Волевые качества личности в период ранней и средней взрослости
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Волевые качества личности в период ранней и средней взрослости»
по дисциплине: «Психология»
2021
23.00 BYN
Волевые качества личности в период ранней и средней взрослости
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе имеется только 1 глава.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ И СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
1.1 Воля и волевые качества личности: определение понятий и основные характеристики
1.1.1 Определение понятия «воля» и волевая сфера личности
1.1.2 Волевые качества личности, их структура и общая характеристика
1.2 Особенности развития волевой сферы личности в период взрослости
1.2.1 Психологические особенности ранней и средней взрослости в контексте возрастной периодизации психического развития
1.2.2 Особенности выраженности волевых качеств личности в период взрослости и их взаимосвязь с индивидуально-личностными характеристиками человека
1.2.3 Факторы, влияющие на развития волевой сферы личности в период взрослости
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Согласно мнению Л. С. Выготского, жизненный путь в каждой фазе своего развития характеризуется наличием определенных социальных ситуаций в их динамике как конкретных отношений личности к окружающему миру, которые в дальнейшем определяют пути его личностного развития. Другими словами, в жизни каждого человека есть фаза перехода социального к индивидуальному.
В контексте заявленной темы тот факт, что период взрослости является продолжительным отрезком жизни индивида, становится ведущей предпосылкой для определения актуальности данной работы. Вместе с тем мы разделяем точку зрения А. Н. Леонтьева относительно того, что «социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается в качестве основного условия личностного развития, т.к. меняется самим человеком в соответствии с возможностями».
В свою очередь, по нашему мнению, регулятором подобного личностного развития становится воля, которая также выступает в качестве сознательного регулирования индивидом своего поведения и деятельности, а также способности преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Иначе говоря, воля и, соответственно, волевые качества личности как феномен психологический оказываются включенными в сферу социальную. Так, задачей воли является сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни, в том числе зависящих от особенностей конкретного возрастного периода. Как можно понять из вышесказанного, личностное развитие, становление человека как личности – это многоплановая проблема, которая определяется как внутренними, так и внешними условиями.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ И СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
1.1 Воля и волевые качества личности: определение понятий и основные характеристики
1.1.1 Определение понятия «воля» и волевая сфера личности
Воля – одно из наиболее сложных понятий в психологии. Воля рассматривается и как самостоятельный психический процесс, и как аспект других важнейших психических явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение. Воля является «психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека» [35]. Относительно рассматриваемого вопроса А. Р. Лурия писал следующее: «Поистине история изучения воли является историей заблуждений, а инвентарь современных психологических представлений о воле – грандиозным кладбищем ошибок, неясно поставленных проблем и свидетельством легкомыслия исследователей» [27, с. 256].
Как отмечал С. Л. Рубинштейн, «воля – сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это – способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений» [39, с. 33].
В этом определении наблюдается отрыв от сиюминутной ситуации в виде наличия отношения к цели, её осознания. Также «важно соотношение мотива и цели. В случае, когда цель и мотив совпадают, по крайней мере, в сознании субъекта, субъект сознательно полностью управляет своей деятельностью, она не носит спонтанный характер, в деятельности имеет место воля» [10].
1.2 Особенности развития волевой сферы личности в период взрослости
1.2.1 Психологические особенности ранней и средней взрослости в контексте возрастной периодизации психического развития
Период взрослости согласно большинству периодизаций охватывает период от 18-20 до 55-60 лет. В своих трудах Е. П. Ильин отмечает, что «отталкиваясь в основном от периодизации Д. Б. Бромлей [], внутри этого периода можно выделить раннюю взрослость (18-25 лет), среднюю взрослость (25-40-45 лет) и позднюю взрослость (40-45 – 55-60 лет)» [21, с. 41]. При этом следует отметить другой распространенный подход (например, Э. Эриксон), связанный с округлением дат и выделением в рамках этого диапазона периодов ранней взрослости (20-40 лет) и средней взрослости (40-60 лет) [47; 48].
Ранняя взрослость. В этот период многие психические, в частности эмоционально-волевые и когнитивные, процессы развиваются неравномерно. Взрослый человек может самостоятельно контролировать ход своего психологического развития и добиваться больших результатов, связанных с трудом или увлечениями. Во многом успешность человека зависит от степени его одаренности, уровня образованности и правильно выбранного рода деятельности, однако важную роль играет и сформированность волевых качеств. Этот факт свидетельствует о том, что психологическое развитие в целом и развитие волевой сферы человека имеет индивидуально обусловленный характер.
1. Александрова, Ю. В. Основы общей психологии / Ю. В. Александрова, Ю. А. Попов. – Самара : Бахрах-М, 2001. – 672 с.
2. Бадмаева, Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография / Н. Ц. Бадмаева. – Улан-Удэ : ВСГТУ, 2004. – 280 с.
3. Батыршина, А. Р. Историческая представленность категорий «воля» и «волевая регуляция» в отечественных учебниках психологии / А. Р. Батыршина, В. А. Мазилов // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – № 4. – Т. II. – С. 214–222.
4. Батыршина, А. Р. Проблема формирования и воспитания волевых качеств личности в отечественной психологии / А. Р. Батыршина // Высшее образование сегодня. – 2014. – № 10. – С. 26–30.
5. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2004. – 336 с.
6. Божович, Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л. И. Божович ; ред. Д. И. Фельдштейн. – М. : Международная педагогическая академия, 1995. – 212 с.
7. Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология» / А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая. – М. : Просвещение, 1985. – 144 с.
8. Волевая сфера личности [Электронный ресурс] // Психологическое сообщество «PSYERA». – Режим доступа: https://psyera.ru/volevaya-sfera-lichnosti-6.htm.
9. Волевая сфера личности. Понятие, значение, функции воли. Структура волевого акта. Волевые качества человека [Электронный ресурс] // Студенческая библиотека. – Режим доступа: https://usnd.to/J0MZ.
10. Волевая сфера. Понятие, функции воли. Структура волевого акта. Волевые качества [Электронный ресурс] // Открытая онлайн-библиотека для учебы и развития «TheLib». – Режим доступа: https://thelib.info/psihologiya/1291619-volevaya-sfera-ponyatie-funkcii-voli-struktura-volevogo-akta-volevye-kachestva/.
11. Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997. – 144 с.
12. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский ; под. ред. А. М. Матюшкина. – Т. 3. Проблемы развития психики. – М. : Педагогика, 1983. – 369 с.
13. Гаврилина, И. В. Теоретические подходы к изучению волевых качеств личности в психологии / И. В. Гаврилина // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. – 2007. – № 2. – С. 52–55.
14. Гербарт, И. Ф. Психология / И. Ф. Гербарт ; пер. А. Н. Нечаев, предисл. В. Куренного. – М. : Территория будущего, 2007. – 288 с: ил.
15. Головей, Л. А. Период взрослости (18-55-60 лет) [Электронный ресурс] / Л. А. Головей // Психология развития и возрастная психология // Учебные материалы для студентов. – Режим доступа: https://studme.org/191371/psihologiya/period_vzroslosti.
16. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. – М. : Гардарики, 2003. – 480 с.
17. Груздева, О. В. Психология развития (Возрастная) / О. В. Груздева, О. М. Вербианова. – Красноярск : КНПУ им. В. П. Астафьева, 2011. – 93с.
18. Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. – М. : Наука, 1993. – 432 с.
19. Иванников, В. А. Воля / В. А. Иванников // Национальный психологический журнал. – 2010. – № 1 (3). – С. 97–102.
20. Иванников, В. А. Место понятия «воля» в современной психологии / В. А. Иванников [и др.] // Вопросы психологии. – 2014. – № 2. – С. 15–23.
21. Ильин, Е. П. Психология взрослости / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 544 с.
22. Касаткина, Д. А. Эмпирическое исследование волевых качеств и направленности личности / Д. А. Касаткина // Акмеология. – 2012. – № 4. – С. 82–86.
23. Конарева, Т. С. Волевая активность (параметр «настойчивость») и ее формально динамическая сторона / Т. С. Конарева // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции человека. – Свердловск : [б/и], 1987. – С. 15–22.
24. Лазурский, А. Ф. Избранные труды по общей психологии / А. Ф. Лазурский. – М. : Алетейя, 2001. – 480 с.
25. Левин, К. Динамическая психология: Избранные труды / К. Левин ; под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой; сост., пер. с нем. и англ. яз. И науч. ред. Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Патяевой. – М. : Смысл, 2001. – 572 с.
26. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Е. Е. Соколова. – М. : Смысл, 2005. – 431 с.
27. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – СПб. : Питер, 2006. – 320 с: ил.
28. Макаренко, А. С. Воля, мужество, целеустремленность [Электронный ресурс] / А. С. Макаренко // Педагогические сочинения: в 8-ми т. // Интернет-проект «Собрание классики». – Режим доступа: http://az.lib.ru/m/makarenko_a_s/text_1939_volya_muzhestvo.shtml.
29. Нагорнова, А. Ю. Профессиональное мастерство современного педагога: коллективная монография / А. Ю. Нагорнова [и др.] ; отв. ред. А. Ю. Нагорнова. – Ульяновск : Зебра, 2016. – 442 с.
30. Немов, Р. С. Психология: в 3-х кн. / Р. С. Немов. – 4-е изд. – Кн. 1: Общие основы психологии. – М. :ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
31. Общая психология / Под ред. Р. X. Тугушева, Е. И. Гарбера. – М. : Эксмо, 2006. – 560 с.
32. Основные психологические характеристики периода взрослости [Электронный ресурс] // Изучение жизненных перспектив в период взрослости // Студенческая библиотека онлайн. – Режим доступа: https://studbooks.net/1301092/psihologiya/osnovnye_psihologicheskie_harakteristiki_perioda_vzroslosti.
33. Пашук Н. С. Психология индивидуальных различий / Н. С. Пашук. – Минск : МИУ, 2008. – 296 с.
34. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М . : Академия, 2002. – 160 с.
35. Понятие воли человека [Электронный ресурс] // Информационно-образовательный портал «Grandars.ru». – Режим доступа: https://www.grandars.ru/college/psihologiya/volya-cheloveka.html.
36. Порхачева, Л. В. Особенности развития личности в период ранней взрослости [Электронный ресурс] / Л. В. Порхачева, К. Я. Джус // Портал психологических изданий «PsyJournals.ru». – Режим доступа: https://psyjournals.ru/bozhovich/issue/30161_full.shtml.
37. Психологическая зрелость личности / Под общ. ред. Л. А. Головей. – СПб. : Скифия-принт, СПбГУ, 2014. – 240 с.
38. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – СПб. : Питер, 2007. – 480с.
39. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.
40. Федосеенков, А. В. Воля и возраст. Как в течение жизни меняется и развивается сила воли [Электронный ресурс] / А. В. Федосеенков, Д. В. Устинов // Молодой ученый. – 2017. – № 48 (182). – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/182/46853/.
41. Хилько, М. Е. Возрастная психология. Конспект лекций [Электронный ресурс] / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева // Электронная библиотека ГБПОУ «Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга». – Режим доступа: http://college4.ru/attachments/article/40/hilko_m_e_tkacheva_m_s_vozrast.pdf.
42. Черемисин, В. Е. Волевые качества личности / В. Е. Черемисин. – М. : Лаборатория книги, 2012. – 99 с.
43. Чумаков, М. В. Психофизиологические основания волевых качеств личности / М. В. Чумаков // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. – 2005. – № 4. – С. 71–74.
44. Эббингауз, Г. Ассоциативная психология: сборник / Г. Эббингауз, А. Бэн. – М. : АСТ-ЛТД, 1998. – 528 с.
45. Эмоциональные и волевые психические процессы [Электронный ресурс] // Сайт Национального открытого университета «ИНТУИТ». – Режим доступа: https://usnd.to/J0pR.
46. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – 2-е изд. – СПб. : Ленато, 2006. – 592 с.
47. Эриксон, Э. Жизненный цикл: Эпигенез идентичности / Э. Эриксон // Теории личности в западно-европейской и американской психологии: хрестоматия / ред. Д. Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 1996. – 49 с.
48. Эриксон, Э. Трагедия личности / Э. Эриксон. – М. : Эксмо, 2008. – 256 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе имеется только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты