Особенности профессионального самоопределения старшеклассников с разной учебной мотивацией
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности профессионального самоопределения старшеклассников с разной учебной мотивацией»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Особенности профессионального самоопределения старшеклассников с разной учебной мотивацией
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Средняя школа № 2, ГУО (г. Брест)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Выбор профессии» (собственная разработка).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы изучения особенностей профессионального самоопределения старшеклассников с разной учебной мотивацией
1.1 Понятие профессионального самоопределения в психологии
1.2 Учебная мотивация и ее виды
1.3 Особенности развития личностной сферы в период ранней юности
2 Эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения старшеклассников с разной учебной мотивацией
2.1 Методики и организация исследования
2.2 Результаты исследования особенностей профессионального самоопределения старшеклассников с разной учебной мотивацией
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы. Проблема самоопределения, подготовки старшеклассников к выбору профессии актуальна на всех этапах становления и развития нашего общества. Сегодня в образовании и профессиональной ориентации востребована феноменологическая модель, предполагающая персональный характер образования и самоопределения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уважительное отношение к их интересам и потребностям. В теории и практике профессионального самоопределения молодежи наблюдается постепенный переход от жесткой ориентации, когда приоритетность отдавалась кадровому запросу общества и в наименьшей степени учитывались интересы личности, к личностной ориентации школьников, формированию субъектной позиции в выборе будущей профессиональной деятельности. Современное образование должно наиболее полно и адекватно соответствовать подлинной природе человека, выявлять и развивать его индивидуальные способности и внутренние мотивы.
На процесс профессионального самоопределения могут влиять различные факторы. К внешним факторам можно отнести недостаточную осведомленность о выбранной профессии, ее популярность, престижность, возможность высокого заработка. К внутренним факторам относятся интересы, предпочтение личностные особенности старшеклассника.
Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия старшеклассника, направленные на выполнение учебной деятельности. От учебной мотивация зависят школьные успехи и успеваемость школьника. Вместе с тем, изменения социально-культурных условий, рост информатизации повлияли на мотивы обучения современных старшеклассников. Все больше учащихся не желает учиться, получить новые знания, отодвигая учебную деятельность на второй план.
Особый интерес представляет изучение особенностей профессионального самоопределения старшеклассников с разной учебной мотивацией. Ведь именно ранний юношеский возраст наиболее сензитивный для развития способности самостоятельно осуществлять профессиональный выбор, когда школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Насколько грамотно старшеклассники сумеют определить свои будущие профессиональные планы будет зависеть их готовность к получению будущей профессии и к самостоятельной трудовой деятельности.
Изучением профессионального самоопределения занимались такие ученые, как: И.С Арон, А.В. Бесклубная, Н.П. Кондратьева, С.И. Кудинов, Г.В. Кухтерина, Н.С. Пряжников, Д.В. Соколова, М.С. Хаенок и др.
1 Теоретические основы изучения особенностей профессионального самоопределения старшеклассников с разной учебной мотивацией
1.1 Понятие профессионального самоопределения в психологии
В зарубежной психологии существуют различные теории профессионального самоопределения. В рамках структурных теорий (Э. Гинзберг, В. Гинзбург, Дж. Сьюпер, Д. Херм и др.) исследуется профессиональное развитие на разных этапах жизни. Представители мотивационных теорий (В. Врум. А. Маслоу, Э. Роу и др.) исследовали субъективные личностные факторы профессионального самоопределения, указывали на высокую значимость активность субъекта труда. В теориях индивидуальности (К. Роджерс, Дж. Сьюпер, Д. Холланд и др.) профессиональное самоопределение рассматривается в качестве процесса реализации Я-концепции, исследуется роль самопонимания для профессионального развития.
Зарубежные исследователи рассматривают проблему профессионального самоопределения в связи с высокой значимостью эффективного профессионального самоопределения для личностного роста, субъективного благополучия субъекта. Авторы признают важность старшего школьного возраста для определения мотивов выбора профессии, когда ведущим видом деятельности школьника выступает учебно-профессиональная деятельность и содержание его социальной ситуации развития направлено, прежде всего, на формирование профессионального самоопределения как основного психического новообразования этого возраста [10, с. 152].
В рамках теории решений (X. Томэ, Г. Рис, П. Циллер, Д. Тидеман) изучается процесс выбора профессии, где индивидуальные и особенно биографические условия профессионального выбора исследуются как трансформация процесса решения проблем, а сам профессиональный выбор выступаете как система ориентиров при принятии решений [10, с. 154].
Теория развития (Э. Шпангер, Э. Гинцберг, У. Джейд, Д. Сьюпер и др.) определяет профессиональное самоопределение как последовательность качественно специфических фаз, в которых разделительный критерий заключается в содержании и форме перевода индивидуальных импульсов в профессиональные желания [10, с. 155].
С позиций Д. Сьюпера, в процессе профессионального самоопределения осуществляется реализация Я-концепции. Люди склонны выбирать профессию, которая отвечает сложившейся у них системе представлений о себе. Они добиваются самоактуализации, которая выступает в качестве центрального мотива человеческой деятельности, утверждая себя в профессии, соответствующей их Я-концепции. Это, в свою очередь, доставляет им наибольшее удовлетворение и способствует их личностному росту [13, с. 15].
2 Эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения старшеклассников с разной учебной мотивацией
2.1 Методики и организация исследования
С целью выявления особенностей профессионального самоопределения старшеклассников с разной учебной мотивацией было проведено эмпирическое исследование.
Объект исследования – профессиональное самоопределение.
Предмет исследования – особенности профессионального самоопределения старшеклассников с разной учебной мотивацией.
Задачи эмпирического исследования:
1. Определить учебную мотивацию у старшеклассников.
2. Изучить профессиональной самоопределение у старшеклассников.
3. Установить особенности профессионального самоопределения старшеклассников с разной учебной мотивацией.
База исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школ № 2 г. Бреста». Всего в исследовании приняли участие 30 учащихся 10-11 классов в возрасте 16-17 лет, из них 15 юношей и 15 девушек.
Методы исследования: метод анализа литературы, методы обобщения и систематизации; анкетирование, психодиагностический метод, методы математико-статистической обработки данных (критерий U-Манна-Уитни).
Для решения поставленных задач был использованы следующие методики:
1. Анкета «Выбор профессии» (собственная разработка).
Цель: определить готовность сделать профессиональный выбора.
Анкета содержит 5 открытых вопросов. Анкета позволяет определить, выбрал ли старшеклассник профессию, сделал ли это самостоятельно, в какой сфере, кто повлиял на его выбор, выбрал ли куда поступать (Приложение А).
2. Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда [21].
Цель: определение профессионального типа личности.
С помощью методики можно выявить личностные, склонности и способности субъекта в соответствии с типами личности и профессиональными склонностями.
На основании предпочитаемых занятий Дж. Холланд описал шесть типов личности:
- реалистический, который характеризуется следующими личностным качествами: эмоциональной стабильностью, практичностью, упорством, настойчивостью, уверенностью в себе, скромностью, откровенностью, ригидностью, независимостью, склонностью к поддержке традиционных ценностей, аккуратностью, склонностью к регламентации работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ проблемы и эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения старшеклассников с разной учебной мотивацией позволяет сделать следующие выводы:
Профессиональное самоопределение – это процесс самостоятельного осознания своих профессионально-психологических возможностей в соответствии с содержанием и требованиями профессиональной деятельности. Выбор профессии представляет собой важнейший компонент профессионального самоопределения, который осуществляется в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Факторами профессионального самоопределения являются: мотивы, направленность и установки личности, социальные условия. Профессиональное самоопределение - это также естественный процесс, который возникает на определенном этапе онтогенеза и существует в качестве личностного новообразования старшего школьного возраста.
Учебная мотивация представляет собой это частный вид мотивации, систему мотивов, которые характеризуется направленностью, устойчивостью, динамичностью. Учебная мотивация в зависимости от мотивов может быть внутренней (побуждаемой познавательными и социальными потребностями личности) и внешней (обусловленной требованиями, ожиданиями и возможностями). Взаимодействие внутренних, внешних и личных источников учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты.
Социальная ситуация в ранней юности состоит в подготовке к самостоятельной жизни, к дальнейшему образованию, определению ценностей и приоритетов, повышении готовности к осознанному выбору профессии. Ведущая деятельность – это учебно-профессиональная деятельность. Основной задачей раннего юношеского возраста является самоопределение – профессиональное и личностное. Учебная деятельность в старших классах приобретает новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Девушки ориентируются на выбор межличностных процессов в качестве сферы своей профессиональной деятельности, влияния на других людей, а для юношей особое значение занимает саморазвитие и самореализации.
В результате эмпирического исследования было установлено, что большая часть старшеклассников сделали свой профессиональный выбор и определились с профессией. При этом, многие девушки приняли решение самостоятельно, а юношам помогли сделать выбор профессии их друзья. Старшеклассники хотели бы учиться преимущественно в университете. Девушки хотели бы работать в основном с людьми, в юноши – с техникой. Юношей в избранной ими профессии больше всего привлекает престиж профессии и возможность хорошо зарабатывать, а девушек - содержание работы и возможность общаться с людьми.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2011. – 396 с.
2. Арон, И. С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению / И. С. Арон // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2010. – № 1. – С. 233–237.
3. Бесклубная, А.В. Особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников / А.В. Бесклубная // Известия СНЦ РАН. – 2011. – № 2–4. – Т. 13. – С. 768–770.
4. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – М.: ИД ГУ ВШЭ. 2012. – 526 с.
5. Брайцева, Е.В. Психологические аспекты профессионального становления / Е.В. Брайцева // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2008. - № 2. – С. 1-9.
6. Гижицкий, В.В. Внутренние и внешние мотивы учебной деятельности как факторы академической успешности старшеклассников: автореф. дис. … канд. психол. наук / В.В. Гижицкий. – Москва, 2016. – 26 с.
7. Гордеева, Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития: автореф. дис. … канд. психол. наук / Т.О. Гордеева. – Москва, 2013. – 28 с.
8. Гусарова, Е.А. Мотивация учебной деятельности в структуре самоопределения старшеклассников / Е.А. Гусарова // Развитие профессионализма. – 2016. – № 1. – С. 45-46.
9. Зеер, Э. Ф. Профессиональное самоопределение и потенциал профессионала / Э. Ф. Зеер // Мир психологии. – 2005. – № 2. – С. 141–147.
10. Ильин, Е. П. Психология для педагогов / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 640 с.
11. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Академия» 2005. – 304 с.
12. Кондратьева, Н. П. Развитие готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии / Н. П. Кондратьева, Е. А. Касимкина // Казанский педагогический журнал. – 2020. – № 3(140). – С. 161-168.
13. Кудинов, С.И. Профессиональное самоопределение старшеклассников с разными показателями рефлексивности / С. И. Кудинов, С. С. Кудинов, В. С. Кудинов, А. А. Достатняя // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2021. – № 2(55). – С. 13-26.
14. Кухтерина, Г. В. Готовность к выбору профессии и самоотношение у выпускников школы / Г. В. Кухтерина, Е. П. Михайлова // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 51-7. – С. 353-360.
15. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
16. Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника (М.В. Матюхина) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/mietodika-diaghnostiki-struktury-uchiebnoi-motivat.html.
17. Мешкова, О.Ю. Специфика учебной мотивации и личностных особенностей старшеклассников / О.Ю. Мешкова // Страховские чтения. – 2020. – № 28. – С. 232-237.
18. Миронова Г.В. Противоречия профессионального развития личности в период ранней юности (15-20 лет) и пути их разрешения // Акмеология. — 2017. – № 1 (61). – С. 103-107.
19. Миронова Г.В. Развитие личности в период ранней юности (15-20 лет): структура, сущностные характеристики и закономерности. в раннем подростковом возрасте (15-20 лет): структура, существенные признаки и закономерности // Вестник Тувинского государственного университета. - 2013. - Т. 4, № 4 (19). - С. 75-86.
20. Никулина, И. В. Исследование уровня сформированности мотивации учебной деятельности обучающихся / И. В. Никулина, А. Э. Снежкова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. – 2019. – Т. 25. – № 3. – С. 89-94.
21. Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/oprosnik-profesionalnyh-predpochtenii-holanda.html.
22. Попов, Н.А. Особенности развития личности старшеклассника / Н.А. Попов // Формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа: материалы научно-практической конференции. – Уфа, 2017. – С. 63–65.
23. Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2003. – 480 с.
24. Ретунская, Т. Н. Выбор профессии как психологический феномен / Т. Н. Ретунская // Высшее образование в России. – 2012. – № 8-9. – С. 126 – 130.
25. Рудая, Н.Л. Особенности мотивационной сферы старшеклассников с разным уровнем учебных достижений автореф. дис. … канд. психол. наук / Н.Л. Рудая. – Киев, 2006. – 24 с.
26. Соколова, Д. В. Психологическая готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению / Д. В. Соколова, Н. Н. Сеничева // Вопросы территориального развития. – 2015. – № 5(25). – С. 4-9.
27. Хаенок, М. С. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников / М. С. Хаенок // Актуальные проблемы современной гуманитарной науки. – Брянск, 2019. – С. 136-139.
28. Чепикова, Я.С. Особенности учебной мотивации в структуре профессиональной идентичности / Я.С. Чепикова. – Симферополь: КИПУ, 2017. – 53 с.
29. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
30. Шумилин, Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника / Е.А. Шумилин. – М.: Педагогическая литература, 2009. – 279 с.
31. Эльконин, Б.Д. Психология развития / Б.Д. Эльконин. – М.: Академия, 2008. – 144 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Выбор профессии» (собственная разработка).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты