Внеурочная деятельность как средство развития мышления младшего школьника в условия инклюзивного образования
Педагогический колледж № 10
Курсовая работа (проект)
на тему: «Внеурочная деятельность как средство развития мышления младшего школьника в условия инклюзивного образования»
по дисциплине: «Внеурочная деятельность»
2021
45.00 BYN
Внеурочная деятельность как средство развития мышления младшего школьника в условия инклюзивного образования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Внеурочная деятельность
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
Введение
1. Теоретические основы развития мышления младших школьников во внеурочной деятельности в условиях инклюзивного образования
1.1 Мышление как психический познавательный процесс: сущность, виды, свойства
1.2 Психолого-педагогические особенности развития мышления младшего школьника в условиях инклюзивного образования
1.3 Внеурочная деятельность и ее основные задачи в начальной школе в условиях инклюзивного образования
1.4 Использование возможностей внеурочной деятельности для развития мышления у младших школьников в условиях инклюзивного образования
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время всё чаще в педагогической практике стало появляться понятие «инклюзивное образование». В большинстве случаев под ним понимается обучение детей-инвалидов в массовой школе. Однако если обратиться к толкованию понятия, то мы увидим несколько другой смысл. Инклюзивное образование процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное или включённое образование термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Вместе с тем оно представляет собой образование отличное от обычного, специального и интегрированного. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе. Основной принцип инклюзивной школы заключается в том, что дети с особыми образовательными потребностями должны обучаться совместно со своими здоровыми сверстниками несмотря на трудности или различия между ними, но таким образом, чтобы обучение отвечало потребностям и нуждам, интересам всех учащихся и каждого ребенка в отдельности.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в младшем школьном возрасте у учащихся имеются значительные резервы развития. В этом возрасте у детей начинается перестройка всех познавательных процессов. Поэтому именно младший школьный возраст является наиболее продуктивным для развития мышления. Можно сказать, что в этот период жизни ребенок закладывает фундамент своих мыслительных процессов. Поэтому комплексная и целенаправленная работа, направленная на формирование и развитие логического мышления детей, обучение их приемам мыслительных операций, должна проводиться в младшем школьном возрасте.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Мышление как психический познавательный процесс: сущность, виды, свойства
Познавая и преображая мир, человек обнаруживает устойчивые, естественные связи между явлениями. Эти связи косвенно отражаются в нашем сознании – во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Смотрим ли мы на окно на мокрый асфальт, прошёл ли дождь, или мы устанавливаем законы небесного движения – во всех этих случаях мы отражаем мир обобщённым и опосредованным образом – сравнивая факты, делая выводы, выявляя закономерности в разных группах явлений. Человек, который не видит элементарных частиц, распознал их свойства и, поскольку он не побывал на Марсе, узнал о нем много фактов.
Мышление – это умственный процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, естественных свойств и отношений реальности, необходимых для решения познавательных задач [8; 19]. Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков.
Первая такая характеристика – обобщенное отражение реальности, поскольку мышление – это отражение субъекта и явлений, распространенных в реальном мире, и применение обобщений к отдельным субъектам и явлениям [3; 23].
Вторая, не менее важная характеристика мышления – это косвенное знание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы можем делать суждения о свойствах или характеристиках объектов и явлений, не вступая с ними в непосредственный контакт, а анализируя косвенную информацию. Например, чтобы узнать, какая сегодня погода, можно выйти на улицу. Но в большинстве случаев мы делаем все по-другому. Если мы хотим узнать, холодно или тепло на улице, мы используем наружный термометр или прослушиваем прогноз погоды и делаем вывод из информации о температуре наружной среды, является ли она теплой или холодной на улице [17; 87].
1.2 Психолого-педагогические особенности развития мышления младшего школьника в условиях инклюзивного образования
Развитие мышления в младшем школьном возрасте занимает важное место среди других психических функций. Мышление младшего школьника характеризуется высоким темпом развития, происходят структурные и качественные преобразования в интеллектуальных процессах. В дошкольном возрасте завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Ребенок рассуждает логически правильно: при рассуждении он использует операции. Но это не формально-логические операции, так как младший школьник еще не умеет рассуждать [18; 15].
В младшем школьном возрасте появляются такие новообразования, как интеллектуальная рефлексия, произвольность, внутренний план действий, формируются научные понятия и конкретные операции. В этом возрасте развиваются все три формы мышления – понятие, суждение, умозаключение. В процессе обучения дети овладевают научными понятиями; в развитии детских суждений важную роль играет расширение знаний и развитие установки мышления на истину; суждение становится умозаключением, так как ребенок, отделяя реальное от воображаемого, начинает рассматривать свою мысль как гипотезу, то есть как утверждение, которое еще нуждается в проверке. Но помимо названных особенностей мышления, важно выявить влияние учебной деятельности на развитие мышления. Это влияние проявляется в развитии форм мышления, которые в дальнейшем обеспечивают усвоение системы научных знаний, развитие научно-теоретического мышления, формируются условия для самостоятельной ориентации в учебе и повседневной жизни.
1.3 Внеурочная деятельность и ее основные задачи в начальной школе в условиях инклюзивного образования
В соответствии с программой начального образования внеурочная деятельность реализуется образовательным учреждением, в том числе в условиях инклюзивного образования. Внеурочная деятельность формируется на основе обучения и воспитания детей вне рамок образовательного процесса, однако в рамках территории школы [11; 210].
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классных, и направленную на достижение запланированных результатов основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность является необходимым условием формирования образовательного процесса в школе и определяет основные аспекты развития личности младшего школьника.
Внеурочные мероприятия являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (за исключением учебной деятельности и работы в классе), в рамках которой возможно и целесообразно решать проблемы их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность является важной, неотъемлемой частью образовательного процесса детей младшего школьного возраста. Именно деятельность детей внеклассной формы, обусловленная, главным образом, их интересами и потребностями, обеспечивает развитие, воспитание и социализацию младшего школьного ребенка. Интерес школы к решению проблемы использования внеурочной деятельности в условиях инклюзивного образования объясняется не только ее включением в учебную программу 1-4 классов, но и новым взглядом на результаты обучения [4; 56].
Внеурочная деятельность является частью основного образования, целью которого является помощь учителю и ребенку в освоении нового вида учебной деятельности, формирование мотивации к обучению, внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создает дополнительные условия для развития учащегося, существует сетевое построение, обеспечивающее поддержку детей, поддержку на этапах адаптации, умение сознательно применять базовые знания в ситуациях, отличных от академических.
1.4 Использование возможностей внеурочной деятельности для развития мышления у младших школьников в условиях инклюзивного образования
Организация внеурочных мероприятий в условиях инклюзивного образования считается важной частью процесса обучения в школе. Время, отведенное на внеурочные занятия, должно использоваться иначе, чем в традиционной системе учебного плана, в соответствии с желаниями учеников.
Сегодня внеурочная работа в условиях инклюзивного образования является педагогическим инструментом, позволяющим лучше проявить индивидуальные способности ребенка, которые не всегда признаются в классе, и основана на развитии интереса к различным видам деятельности, желании активно участвовать в социально признанной продуктивной деятельности и умении самостоятельно организовывать время. Все виды внеурочной деятельности (творческая, спортивная, трудовая, познавательная, игровая) так или иначе обогащают интерактивный опыт учащихся и в совокупности оказывают важное воспитательное воздействие [12; 167].
Для развития мышления в начальной школе наиболее подходящим видом деятельности являются внеурочные занятия в условиях инклюзивного образования, поскольку творчество требует свободы. Свобода мысли неограниченна во времени. В свою очередь, время, отведенное на внеурочные занятия, используется в соответствии с пожеланиями учащихся для достижения организационных форм, отличных от учебной программы. Интерес детей к внеурочным занятиям обусловлен возможностью реализовать свой потенциал и раскрыть свои таланты. На внеурочных занятиях сочетаются различные виды искусства, способствующие творческому самовыражению.
Существует две формы индивидуального творчества – пассивная и активная. Пассивная форма – это воспроизведение или повторение ранее созданных актов и действий. Например, рассматривание картинок, чтение книг и прослушивание музыки может стимулировать интерес к литературе, живописи и музыке. Активные формы выражаются в творческой деятельности, ремеслах, рисовании, создании новых картин и совершенствовании навыков. Все формы творческой деятельности помогают детям приобретать новые знания и опыт, получать новые впечатления от переживания искусства [16; 147].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мышление это познавательный интеллектуальный психический процесс, состоящий в отражении предметов и явлений деятельности в их связях и отношениях. Поскольку связи и отношения не даны в непосредственном наглядном образе, то мышление осуществляется как обобщенное и опосредованное отражение. Мышление – это умственный процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, естественных свойств и отношений реальности, необходимых для решения познавательных задач. Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков.
Особенное внимание в процессе развития мыслительных процессов приходится на период младшего школьного возраста. Инклюзивное образование является эффективным методом развития мыслительных процессов у детей младшего школьного возраста. Инклюзивное образование предполагает решение как образовательных задач, так и коррекционных, развивающих, воспитательных. Одним из направлений в работе в условиях данного обучения идет развитие мыслительных процессов младших школьников, высших психических функций. В условиях инклюзивного образования осуществляется систематическая и целенаправленная работа по развитию мышления у детей младшего школьного возраста. Организация инклюзивной практики в процессе развития мышления у детей младшего школьного возраста предполагает подбор педагогических кадров, обладающих необходимыми характеристиками, учитывать особенности построения современного урока для учащихся младшего школьного возраста с элементами инклюзивного образования.
1. Алехина, С.В. Семаго, Н.Я. Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.
2. Алехина, С.В. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. – М.: МГППУ, 2012. – 156 с.
3. Баранов, С.П. Развитие логики мышления младших школьников / С.П. Баранов, Н.И. Чиркова // Начальная школа. – 2006. – №12. – С. 22-25.
4. Белошистая, Л. Развитие логического мышления младших школьников / А.В. Белошистая, В.В. Левигас. – М.: Изд-во МПСУ, 2012. – 128 с.
5. Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа. – 2011. – №6. – С. 53-55
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т., Т.2. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2002. – 504 с.
7. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность младших школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
8. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». –2012. – №4. – С.15-21.
9. Загуменнов, Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся / Ю.Л. Загуменнов. Минск, 2018. – 276 с.
10. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: материалы II Всероссийского Форума с международным участием (26–27 ноября 2020 г., Нальчик) / О.И. Михайленко (отв. редактор); Министерство науки и высшего образования, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова. – Нальчик : Каб.-Балк. ун-т, 2021. – 352 с.
11. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие / В.М. Козубовский. – 3-е изд. – Минск: Амалфея, 2008. – 368 с.
12. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 291 с.
13. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
14. Лернер, И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей / И.Я. Лернер. – M. : Просвещение, 2002. – 191 с.
15. Никонорова, Л.А. Развитие творческого мышления младших школьников / Л.А. Никонорова // Молодой ученый. – 2015. – № 1. – С. 31-33.
16. Сабельникова, C.И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения / С.И. Сабельникова. – М., 2016. – 362 с.
17. Страхова, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса / Н.М. Страхова // Завуч начальной школы. – 2003. – № 3. – С.107.
18. Ярошевская, И.Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время / И.Х. Ярошевская // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. – № 9. – С.13-17.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты