Формирование правовой культуры личности в условиях учреждения профессионально-технического образования
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование правовой культуры личности в условиях учреждения профессионально-технического образования»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Формирование правовой культуры личности в условиях учреждения профессионально-технического образования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Гомельский государственный профессиональный лицей строителей, УО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Диагностика правовых основ».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник «Диагностика нравственной самооценки».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Опросник «Диагностика отношения к жизненным ценностям».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие и сущность правовой культуры личности
1.2 Психологические особенности учащихся средних профессионально-технических учебных заведений как фактор формирования правовой культуры обучающихся
1.3 Пути и средства формирования правовой культуры личности в учреждениях среднего профессионального образования
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Выводы и результаты исследования
2.3 Программа формирования правовой культуры учащихся учреждения образования «Гомельский государственный профессиональный лицей строителей»
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Рубеж двух тысячелетий и первые десятилетия XXI века обозначились актуальными проблемами формирования правовой культуры общества и необходимостью создания целостного механизма правового образования и воспитания выпускников учреждений профессионального образования различного уровня.
В современных условиях, когда у большинства молодежи проявляется иждивенческий характер образа жизни, некая инертность и незаинтересованность в саморазвитии, уровень правовой культуры, не соответствующий требованиям времени и обществу необходимо проявлять решимость в содействии системности воспитания в самом глубоком смысле этого слова.
Воспитание молодого человека никогда не было легким делом. Трудности же правового воспитания обусловлены тем, что показатели физической, психической и социальной зрелости у молодых людей различны. Доказано, что за последнее столетие созревание школьников в физиологическом отношении ускорилось, чего нельзя утверждать в отношении тенденции социального созревания. Образуется своеобразный разрыв между физической и социальной зрелостью. Ограниченность жизненного и правового опыта, склонность к подражанию, обостренное чувство самоутверждения часто мешают молодому человеку критически оценить ситуацию, особенно если она нетипична или складывается неожиданно.
Поэтому проблема совершенствования системы правового воспитания обучающихся в профессиональных образовательных организациях в настоящее время является не менее важной, чем реформирование комплексной системы белорусского образования. Среди требований, предъявляемых к современному специалисту, важнейшими сегодня являются активная жизненная позиция, гражданственность, способность отстаивать свои принципы. В этой связи одной из первостепенных задач образовательных организаций и является формирование духовности и правовой культуры будущих своих выпускников. Важную роль в решении данной задачи играет правильное использование всего комплекса правовых воспитательных воздействий на студентов как во время обучения так и во внеучебной жизни.
Правовые знания способствуют социальной активности учащихся, содействуют правильному пониманию правовых явлений, сознательному следованию предписаниям закона. Они учат находить грань между дозволенным и запрещенным. Обладая высокой правовой культурой, студент в состоянии свободно себя ориентировать, исходя из признания социальной ценности права и собственного избранного поведения. В этой связи актуальность воспитания правовой культуры учащихся не вызывает сомнений. В наше время это особенно важно, поскольку воспитание социально активного гражданина должно быть направлено на развитие личности как субъекта жизнедеятельности, государства, права и морали. От того, как эта проблема будет решаться в юношеском возрасте, во многом зависят состояние и тенденции развития правового государства, демократизации общества
ГЛАВА 1. ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие и сущность правовой культуры личности
Понятие «правовая культура» вошло в науку в начале XX века. Высшей ступенью правовой культуры считается уровень безупречного социально правового поведения, детерминированного не только внешними механизмами правового регулирования, но и внутренними этическими мотивами, духовными установками.
Понятие «правовая культура» имеет неоднозначное толкование в современных гуманитарных науках. Ученые не могут найти единый подход к трактовке как самой категории «правовая культура», так и её структурных компонентов, содержания, функций, в силу того, что понятие правовой культуры многоаспектно.
В первую очередь следует отметить, что правовая культура является частью культуры общества, а потому к определению её понятия возможно применение тех наработок, которые имеются в мировой науке относительно общего понятия «культура».
Под правовой культурой в широком смысле понимается всё, что создано человеком в правовой сфере: право, правовая наука, правосознание, юридическая практика [8, с. 34].
В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи приводится следующее определение правовой культуры: правовая культура личности – совокупность правовых знаний и способность их полной и правильной реализации в различных видах деятельности. Правовая культура предполагает сочетание правовых знаний с нравственными идеалами и ценностными ориентациями личности [14].
Содержание воспитательной работы по формированию правовой культуры личности направлено на усвоение систематизированных знаний о праве, основах законодательства Республики Беларусь, формирование законопослушного поведения, понимание обучающимся ответственности за противоправные действия. Формирование адекватной самооценки личности обучающегося и поведения, которое проявляется в реализации своих прав и свобод, ответственном отношении к выполнению своих обязанностей как гражданина Республики Беларусь, в готовности в различных жизненных ситуациях действовать юридически грамотно, целесообразно, ориентируясь на существующие законы [9, с. 36].
Правовая культура личности – это уровень правового развития, социализации и воспитания каждого гражданина страны. Важно понимать, насколько гражданами усвоены основы и как они используются на практике [11].
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Организация и методики исследования
Исследование проводилось на базе УО «Гомельский государственный профессиональный лицей строителей».
В исследовании приняло участие 15 учащихся 1 курса (группа 7 ЭП)
Цель первичной диагностики − определить уровень правовой культуры старших подростков.
Диагностика правовой культуры осуществлялась по следующим методикам:
1. «Диагностика правовых основ» (см. приложение 1)
Инструкция: необходимо ответить на каждый из 19 вопросов.
Методика состоит из 19 вопросов открытого и закрытого типа.
Интерпретация результатов:
За каждый правильный ответ приписывается одна единица
От 16 до 19 единиц – высокий уровень.
От 11 до 15 единиц – средний уровень.
Меньше 10 единиц – низкий уровень.
2. «Диагностика нравственной самооценки» (см. Приложение 2).
Педагог обращается к учащимся: перед вами таблица с высказываниями и возможными ответами, подумайте, насколько вы согласны с высказываниями (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, поставьте знак «+» в клетку напротив высказывания (столбец 3); если вы согласны на половину – поставьте знак «+» в клетку напротив высказывания (столбец 4); если вы совсем не согласны поставьте знак «+» в клетку напротив высказывания (столбец 6).
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 3 балла, приписывается 1 единица,
в 2 балла – 2 единицы,
в 1 балл – 3 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 3 балла - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 26 до 30 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.
От 16 до 25 единиц – средний уровень нравственной самооценки.
Менее 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.
3. «Отношение к жизненным ценностям» (см. Приложение 3)
3. «Отношение к жизненным ценностям» (см. Приложение 3)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время формирование правовой культуры становится важным
аспектом всестороннего развития личности. Как правило, знание прав, умение ориентироваться в правовых вопросах, понимание важности роли права в жизни государства, так или иначе, влияет не только на развитие отдельно взятого индивида, но и на развития общества в целом.
Правовая культура – это знание и понимание права, а также приверженность к правомерному типу поведения, т. е. соблюдение правовых запретов, исполнение обязанностей, а также использование дозволений для удовлетворения своих интересов.
Целью правовой культуры является вторжение в социальную среду, воздействие на формирование правовых установок, развитие у членов общества
понимания необходимости определённого правового поведения. Тем самым, правовая культура обеспечивает интеграцию личности в социум. Чаще всего в
структуре правовой культуры выделяют три составляющие: знание о праве, отношение к праву, навыки правового поведения.
Процесс формирования правовой культуры сопряжены с существенной трансформацией отношения личности к праву, с выработкой у неё правовых установок. Это такое свойство человека, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным объёмом правовой информированности о содержании правовых норм, обеспечивающих правомерный характер его действий во всех жизненных ситуациях.
В первой главе работы были рассмотрены понятие правовой культуры; психологические особенности юношеского возраста как фактора формирования правовой культуры; пути и средства формирования правовой культуры личности в учреждениях профессионально-технического обучения.
Вторая глава работы была посвящена исследованию, направленному на определение уровня правовой культуры юношей. Результаты данного исследования показали, что уровень правовой культуры учащихся достаточно не высок, в связи с чем была предложена программа формирования правовой культуры учащихся. Реализация данной программы должна быть непрерывной и проводиться согласно разработанному плану с привлечением всех необходимых специалистов
1. Аксенова, Г. И., Цыганова Т. И. Формирование правовой культуры в системе профессиональной подготовки студентов / Г. И. Аксенова, Т. И, Цыганова // Интеграция образования. – 2006. – № 2. – С. 135 – 138.
2. Баранов, П. П. Правовое сознание и правовое воспитание / П. П. Баранов. – Н. Новгород : НГМИ, 1993. – 485 с.
3. Барихновская, Е. Г. Система правового образования в школе : концепция. Учебные программы / Е. Г. Барихновская, Л. В. Мось, Н. И. Элиасберг. СПб. : Питер, 1995. – 126 с.
4. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности / Н. М. Борытко. – Волгоград : Перемена, 2001. – 181 с.
5. Вербицкий, Н. П. Правовое воспитание молодежи / Н. П. Вербицкий. – Минск : Народная асвета, 2001. – 87 с.
6. Волков, Б. С. Возрастная психология : учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 277 с.
7. Вольская, С. Ф., Зайцев, А. А. Проблемы формирования правовой грамотности студентов технического вуза / С. Ф. Вольская, А. А. Зайцев. – Вестник МГТУ. – Том 9. – 2006. –№ 4. – С. 45 – 49.
8. Вопленко, Н. Н. Правосознание и правовая культура / Н. Н. Вопленко. Волгоград : ВолГУ, 2000. – 88 с.
9. Гафаров, З. М. Методика правового воспитания молодежи : курс лекций /З. М. Гафаров. – Ташкент, 2010. – 75 с.
10. Гинзбург, В. Г. Пути повышения правовой культуры / В. Г. Гинзбург, А. М. Козин. – М. : Педагогика, 2006. – 256 с.
11. Гуляихин, В. Н. Правовая культура личности / В. Н. Гуляихин, С. В. Широ. – Волгоград : Перемена, 2000. – 113 с.
12. Жигулин, А.А. Правовая культура студентов как социальный феномен / А. А. Жигулин // Психология, социология и педагогика. – 2012. – № 3. – С. 7–10.
13. Зорченко, Е. А. Воспитание правовой культуры молодежи / Е. А. Зорченко. – Минск : Беларусь, 2000. – 79 с.
14. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь : Зборнiк нарматыўных дакументаў. – 2007. – № 2. – С. 9 – 39.
15. Ларина, Т. Л. Правовое образование как важнейший фактор социализации человека / Т. Л. Ларина. – Екатеринбург : Деловой мир, 2003. – 122 с.
16. Ляхова О. С. Уровни сформированности правовой культуры старшеклассника / О. С. Ляхова // Известия ВГПУ. – 2015. – № 4. – С. 14 – 18.
17. Никитина, О. А. Технология формирования правовой культуры студентов / О. А. Никитина // Тезисы Российской научно-методической конференции – Рязань : РГПУ им. Есенина, 2005. – С. 70 – 72.
18. Николаева, Л. Н. Формирование правовой культуры студентов / Л. Н. Николаева. – Смоленск : СПГУ, 2005. – 219 с
19. Николаева, О. П. Правовая и моральная зрелость личности / О. П. Николаева // Субъект и социальная компетентность личности. – М. : Право, 2009 – 549 с.
20. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста : учебное пособие / Ф. Райс. – СПб. : Питер, 2000. – 312 с.
21. Ромашов, Р. А., Тищенко, А. Г. Правовая культура : ценностный аспект / Р. А. Ромашов, А. Г. Тищенко // Правовая культура. – 2011. – № 1. – С. 7–10.
22. Савин, В. Н. Правовая культура студентов в современных условиях : социологиеский анализ / В. Н. Савин. – Екатеринбург : Деловая книга, 2011. – 89 с.
23. Соломенко, Л. Д. Формирование правовой культуры учащихся / Л. Д. Соломенко // Практика административной работы в школе. – 2003. – № 3. – С. 54 – 58.
24. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления / Д. И. Фельдштейн. – М. : МПСИ: Флинта, 1999. – 169 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Диагностика правовых основ».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник «Диагностика нравственной самооценки».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Опросник «Диагностика отношения к жизненным ценностям».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты