Влияние стресса на эффективность трудовой деятельности среднего медицинского персонала
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Влияние стресса на эффективность трудовой деятельности среднего медицинского персонала»
по дисциплине: «Социально-психологическая деятельность»
2021
45.00 BYN
Влияние стресса на эффективность трудовой деятельности среднего медицинского персонала
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социально-психологическая деятельность
Организация: Березинская ЦРБ, УЗ
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики по методике В.В. Бойко первой группы испытуемых.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС», ЕГО ПРИЧИНЫ
1.1 Понятие и причины профессионального стресса
1.2 Особенности профессионального выгорания
1.3 Методы борьбы со стрессом в организации
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА УЗ «БЕРЕЗИНСКАЯ ЦРБ»
2.1 Организация исследования: цель и задачи, методики исследования
2.2 Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях постоянных изменений к трудовой деятельности специалиста предъявляются все более высокие требования не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам, но и к уровню его личностного саморазвития, его психоэмоциональной устойчивости.
В настоящее время причиной стресса становятся как социально- экономическая и политическая нестабильность, так и неурядицы на работе, финансовые проблемы, нехватка времени, семейные обязательства, информационные перегрузки, недовольство, выраженное руководством, накапливание дел на работе и дома, с которыми человек не успевает справляться и многое другое.
Современная жизнь характеризуется так же чрезвычайной потребностью в устойчивости человека к стрессовым ситуациям из-за влияния быстро меняющихся социальных, технологических и других условий. Последствия воздействия стресс-факторов на состояние здоровья человека различны и во многом зависят от потенциала индивидуально-личностных качеств сотрудников.
Отрицательные последствия высокого уровня профессионального стресса проявляются не только на физическом и психологическом здоровье отдельного работника, но и на социально-психологическом климате, организационной среде, организационной культуре, а также социально-экономической эффективности организации в целом.
Актуальность исследования. Стресс является неотъемлемой характеристикой труда медицинского персонала. Его наличие, выраженность и уровень стрессоустойчивости могут значимо влиять на уровень общения, эмоциональный статус сотрудников. Причинами возникновения профессионального стресса могут быть: психологические (высокий уровень ответственности, недостаток или переизбыток информации, неопределенность ситуаций, дефицит времени, необходимость резкой смены стратегий поведения, неудовлетворенность профессией, в том числе карьерным ростом, конфликты) и физические факторы (высокие физические нагрузки, отсутствие адекватного режима работы и отдыха, условий для комфортного рабочего процесса). Для профессиональной деятельности медицинского персонала, в том числе медицинских сестер наиболее значимыми являются такие факторы, как: физическое переутомление (поднятие тяжестей, расширение зоны обслуживания; сбой биологических ритмов, хронический дефицит сна); информационные перегрузки или дефицитом информации в условиях жесткого ограничения во времени при принятии важных решений; эмоциональные переживания, связанные с переживаниями и смертью пациентов и их родственников; интенсивные коммуникации; дефицит внутренних и внешних ресурсов для достижения желаемого уровня успеха в профессиональной деятельности; личные экзистенциальные проблемы (отношение к смерти, смысл жизни и др.). Поэтому для медицинских работников весьма важно в должной мере обладать таким качеством, как стрессоустойчивость, помогающая человеку преодолевать стрессы без пагубных последствий для его окружения, организма, психо-эмоционального состояния, личности в целом.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС», ЕГО ПРИЧИНЫ
1.1 Понятие и причины профессионального стресса
Проблемой изучения профессионального стресса в отечественной психологии занимались: В.Д. Небылицин, Ф.Б Березин, В.А. Бодров, А.Б. Леонова, Л.В. Куликов и О.А. Михайлова и др.
Проблема исследования причин и сущности возникновения профессионального стресса в современной психологии является весьма актуальной. Данная проблема встречается в демографических исследованиях, которые осуществляются наукой «профессиональная эпидемиология». Также осуществляется анализ разнообразных производственных случаев, лабораторные исследования и т.д. Большое количество работы, посвященных профессиональному стрессу подтверждаются эмпирическими данными. Согласно автору А.Б. Леоновой в настоящее время не имеет общей концепции профессионального стресса. При этом можно отметить, что применяется большое количество частных разработок, которые касаются данной проблемы.
Сущность профессионального стресса занимался Ф.Б. Березин, который изучал различные типы состояний человека в процессе трудовой деятельности (страх, тревога, стресс, переутомление и т.д.). Такие состояние оказывают непосредственное воздействие на эффективность и результативность профессиональной деятельности. По мнению Ф.Б. Березина, профессиональный стресс представляет собой результата фрустрации. Фрустрация при этом является первым этапов возникновения стресса, а состояние тревоги является центром в процессе возникновения профессионального стресса [4, с. 134].
В.А. Бодров рассматривал профессиональный стресс как результат воздействия на индивида экстремальных факторов, связанных с содержанием, условиями и организацией деятельности. Автор считал, что в процессе осуществления трудовой или профессиональной деятельности причинами появления профессионального стресса являются организационные, социальные, этнические и экологические факторы процесса трудовой деятельности. К числе таких факторов можно отнести: сложность выполняемой работы, высокий уровень ответвенности за результат, недостаток времени, индивидуальные особенности сотрудника или работника [3, с. 119].
В.А. Бодров причины возникновения профессиональных стрессов подразделяет на непосредственные и главные. К непосредственным причинам автор относит сложность и опасность рабочего задания, возникновение проблемной ситуации, связанной с угрозой для жизни и здоровья, дефицит времени, конфликты с руководством и т.п. К этим факторам относятся события связанные с экстремальностью содержания и условий трудовой деятельности.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА УЗ «БЕРЕЗИНСКАЯ ЦРБ»
2.1 Организация исследования: цель и задачи, методики исследования
Целью эмпирического исследования является провести исследование аспектов профессиональной стрессоустойчивости работников среднего медицинского персонала, а именно установить уровень эмоционального выгорания и уровень работоспособности работников медицинской профессии.
База исследования: УЗ «Березинская ЦРБ».
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 60 работников среднего медицинского персонала, которые были разделены на две группы испытуемых согласно стажу трудовой деятельности:
первая группа испытуемых со стажем работы от 1 года до 7 лет (30 человек)
вторая группа испытуемых со стажем работы от 8 до 24 лет (30 человек).
Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие методы диагностики:
1. Анкета.
Цель: определение склонности к профессиональному стрессу.
Состоит из 8 вопросов, позволяет:
- позволяет распределить респондентов на группы по возрасту, медицинскому и общему стажу работы.
- выявить вероятность развития профессионального стресса на основании анализа ответов на вопросы, которые направлены на отношение к профессии.
2. Методика «ДОРС – Дифференцированная оценка работоспособности».
Цель: диагностика субъективной представленности разных состояний сниженной работоспособности.
3. Диагностика уровня и формирующихся симптомов эмоционального выгорания с помощью методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко).
4. Методика выявления эмоционального выгорания MBI К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой. Опросник имеет 3 шкалы «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания». Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное «выгорание». По мнению авторов методики синдром выгорания проявляется в виде трех групп симптомов: эмоциональном истощении (ЭИ) – переживание опустошенности и бессилия, соответствует начальной стали эмоционального выгорания; деперсонализации (ДП) – дегуманизация отношений с другими людьми (проявление черствости, бессердечности, цинизма или грубости; редукции личных достижений (Р) – занижение собственных достижений, потеря смысла и желания вкладывать личные усилия на рабочем месте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под профессиональным стрессом будем понимать некоторый феномен, который объединяет физиологические и индивидуальные личностные психологические особенности работника организации, которые установлены под воздействием негативных стрессовых факторов. Проанализировав работы отечественных исследователей, пришли к выводу, что профессиональный стресс это некоторое напряженное положение работника организации, возникающее под влиянием ряда факторов, в том числе организационных, эмоциональных, личностных, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью. С точки зрения зарубежных психологов профессиональный стресс представляет собой процесс, во время которого сотрудник или работник проявляет свои негативные черты характера и это представляет собой ответную реакцию на отрицательное воздействие во время трудовой деятельности.
Профессиональнее выгорание – это профессиональный синдром, обусловленный стрессом в трудовой деятельности, результат накопления негативных изменений в различных сферах специалиста в трудовой деятельности, что проявляется в таких реакциях, как: циничное отношение к клиенту, редукция своих обязанностей, снижение продуктивности труда, эмоциональное истощение. Профессиональное выгорание отражается на личности специалиста, проявляется в негативных переживаниях, снижении физических и личностных ресурсов, появление тревожности, раздражительности, позитивности профессионального самоотношения.
Современные практико-ориентированные исследования позволили выделить подходы в реализации задач предупреждения синдрома профессионального стресса и установили необходимость использования профилактики на всех этапах профессионального становления – на этапе профессиональной подготовки и на этапах профессиональной деятельности. Так как профессиональный стресс многомерен и захватывает эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы личности, а также сферу его физического здоровья, рекомендуется подходить комплексно к организации его психологической профилактики. Комплексность при этом будет обеспечена разумной и конструктивной интеграцией различных видов деятельности психолога.
В результате проведенного эмпирического исследования, пришли к следующим выводам. Наибольшее количество работников среднего медицинского персонала с меньшим трудовым стажем и работников среднего медицинского персонала с большим трудовым стажем со сформировавшимся синдромом эмоционального выгорания имеют выраженные симптомы, соответствующие стадии эмоционального истощения.
1. Авхименко, М.М. Некоторые факторы риска труда медика / М.М. Авхименко // Медицинская помощь. – М.: Медицина, 2003. – № 2. – С. 25-29.
2. Бастракова, Е.Г. Профессиональное становление личности медицинского работника среднего звена: Автореф. канд. психол. наук. – Калуга, 2003. – С. 35.
3. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – Л.: Наука, 1988. – 225 с.
4. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление» / В.А. Бодров. – М.: Пер се, 2006. – 280 с.
5. Заховаева, А.Г. Основные проблемы философии сестринского дела / А.Г. Заховаева // Сестринское дело. – М.: Медицинский вестник, 2003. – № 2. – С. 28-29.
6. Касл, С.В. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде // Психология труда и организационная психология. Хрестоматия / Под ред. А.Б. Леоновой и О.Н. Чернышевой. – М.: Радикс, 2005. – С. 187-192.
7. Косарев, В.В. Васюкова Г.Ф. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области / В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова // Гигиена и санитария. – М.: Медицина, 2004. – № 3. – С. 27-38.
8. Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А.Б. Леонова // Вестник Московского университета. – 2000. – №3. – С. 4-21.
9. Макаренко, О.В. Психология профессионального развития личности. Профессиональный стресс / О.В. Макаренко. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007. – 70 с.
10. Найденов, С.В. Профессиональный стресс: специфика возникновения и его психолого-экономические последствия / С.В. Найденов П.А. Пономарев // Современные инновации. – 2015. – № 2. – С. 97-100.
11. Петри, А.Н. Особенности эмоционального выгорания медицинских работников / А.Н. Петри // Акмеология. – 2017 . – № 1 . – С. 129-134
12. Райкова, Е.Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий / Е.Ю. Райкова // Молодой ученый. – 2011. – №5. – С. 92-97.
13. Решетников, Л.В. Социологическое осмысление медицины. Теория и методология / Л.В. Решетников // Социология медицины. – 2003. – №1. – С. 3-15.
14. Самоукина, Н.В. Карьера без стресса / Н.В. Самоукина. – СПб.: Питер, 2004. – 421 с.
15. Селье, Г. Стресс без дистресса / Пер. с англ. Г. Селье. – М.: Академия, 2003. – 422 с.
16. Сидоров, П. Синдром эмоционального выгорания / П. Сидоров // Медицинская газета. – 2005. – № 43. – С. 25-32.
17. Умняшкина, С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): дисс. канд. психол. наук: 19.00.04 / С.В. Умняшкина. – М.: РГБ, 2002. – 220 с.
18. Хайрушева, Д.А. Проблема профессионального выгорания в деятельности медицинских работников (обзор) / Д.А. Хайрушева, А.Г. Белтенова // Вестник Алматинского государственного института усовершенствования врачей. – 2017. – № 3. – С. 77-85.
19. Хетагурова, А.К. Профессиональное выгорание / А.К. Хетагурова // Сестринское дело. – М.: Издательский дом медицинский вестник, 2004. – № 4/5. – С. 21-22.
20. Черепанова, Е.Н. Психопрофилактика стресса / Е.Н. Психопрофилактика стресса. – СПб., 2002. – 124 с.
21. Чуваков, Г.И. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медсестер лечебно-профилактических учреждений / Г.И. Чуваков, О.А. Чувакова, С.М. Андреева // Новые Санкт-Петербургские врачебные ведомости. – 2007. – №3 – С. 65-68.
22. Юрьева, Л.Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников: формирование, профилактика, коррекция / Л.Н. Юрьева. – Киев: Сфера, 2004. – 272 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики по методике В.В. Бойко первой группы испытуемых.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты