Коррекционно-педагогическая работа по совершенствованию письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Коррекционно-педагогическая работа по совершенствованию письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи»
по дисциплине: «Специальные методики школьного обучения»
2021
45.00 BYN
Коррекционно-педагогическая работа по совершенствованию письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальные методики школьного обучения
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспекты занятий. Тема: «Звуковое значение буквы Ю [й’у] в начале слова и после гласных».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
1.2. Особенности развития навыков письменной речи у нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи
1.3. Современный педагогический опыт, посвященный развитию словарного запаса, словообразовательных навыков у школьников с общим недоразвитием речи
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Экспериментальные методики для обследования уровня развития письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. Научно- теоретическая основа коррекционно- педагогической работы, посвященной совершенствованию письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи
3.2. Задачи и содержание коррекционно – педагогической работы, которая направлении на развитие письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи
3.3. Методическая система практических заданий, упражнений, дидактических игр, направленных на развитие письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи
3.4. Рекомендации для родителей, посвященные развитию письменной речи в условиях семейного воспитания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Письменная речь является важным видом деятельности для ребёнка, от которого зависит психическое развитие учащегося и успех продвижения его в учёбе на всех последующих этапах обучения. А это, в свою очередь, позволяет сформировать у младших школьников познавательный интерес и положительное отношение к учебной деятельности [26, с. 43].
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими навыками письма. Важно формировать этот навык заранее, то есть в дошкольный период, чтобы ребенок был более адаптированным и подготовленным к образовательному процессу. Имеет значение не только формировать, но и предупреждать какие-либо нарушения письма, тем более у дошкольников с общим недоразвитием речи, так как такие обучающиеся имеют особенности формирования речевых и неречевых функций и процессов, связанных с овладением письмом.
Изучение основных аспектов указанной темы основывалось также на теориях и материалах А.Е. Алексеевой, Р.Е. Левиной, Е Ф. Поповой. Теоретическую основу исследования также составили А.Р. Лурия и Л.С. Цветкова, по мнению которых, успешное обучение дошкольников во многом будет зависеть от овладения ими письмом, представляющее собой сложный многофункциональный психофизиологический процесс [22, с. 93].
Цель исследования: разработать систему коррекционно-педагогической работы, которая направлена на совершенствование письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1.Изучить, проанализировать психолого-педагогическую, логопедическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2.Изучить особенности письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
3.Разработать методическую модель практических заданий, упражнений, дидактических игр, направленных на развитие письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: особенности письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: система коррекционно-педагогической работы, которая направлена на развитие письменной речи у младших школьников с ОНР.
Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Р. Е.Левина).
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Т. Б.Филичева) [42].
При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов и явлений. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов [32].
Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков) [33, с. 98].
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Экспериментальные методики для обследования уровня развития письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи
Для того чтобы учесть как смысловую сторону, так и качество лексико-грамматического оформления связного высказывания, выполнение заданий оценивается по трем критериям, предложенным Р.И. Лалаевой и Т.А. Фотековой [43].
Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи.
1.Проверка состояния фонематического восприятия.
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.
Ауи
Оау
Иоа
та – да – та
ка- га- ка
па – ба – па
да – та – та
ка – ха – ка
Оценка:1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – уподобление последующих слогов первому; 0,25 балла – неточное воспроизведение, замена и пропуски; 0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
2. Исследование артикуляционной моторики.
Инструкция : смотри внимательно и повторяй за мной движения.
губы в улыбке;
губы «трубочкой» – округлены и вытянуты вперед;
язык «лопаткой» – широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
язык «иголочкой» – узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;
щелканье языком;
«качели» – рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы;
«часики» – рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается
от одного уголка рта к другому; чередование движений губ: «улыбка» – «трубочка».
Для оценки выполнения артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать позу под счет от 3 до 5; последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз.
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. Научно-теоретическая основа коррекционно-педагогической работы, посвященной совершенствованию письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи
Начальные классы - это первая ступень обучения, они не могут дать законченного грамматического образования. Но могyт и должны подготовить ученика к продолжению учения в следующем звене школы.
Подходы учителя к обучению языку младших школьников определяются следующими исходными положениями.
1. Сущность языка как общественного явления выражается в его коммуникативной функции. На основе понимания школьниками языка как средства общения людей создаются предпосылки для осознания роли языка в становлении человека и в развитии общества.
2. Язык и мышление едины. Этим подчеркивается взаимодействие языка и сознания, а также взаимообусловливается их возникновение. Психологией доказано, что мышление всегда протекает в словесной форме. Без слов мышление как деятельность мозга невозможно.
3. Язык - сложное, многосистемное явление, все стороны которого находятся между собой в диалектическом взаимодействии и единстве.
В начальных классах дети усваивают основные нормы русского литературного языка. Курс грамматики должен сообщить такие начальные сведения, которые помогли бы выработать у детей осмысленное отношение к основным элементам языка. Учащиеся приобретают ряд грамматических умений: в области фонетики – умение различать звуки (согласные и гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, безударные и ударные), правильно произносить их; в области морфологии – умение разбираться в морфемном составе несложных слов, различать части речи и их основные формы; в области синтаксиса – умение устанавливать связи между словами, строить предложения некоторых видов по цели высказывания, разбираться в построении простого и сложного предложений и составлять их [8].
На основе изучения элементов грамматики необходимо сформировать у школьников орфографические и пунктуационные навыки устной и письменной речи в том объеме, который необходим для дальнейшего обучения в области языка.
В дидактике выработаны некоторые исходные принципиальные положения, которые имеют общее руководящее значение для любого учебного предмета, для разных ступеней обучения. Многие из этих положений называют дидактическими принципами обучения.
Одним из основных принципов является воспитывающий и развивающий характер обучения. Обучение – это не только сообщение знаний, но и воспитание и всестороннее развитие ребенка. Реализации этого принципа способствует правильно отбираемый воспитывающий материал (тексты для чтения и письма) и использование таких форм и методов работы, которые позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся (восприятие, наблюдательность, память, мышление, речь).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема совершенствования письменно-речевой деятельности учащихся является актуальной на сегодняшний день в коррекционной педагогике и логопедии. Письмо и письменная речь являясь «базой» всего дальнейшего обучения, вызывает значительное затруднение у младших школьников, что оказывает отрицательное воздействие на усвоение школьной программы и влияет на процесс их социальной адаптации в целом.
Письменная речь представляет собой один из основных видов речевой деятельности младшего школьника на уроках русского языка, важнейшей функцией которой является обслуживание процесса коммуникации. Специфика письменной речи заключается в наличии собственных средств выражения, единиц и строя, причем в современной методической литературе принято различать письмо, в основе реализации которого лежит овладение графикой и орфографией, и собственно письменную речь, которая представляет собой процесс создания связного высказывания и в связи с этим требует от ученика владения речевым умением.
Недостаточное развитие письменной речи у учащихся с ОНР приводит к появлению ошибок на письме, неправильное начертание букв, непонимание значения слов, смешение букв, замены, пропуски.
1. Айвазян, О. О. Изложение как важная форма развития русской связной письменной речи учащихся начальных классов: О. О. Айвазян // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. – 2010. – № 3. – 132 с.
2. Анисимова, Т.Б. Подготовка детей к успешному обучению в школе. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 219 с.
3. Артёмова, Л.В. Игры на развитие силы голоса М. : Просвещение, 2008. – 211 с.
4. Архипова, Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников. - Дис. д-ра пед наук / Е.В.Архипова; МПУ. – М., 1998. – 205.
5. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы. – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 266 с.
6. Безруких, М.М. Обучение письму: М. М. Безруких. – Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2009. – 607 с.
7. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – 2-е изд / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981. – 255 с.
8. Варёнова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики / Т.В. Варёнова. – Минск. Асар., 2007. – 320 с.
9. Варенова, Т.В. Основы специальной педагогики: учебнл-методическое пособие / Т.В. Варёнова. – Минск:Бел. гос.пед, 2018. – 352 с.
10. Грищенко, О.В. Специфика педагогической работы с учащимися с ТНР в условиях интегрированного обучения и воспитания / О.В. Грищенкова // Адукацыя и выхаванне. – 2016. – №1. – 121 с.
11. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов: книга для логопедов / Л.Н. Ефіменкова //Москва. Просвещение. – 2004. – 336 с.
12. Вождаева, Е. О. Обучение письму и письменной речи в начальной школе: Е. О. Вождаева // III Авдеевские чтения: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне / под ред. канд. пед. наук Ю. А. Шурыгиной. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2015. – 387 с.
13. Волкова, Л.С. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов/ Под ред. Л.С. Волковой, С.А. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 533 с.
14. Винокурова, О. С. К проблеме психологии письменной речи: О. С. Винокурова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 67. – 428 с.
15. Городилова, В.И. Чтение и письмо. – М., 1995. – 291 с.
16. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Владос. 2001. – 276 с.
17. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Владос. 2001.
18. Жукова, Н.С. Логопедия.- Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2005. – 165 с.
19. Жукова, Н.С. Формирование устной речи. Учебно-методическое пособие/ Н.С. Жукова. - М.:Социально- пол8. Филичева ,Т. Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие / Т. Б. Филичева , Т. В. Туманова; - М.: Москва «Гном-Пресс». – 302 с.
20. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей / Н. С. Жукова. – М., 1994. – 236 с.
21. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Москва. : Эксмо, 2016. – 238 с.
22. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений / А.Г. Зикеев. - Москва: Академия, 2000. – 200 с.
23. Кирьянова, Р.А. Игры со словами для развития речи. – СПб.: КАРО, 2010. – 183 с.
24. Копытова, С.В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – № 3. – 238 с.
25. Короткова, А.В. Особенности формирования лексико- грамматического стоя речи 3 уровня / А.В. Короткова, Е.Н. Дроздова // Логопед. – 2006. – № 1. – 56 с.
26. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева. – Москва. ВЛАДОС, 2001. – 321 с.
27. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : СОЮЗ, 1999. – 160 с.
28. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и пути их коррекции у младших школьников / Р. И. Лалаева. – М., 1998. – 224 с.
29. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников. – СПб., 2001. – 165 с.
30. Мазанова, Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М.,2006. – 212 с.
31. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для дефектологов и логопедов.- М.: Просвещение, 1979.
32. Никашина, Н. А. Формирование речи и ее недоразвитие. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. Вузов; под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 153-157 с.
33. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
34. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1995. – 256 с.
35. Сековец, Л. С. Коррекция нарушений речи у детей школьного возраста / Составители: Л. И. Разумова, Н. Я. Дюнина, Г. П. Ситни- ков. – Нижний Новгород, 2009. – 34 с.
36. Семихватская, С. В. Диагностика речевого развития учащихся начальных классов: Учеб.-метод. пособие [Текст] / С. В. Семихватская – Магнитогорск: МаГУ, 2005. – 77с.
37. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет.сада.- М.: Просвещение, 1982.
38. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с
тяжелыми нарушениями речи / Л. Ф. Спирова. – М. : Просвещение, 1980. – 112 с.
39. Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр / Е.А. Стребелва. – Москва: ВЛАДОС, 2008. – 120 с.
40. Узорова О.В., Нефедова Е.А.. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования. – М.: АСТ:Астрель, 2002. – 321 с.
41. Филичева, Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие / Т. Б. Филичева , Т. В. Туманова; - М.: Москва «Гном-Пресс». – 302 с.
42. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина – М. : Просвещение, 1989. – 223 с.
43. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М., 2000. – 285 с.
44. Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся [Электронный ресурс] : под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. – М.: ИНТОР, 1998. – 112 с. – URL: http://psychlib.ru/mgppu/Eru-001/Eru001.htm#hid2
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспекты занятий. Тема: «Звуковое значение буквы Ю [й’у] в начале слова и после гласных».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты