Креатив-технологии как средство обучения учащихся с нарушением слуха общеобразовательным предметам
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Креатив-технологии как средство обучения учащихся с нарушением слуха общеобразовательным предметам»
по дисциплине: «Специальные методики школьного обучения»
2021
45.00 BYN
Креатив-технологии как средство обучения учащихся с нарушением слуха общеобразовательным предметам
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальные методики школьного обучения
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА КРЕАТИВ-ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ
1.1 Характеристика общеобразовательных предметов начальной школы
1.2 Традиционные технологии обучения учащихся с нарушением слуха общеобразовательным предметам в начальной школе
1.3 Креатив-технологии как средство обучения учащихся с нарушением слуха общеобразовательным предметам в начальной школе
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРЕАТИВ-ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ
2.1 Цель и методика констатирующего эксперимента
2.2 Результаты экспериментального исследования
2.3 Методические рекомендации по оптимизации обучения учащихся с нарушением слуха общеобразовательным предметам средствами креатив-технологий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
На данном этапе становления теории и практики начального образования актуальным вопросом является развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Это связано с тем, что современное общество требует творчески развитых личностей. Студенты, мыслящие творчески, способны не только запоминать и воспроизводить полученную информацию, но и создавать на основе своего понимания новые творческие продукты, выходящие за рамки образования. Учителя часто гордятся такими учениками. Это означает, что многие ученики хотят быть творческими. Каждый ученик, поступающий в первый класс, может использовать свои художественные и творческие способности без знания предмета. Однако в своей деятельности учителя часто используют «репродуктивный» подход: они отдают приоритет работе с одаренными учениками и позволяют «обычным» ученикам развиваться в соответствии со стандартами.
Именно поэтому учителю следует обратить внимание на методы, приемы обучения и развития, обеспечивающие включение творческой деятельности учеников; помогающие им самостоятельно находить необходимую информацию и решать нестандартные задачи, что необходимо делать на всех общеобразовательных предметах.
Творческие навыки можно развивать на таких предметах, как искусство, музыка, ручные навыки, физическая культура, математика, человек и мир, русский и белорусский языки и литература, иностранный язык. Предметные результаты в этих областях отражаются в усвоении первичных практических навыков, первоначально приобретенных в различных видах творческой деятельности. Все это говорит о том, что вопрос развития креативности у учеников младших классов средней школы становится важным в процессе обучения школьников общеобразовательным предметам.
Многие отечественные и зарубежные исследователи уделяли особое внимание понятиям «творчество» и «развитие творчества у учащихся младших классов средней школы». Дж.П. Гилфорд ввел понятие «творчество», а Е.П. Торренс был его последователем, который не только продолжил работу над этим понятием, но и разработал собственные критерии оценки творчества. Д.Б. Богоявленская определила творчество и талант и определил творчество как его результат. Она также определяет и описывает наиболее благоприятные условия для развития творчества.
Цель исследования: выявить особенности использования креатив-технологий в процессе обучения учащихся с нарушением слуха общеобразовательным предметам.
Объект исследования: младшие школьники с нарушениями слуха.
Предмет исследования: использование креатив-технологий в процессе обучения общеобразовательным предметам учащихся с нарушением слуха.
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА КРЕАТИВ-ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ
1.1 Характеристика общеобразовательных предметов начальной школы
Учебно-программная документация образовательной программы начального образования включает в себя типовой учебный план общего среднего образования, учебные программы по учебным предметам, учебные программы факультативных занятий.
Типовой учебный план общего среднего образования включает в себя перечень обязательных для изучения учебных предметов по классам, устанавливает количество учебных часов на их изучение, количество учебных часов на проведение факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, занятий по физической реабилитации, музыкально-ритмических занятий (для учащихся санаторной школы-интерната), обязательную и максимальную допустимую учебную нагрузку в неделю на одного учащегося в каждом классе и общее количество учебных часов, финансируемых из республиканского и (или) местных бюджетов на проведение учебных занятий (занятий).
Перечень обязательных для изучения учебных предметов включает учебные предметы «Навучанне грамаце», «Беларуская мова», «Літаратурнае чытанне», «Обучение грамоте», «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)», «Математика», «Человек и мир», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности». Перечень обязательных для изучения учебных предметов в классах учреждений общего среднего образования или учреждениях общего среднего образования, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства или изучается язык национального меньшинства, дополнительно включает учебные предметы «Язык национального меньшинства», «Литература национального меньшинства». Количество учебных часов на изучение учебных предметов «Язык национального меньшинства», «Литература национального меньшинства» определяется в пределах общего количества учебных часов, установленных на изучение учебных предметов «Беларуская мова», «Літаратурнае чытанне», «Русский язык», «Литературное чтение» [13].
На протяжении первых 20 учебных дней в сентябре учащиеся I класса изучают учебные предметы «Введение в школьную жизнь», «Музыка» и «Физическая культура и здоровье» (за исключением учащихся специализированных по спорту классов, учащихся средних школ-училищ олимпийского резерва). На изучение учебного предмета «Введение в школьную жизнь» отводится в учебный день три учебных занятия, содержание которых составляет комплекс игр и упражнений развивающего характера, направленных на физиологическую и социально-психологическую адаптацию учащихся к учебной деятельности и новой социальной ситуации развития – системы взаимодействия «учащийся – учитель», «учащийся – учащийся», «учитель – класс». В ходе образовательного процесса при изучении учебных предметов «Введение в школьную жизнь», «Музыка» и «Физическая культура и здоровье выявляется уровень готовности каждого учащегося к обучению, его социальный опыт, особенности психофизиологического развития, способности и склонности для учета при переходе на предметное обучение и создания образовательной среды, способствующей его индивидуальному развитию [13].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРЕАТИВ-ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ
2.1 Цель и методика констатирующего эксперимента
В исследовании принимали участие 20 педагогов-дефектологов, работающих с детьми с нарушением слуха.
Экспериментальная база: специальные общеобразовательные школы № 13 и № 14 для детей с нарушением слуха г. Минска, средняя общеобразовательная школа № 91 г. Минска имени Хосе Марти.
Цель данного исследования – определить, используют ли учителя начальных классов креатив-технологии в качестве средства обучения учащихся с нарушением слуха общеобразовательным предметам, владеют ли знаниями о такого рода технологиях, считают ли необходимым развитие креативности детей.
Достижение этой цели предполагает ряд исследовательских задач:
1. Выявить уровень профессионализма и компетентности респондентов;
2. Определить наиболее популярные в работе респондентов методы, приемы, средства и технологии;
3. Выявить отношение респондентов к развитию креативности у учащихся с нарушением слуха;
4. Выявить осведомленность дефектологов о креатив-технологиях.
Методом сбора социологической информации в представленном исследовании является анкетный опрос.
Для исследования данного феномена нами был подготовлен социологический инструментарий в виде открытых вопросов и закрытых уточняющих вопросов:
1. Вы вели / ведете общеобразовательные предметы в начальной школе?
«Да» / «Нет»
2. Вы работали / работаете с детьми с нарушением слуха?
«Да» / «Нет»
3. Каков Ваш педагогический опыт работы с детьми с нарушением слуха (количество лет)?
4. Какие современные тенденции обучения детей с нарушением слуха Вы считаете наиболее значимыми?
5. Какие современные тенденции обучения детей с нарушением слуха Вы считаете негативными?
Почему?
6. Есть ли специфика познавательной деятельности учащихся с нарушением слуха?
7. Какие особенности познавательной деятельности учащихся с нарушением слуха негативно сказываются на процессе обучения детей данной категории?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На данном этапе становления теории и практики начального образования одним из вопросов, требующих безотлагательного решения, является развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Многие отечественные и зарубежные исследователи уделяют особое внимание понятиям «креативность» и «развитие креативности у детей младшего школьного возраста».
Перечень обязательных для изучения учебных предметов включает учебные предметы «Навучанне грамаце», «Беларуская мова», «Літаратурнае чытанне», «Обучение грамоте», «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)», «Математика», «Человек и мир», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности».
Создание эффективных условий для обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями слуха и речи подразумевает совместную педагогическую деятельность, безусловное обеспечение комфортной среды для учеников и педагогов при проектировании, организации и проведении образовательного процесса, где учитывается каждая деталь.
Особый комплексный подход к неслышащей личности в организованном образовательном процессе создает возможности для всестороннего развития ученика, предполагающего приобретение научных знаний, формирование языка, развитие способности применять знания на практике, подготовку и компетентность к систематической работе, развитие социальных ценностей и моральных качеств личности.
Использование творческих методов в воспитании и обучении учащихся с нарушениями слуха и инвалидностью по слуху способствует развитию творческих способностей, креативности, мышления, воображения и языковых навыков у данных категорий детей, что в свою очередь оптимизирует развитие детей с нарушениями слуха.
На основе проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы. В процессе работы по обучению учащихся с нарушением слуха общеобразовательным предметам необходимо опираться на знание психолого-педагогических основ их специфики познания. Эффективность образовательного процесса обеспечивается разнообразием креатив-технологий, которые направлены на обучение, развитие, воспитание неслышащих и слабослышащих детей. Включение педагога в работу осуществляется не только с точки зрения контролирующего лица, но и советчика и помощника, это рождает у учащихся веру в себя, дисциплинирует мысль, развивает речь, мышление, фантазию. Именно на уроках, где дети учатся планировать высказывание и говорить правильно, через креатив-технологии, нравящиеся учащимся, создается атмосфера, способствующая творческому подъему, вызывающая интерес к познанию. При таком подходе к обучению общеобразовательным предметам у учащихся с нарушением слуха есть все шансы усвоить более качественно знания, выработать адекватные умения и навыки, повысить успеваемость, мотивацию к учебной деятельности и влиться в коллектив, обучаясь на равных со слышащими сверстникам.
1. Аветисян, М. С. Понятие «креативность», его роль и соотношение с интеллектом в качестве составных одаренности / М. С. Аветисян, Т. В. Аветисян // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология : материалы II Всероссийской научн.-практ. конф. с международн. участием, 1 декабря 2016 г. / отв. ред. Ю. В. Варданян ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2017. – C. 133–137.
2. Атемаскина, Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина. – СПб.: Детство Пресс, 2012. – 112 c.
3. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогические технологии / М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духовнева, В.С. Кукушкин, Г.В. Сучко. – М.: ИКЦ «МарТ»: – Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2006. – с.336 .
4. Буров, К.С. Организационно-педагогические условия социализации обучающихся с нарушениями слуха в образовательной организации / К.С. Буров, Н.И. Бурова // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2019. – № 4. – С. 25-41. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка». Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-sotsializatsii-obuchayuschihsya-s-narusheniyami-sluha-v-obrazovatelnoy-organizatsii.
5. Кашлев, С. С. Современные технологии педагогического процесса : пособие для педагогов / С.С. Кашлев. – Минск : Университетское, 2000. – 95 с.
6. Киселева, А. В. Творческое воображение неслышащих и слабослышащих учащихся и его формирование в процессе изобразительной деятельности / А. В. Киселева // Спецыяльная адукацыя. – 2011. – № 1 (78). – С. 29–34.
7. Киселева, А. В. Технологии развития креативности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения изобразительной деятельности / А. В. Киселева, Д. И. Дубаневич // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья : сб. нучн.-метод. ст. / отв. ред. Т. Н. Семенова ; Чуваш. гос. пед. ун-т. – Чебоксары, 2019. – С. 152–154.
8. Киселева, А. В. Использование креатив-технологий в воспитательной работе с учащимися с нарушением слуха / А.В. Киселева, Ю. В. Коновалова // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья : сб. нучн.-метод. ст. / отв. ред. Т. Н. Семенова ; Чуваш. гос. пед. ун-т. – Чебоксары, 2019. – С. 154–157.
9. Коллективное творчество / авт.-сост. А. Р. Борисевич, В. Н. Пунчик. – Минск : Красико-Принт, 2009. – 176 с.
10. Концепция учебного предмета “Человек и Мир”. – Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 675.
11. Королева, И.В. Помощь детям с нарушением слуха : руководство для родителей и специалистов / И.В. Королева. – Санкт-Петербург : КАРО, 2016. – 304 с.
12. Муравьева, А. А. Организация модульного обучения, основанная на компетенциях: Пособие для преподавателей / А.А. Муравьева, Ю.Н. Кузнецова, Т.Н. Червякова. – М., 2005. – 212 с.
13. Об утверждении образовательных стандартов общего среднего образования: постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 декабря 2018 г. № 125. – г. Минск.
14. Обухова, Т. И. Изобразительная деятельность как средство отражения состояния воображения детей со слуховой депривацией / Т.И. Обухова, А. В. Киселева // Сборник трудов факультета специальной педагогики и специальной психологии : Междунар. межвуз. выпуск. – Том 2. – М. : МГПУ, 2008. – С. 234–246.
15. Общая характеристика учебного предмета [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://school100.org.ru/wp-content/uploads/2016/11
16. Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение» [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://school.wunderpark.ru/assets/uploads/images
17. Педагогические технологии воспитательной работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Ч. 2 : учеб. пособие / под. ред. Е.Г. Речицкой. – Москва : ВЛАДОС, 2020. – 390 с.
18. Речицкая, Е. Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха : учеб.-метод. Пособие / Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина. – 2-е изд. – М. : ВЛАДОС, 2014. – 124 с.
19. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие / Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 c.
20. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2005 – с.256.
21. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011. – с. 432 .
22. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – 5-е изд. – Киев : Рад. шк., 1974. – 288 с.
23. Федоров, В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: Учебное пособие / В.А. Федоров. – М.: Академия, 2012. – 176 c.
24. Щербакова, Т.Н. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, Т.Н. Щербакова; Под ред. В.П. Сергеева. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 320 c.
25. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 1996. – с.96.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты