Технология развития интереса к практическим занятиям у учащихся при освоении профессии Оператор электронно-вычислительных машин
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Технология развития интереса к практическим занятиям у учащихся при освоении профессии Оператор электронно-вычислительных машин»
по дисциплине: «Образовательные технологии»
2021
45.00 BYN
Технология развития интереса к практическим занятиям у учащихся при освоении профессии Оператор электронно-вычислительных машин
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Образовательные технологии
Организация: Средняя школа № 9, ГУО (г. Слоним)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ ПРОФЕССИИ «ОПЕРАТОР ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН»
1.1 Ценностные и методологические основания развития интереса у учащихся к практическим занятиям
1.2 Теоретические основания развития интереса у учащихся к практическим занятиям
2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИМЯ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ ПРОФЕССИИ «ОПЕРАТОР ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН»
2.1 План развития интереса к практическим занятиям у учащихся
2.2 Методы, средства и ресурсное обеспечение процесса развития интереса к практическим занятиям у учащихся при освоении профессии «Оператор электронно-вычислительных машин»
2.3 Эффективность экспериментальной работы по развитию интереса у учащихся к практическим занятиям
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из актуальных проблем образования в настоящее время является развитие познавательных способностей личности. Решение данной проблемы требует не только выявления и исследования общих закономерностей познавательной деятельности учащихся, но и разработки новых технологий целенаправленного и как можно более раннего развития познавательных способностей учащихся. Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного процесса, выдвинутая С.Л. Рубинштейном. Значительный вклад в раскрытие проблемы проблемного и развивающего обучения внесли: Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Т.В. Кудрявцев, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская.
Познавательный интерес является одним из основных мотивов учебной деятельности, формирование которого является не только средством, обеспечивающим усвоение учебного материала, но и целью обучения.
Процесс обучения не может быть успешным, если у учащегося не сформирована потребность в знаниях, нет интереса к обучению, в связи с чем проблема развития познавательного интереса у учащихся является одной из актуальных современного образования.
Важная роль в решении этой проблемы принадлежит периоду младшего подросткового возраста (пятые-шестые классы). Большое значение для стимуляции познавательного интереса у учащихся среднего звена имеют содержание предмета, организация образовательной деятельности, общение учащихся.
Основной целью трудового обучения учащихся III ступени общего среднего образования является предоставление им возможности получить профессиональные умения и навыки, освоить определенную профессию. Очень важно, чтобы человек по окончании школы, получив аттестат зрелости, уже имел профессиональные навыки, на практике опробовал рабочее место или хотя бы представлял, что такое полноценная трудовая деятельность.
1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ ПРОФЕССИИ «ОПЕРАТОР ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН»
1.1 Ценностные и методологические основания развития интереса у учащихся к практическим занятиям
Большой вклад в разработку теории и практику исследования ценностей внес М.Рокич. Прежде всего, это проявляется в его типологии.
В типологии М.Рокича выделяются:
1. Ценности-цели (терминальные). М. Рокич понимает под ними верования индивида в то, что следует стремиться к итоговой цели своего существования. Терминальные ценности определяют для человека смысл его жизни, указывают, что именно для него особенно важно и значимо (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире).
2. Ценности-средства (инструментальные). М. Рокич называет ими верования человека в то, что определенный образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации (например, честность, рационализм).
Инструментальные ценности подразделяются на группы:
1. индивидуалистические, конформистские, альтруистические;
2. этические, ценности общения, ценности дела;
3. самоутверждения, принятия других людей и т. д.
По сути, разветвление терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.
Хочу отметить достоинства данной типологии, т.к. она является универсальной, удобной и экономичной в проведении исследования и обработке результатов.
2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ ПРОФЕССИИ «ОПЕРАТОР ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН»
2.1 План развития интереса к практическим занятиям у учащихся
Для выявления уровня развития интереса к практическим занятиям у учащихся перед экспериментом я использовала метод анкетирования, по Г.И. Щукиной, где учащимся предлагался перечень вопросов, каждый из которых раскрывал один из критериев уровней развития познавательного интереса [8, 9].
Анкетирование было проведено на практическом занятии при освоении профессии «Оператор электронно-вычислительных машин».
В нем принимали участие учащиеся учебных классов профессии «Оператор электронно-вычислительных машин» в количестве 20 человек. Данное анкетирование помогло выявить уровень развития у учащихся интереса к практическим занятиям.
В соответствии с количеством баллов выделялись три уровня развития интереса к практическим занятиям у учащихся.
Высокий уровень: проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Средний уровень: большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к преподавателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе определены концептуальные основания процесса развития интереса к практическим занятиям у учащихся при освоении профессии «Оператор электронно-вычислительных машин»:
1) Ценности личности – это особые ценности общества, какой-либо человек выбрал, и продолжает реализовывать свои цели к определённому действию. Б. С. Братусь описывает ценности личности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни». Автор разъясняет разъединение ценностей личности как осознанных смыслов жизни, которые диктуются, могут навязываться, по отношению к человеческим ценностям. [2]
2) Материальные ценности – это разные вещественные образования, которые могут удовлетворять потребности людей в жилище, пище, одежде и т.д. Можно сказать, что материальные ценности в ходе использования, тем самым истощаются, приходит в плохое состояние и требует беспрерывное воспроизведение.
3) Социальные ценности – потребность в признании, в социальном статусе, в желаемом уровне и качестве жизни. В современном обществе западного типа к ним относятся «демократия», «свобода».
4) Духовные ценности – те ценности, которые направлены духовную жизнь индивида и общества. Такие ценности можно назвать нравственными, эстетическими, религиозными ценностями.
5) Эмоциональное стимулирование учения включает в себя специфический прием – появление во время учебного процесса занимательных ситуаций.
6) Личностно-ориентированный подход – такой тип взаимодействия, в котором личность педагога и личность учащегося выступают как субъекты; целью образования является развитие личности учащегося, его индивидуальности и неповторимости; в процессе взаимодействия предоставляется учащимся свобода выбора деятельности, способа деятельности, материала, партнера по деятельности; каждому ребенку создается ситуация успеха.
1. Баранов, С.П. Сущность процесса обучения / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 2011. - 143 с.
2. Классификация активных методов обучения. [Электронный ресурс]. URL: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met110/node4.html
3. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС: метод. пособие / А. В. Роготнева, Л. Н. Тарасова и др. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 120 С. 4-11
4. Пачурин, Г. В. Развитие познавательного интереса учащихся на занятиях по технологии обработки металлов / Г. В. Пачурин, С. М. Шевченко, Т. А. Горшкова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований №7, Часть 2, 2016, С. 155-160.
5. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов // 11-е издание, учебник. – М.: Academia, 2012. – 576 с.
6. Шевцова, М.А. Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе обучения на основе использования личностно- развивающих ситуаций: дис. канд. пед. наук / М.А. Шевцова. - Воронеж, 2004. - 217 с.
7. Шевченко, С. М. Тенденции инновационного развития общего образования / С.М. Шевченко, Н.С. Тюмина // Сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции "Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения", март 2016. - 50-52.
8. Щукина, Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов / Г. И. Щукина. – М., 2011. – 258 с.
9. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение. – 2009. – 280 с.
10. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. – М.: «Флинта», 2010 – 224 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты