Роль логистики в развитии в экономике макро и микроэкономеческие аспекты
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Роль логистики в развитии в экономике макро и микроэкономеческие аспекты»
по дисциплине: «Логистика»
2021
45.00 BYN
Роль логистики в развитии в экономике макро и микроэкономеческие аспекты
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логистика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
Поделиться
Введение
1 Развитие логистики в мировой экономике. Факторы, принципы и тенденции
2 Основные логистические концепции, их характеристика, преимущества и недостатки
3 Примеры успешного внедрения логистических принципов на предприятиях (мировой опыт)
4 Применение логистических подходов на предприятиях Республики Беларусь (отечественный опыт)
5 Рекомендации по использованию логистики в сфере образования, производства, оптовой и розничной торговли
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Роль логистики существенно возросла в эпоху постиндустриализации, вызвавшей значительные изменения в мировой экономике. Эти изменения оказали на логистику значительное влияние, так как данная отрасль напрямую связана с такими явлениями постиндустриального развития мировой экономики, как: активное использование научных знаний и переход в развитых странах на наукоемкие.
В настоящее время в условиях развития мировой экономики возникает большая необходимость сконцентрировать внимание на оптимизации своей деятельности, так как в странах укореняются принципы рыночной экономики и усиливается конкуренция.
Особое внимание нужно уделить созданию систем, позволяющих повысить эффективность управления материальными потоками, что улучшает всю хозяйственную деятельность.
Правильное формирование и дальнейшее развитие логистических систем является залогом успешной деятельности на мировых рынках и интеграции в современную структуру мировой экономики.
Актуальность данной темы определяется:
- возрастающей ролью, которую играет логистика в хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, в качестве фактора, формирующего ключевые компетенции и конкурентные преимущества при выходе предприятий на внешние рынки;
- необходимостью формирования, развития и совершенствования организационных структур управления мировой логистической системы;
- необходимостью применения современных технологий и экономических механизмов формирования и развития, а также эффективного функционирования мировой логистической системы.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы определить роль логистики в современной развитии экономики, в частности ее макро- и микроэкономические аспекты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить факторы, принципы и тенденции развития логистики в мировой экономики;
– охарактеризовать основные логистические концепции, их преимущества и недостатки;
– представить примеры мирового опыта в области успешного внедрения логистических принципов на предприятиях;
– рассмотреть отечественный опыт применения логистических подходов на предприятиях Республики Беларусь;
– разработать рекомендации по использованию логистики в сфере образования, производства, оптовой и розничной торговли.
1 РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИКИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ. ФАКТОРЫ, ПРИНЦИПЫ И ТЕНДЕНЦИИ
Логистические системы и логистика имеют прямое или косвенное влияние на все аспекты человеческой деятельности. Объектам в логистических системах являются природные, человеческие, финансовые и информационные ресурсы, этим и объясняется связь логистики со всеми жизненными явлениями.
В результате их функционирования обеспечиваются потоковые процессы, лежащие в основе мировой экономики. За последние годы процессы глобализации мировой экономики и развития системы международных экономических отношений охватили, практически, все страны мира, подписано множество международных соглашений, созданы зоны свободной торговли.
Развитие мировой экономики, как активное использование научных знаний и переход в развитых странах на наукоемкие технологии, в свою очередь связано с использованием новых технологий и инноваций в логистике; доступностью и обилием различной информации ‒ информатизация логистических процессов; доступность средств связи и транспорта; высокий уровень образования и активное использование знаний в труде ‒ улучшение работы всего логистического бизнеса за счет правильного и рационального использования трудовых ресурсов, роста компетенций персонала [2, с. 69].
Существует множество причин, которые побуждают компании к выходу на мировой рынок. Стремление к росту и выживанию в конкурентной борьбе служит компаниям стимулом для развития международных операций. В то же время, сопутствующее развитие технологий и производственных мощностей облегчает им глобализацию хозяйственной деятельности. В настоящее время на макроуровне существует ряд главных факторов, стимулирующих глобализацию. Это экономический рост большинства стран мира и либерализация их экономик; эффективное функционирование логистических систем и улучшение мировой логистической инфраструктуры; появление зон свободной торговли; технический и технологический прогрессы. Все названные макроэкономические факторы играют существенную роль в развитии мировой экономики, но, с точки зрения данного исследования, наибольший интерес представляет позиция: «эффективное функционирование логистических систем и улучшение мировой логистической инфраструктуры». Данный фактор является одной из движущих сил глобализации и отражает тенденции, действующие, практически на всем земном шаре.
Важным явлением в современной мировой экономике стало формирование в ее рамках международных (иногда их называют глобальными) логистических систем. К международным логистическим системам относят межгосударственные системы, формируемые на уровне нескольких стран и даже континентов.
2 ОСНОВНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
В создавшихся условиях особенно важно выделить наиболее ценное в имеющейся практике и на этой основе предложить механизм выбора таких приемов и методов логистики, которые бы позволяли достигать конкурентных преимуществ и усиливать конкурентную позицию фирмы на рынке. Начиная с середины 1970-х гг. логистический менеджмент наряду с функциональными алгоритмами стал выполнять целеполагающую функцию, а логистическая политика, также как производственная, финансовая, кадровая и прочие, стала важной составляющей корпоративной стратегии фирмы. При этом каждый новый этап становления логистики опережает соответствующий период развития конкурентной политики фирмы (носящей концептуальный характер), т.е. является инициатором его формирования и развития, что подтверждает парадигмальный характер природы логистического менеджмента [13, с. 229].
В теории логистического менеджмента до сих пор остаются не до конца выясненными взаимоотношения между такими категориями, как концепция и парадигма, что вызывает необходимость рассмотреть эти понятия более подробно. В общепринятом смысле концепция ‒ ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явлении; внезапное рождение идеи, основной мысли. Под парадигмой понимают совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование (знание) и признанных на данном этапе.
Понятие «парадигма» получило широкое распространение благодаря работам Т. Куна. Согласно его взгляду, безраздельное господство некоторой модели (парадигмы) есть период нормального (экстенсивного) развития, который заканчивается, когда парадигма как бы «взрывается» изнутри под давлением аномалий (противоречий и проблем, неразрешимых в ее рамках). Наступает кризис, когда создаются новые парадигмы, конкурирующие друг с другом. Кризис разрешается превосходством одной из них, что означает начало нового нормального периода (цикла, этапа развития), и весь процесс повторяется заново. Как показывает опыт современного развития, широко распространяется так называемая концепция интегрированной логистики, в которой логистическая система рассматривается как система согласования и регулирования (координации, взаимоувязки) целей бизнес-процессов по направлению движения товарно-материального потока от поставщика первичных материальных (как правило, природных) ресурсов до конечного потребителя. Основные положения логистических концепций представлены в таблице 1.
3 ПРИМЕРЫ УСПЕШНОГО ВНЕДРЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ (МИРОВОЙ ОПЫТ)
Международная логистика значительно отличается от внутренней логистики и предполагает пролонгацию функциональных циклов, которые могут измеряться неделями и месяцами. Причинами тому могут послужить:
‒ медленная связь;
‒ особенности финансирования и расчетов;
‒ значительные расстояния перевозки;
‒ особые требования к упаковке и маркировке;
‒ выполнение таможенных процедур (декларирование, досмотр).
Международные логистические операции предполагают многоязычное сопровождение продукции, изготовление упаковки на разных языках, что сильно усложняет дело. Привязка потребительских характеристик продукции к определенному языку ограничивает рынок ее использования. Например, в странах Западной Европы для поддержки маркетинговых мероприятий создаются большие запасы продукции - отдельно для носителей каждого языка.
К основным проблемам международной логистики можно отнести следующие:
1. Работа с гораздо большими объемами заказов, чем при поставках на внутренние рынки. Это позволяет снизить логистические издержки, например, скидки с транспортных тарифов за величину партии.
2. Разнообразие международных рынков, обусловливающее вариантивность доставки товаров и необходимость контактироваться с большим количеством посредников.
3. Масштабность деятельности сопряжена с определенными сложностями для организаций, не имеющих необходимого опыта работы на международных рынках.
4. Появление новых логистических посредников при доставке товаров (фрахтовые агенты, таможенные брокерские компании и т.п.).
5. Невозможность прямых коммуникаций организации с потребителями ее продукции из-за разделяющего их расстояния и наличия множества посредников.
6. Торговые условия, базисы поставки, условия платежей - все это непривычно для организации, впервые вступающей в международную торговлю.
7. Международная транспортная документация и документальные процедуры сложнее и многообразнее внутренних аналогов.
4 ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ)
В условиях глобализации транспорт выступает основой формирования не только внутренних, но и международных рынков, интенсифицируя процессы становления рыночной экономики в странах мира. На современном этапе развития международных экономических отношений повышение транзитной привлекательности государства призвано стать одним из приоритетов в планировании его транспортной политики.
Выгодное экономико-географическое и геополитическое положение Республики Беларусь на пути между динамично развивающимися мировыми центрами деловой активности - Европейским союзом, Российской Федерацией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона - предопределяет ее роль как ключевого связующего звена в создании новой системы транспортных связей на Евроазиатском континенте, ориентированной на взаимовыгодное сотрудничество. Проходящие по территории Беларуси два международных транспортных коридора, а также формирование общей границы стран Таможенного союза ЕАЭС предопределяют повышение транзитного потенциала страны и создают возможности для роста экспорта транспортных услуг. Проблемы развития транзитного потенциала и логистики в стране исследовали белорусские ученые-экономисты Р.Б. Ивуть, И.А. Еловой, Т.Р. Кисель, А.А. Косовский, П.Г. Никитенко и др. Применительно к транспортной системе конкретной страны (региона) понятие "транзитный потенциал" означает совокупность внешних и внутренних факторов, определяющих возможности данной страны (региона) по оказанию транспортно-логистических и иных сопутствующих услуг в целях обслуживания международных транзитных потоков грузов и пассажиров, следующих по ее территории. При этом критерием отнесения перевозки к транзиту выступает нахождение пунктов отправления и назначения за пределами национальной границы [18, с. 394].
Анализ ряда научных публикаций по проблеме развития транзитного потенциала, позволяет с достаточной степенью обоснованности структурировать совокупность факторов, оказывающих влияние на развитие транзитного потенциала страны, в форме следующей классификации:
- геоэкономические факторы (связанные с выгодностью географического положения страны и ее ролью в глобальном и региональных экономических сообществах);
- геополитические факторы (обусловленные политическими рисками и, как следствие, безопасностью транспортных коридоров, пролегающих по территории страны);
- инфраструктурные факторы (проявляющиеся в уровне развития сети объектов транспортной, логистической и таможенной инфраструктуры в стране);
- технологические факторы (связанные с внедрением современных транспортных, информационных, таможенных технологий и логистических методов управления процессами транспортировки);
- экономико-правовые факторы (определяемые экономической политикой государства, а также совокупностью внутренних и ратифицированных международных законодательных актов в области международных перевозок и транзита).
5 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛОГИСТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОИЗВОДСТВА, ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
В области образования на сегодняшний день продолжаются поиски универсального механизма развития. На наш взгляд, необходимо создавать в высших учебных заведениях логистические центры, обеспечивающие поиск и обоснование средств, кадров и информационных систем. Основная задача вузовского логистического центра - создание единого пространства организации, предназначенной для оказания педагогических логистических услуг всем участникам. Ядром логистического направления в образовании является информационно-логистический центр, оснащенный современными компьютерами с пакетом сложных программ. Кадровый состав включает имеющих педагогическую подготовку опытных инженеров-логистов и других специалистов. Все управление осуществляется через локальную информационную сеть с общим сайтом и выходом в Интернет.
Специфика построения работы логистических систем, обеспечивающих гармоничный ход процесса в системе образования, раскрывается очень медленно. Основной причиной является слабое развитие отечественной практики применения логистики в образовании.
В условиях рыночной экономики отечественная логистика, и прежде всего ее научно-практические и учебно-методические аспекты, находится в стадии формирования. Педагоги разных направлений должны понимать и принимать концепцию логистики, знать основные способы логистической организации процесса, уметь прослеживать эффект от ее применения. В связи с этим актуализируется необходимость появления вузовской подготовки в области построения логистических систем и управления логистическими потоками.
Учитывая общие принципы логистики, к принципам педагогической и образовательной логистики в системе высшего образования можно отнести следующее:
1. Комплексность: формирование всех видов обеспечения (развитой инфраструктуры) для осуществления движения потоков в конкретных условиях; координация действий непосредственных и опосредованных участников движения ресурсов (знаний); осуществление централизованного контроля выполнения задач, стоящих перед структурами в системе образования; стремление вузов к тесному сотрудничеству с внешними потребителями, а также установлению прочных связей между подразделениями в рамках внутренней деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе выполнения курсовой работы, в соответствии с ее целью и задачами, была собрана и систематизирована информация по теоретическому обоснованию.
По данной работе можно сделать ряд выводов.
Методы производственной логистики используются для организации движения материальных потоков и управления ресурсами между стадиями производственного цикла, захватывая и доставку сырья и материалов на рабочие места.
Цель производственной логистики: уменьшение расходов при одновременном повышении качества продукта в процессе трансформации материального потока в производственных процессах внутри предприятия.
Миссия - это то, что определяет все дальнейшие стратегические и тактические цели и задачи фирмы и принимаемые на их основе решения.
На современном этапе развития рыночных отношений для большинства фирм в заявляемых ими миссиях так или иначе присутствует цель максимального удовлетворения требований потребителей к качеству товаров и услуг.
Логистическая стратегия фирмы направлена на оптимизацию ресурсов компании при управлении основными и сопутствующими потоками.
Логистические стратегии построены на основе минимизации или максимизации одного ключевого показателя, например, общих логистических издержек. В общем случае - чем выше требования потребителей к качеству логистического сервиса, тем выше должны быть логистические издержки, обеспечивающие этот уровень.
Эффективность стратегии достигается только после ее реализации. Для успешной реализации логистической стратегии надо при ее разработке учитывать, что существуют два типа стратегических решений: первый задает правила и цели, которые надо выполнить, а второй показывает, как надо добиваться выполнения этих правил на практике. Таким образом, общие цели логистической стратегии должны быть подкреплены решениями, связанными с реализацией, которые затем преобразуются в более подробные тактические и операционные решения, в конкретные действия, принимаемые и реализуемые на низших уровнях.
Для Беларуси логистика является достаточно новой отраслью, и она формирует около 7,5-8,0% ВВП. Для сравнения, в некоторых государствах Евросоюза данный показатель достигает 30%. Логистические процессы в организации перевозок грузов стимулируют развитие и инновационные процессы в транспортном комплексе страны, обеспечивая экономию финансовых средств и усиливая взаимосвязь различных видов транспорта, заменяющую простую конкуренцию между ними. Особенно актуально это стало в условиях развития интеграционных процессов в рамках единого экономического и таможенного пространства ЕврАзЭС.
1. Аникин, Б. А. Логистика производства: теория и практика : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. А. Волочиенко, Р. В. Серышев ; отв. ред. Б. А. Аникин. ‒ М. : Издательство Юрайт, 2019. ‒ 454 с.
2. Аникин, Б.А. Логистика. Учебное пособие для бакалавров / Б.А. Аникина. ‒ М.: Проспект, 2017. ‒ 353 c.
3. Болгаров, Н. И. Применение структурной адаптации в транспортно‒логистических системах / Н. И. Болгаров // Строительные и дорожные машины. – 2018. – № 7. – С. 46‒51.
4. Гаджинский, А. М. Логистика. Учебник / А.М. Гаджинский. ‒ М.: Маркетинг, 2018. ‒ 228 c.
5. Григорьев, М. Н. Логистика. Продвинутый курс. В 2 ч. Часть 2 : учебник для бакалавриата и магистратуры / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. ‒ 4‒е изд., пер. и доп. ‒ М. : Издательство Юрайт, 2018. ‒ 341 с.
6. Дроздов, П. А. Основы логистики / П.А. Дроздов. ‒ М.: Издательство Гревцова, 2017. ‒ 208 c.
7. Евсеева, А.А. Международные перевозки / А.А. Евсеева, Е.В. Сарафанова. ‒ М.: Феникс, 2019. ‒ 416 c.
8. Зорина, Т. Г. Международная логистика. Практикум : учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по специальности «Логистика» / Т. Г. Зорина, С. В. Дирко. – Минск : БГЭУ, 2018. – 290 с.
9. Коломыцева, Л.А. Принципы успешного ведения бизнеса логистических услуг / Л. А. Коломыцева // Интегрированная логистика. ‒ 2020. ‒ № 4. ‒ С. 25‒29.
10. Левкин, Г. Г. Логистика: теория и практика : учебник и практикум для СПО / Г. Г. Левкин. ‒ 2‒е изд., испр. и доп. ‒ М. : Издательство Юрайт, 2018. ‒ 187 с.
11. Логистика. Практикум : учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по специальностям "Коммерческая деятельность", "Экономика и управление на предприятии", "Экономика и организация производства (по направлениям)" / В. И. Маргунова, А. П. Бобович, В. Ф. Бык и др.; под общ. ред. В. И. Маргуновой. – Минск : Вышэйшая школа, 2016. – 222 с.
12. Лукинский, В. С. Логистика и управление цепями поставок : учебник и практикум для СПО / В. С. Лукинский, В. В. Лукинский, Н. Г. Плетнева. ‒ М. : Издательство Юрайт, 2018. ‒ 359 с.
13. Маргунова, В.И. Логистика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / под ред. В.И. Маргунова. ‒ Гомель: 2017. ‒ 507 с.
14. Моисеева, Н.К. Экономические основы логистики: учебное пособие / Н. К. Моисеева. ‒ Москва: Инфра‒М, 2017. – 527 с.
15. Молокович, А. Д. Транспортная логистика : учебник для студентов учреждения высшего образования по специальностям «Логистика», «Транспортная логистика» / А. Д. Молокович. – Минск : Вышэйшая школа, 2019. – 463 с.
16. Мясникова, О. В. Промышленное предприятие как логистическая система : учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по специальности «Логистика» / О. В. Мясникова. – Минск : Вышэйшая школа, 2019. – 287 с.
17. Нечипоренко, Л.В. Развитие логистических услуг на мировом рынке и их классификация / Л.В. Нечипоренко // Экономика и управление. ‒ 2018. ‒ №6. ‒ С. 232‒235.
18. Николайчук, В. Е. Логистический менеджмент: учебник / В. Е. Николайчук. – Москва: Дашков и Кº, 2019. – 978 с.
19. Федоров, Л.С. Общий курс логистики / Л.С. Федоров, М.В. Кравченко. ‒ М.: КноРус, 2020. ‒ 220 c.
20. Якунина, Я.С. Логистические услуги: особенности и специфика / Я.С. Якунина / Вестник университета. ‒ 2018. ‒№ 2. ‒ С. 107‒112.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты