Взаимосвязь социометрического статуса самооценки у детей младшего школьного возраста
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь социометрического статуса самооценки у детей младшего школьного возраста»
по дисциплине: «Детская психология»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь социометрического статуса самооценки у детей младшего школьного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Детская психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА И САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.2 Особенности самооценки у детей младшего школьного возраста
1.3 Социометрический статус детей младшего школьного возраста в контексте межличностного общения
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА И САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Установление взаимосвязи социометрического статуса и самооценки у детей младшего школьного возраста
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе межличностные отношения играют важную роль, особенно в жизни детей в возрасте от 7 до 10 лет. Эти отношения формируют основу для дальнейшего развития личности ребенка и определяют характер его отношений с самим собой, с другими людьми и с миром в целом. Начальный школьный возраст – самый важный этап жизни в школьные годы. Высокий уровень активности ребенка в этот период определяет большие возможности для его дальнейшего развития. В этом возрасте учебная деятельность является приоритетной и закладывает основы для дальнейшего обучения. Чаще всего в современном мире мы можем наблюдать непрямое общение, дети получают информацию не от своих сверстников или взрослых, а из СМИ, журналов и книг. Можно сделать вывод, что современные школьники не умеют социализироваться в обществе, не знают норм и правил общения, не умеют устанавливать личные связи не только со сверстниками, но и с внешним миром в целом.
Проблема социализации в зарубежной психологии была начата Джорджем Мидом, работы которого были продолжены и дополнены современными психологами, такими как: Д. Джексон, Л. Колберг и Т. Кемпер. В российской психологии проблемами, связанными с межличностными отношениями, занимались такие известные ученые, как В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, В.С. Мухина и многие другие.
Несмотря на большое количество исследований, посвященных изучению межличностных отношений у детей младшего школьного возраста, в настоящее время многие ученые отмечают недостаток эмпирических исследований в этой области.
Формирование личности школьника происходит в возрасте 7-10 лет. От того, насколько легко ребенок научится взаимодействовать с окружающими, будет зависеть его последующая учебная и трудовая деятельность. В этот период у ребенка также развивается способность брать на себя ответственность за установление и поддержание отношений и действовать бесконфликтно. Ребенок также узнает, как дисциплинировать себя, как управлять индивидуальной и групповой деятельностью, и понимает ценность опыта сотрудничества, взаимодействия и межличностных отношений в совместной деятельности.
Развитие самооценки зависит от типа межличностных отношений в группе. Начальный школьный возраст представляет особый интерес, поскольку именно в этом возрасте начинает развиваться дифференцированное чувство собственного достоинства, самооценка и отношение к себе. Младший школьный возраст – это время, когда самосознание и самооценка активно формируются в связи с интеграцией ребенка в новые социальные ситуации и деятельность, которая значима и ценится другими. Способность младших школьников оценивать собственные качества и навыки начинает влиять на их поведение. По мере взросления самооценка начинает играть все большую роль в жизни детей и в формировании их личности как мотивация поведения и деятельности. Она становится все более устойчивым образованием.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА И САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста
Сегодня проблемы, связанные с развитием и обучением младших школьников, являются одними из самых актуальных и востребованных в обществе. Исследованиями в области психологии в этой возрастной группе занимаются такие ученые, как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, В.Л. Занков, Л.И. Божович и другие.
Младший школьный возраст – это время, когда дети начинают понимать ценность достижений в жизни и необходимость упорно трудиться, чтобы получить то, что они хотят, включая уважение окружающих. Ученики развивают интерес к процессу обучения разными способами. Что касается нового социального статуса ребенка (статуса школьника) и формирующегося нового социального поведения ребенка, то здесь мы хотели бы выделить следующие моменты.
В современной периодизации психологического развития младший школьный возраст включает период с 6-7 до 9-11 лет. Для данной возрастной группы об успешности воспитания и обучения можно говорить как о некотором достижении (свершении) ребенка в социально значимой деятельности (обучении), которое признается другими участниками образовательного процесса (педагогами, родителями, референтными группами). В то же время нельзя не учитывать успешность взрослых в процессе обучения и воспитания детей, поскольку успешность его участников в процессе преподавания и обучения взаимосвязана и взаимозависима [3, с. 52].
Учебная деятельность становится доминирующей в первые годы обучения в школе. Она определяет наиболее важные изменения в психологическом развитии детей в этом возрасте. Учебная деятельность используется для развития психологических изменений, которые являются наиболее важными достижениями в развитии учеников в младшем возрасте, и для того, чтобы заложить основы для следующей возрастной группы.
Этот возраст совпадает с переходом детей из начальной школы в среднюю и совпадает с теми изменениями в них – нейрофизиологическими, психологическими, личностными и социальными – которые естественным образом связаны с заметным снижением успеваемости в это время. Многократная стабильность этого явления позволяет предположить, что снижение успеваемости связано с созреванием нервной системы ученика, а не с особенностями учебного процесса. В этом возрасте зрелость лобных долей мозга определяет специфику нейропластичности и отражается на особенностях сенсомоторной интеграции и уровне интеллекта [14, c. 23].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА И САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления взаимосвязи самооценки и социометрического статуса у детей младшего школьного возраста нами было организовано эмпирическое исследование.
В исследовании приняли участие 30 детей младшего школьного возраста в возрасте 7-8 лет (2 класс).
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
- на первом этапе подбирались методы исследования, формировалась выборка;
- на втором этапе проводилось исследование взаимосвязи самооценки и социометрического статуса у детей младшего школьного возраста с помощью тестирования;
- на третьем была проведена обработка данных, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Для проведения исследования использовались следующие методики:
1. Методика «Лесенка» (В.Г. Щур) [21].
Назначение методики: выявление уровня и характера самооценки у детей младшего школьного возраста.
Методика проводится в форме беседы. В качестве стимульного материала выступает нарисованная лесенка из 5 ступеней. Процедура исследования: ребенку предлагается поставить фигуру человечка (себя) на одну из 7 ступенек и объяснить свой выбор (Приложение А).
2. «Социометрия» в адаптации Я.Л. Коломинского [16].
Назначение методики: измерение межличностных взаимоотношений в группе. С помощью социометрии можно определить типологию социального поведения детей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Задачи диагностического исследования:
- измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
- выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
- обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие ребенка младшего школьного возраста – это сложный процесс, который происходит неравномерно. Развитие – это результат активной деятельности самого ребенка под руководством взрослых, которые осуществляют процесс воспитания и обучения. Обучение детей в общеобразовательных школах является важным этапом в их психосоциальном развитии. Учебные ситуации ставят перед детьми задачу грамотного и эффективного приобретения знаний, что требует совершенно иной структуры психокогнитивных процессов и зон эмоциональных колебаний, чем в дошкольном детстве.
Самооценка представляет собой важнейший компонент самосознания, выполняющий регуляторную защитную функции. Самооценка развивается на основе функционирования таких процессов самосознания, как: самопознания, эмоционально-ценностное самоотношение, самоанализ. Самооценка может быть адекватной и неадекватной, что определяет поведение человека, а также на его отношение к самому себе и к другим. Младший школьный возраст является очень важным периодом для развития Я-концепции и формирования самооценки как главного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и развития личности. В младшем школьном возрасте путь формирования общей самооценки достаточно противоречив. Это связано с тем, что частные самооценки, которые являются компонентами общей, имеют различный уровень сформированности и объективности.
Социометрический статус является одним из важнейших механизмов развития личности. Социометрический статус ребенка начальной школы неразрывно связан с уровнем его тревожности и самооценки. Дети занимают разные позиции в системе личных отношений, и не все дети эмоционально счастливы; положение ребенка в системе личных отношений не только зависит от определенных качеств его личности, но и в свою очередь способствует развитию этих качеств; определив положение каждого ребенка в группе и его социометрический статус, можно проанализировать структуру межличностных отношений в этой группе.
С целью выявления взаимосвязи самооценки и социометрического статуса у детей младшего школьного возраста нами было организовано эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 30 детей младшего школьного возраста в возрасте 7-8 лет (2 класс). Для проведения исследования использовались следующие методики: методика «Лесенка» (В.Г. Щур) и «Социометрия» в адаптации Я.Л. Коломинского.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С.Абрамова. – М.: Юрайт, 2010. – 563 с.
2. Ананьев, Б.Г. Проблемы возрастной психологии / Б.Г. Ананьев. – М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008. – 462 с.
3. Балык, А.С. К вопросу о факторах, детерминирующих успешность обучения в вузе / А.С. Балык // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №1. – c. 31-39
4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р.Бернс. – М. : Высшая школа психологии, 2011. – 163 с.
5. Бирюкевич, Е.А. Показатели качественного анализа самооценки учащихся на границе младшего школьного и подросткового возрастов / Е.А.Бирюкевич, Е.Е. Марченко // Психология обучения. – 2012. – № 4. – С. 49–65.
6. Боцманова, М.Э. Показатели и уровни рефлексии в самооценке качеств личности в младшем школьном возрасте / М.Э.Боцманова, А.В. Захарова // Новые исследования в психологии. – 2003. – № 2 (29). – С. 35-39.
7. Бурамбаева, Д.А. Формирование адекватной самооценки младших школьников как фактор психологической безопасности личности / Д.А. Бурамбаева // Концепт. – 2015. – № 1. – С. 1–9.
8. Залевский, Ф.С. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников / Ф.С. Залевский // Завуч начальной школы. – 2009. – № 1. – С. 70–72.
9. Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология / Е.Н. Каменская. – М.: Феникс, 2008. – 524 с.
10. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. Пособие / Я.Л. Коломинский. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 432 с.
11. Коломинский, Я.Л. Учитель и детский коллектив / Я.Л. Коломинский, Н.А. Березовин. – Минск, 1975.
12. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. – СПб.: Питер, 2002. – 465 с.
13. Котлярова, Э.В. Педагогическая практика по психологии / Э.В. Котлярова, И.В. Ракутова. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2018. – 332 с.
14. Люблинская, А.А. Учителю психологии младшего школьника: Пособие для учителя / А. А. Люблинская. – М. : Просвещение, 2012. – 224 с.
15. Наконечных, В.Н. Становление и развитие самосознания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (отдельные аспекты проблема) / В.Н. Наконечных // Транспорт, общество, образование, язык. – 2014. – № 1. – С. 358-369.
16. Некрасова, Т.Ю. Самооценка: современный взгляд на психологическое содержание феномена / Т.Ю. Некрасова // Вестник ГУУ. – 2013. – №14. – с.190-198
17. Сергеева, Б.В. Педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте / Б.В.Сергеева, Т.К. Габелия // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. – М., 2016. – С. 9–12.
18. Сергеева, Б.В. Факторы развития самооценки в младшем школьном возрасте / Б.В.Сергеева, Т.К. Габелия // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. № 1. – С. 128–132.
19. Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – № 2. – С. 224–234.
20. Смирнова Е.О. Межличностные отношения от рождения до семи лет / под ред. Е.О. Смирновой. – М.: Ин-т практ. психологии, 2000. – 392 с.
21. Соколова, Е.Т. Влияние мотивационных конфликтов и когнитивной недифференцированности на устойчивость самооценки / Е.Т.Соколова, Е.О. Федотова // Вестник МГУ. 2006. – № 1. – С. 85–88.
22. Трошина, Е.А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е.А.Трошина // Вестник ЛГУ. – 2012. – № 2. – С. 89–94.
23. Уварова Т.М. О взаимосвязи тревожности и самооценки у младших школьников / Т.М. Уварова // Сб. материалов научн.-практ. конф. – Новосибирск, 2016. – С. 125–129.
24. Ульябаева Г.Ш. Самооценка – что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки / Г.Ш. Ульябаева, Д.М. Шакирова // Скиф. 2019. – №5. -c. 33-41.
25. Фатуллаева А.Т. Факторы, влияющие на развитие самооценки младших школьников / А.Т. Фатуллаева // Вопросы психологии. – 2010. – № 5. – С. 112–116.
26. Филоненко А.А. Развитие рефлексии у детей младшего школьного / А.А. Филоненко // Молодой ученый. – 2014. – № 8. – С. 892–894.
27. Яковлева М.В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников / М.В. Яковлева // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 151–155.
28. Rogers C.R. A Theory of Therapy, Personility and Interpersonal Relationship, As Developed in The Client-Centred Framework / C.R. Rogers // Psychology: A Study of a Science. N. Y.: McGraw-Hill, 1959. Vol. 3. Р. 134-256.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты