРАХ
1.1 Понятие международных споров и процессуальная основа их разрешения
Для того чтобы наиболее полно проанализировать сущность принципа мирного разрешения споров, необходимо рассмотреть ряд международно-правовых проблем. Это, прежде всего понятие международного спора и ситуации, понятие и виды мирных средств разрешения международных споров, классификация и виды международных споров.
В научной литературе для обозначения разногласий между государствами, способных поставить под угрозу международный мир и безопасность, обычно применяются понятия «международный конфликт» и «международный кризис». Под международным конфликтом понимается «столкновение интересов государств, вызывающее борьбу между ними»; под международным кризисом – «международная напряженность, к которой приводит эта борьба» [2, c. 54].
Английский исследователь-конфликтолог С.Д. Бейли определяет конфликт как «условие общей враждебности» между государствами или иными властями, при котором разногласия могут быть результатом или причиной напряженности. Кризис он определяет как «серию опасных событий», создающих напряжение в международных отношениях и вызывающих международную нестабильность; кризис может вырасти в угрозу международному миру или привести к акту агрессии [3, c. 7].
Советская наука о международных конфликтах дает следующее определение международного конфликта: «Конфликт является политическим отношением двух или нескольких сторон, воспроизводящим в острой форме лежащие в основе этого отношения противоречия участников» [4, c. 41]. Конфликт может вести к кризису, однако кризис может пройти, а международный конфликт – сохраниться в открытом или латентном (скрытом) состоянии и не раз еще порождать очередные кризисы.
Понятие «спор» в международном праве определяется по-разному. Однако, широко известно следующее определениеэтого понятия, данное в решении Постоянной Палаты Международного Правосудия или Лиге Наций по делу Греции против Великобритании в связи с палестинской концессией Мавроматиса от 30 августа 1924 года: «Спор есть разногласие по поводу какой-либо нормы права или факта, конфликт правовых мнений между двумя лицами». Американский юрист, специалист по международному публичному праву, Г. Кельсен высказывает следующее мнение: «спор существует, если одно государство предъявляет претензии к другому государству, а другое государство отвергает эту претензию» [5, c. 64].
ГЛАВА 2 СРЕДСТВА МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ
2.1 Система мирных средств разрешения международных споров
В отечественной юридической науке сформировалось довольно устойчивое определение понятия «мирных средств (способов) разрешение международных конфликтов». Под которым понимаются «средства урегулирования конфликтов и спорных вопросов между государствами, без принуждения, без применения вооруженной силы или какого-либо насилия». Левин Д. Б. продолжает данное определение и конкретизирует его: «мирные средства разрешения международных споров – это средства, применение которых не заключает в себе никакой угрозы международному миру и безопасности…Это средства, исключающие какое-либо насилие одного спорящего государства по отношению к другому спорящему государству и какое бы то ни было давление третьих государств на спорящие стороны» [2, c. 79].
Таким образом, можно выделить основные черты мирных средств разрешения международных споров:
- это способ урегулирования межгосударственных конфликтов;
- недопустимость применения вооруженной силы или иного насилия;
- отсутствие какого бы то ни было принуждения и применения силы [11, c. 190].
Современное международное право признает мирные способы единственно верными и законными средствами разрешения международных конфликтов, разногласий и споров. Это подтверждает пункт 4 статьи 2 Устава ООН «все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций». Более того, Устав ООН содержит отдельную Главу VIкоторая носит название «Мирное разрешение споров».
Систему мирных средств разрешения международных конфликтов составляют:
- дипломатические переговоры;
- «Добрые услуги» и посредничество;
- следственные и согласительные комиссии;
- международный арбитраж;
- международные суды;
- разрешение споров в международных организациях [12, c. 5].
ГЛАВА 3 ПРИМЕНЕНИЕ МИРНЫХ СРЕДСТВ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СПОРОВ НА ПРИМЕРЕ АЗИИ, ЕВРОПЫ, АМЕРИКИ И АФРИКИ
Азия. Один из наиболее острых конфликтов на территории Юго-Восточной Азии – это спор о принадлежности Парасельских островов и архипелага Спратли. В этом конфликте участвуют практически все страны ЮВА, а также Китай, Япония и США, что делает этот спор международным.
Южно-Китайское море – это самый короткий путь из Индийского океана в Тихий, что делает его одним из важных морских путей. Здесь проходит одна из наиболее загруженных мировых судоходных трасс, связывающих порты Северо-Восточной Азии и западного побережья Америки с Южной Азией, Африкой, Ближним Востоком и Южной Европой [22, с. 35].
Парасельские острова и острова Спратли, а также их прилегающие воды служат для рыболовных промыслов в больших количествах. Но притязания государств на острова Южно-Китайского моря объясняются прежде всего перспективным наличием крупнейших месторождений нефти и природного газа ни их территории. Также на островах имеются залежи фосфатов (гуаноразложившиеся экскременты морских птиц). Предположительно запасы гуано на архипелаге имеются в размере 2, 8 млн тонн [23, с. 68].
Сейчас на Парасельские острова и острова Спратли претендуют семь государств – это Китай, Вьетнам, которые оспаривали эту территорию ещё с начала XX века; Тайвань, Филиппины, Малайзия, Индонезия и Бруней.
Принадлежность Парасельских островов оспаривают между собой Китай и Вьетнам, а на архипелаг Спратли – Китай, Вьетнам, Филиппины и Малайзия. В споре о границе исключительной экономической зоны (ИЭЗ) и континентального территориального шельфы участвуют все эти страны, а также Бруней и Индонезия.
Гаагский суд 12 июля 2016 огласил решение по иску Филиппин, согласно которому все территориальные притязания Китая на ИЭЗ в районе архипелага Спратли безосновательны [24]. Тем не менее КНР сейчас проводят строительство искусственных островов и их активную милитаризацию, что вызывает крайнее недовольство других стран региона, а также Японии и США, флот которых с недавнего времени также базируется в Южно-Китайском море. Китай опровергает любые попытки идти на уступки в ЮКМ и считает большую часть акватории частью своей территории
Филиппины – Малайзия (губернаторство Сабах). Официально территория губернаторство Сабах принадлежит Малайзии, так как в 1976 году Филиппины отказались от притязаний на него. Прежде 61 территория Сабаха принадлежала британской колонии и носила название Британское Северное Борнео в период с 1881 года по 1963 год. В 1963 году Сабах вошел в состав Малайской Федерации. Он является одним из крупнейших губернаторств Малайзии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, а также согласно поставленным задачам, сделаем некоторые выводы.
В современной теории международных отношений закрепилось положение, что принцип территориальной целостности государства означает полный его суверенитет над всей его территорией. Этот принцип является одним из важнейших в международном праве и регулирует отношения между государствами. Поэтому, согласно Уставу ООН, государства обязуются уважать территориальную целостность друг друга и не предпринимать каких-либо действий, представляющих угрозу для их территориальной целостности В диссертации прослеживается связь понятия «территориальная целостность» с такими понятиями как «суверенитет», «невмешательство во внутренние дела», «уважение государственных границ». Все они вместе взятые дают характеристику стабильного миропорядка.
Естественно, что и принцип территориальной целостности выступает в качестве базиса существующего миропорядка. Подвергать его ревизии или даже сомнению – значит погрузить мир в пучину конфликтов, которые не только подорвут основы международной напряженности, но и могут привести к установлению эры «мирового беспорядка». Это особенно опасно в условиях появления новых угроз международной безопасности в связи с усилением международного терроризма.
В самом общем виде международный спор можно рассматривать как специфическое политико-правовое отношение, возникающее между двумя или большим числом субъектов международного права и отражающее противоречия, существующие в рамках этого отношения. В Уставе ООН для квалификации конфликтных отношений используются понятия «спор» и «ситуация». Спор имеет место в том случае, если государства взаимно предъявляют претензии по поводу одного и того же предмета спора.
Систему мирных средств разрешения международных конфликтов составляют:
- дипломатические переговоры;
- «добрые услуги» и посредничество;
- следственные и согласительные комиссии;
- международный арбитраж;
- международные суды;
- разрешение споров в международных организациях.
1. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter.
2. Левин, Д.Б. Принцип мирного разрешения международных споров/ Д.Б. Левин; АН СССР, Ин-т государства и права. – Москва: Наука, 1977. – 112 с.
3. Baily, S.D. Peaceful Settlement of International Disputes. Some Proposal for Research / S.D. Baily // UNITAR. – 1971. – № 3. – Р. 5-9.
4. Журкин, В.В. Международные конфликты / АН СССР. Институт мировой экономики и международных отношений. Институт США; под ред. В. В. Журкина и Е. М. Примакова. – Москва: Международные отношения, 1972. – 238 с.
5. Kelsen, H. Principles of International Law / H. Kelsen. – N. Y., Chicago, Can-Francisco, London, 1967. – 461 p.
6. Dahm, G. Völkerrecht. Vols. II and III. By Georg Dahm. Stuttgart: W. Kohlhammer, 1961. Vol. II: pp. xvi, 785; Vol. III: pp. viii, 393. Indices. Vols. I–III, DM. 185
7. Пушмин, Э.А. Мирное разрешение международных споров: (междунар.-правовые вопросы) / А.Э. Пушман. – Москва: Междунар. отношения, 1974. – 175 с.
8. Конвенции и декларации, подписанные на конференции мира в Гааге 17-29 июля 1899 года. – Санкт-Петербург: Сенат. тип., 1901. – 88 с.
9. Goodrich, L. Charter of the United Nations / L. Goodrich-New-York, 1969. – 633 р.
10. Oppenheim L. International Law, v. II. Edited by H. Lauterpacht. London – N. Y. – Toronto, 1952, p. 3-4.
11. Имангулова, Г.Р. Мирные средства разрешения международных споров: понятие, виды / Г.Р. Имангулова, О. С. Ахаева // Энигма. – 2019. – № 16-1. – С. 189-195.
12. Живогляд, А.О. Актуальные вопросы мирного разрешения международных споров / А.О. Живогляд // Научное сообщество студентов. – 2019. – №2. – С. 3-13.
13. Самарцева, Н.Т. Мирные средства разрешения международных споров / Н.Т. Самарцева. – Москва: [б. и.], 1957. – 62 с.
14. Хайд, Ч.Ч. Международное право, его понимание и применение США / Ч.Ч. Хайд. – Москва: «Иностранная литература», 1952. – Т. 4. – 529 с.
15. Абашидзе, А.Х. Международное право. Мирное разрешение споров: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А.Х. Абашидзе. – Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 221 с.
16. Бирюков, П.Н. Международное право: учебник для академического бакалавриата / П.Н. Бирюков. – Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 365 с.
17. Кривокапич, Б.Д. Мирное разрешение международных споров / Б.Д. Кривокапич. – Самара: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 2020. – 592 с.
18. Канг, Т. Типичные виды и характеристики процедур разрешения международных споров / Т. Канг // Право и государство: теория и практика. – 2016. – № 5 (137). – С. 130-133.
19. Яновский, М.В. Мирные средства разрешения международных споров / М.В. Яновский. – Ташкент, Изд-во САГУ, 1957. – 44 с.
20. Гасанов, К.К. Международное право [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / К.К. Гасанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. – 943 с.
21. Албаков, М.М. Нерешенные территориальные разногласия и пути их мирного урегулирования / М.М. Албаков // Кронос. – 2019. – № 2 (29). – C. 32-38.
22. Baitas, M. The traders of Central Bazaar, Astana: motivation and networks / M. Baitas // Central Asian Survey. – 2020. – Vol. 39. – No 1. – P. 33-45.
23. Мазырин, В.М. Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития / Ю.М. Мазырин // Экономика юго-восточной Азии после глобального кризиса. – 2015. – № 29. – С. 62-84.
24. РИА [Элекронный ресурс] // Режим доступа https://ria.ru/world/20160712/1464640532.html.
25. Колдунова, Е.В. Возможности и ограничения региональных институтов сотрудничества в разрешении региональных проблем безопасности в ЮВА / Е.В. Колдунова// Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. – 2013. – № 21. – С. 57-64.
26. Бирюков, П.Н. Международное право: учебное пособие. / П.Н. Бирюков. – Москва: Юристъ, 1998. – 685 с.
27. Белиху, Г. Мирные средства урегулирования территориальных споров в Африке / Г. Белиху // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. – 2010. – № 4. – С. 73-77.
28. Elias, T.O. Africa and the Development of International Law. – Martinus Nijhoff publishers, 1988. – Chapter 9.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты