Символика цвета в белорусской культуре
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Символика цвета в белорусской культуре»
по дисциплине: «Теория культуры»
2021
45.00 BYN
Символика цвета в белорусской культуре
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория культуры
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Аналитический обзор литературы
1.2 Семантика цвета в славянской культуре
ГЛАВА 2. СИМВОЛИКА ЦВЕТА В БЕЛОРУССКОЙ КУЛЬТУРЕ (В КОНТЕКСТЕ УСИЛЕНИЯ СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ УЗОРОВ)
2.1 Сущность и природа орнаментальных образов
2.2 Классификация орнаментов
2.3 Цвет и символы в белорусском орнаменте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Цвет как культурный феномен является важной категорией, способствующий изучению механизмов создания, фиксации и трансляции наиболее значимых событий и явлений с использованием определенных художественных форм. Культурные объекты и явления в своем большинстве предполагают при изучении необходимость учета цветовой семантики, поскольку цветовая гамма предоставляет уникальные данные об окружающей действительности, как в непосредственном восприятии цвета, так и через интерпретацию его символического значения, затрагивающего культурные традиции и особенности мировосприятия конкретной социально-культурной группы. Ассоциации, смысловые значения, толкования, взаимосвязь нравственно-эстетическими ценностями – все это становится обязательными компонентами цвета как важной категории культуры.
Актуальность курсовой работы определяется необходимостью в систематизации существующих знаний о культурно значимых смыслах в цветовой гамме, применяемой в белорусской культуре. Аналитический обзор, направленный на исследование наиболее часто используемых цветов будет способствовать не только выявлению и характеристике множества культурных доминант, но и на основании результатов данного обзора выявить специфические особенности традиционной культуры белорусов в контексте формирования национального менталитета.
Гипотеза исследования. В данной курсовой работе будет предпринята попытка подтвердить предположение о том, что цвет, являясь важной семантической категорией не только в белорусской, но и общемировой культуре, способствует выражению глубинных смыслов Бытия. Данное положение будет рассматриваться в контексте особенностей использования цветов в белорусском орнаменте, который является художественной формой выражения представлений о Бытии.
Цель курсовой работы: выявить семиотико-семантические особенности цвета в белорусской культуре (на примере цветовой гаммы белорусского орнамента).
Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством поэтапного решения следующих взаимосвязанных задач:
– проанализировать существующие научные труды для формирования теоретико-методологической основы исследования;
– выявить семантические особенности цвета в славянской культуре;
– определить сущность орнамента как графической модели мировосприятия;
– провести классификацию орнаментальных узоров;
– определить специфику использования цвета как важной визуальной характеристики белорусских орнаментов.
Объект исследования: цвет как категория культуры и как важная художественная характеристика художественных произведений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Аналитический обзор литературы
Формирование отношения к цвету в качестве важной категории культуры совпадает с процессом формирования мифологической картины мира в архаических обществах. Соответственно, изучение семантики цвета неотделимо от исследований, направленных на постижение мифологических структур, сведения о которых накапливались в научном мире столетиями, что позволяет современным ученым разрабатывать заявленную тему не только с обращением к линейному, но и прагматическому уровню развития рассматриваемого феномена.
Благодаря универсальности цвета как категории культуры, а также высокому уровню его «традиционности», позволяет с высокой точностью определять роль и место цвета, его выбор и комбинации в контексте конкретного культурного объекта или явления. Следовательно, исследования по заявленной теме должны учитывать необходимость выявления ключевых характеристик цвета в его семантическом «наполнении», ведь такой подход должен положительно сказаться на постижении характера белорусской культуры в целом.
Интерес к исследованию цвета как многоаспектного феномена проявляют не только культурологи, этнографы и искусствоведы, но и физиологи, психологи, лингвисты, физики и ряд других специалистов. Такая особенность определяет необходимость обращения к источникам, используемы в работе данных ученых. Конечно же, основное внимание будет уделено культурологическим, этнографическим, искусствоведческим и психологическим монографиям, учебно-методическим пособиям, статьям и иным публикациям, посвященным разработке данной темы. Важно помнить, что семантика цвета будет рассматриваться в контексте его применения в белорусских орнаментальных узорах.
Белорусскую народную культуру, в частности быт, декоративно-прикладное искусство и непосредственно орнаменты изучали такие выдающиеся белорусские ученые как Е. М. Сахута [4; 6; 34; 35], А. И. Лакотка [6], В. К. Бондарчик, М. Ф. Пилипенко, В. С. Титов [5], М. С. Кацар [28; 32], К. И. Павлова [32], А. И. Мальдис и А. С. Сардаров [30] и другие. Трансформацию цвета из физической характеристики в категорию культуры (так называемая «социализация» цвета в культуре) изучали Е. Ковешникова, О. В. Белова [7; 8; 9], С. Гудина, Н. Серов, Э. Бенц [10], Н. Ю. Бирюкова [11].
ГЛАВА 2. СИМВОЛИКА ЦВЕТА В БЕЛОРУССКОЙ КУЛЬТУРЕ (В КОНТЕКСТЕ УСИЛЕНИЯ СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ УЗОРОВ)
2.1 Сущность и природа орнаментальных образов
Культурологические и философско-искусствоведческие исследования орнаментальных образов определяют данный феномен как специфическую форму репрезентации ценностных установок окружающего мира, представляющую собой модели взаимодействия человека и мира зафиксированную и отраженную в конкретном произведении. Понимание смысла, содержащегося в том или ином орнаментальном узоре, можно отнести к числу факторов, которые способствую тому, что человек не только накапливает эмоциональный, познавательный, этический и художественный опыт, но и может применять его на практике, осмысливая при этом те ценностные установки, которые были близки автору. Другими словами, орнамент позволяет посмотреть на окружающую действительность глазами другого человека и прочувствовать все его переживания. Не стоит забывать, что орнаментальные узоры характеризуют не только мастера, но и целы народы и народности, и знакомство человека с культурой своего народа определенно будет способствовать формированию связи между поколениями и сохранению культурных традиций.
Как было отмечено выше, орнамент является не только декоративным элементом в художественном произведении, но и способом познания окружающего мира как автором, создающим его, так и человеком, его созерцающим. В определенной мере этот факт определяет консервативность в форме некоторых произведений и их визуальном оформлении: так, по мнению Н. Ю. Бирюковой, орнаменты являются уцелевшими осколками древних миров [11, с. 22]. Стоит отметить, что орнаменты не могут существовать в отрыве от конкретного объекта, поскольку в таком случае он превращается, согласно Ю. Л. Герчуку [16, с. 143], в рядовую модель трехмерного мира, представленную разомкнутыми, плоскими (иногда объемными) зрительными образами. Только в комплексе с произведением искусства орнаменты начинают обладать наивысшей содержательностью: данная мысль прослеживается в трудах как вышеупомянутых авторов, так и А. де Морана [31] и Л. В. Фокиной [41].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. В настоящее время существует достаточное количество источников, анализ которых позволит изучить цвет как семиотический феномен, объединяющий и символизирующий отдельные факты, фрагменты и аспекты культурного бытия белорусов. Основное внимание было уделено культурологическим, этнографическим, искусствоведческим и психологическим монографиям, учебно-методическим пособиям, статьям и иным публикациям, посвященным разработке данной темы. Важно помнить, что семантика цвета будет рассматриваться в контексте его применения в белорусских орнаментальных узорах.
На основании анализа научных трудов, затрагивающих разработку заявленной темы, удалось установить, что формирование отношения к цвету в качестве важной категории культуры совпадает с процессом формирования мифологической картины мира в архаических обществах. Соответственно, изучение семантики цвета неотделимо от исследований, направленных на постижение мифологических структур, сведения о которых накапливались в научном мире столетиями, что позволяет современным ученым разрабатывать заявленную тему не только с обращением к линейному, но и прагматическому уровню развития рассматриваемого феномена.
2. Благодаря универсальности цвета как категории культуры, а также высокому уровню его «традиционности», позволяет с высокой точностью определять роль и место цвета, его выбор и комбинации в контексте конкретного культурного объекта или явления. Следовательно, исследования по заявленной теме должны учитывать необходимость выявления ключевых характеристик цвета в его семантическом «наполнении», ведь такой подход должен положительно сказаться на постижении характера белорусской культуры в целом.
В белорусской культуре, как и в славянской культуре в целом, под восприятием и осмыслением цвета следует понимать совокупность динамических процессов, которые берут свое начало в мифологических истоках и продолжают функционировать в позднейших представлениях в культурном сознании белорусского народа, которое связано с природными, социальными, нравственно-эстетическими и художественными аспектами, подчиненными строгому логически выстроенному сценарию развития культуры в целом. Цвет в белорусской культуре является семиотическим феноменом, который характеризуется наличием широкого смыслового поля, специфика которого нередко проявляется в ходе использования конкретной цветовой гаммы в различных направлениях деятельности человека: например, в художественном творчестве.
1. Базыма, Б. А. Психология цвета: теория и практика / Б. А. Базыма. – М. : Речь, 2005. – 205 с.
2. Байбурин, А. К. Похороны и свадьба / А. К. Байбурин, Г. А. Левинтон // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: (Погребальный обряд). – М. : Наука, 1990. – С. 64–98.
3. Бахилина, Н. Б. История цветообозначений в русском языке / Н. Б. Бахилина. – М. : Наука, 1975. – 288 с.
4. Беларускае народнае ганчарства / Я. М. Сахута. – Мінск : Беларуская Энцыклапедыя, 2013. – 220 с.
5. Беларусы: у 8 т. / Рэдкал.: В. К. Бандарчык, М. Ф. Піліпенка, В. С. Цітоў. – Т. I. Прамысловыя і рамесныя заняткі. – Мінск : Навука і тэхніка, 1995. – 351 с. : іл.
6. Беларусы: у 8 т. / Я. М. Сахута ; рэдкал.: А. І. Лакотка [і інш.]; Нац. акад. Беларусі, Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К. Крапівы. – Т. 8. Дэкаратыўна-прыкладное мастацтва. – Мінск : Беларуская навука, 2005. – 351 с. : іл.
7. Белова, О. В. Зеленый цвет / О. В. Белова // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под ред. Н. И. Толстого. – М. : Международные отношения, 1999. – Т. 2. – С. 305–306.
8. Белова, О. В. Красный цвет / О. В. Белова // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под ред. Н. И. Толстого. – М. : Международные отношения, 1999. – Т. 2. – С. 647–651.
9. Белова, О. В. Цвет / О. В. Белова // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под ред. Н. И. Толстого. – М. : Международные отношения, 1999. – Т. 2. – С. 481–482.
10. Бенц, Э. Цвет в христианских видениях / Э. Бенц ; пер. с англ. // Психология цвета. – М. : Рефлбук, 1996. – 352 с.
11. Бирюкова, Н. Ю. Западноевропейское прикладное искусство XV–XIX веков / Н. Ю. Бирюкова. – 2–е изд., перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2009. – 68, [1] с.
12. Вежбицка, А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия / А. Вежбицка // Язык. Культура. Познание. – М. : Русские словари. – 1996. – С. 231–291.
13. Велецкая, Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов / Н. Н. Велецкая. – М. : Наука, 1978. – 240 с.
14. Ворончихин, Н. С. Орнаменты. Стили. Мотивы. Узоры / Н. С. Ворончихин, Н. А. Емшанова. – Ижевск : УдГУ, 2004. – 229 с.
15. Герчук, Ю. Л. Поэтика орнамента / Ю. Л. Герчук // Советское декоративное искусство. – 1983. – № 7. – С. 140–154.
16. Герчук, Ю. Л. Структура и смысл орнамента / Ю. Л. Герчук // Декоративное искусство СССР. – 1979. – № 1. С. – 30–33.
17. Герчук, Ю. Л. Что такое орнамент? / Ю. Л. Герчук // Декоративное искусство СССР. – 1978. – № 1. – С. 29–31.
18. Гмызина, Э. В. Символика красного цвета в русской традиционной культуре / Э. В. Гмызина // Природа и социум в системе культуры: материалы МНПК (сент. 1998 г., г. Киров). – Киров : КГУ, 1999. – С. 158–161.
19. Громыко, М. М. Православие в жизни русского крестьянина / М. М. Громыко // ЖС. – 1994. – № 3. – С. 3–6.
20. Железняк, О. Е. Цвет в пространстве культуры. Основные парадигмы бытия / О. Е. Железняк // Архитектура и культура. – М. : Наука, 1991. –С. 60–71.
21. Зеленин, Д. К. «Обыденные» полотенца и обыденные храмы (Русские народные обычаи) / Д. К. Зеленин // Избранные труды: Статьи по духовной культуре (1901–1913). – М. : Наука, 1994. – С. 193–213.
22. Зеленин, Д. К. Восточнославянская этнография / Д. К. Зеленин. – М. : Наука, 1991. – 511 с.
23. Зеленин, Д. К. К вопросу о русалках (Культ покойников, умерших неестественной смертью, у русских и у финнов) / Д. К. Зеленин // Избранные труды: Статьи по духовной культуре (1901–1913). – М. : Наука, 1994. – С. 178–192.
24. Иванов, В. В. Очерки по истории семиотики в СССР / В. В. Иванов. – М. : Наука, 1976. – 303 с.
25. Исаев, А. А. Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа: дис. канд. философ. наук: 09.00.01 / А. А. Исаев. – Магнитогорск, 2007. – 137 с.
26. Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен ; пер. с нем. – 2-е изд.; пред. Л. Монаховой. – М. : Издатель Д. Аронов, 2001. – 96 с.
27. Кабакова, Г. И. Полесская народная антропология: женский текст / Г. И. Кабакова // Восточнославянский этнографический сборник. Исследования и материалы. – М. : Индрик, 2001. – С. 50–78.
28. Кацар, М. С. Беларускі арнамент. Ткацтва. Вышыўка / М. С. Кацар. – Мінск : Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 1996. – 208 с.
29. Лекторский, В. А. Личность и творчество / В. А. Лекторский, Э. В. Ильенков. – М. : Языки русской культуры, 1999. – 272 с.
30. Мальдзіс, А. І. Даўняя Беларусь: з настальгіяй аб мінулым: навукова-папулярнае выданне / А. І. Мальдзіс, А. С. Сардараў. – Мінск : ЛіМ, 2010. – 168 с.
31. Моран де, А. История декоративно-прикладного искусства: от древнейших времен до наших дней: с приложением статьи Ж. Гассио-Талабо о дизайне / А. де Моран ; пер. с фр. – М. : Изд-во В. Шевчука, 2012. – 643 с. : ил.
32. Паўлава, К. І. Беларускі народны арнамент / К. І. Паўлава; [і інш.]; склад. М. С. Кацар. – Мінск : Савет Прамысловай кааперацыi БССР, 1953. – 144с.
33. Сарабьянов, Д. В. Проблемы орнамента / Д. В. Сарабьянов // Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы: в 2-х ч. – Ч. 2. – М. : Искусство, 1989. – С. 212–226.
34. Сахута, Я. М. Беларускае народнае мастацтва / Я. М. Сахута. – Мінск : Беларусь, 2011. – 367 с.
35. Сахута, Я. М. Народнае мастацтва / Я. М. Сахута. – Мінск : Беларуская навука, 2015. – 180 с.
36. Стили и орнаменты в искусстве / колл. авт. – М. : АСТ, 2008. – 368 с.
37. Сурина, М. О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре / М. О. Сурина. – М. : МарТ, 2003. – 288 с.
38. Тарасенко, О. В. Цвето-символическая модель мира в религиозно-философских учениях / О. В. Тарасенко // Методологическое обеспечение современных философских проблем. – Иркутск : [б/и], 1998. – С. 89–94.
39. Татаркевич, В. Античная эстетика / В. Татаркевич. – М. : Искусство, 1977. – 327 с.
40. Фаворский, В. Размышления об искусстве: Об орнаменте / В. Фаворский // Декоративное искусство СССР. – 1963. – № 7. – С. 23–26.
41. Фокина, Л. В. Орнамент / Л. В. Фокина. – Ростов н/Д. : Феникс, 2000. – 211 с.
42. Шамлиди, Л. Ю. Символика цвета в жизни и в искусстве / Л. Ю. Шамлиди // Вестник ПятГЛУ. – 1997. – № 1/2. – С. 58–62.
43. Этнаграфія Беларусі / калектыўнае выданне. – Мінск : Беларуская Энцыклапедыя, 2013. – 694 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты