ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ
1.1 Понятие и сущность военно-исторической экскурсии
1.2 Технология подготовки и проведения военно-исторической экскурсии
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ
1.1 Понятие и сущность военно-исторической экскурсии
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русском языке это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «убегание, военный рейд», затем - «вылет, поездка». Позже это слово было изменено по типу имени на «иа» (экскурс + иа).
Само понятие «сущность» представляет собой набор сторон и отношений, которые характеризуются свойствами, взятыми и учтенными в их естественной взаимозависимости. Сущность заключается во внутреннем содержании субъекта, выражающемся в единстве всех разнообразных и противоречивых форм его бытия [14, с.52].
При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо учитывать обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет собой особый процесс деятельности, суть которого определяется конкретными закономерностями (тематическими, целенаправленными, визуальными, эмоциональными, активными и т. д.).
Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978 г. Главным экскурсионным управлением Центрального совета по туризму и экскурсиям – Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС) и Центральной научно-исследовательской лабораторией по туризму и экскурсиям (ЦНИЛТЭ). Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены в следующем виде рисунок 1.1.
1.2 Технология подготовки и проведения военно-исторической экскурсии
Одной из форм патриотического воспитания можно считать воспитание посредством экскурсионной деятельности, способствующее постижению героического прошлого народа, его духовного, трудового и культурного наследия. Экскурсионная деятельность осуществляет одновременно образовательную, воспитательную, развивающую функции обучения и способствует многостороннему развитию личности. Экскурсии помогают конкретизировать имеющиеся знания, развивать умения и усиливать интерес к изучаемому, расширять позитивный эмоциональный опыт учащихся, организовывать культурный досуг, способствовать межличностному общению учеников и педагогов [3, с.167].
Экскурсии в музеи, на производство, в природу учат понимать произведения искусства, ценить человеческий труд и чувствовать красоту обычных вещей. Сегодня многие музеи предлагают интерактивные путешествия, ролевые и интеллектуальные игры, диалоги, мастер-классы с учетом возрастных и психологических особенностей экскурсантов, формируя наиболее полное и яркое представление о прошлом и настоящем нашей страны.
Памятники военного периода (мемориальные комплексы, обелиски, братские могилы, крепости, землянки, боевая техника, места былых сражений и т.п.) позволяют воссоздать на экскурсиях яркие страницы отечественной истории, активно содействуют патриотическому воспитанию. Их использование в туристско-экскурсионных маршрутах вызывает у экскурсантов особого рода сопереживания и размышления, глубоко затрагивая каждого. Они играют огромную воспитательную роль, содействуя формированию нравственных идеалов, прежде всего у подрастающего поколения [2].
При подготовке к военно-историческим и патриотическим экскурсиям необходимо ставить следующие задачи:
- формирование знаний об исторических явлениях, событиях и фактах, способности объективно рассмотреть их, выявить историческую обусловленность различных оценок событий прошлого и настоящего;
- стимулирование умственной активности экскурсантов, их любознательности;
- корректирование жизненных ориентиров личности, которые не соответствуют общечеловеческим нравственным ценностям;
- помощь в определении собственной позиции экскурсантов по отношению к окружающей реальности;
- формирование чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, воспитание уважительного отношения к культурным традициям и трудовым достижениям своего народа;
- осознание долга перед Родиной, формирование умения отстаивать ее честь, достоинство, свободу и независимость, гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ [5, с.92].
1. Баранов А.С. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма: учебник / А.С. Баранов, И.А. Бисько; Учеб.-метод. об-ние вузов РФ по образованию в обл. произв. менеджмента. – М.: Инфра М, 2012. – 383 с.
2. Белорусский экскурсионный портал. [Электронный ресурс] режим доступа: http://grodno–best.info/turizm/grodno/turisticheskaya–grodnenshhina.html.
3. Ганский В.А. Экскурсоведение: учебно-методический комплекс для студентов спец. 1-89 01 01 «Туризм и гостеприимство» / В.А. Ганский, Е.В. Вовнейко; под общ. ред. В.А. Ганского. – Новополоцк: ПГУ, 2012. – 254 с.
4. Долженко, Г.П. «Экскурсионное дело»: учебное пособие / Г.П. Долженко. - М.ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «МАРТ», – 2006. – 304 с.
5. Емельянов Б. В. Методика подготовки и проведения экскурсий [Текст]: Учебное пособие. / Б.В. Емельянов. – М.: ЦРИБ «Турист», 2005. – 96 с.
6. Емельянов, Б. В. Экскурсоведение [Текст]: учебник / Б. В. Емельянов. – М.: Советский спорт, 2004. – 216 с.
7. Жираткова Ж.В. Организация экскурсионной деятельности: учебник и практикум для вузов / Ж. В. Жираткова, Т. В. Рассохина, Х. В. Очилова. – Москва: Юрайт, 2020. – 188 с.
8. Кедрова И.В. Специфика методики экскурсионной работы и ее совершенствование // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. – 2016. – №2 (8). – С. 22-27.
9. Леонов Е. Е. Особенности методики проведения экскурсий / Е. Е. Леонов, А. В. Тараканов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 21. – С. 64-74.
10. Макринова Е.И. Технология и организация экскурсионных услуг: учеб. пособие / Е.И. Макринова, В.В. Лысенко, Е.А. Шокова ; Белгородский ун-т кооперации, экономики и права. – Белгород: Изд-во Белгородского ун-та кооперации, экономики и права, 2018. – 241 с.
11. Маршруты экскурсий и экскурсионных путешествий [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rogotno.schools.by/pages/marshruty-ekskursij-i-ekskursionnyh-puteshestvij-belarus-pomnit-k-prazdnovaniju-75-j-godovschiny-osvobozhdenija-respubliki-belarus-ot-nemetsko-fashistskih-zahvatchikov.
12. Маслюкова, Т.А. Экскурсоведение. Методика подготовки и проведения экскурсий: учеб. Пособие / Т.А. Маслюкова. — Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2003. — 68 с.
13. Памятники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на территории Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=3439.
14. Самусік, А. Ф. Помнікі гісторыі і культуры Беларусі: вучэб. дапам. для студэнтаў вну па спецыяльнасці «Эканоміка і кіраванне турысцкай індустрыяй» / А. Ф. Самусік. – Мінск : Экаперспектыва, 2013. – 366 с.