Профессиональное самоопределение юношей и девушек
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Профессиональное самоопределение юношей и девушек»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Профессиональное самоопределение юношей и девушек
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Дифференциально-диагностический опросник (Е.А. Климов; модификация А. А. Азбель).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Подходы к изучению профессионального самоопределения в психологии
1.2 Психологические особенности юношеского возраста
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования профессионального самоопределения в юношеском возрасте
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловливается потребностью в обеспечении оптимального профессионального самоопределения старшеклассников, соответствующего их индивидуально-личностным особенностям и требованиям общества. В настоящее время выпускнику школы предъявляют высокие требования к его социальной активности, личностному и профессиональному развитию.
В юношеском возрасте происходит определение своего места в обществе и жизни, выбор ценностных ориентиров, обретение им внутренней целостности и адекватной позиции в обществе, то есть личностное самоопределение. Кроме того, в этом возрасте формируется профессиональное самоопределение – старшие школьники делают выбор жизненного пути, будущей профессии.
Профессиональное и личностное самоопределение как важнейшие образования юношеского возраста не могут существовать без потребности в самоопределении, самовыражении и самореализации. Удовлетворение этих потребностей не только является частью общего развития личности юношей и девушек, но и отражается на субъективном самоощущении целостности и осмысленности своего бытия. Старшеклассники, которые успешно сделали выбор ценностных ориентиров своей жизни и профессионального пути, вероятно, будут ощущать психологические благополучие.
Психологические благополучие – основной показать психологического здоровья человека в целом, и, следовательно, залог успешной жизни. Юношеский возраст – это важнейший период развития и закрепления социальных навыков и эмоциональных паттернов, имеющих важное значение для психического благополучия.
Объект исследования: профессиональное самоопределение.
Предмет исследования: особенности профессионального самоопределения юношей и девушек.
Цель исследования: изучить особенности профессионального самоопределения юношей и девушек.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы к изучению профессионального самоопределения в психологии.
2. Охарактеризовать психологические особенности юношеского возраста.
3. Провести эмпирическое исследование профессионального самоопределения юношей и девушек.
Методы исследования:
– теоретические (анализ литературы по проблеме исследования);
– эмпирические (тестирование);
– количественный и качественный анализ (обработка данных в Microsoft Excel);
Методики исследования:
1. Дифференциально-диагностический опросник (Е.А. Климов, А.А. Азбель).
2. Методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой.
База исследования:
Выборка исследования: 40 лиц юношеского возраста, 20 юношей, 20 девушек.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка литературы, содержавшего 27 источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
1.1 Подходы к изучению профессионального самоопределения в психологии
Изучение проблемы профессионального самоопределения осуществлялось как в зарубежной психологической науке, так и в нашей стране. Зарубежные авторы (Ф. Парсон, Д. Тидельман и др.) рассматривали данный феномен в качестве сложного процесса, имеющего несколько уровней и этапов. Целью самоопределения выступает поиск определённых ориентиров и смысла в профессии, в той деятельности, которая приносит удовлетворение [2, с. 5].
В концепциях, которые ставят акцент на индивидуальности, профессиональное самоопределение интерпретируется как процесс реализации «Я-концепции». Ученые изучают факторы самопонимания в контексте профессионального развития. В работах Дж. Холланда отражены идеи, отражающие выбор личности профессии в зависимости от личностных особенностей. Он предложил классификацию типов личности, определил к какому типу склонность к той или иной деятельности, какими способностями обладает:
– реалистический тип на фоне эмоциональной устойчивости ориентирован на решение конкретных задач, способен к работе в напряжённых условиях;
– артистический тип в связи с потребностью в самовыражении стремиться к творческим профессиям, где он сможет проявить свою креативность, независимость;
– предпринимательский тип, обладающий энергичностью, стремлением к доминированию будет эффективен там, где необходимо занимать руководящие должности, выстраивать стратегические планы и реализовать бизнес-проекты;
– интеллектуальный тип отличатся рациональностью, открыт для новых знаний, потому он чаще выбирает профессии, связанные с теоретическими исследованиями;
– конвенциональный тип ориентирован на структурированную деятельность, работу с цифрами и документами, так как обладает практичностью и исполнительностью;
– социальный тип на фоне потребности в общении, развитой эмпатии тяготеют к профессиям типа «человек – человек» [26].
Описанные Дж. Холландом типы личности могут помочь в выборе профессии. Выявленные закономерности отражают, что определенной личности с ее свойствами характерны конкретные виды профессиональной деятельности. Соответствие личности позволяет лучше выполнять свои обязанности, реализовать свои способности в труде. Успешность в профессиональной деятельности зависит от личностных диспозиций субъекта [26].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
2.1 Организация и методы исследования
С целью исследования профессионального самоопределения юношей и девушек нами было проведено эмпирическое исследование.
Всего в исследовании приняли участие 40 лиц юношеского возраста, 20 юношей, 20 девушек.
Этапы эмпирического исследования:
1) на первом этапе проводился подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования, подготовка инструментария;
2) на втором этапе проводилось профессионального самоопределения юношей и девушек с помощью тестирования;
3) на третьем этапе осуществлялась обработка данных, анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов исследования.
Методики исследования:
1. Дифференциально-диагностический опросник (Е.А. Климов, А.А. Азбель) (Приложение А)
Данная методика направлена на формирование представления об особенностях профессиональной направленности на основе различных видов деятельности.
Для данной методики используется классификация профессий, направленная на классификации профессии на группы по предмету труда: «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ».
2. Методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой [22].
Назначение методики: определение ведущего типа мотивации при выборе профессии. Текст опросника включает 20 утверждений, характеризующих любую профессию. Испытуемым предлагается оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии.
С помощью методики можно следующие виды мотивации:
– внутренние индивидуально-значимые мотивы (личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения);
– внутренние социально-значимые мотивы (общественная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения);
– внешние положительные мотивы (материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия);
– внешние отрицательные мотивы (воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения, других санкций негативного характера).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональное самоопределение – это внутренний процесс, происходящий в сознании каждой личности, предполагающий появление новообразований, системы представлений о своем профессиональном развитии, повышение осознанности и активности, связанной с выбором профессии, своего места в профессиональной сфере. Профессиональное самоопределение находит свое проявление в готовности к выбору профессии, к приобретению необходимых компетенций, а также в положительном отношении к будущей профессиональной деятельности. Индивид осознанно подходит к данному процессу, считает труд осмысленной деятельностью, обладает навыками проектирования своей жизни, проявляет ответственность при принятии решения, автономное поведение и способен к осознанному выбору.
Юношеский возраст представляет собой возрастной этап, на которой складываются все предпосылки для самореализации личности. В этот период повышается саморефлексия, потребность в саморазвития, установка на выдвижение жизненных планов и личностного самоопределения. В процессе обучения в вузе повышается уровень автономности, саморегуляции и субъектность, что позволяет юношам и девушкам самостоятельно и целенаправленно ставить цел и достигать их.
Данные, предложенные в рамках исследования, позволяют нам понять, что девушки в рамках особенностей развития нацеливают свою деятельность на работу с другими людьми. Данные профессии типа «человек-человек» крайне популярны в современном мире.
У опрошенных юношей результаты указывают на наличие их склонности к таким особенностям как «техника». Данные показатели определяют формирование представлений о технических специальностях.
Мотивация профессионального выбора у девушек представлена преимущественно внутренними индивидуально-значимыми мотивами, отражающими высокую значимость выбранной ими профессии, которая приносит удовлетворение, преимущественно благодаря ее творческому характеру, возможности общения.
У юношей преимущественно внешними положительными мотивами выбранной ими профессии, для которых имеют значение: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых они считают нужным приложить свои усилия.
Слабо и у юношей, и у девушек выражены – внутренние социально значимые и внешние отрицательные мотивы.
1. Алишев Б.С. Понятие самоопределение в современной психологии / Б.С. Алишев // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2014. – №6. – c. 15-21
2. Ананьев С.В. К вопросу понимания понятия «будущего» в контексте изучения профессионального самоопределения / С.В. Ананьев // Актуальные вопросы психологии. – 2015. – № 8. – С. 5-12.
3. Ананьев, Б. Г. Возрастная периодизация жизненного цикла человека // Психология развития / Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. – М. : ЧеРо, 2005. – 524 с.
4. Горская, Г.Б. Самодетерминация как мотивационный фактор субъектности студентов в учебной деятельности / Г.Б. Горская // Физическая культура, спорт - наука и практика. – 2018. – № 2. – С. 30-36.
5. Дубнякова А.И. Теоретические подходы к исследованию мотивов профессиональной деятельности / А.И. Дубнякова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2008. – № 2. – С. 226 – 230.
6. Жигулин А.А. Социально-профессиональное самоопределение личности // Территория науки. – 2013. – № 1. – С. 46–49.
7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / Э.Ф. Зеер, О.А. Рудей. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2008. – 256 с.
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Академия» 2005. – 304 с.
9. Кобазова Ю.В. Гендерный аспект процесса профессионального самоопределения старших школьников / Ю.В. Кобазова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. – 2009. – № 2. – С. 84-88.
10. Костакова, И.В. Национально-психологические особенности самореализации личности в юношеском возрасте / И.В. Костакова // «Концепт». – 2019. – № 1. – С. 1-6.
11. Костакова, И.В. Психологическая основа профессиональной самореализации личности / И.В. Костакова // Нац. психологический журнал. – 2020. – № 3 (15). – С. 80-85.
12. Крутых, У.В. Становление субъектности в студенческом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук [Текст] / У.В. Крутых. – Краснодар, 2016. – 23 с.
13. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов /А.Г. Маклаков. – СПб.; Питер, 2001. – 583 с.
14. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Знание, 2006. – 308 с.
15. Мухаметшин А.Г. Структурные компоненты профессионального самоопределения школьников / А.Г. Мухаметшин // Казанский педагогический журнал. – 2016. – № 2. – С. 103-107.
16. Поляков, В.А. Профессиональное самоопределение молодёжи / В.А. Поляков // Педагогика. – 2009. – №5. – с. 33-37.
17. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2003. – 480 с.
18. Ретивых М.В. Формирование профессионального самоопределения школьников как научно-педагогическая проблема / М.В. Ретивых // Вестник Брянского государственного университета. – 2010. – № 1. – С. 15–20.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.; Питер, 2007. – 713 с.
20. Сенько, М.П. Психологические особенности самореализации личности в юношеском возрасте / М.П. Сенько // Научно-практические исследования. – 2020. – № 1. – С. 117-124.
21. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков. – М.: ПСТГУ, 2013. – 400 с.
22. Соснина Н.Г. Формирование профессионального самоопределения личности студентов [Электронный ресурс] / Н.Г. Соснина. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnogo-samoopredeleniya-lichnosti-studentov.
23. Столяренко A.M. Психология и педагогика / A.M. Столяренко. – М.: Юнити-Дана, 2001. – 423 с.
24. Чистякова С.Н. Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования / С.Н. Чистякова // Школа и производство. – 2013. – № 1. – С. 9–10.
25. Шеховцова, Е.А. Становление ценностных ориентаций в юношеском возрасте / Е.А. Шеховцова, Е.В. Шеховцов // Современные тенденции и проблемы развития экономики, управления и права. – Ставрополь, 2018. – С. 310-314.
26. Holland, J. L. Exploring careers with a typology: What we have learned and some new directions / J. L. Holland. – American Psychologist. 2006. – P. 397-406.
27. Super D.E. Self-realization through the work and leisure roles / D.E. Super. – In book: Educational and vocational guidance. 2005. – P. 43.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Дифференциально-диагностический опросник (Е.А. Климов; модификация А. А. Азбель).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты