Роль предметно-игровой среды в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Роль предметно-игровой среды в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Дошкольная педагогика»
2021
45.00 BYN
Роль предметно-игровой среды в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольная педагогика
Организация: Ясли-сад №11, ГУО (г. Барановичи)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика И.Б. Дерманова «Закончи историю»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Сюжетные картинки»
ПРИЛОЖЕНИЕ В Выполнение заданий по методике «Закончи историю»
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Выполнение заданий по методике «Сюжетные картинки»
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты диагностики по методике «Закончи историю» (контрольная группа и экспериментальная группа)
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «предметно-игровая среда», её сущностные характеристики и потенциал в формировании игрового опыта детей дошкольного возраста
1.2 Характеристика сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста и возможности предметно-игровой среды в их развитии
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Цель, задачи и методика педагогического эксперимента
2.2 Выявление уровня сформированности игровых умений детей старшего дошкольного возраста
2.3 Создание предметно-игровой среды для организации сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
2.4 Эффективность организации предметно-игровой среды в развитии сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования заключается в том, что игра является неотъемлемой частью развития ребенка, так как сюжетные и ролевые игры являются основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Они позволяют ребенку в воображаемой ситуации выполнять любые ролевые действия, выполнять функции, быть вовлеченным в различные события.
Игра является ценным занятием для дошкольников, которое дает им ощущение свободы, подчинения вещей, действий и отношений и позволяет им в полной мере реализовать себя, достичь состояния эмоционального комфорта и участвовать в творчестве сверстников, которое основано на свободном общении. Сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективной развивающей ценности делает ее наиболее подходящей формой организации активности детей, особенно в условиях государственного дошкольного образования.
Сюжетно-ролевые игры – это первое, осознанное взаимодействие ребенка с действительностью, в которой ребенок играет доминирующую роль субъекта, творца, это способ его самореализации и самовыражения. В игре ребенок – это то, чем он хочет быть, в игре ребенок – это то, где он хочет быть, он – участник интересных и привлекательных действий и событий.
На сегодняшний день является общепризнанным факт влияния сюжетно-ролевой игры на всестороннее развитие ребенка (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Особая роль в социальном развитии ребенка, в формировании его готовности к школьному обучению принадлежит сюжетно-ролевой игре.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «предметно-игровая среда», её сущностные характеристики и потенциал в формировании игрового опыта детей дошкольного возраста
«Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность. Предметная среда выполняет ответную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка» [9, с. 65].
«Развитие творчества ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в учреждении дошкольного образования. (Л.С. Выготский, Д.В. Менджерицкая, Н.Н.Поддъков, Е.А. Флерина, С.Л. Новоселова и др.). Предметно развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» [14]. «В игровую предметно – развивающую среду входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей. Все эти игровые средства находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, игровом зале, на площадке (веранде) участка детского сада» [14, с. 122].
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Цель, задачи и методика педагогического эксперимента
Целью данной работы является проанализировать и установить роль и значение предметно-игровой среды в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста. Исходя из этого было проведено экспериментальное исследование уровня развития умений, навыков игровой деятельности, а также поведения детей дошкольного возраст в сюжетно-ролевой игре.
База исследования: ГУО «Ясли-сад №11 г. Барановичи».
Выборка исследования: в исследовании принимали участие воспитанники двух старших групп: «Почемучки» - контрольная группа (20 детей) и «Звёздочки» - экспериментальная группа (20 детей).
Для проведения экспериментального исследования использованы следующие диагностические методики:
методика «Закончи историю» (Приложение А) И.Б. Дерманова,
методика «Сюжетные картинки» С.Д. Забрамная (Приложение Б) [18].
Методика И.Б. Дермановой «Закончи историю» (см. Приложение В). Для изучения нравственного осознания нами были выбраны именно эти понятия, так как с ними детей знакомят в дошкольном возрасте и выполнение этих нравственных норм чаще всего от них требуют.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность. создание предметно-игровой среды требует специальной заботы воспитателя. Главный педагогический принцип тут заключается в непременной связи знаний, полученных детьми, с содержанием игровой среды. Существенное значение имеет и организация внесения игрушек. Ее специфику раскрывают многие педагоги. Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры.
Сюжетно-ролевая игра – это игра, основанная на воображаемой или мнимой ситуации, заключающаяся в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им игровой среде выделяют следующие педагогические условия развития творческих сюжетно-ролевых игр дошкольников: педагогическая деятельность, направленная на систематическое обогащение опыта детей в соответствии с их возрастом и требованиями; обогащение игрового опыта; организация субъектно-игровой среды; активизация общения педагога с детьми.
На первоначальном этапе экспериментального исследования проведена диагностика уровня сформированности игровых умений детей старшего дошкольного возраста. Все дети были поставлены в равнозначные условия и диагностические задания давались на одном и том же материале. В ходе диагностирования дети проявляли большой интерес к проводимой работе, с удовольствием выполняли игровые задания. Тем не менее, некоторые дети предпочитали уединение, не всегда желали общаться с взрослыми и сверстниками.
1. Белоус, А.Н. Учите детей познавать мир: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / А.Н. Белоус. – Минск: НИО; Аверсэв, 2009. – 130 с.
2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М. : Просвещение, 2000. – 185 с.
3. Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников / С.С. Бычкова. – М. : АРКТИ, 2002. – 120 с.
4. Васильева, О.К. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с белорус. и рус. яз. обучения / О. К. Васильева. – Мозырь: Содействие, 2015. – 3-е изд. – 152 с.
5. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М. : А.П.О., 2006. – 180 с.
6. Воображаем, размышляем, творим…; пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т.А. Сидорчук, А.В. Корзун. Мозырь: Белый Ветер, 2006. – 204 с.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб. : Водолей, 1997. – 280 с.
8. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. – М., 2006. 118 с.
9. Горлова, Н. А. Современные дошкольники: какие они? / Н.А. Горлова // Обруч. – 2009. – № 1. – С. 3–6.
10. Грэй, Дж. Дети – с небес. Искусство позитивного воспитания. Как развить в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе / Дж. Грэй ; перев. с англ. – М. : София, 2006. – 384 с.
11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
12. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. – М. : 1988. – 476 с.
13. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск: НИО, 2012. – 184 с.
14. Малашенкова, Е.А. Технология сюжетно-ролевой игры // Пачатковая школа. – 2008. – № 12. – С. 23–28.
15. Новоселова, С.Л. Игра дошкольника / С.Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.
16. Обухова, Т.И. Формирование сюжетно-ролевой игры у детей среднего и старшего дошкольного возраста с особенностями психофизического развития (дети с нарушением речи и с нарушением слуха) / Т.И. Обухова. – Минск: Зорны Верасок, 2003. – 64 с.
17. Организация самостоятельной игровой деятельности: примерная тематика игр и перечень игрового материала: метод, рек. / сост. Т.К. Князева [и др.]; Учреждение образования «Минский государственный областной институт повышения квалификации и переподготовки кадров». – Минск: МГОИПК, 2007. – 82 с.
18. Орлова, Е.А. Специальная педагогика: Учебник для бакалавров / Л.В. Мардахаев, Е.А. Орлова, Д.И. Чемоданова; Под ред. Л.В. Мардахаев. – М.: Юрайт, 2012. – 447 c.
19. Развитие личности ребенка в деятельности: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / под ред. Л.Б. Горунович. – Минск: Беларусь, 2002. – 128 с.
20. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич ; под общ. ред. А.П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 720 с.
21. Третьяк, A.B. Педагогические условия формирования взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в играх с правилами : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Третьяк. – СПб., 2006. – 19 с.
22. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. – М. : Просвещение, 1976. – 96 с.
23. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. «Национальный институт образования», 2012 г. – 416 с.
24. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – Москва: Педагогика. 1978. – 212 с.
25. Чеснокова, О.В. Психологические вопросы игры дошкольников / О.В. Чеснокова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 7. – С. 19–23.
26. Эльконин, Д.Б. Детская психология : учебное пособие для вузов / Д.Б. Эльконин. – М. : Академия ИЦ, 2007. – 336 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика И.Б. Дерманова «Закончи историю»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Сюжетные картинки»
ПРИЛОЖЕНИЕ В Выполнение заданий по методике «Закончи историю»
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Выполнение заданий по методике «Сюжетные картинки»
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты диагностики по методике «Закончи историю» (контрольная группа и экспериментальная группа)
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты