Взаимосвязь кибербуллинга и виктимности в подростковом и юношеском возрасте
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь кибербуллинга и виктимности в подростковом и юношеском возрасте»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь кибербуллинга и виктимности в подростковом и юношеском возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Средняя школа №4, ГУО (г. Гомель)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник «Ролевой виктимности» (М.А. Одинцова, Н.П. Радчикова).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи кибербуллинга и виктимности в юношеском возрасте
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подростков и юношей
1.2 Понятие кибербулинга и виктимности
1.3 Особенности взаимосвязи кибербуллинга и виктимности в подростковом и юношеском возрасте
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения взаимосвязи кибербуллинга и виктимности в юношеском возрасте
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном мире, когда Интернет становится одним из важнейших факторов социализации, вопрос минимизации негативного влияния виртуальной среды на развитие личности становится все более актуальным. Наиболее распространенной коммуникационной платформой для виртуальной социализации молодежи являются социальные сети, которые могут быстро привлечь новых пользователей.
Многие ученые из разных областей знаний изучали психологические особенности виктимизации и кибербуллинга среди подростков. Вовлечение подростков в ситуации кибербуллинга в качестве жертв является одним из ключевых факторов развития виктимного поведения и, впоследствии, формирования виктимности как устойчивой личностной черты. Поэтому существует необходимость определить и охарактеризовать психологический профиль виктимного поведения у подростков, подвергающихся кибербуллингу, для разработки программ психологической профилактики.
Молодые люди в виртуальных социальных сетях формируют особую (виртуальную) коммуникационную среду, в которой принимаются специфические для контента нормы, ценности и установки. Взаимодействие в социальных сетях характеризуется возможностью не подчиняться социальным нормам, создавать дополнительные виртуальные личности и ослаблять контроль над содержанием общения. Эти и другие особенности Интернета создают условия для реализации различных форм девиантного поведения.
В то же время некоторые авторы отмечают положительное и отрицательное влияние сетевых технологий и интернет-среды на развитие личности подростков [2].
Осипов И.С. отмечает, что глобальная сеть Интернет позволяет быстро получить доступ к широкому спектру информации, электронным библиотекам и сайтам высших учебных заведений, предоставляя возможность лучше понять мир, расширить горизонты и мировоззрение, обменяться полями; приобрести социальный опыт, устранив границы между странами и народами; удовлетворить социальные и образовательные потребности [3]. Некоторые исследователи (А.Г. Асмолов, Е. Белинская, А.В. Жичкина, А.А. Баранов, К. Янг, Б. Белси и др.) описывают некоторые негативные проявления взаимодействия людей в интернет-среде: формирование интернет-зависимости, информационная перегрузка, формирование искаженного образа мира, случаи кибербуллинга.
СМИ нередко освещают некоторые аспекты широко распространенной проблемы издевательств над молодыми людьми. Следует отметить, что результаты буллинга оказывают негативное психологическое воздействие как на буллинг, так и на жертву. Буллинг, который совершается, с одной стороны, способствует закреплению агрессивного поведения, а с другой - создает условия для формирования модели виктимизации и использования виктимности в качестве устойчивой личностной черты. Виртуальная среда особенно привлекательна для такого вида издевательств, как кибербуллинг [1, с.58].
Глава 1. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи кибербуллинга и виктимности в юношеском возрасте
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подростков и юношей
В психологической литературе существуют различные определения подросткового возраста, в основном касающиеся возрастных границ. Согласно Б.С. Волкову, подросток – это человек в возрасте от 11 до 15 лет. Однако эти возрастные границы условны [5, с.12].
Основными характеристиками подросткового возраста являются его поворотные моменты, его переходный характер и его критический характер, которые напрямую связаны с половым созреванием. Например, Л.С. Выготский выделяет три аспекта зрелости: органическую, половую и социальную. Если раньше эти аспекты развивались одновременно, то у современных детей эти линии развития расходятся, что и является причиной появления подросткового возраста.
Среди основных исследований, посвященных подростковому возрасту, можно выделить теории С. Холла, который одним из первых описал амбивалентность и самопротиворечивость подросткового возраста. Он выделил ряд основных противоречий, характерных для подросткового возраста, и объяснил их следующим.
В подростковом возрасте чрезмерная активность приводит к истощению, бурное веселье сменяется депрессией, уверенность в себе сменяется застенчивостью и робостью, эгоизм сменяется альтруизмом, а высокие моральные устремления сменяются низкой мотивацией. Энтузиазм к общению становится замкнутым, тонкая чувствительность - безразличием, активное любопытство – умственным безразличием, энтузиазм к чтению - пренебрежением к чтению, желание реформ – любовью к рутине, наблюдение – бесконечными спекуляциями.
Изучая «Психологию подросткового возраста» Э. Шпрангера, можно сказать, что половое созревание фиксируется между 13 и 19 годами для мальчиков и между 14 и 21 годом для девочек. Автор считает, что только первый этап этой возрастной группы, период с 14 до 17 лет, является истинным подростковым возрастом. Эта фаза характеризуется кризисом, основанным на освобождении подростка от детских зависимостей [6, с.15].
Э. Шпрангер рассматривает подростковый возраст с точки зрения культурно-психологической концепции. По его словам, подростковый возраст – это «возраст врастания в культуру».
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения взаимосвязи кибербуллинга и виктимности в юношеском возрасте
2.1 Организация и методика исследования
База исследования: ГУО «Средняя школа №4» г. Гомеля. В исследовании приняли участие 120 респондентов. Первую группу составили респонденты подросткового возраста (13-15 лет), а вторую группу составили респонденты юношеского возраста (1=16-17 лет). В каждой группе было по 30 юношей и 30 девушек.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: оценить особенности взаимосвязи между показателями виктимности и кибербулинга в подростковой и юношеской среде.
Методики исследования:
1. «Cyberbullying and Online Aggression Survey Instrument» (С. Хиндуджей и Дж. Патчином) (Приложение А).
Она состоит из 10 вопросов для выявления кибербуллинга, опыт реагирования на кибербуллинг в качестве свидетеля, жертвы и агрессора, а также эмоциональные и поведенческие реакции на эти ситуации.
2. Опросник «Ролевая виктимность» (М.А. Одинцова, Н.П. Радчикова) (Приложение Б)
Каждому респонденту предлагается ответить на 30 вопросов по количеству баллов от 0 до 3 баллов.
0-60 баллов – игровая роль;
61-120 – социальная роль.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что подростковый и юношеский возраст представляет собой сложный период развития личности человека, который определяется развитием различных сфер личности человека. Мы определили, что есть определенные различия между этими показателями, которые показывают наличие определенных сложностей в идентификации данных особенностей.
Кибербуллинг представляет собой форму травли в интернете, которая включает в себя оскорбления, угрозы, клевету, в рамках личных сообщений или интернет-каналов. Это приводит к определенному типу виктимизации, сущность которой заключается в том, что она представляет собой объективную, присущую человеку тенденцию в рамках булинга быть жертвой.
Современные исследования влияния виртуальной среды на формирование личности подростка анализируют психологические качества подростков, участвующих в виктимизации, и особенности подростковой виктимизации, лежащие в основе снижения психологической безопасности личности в интернет-среде. Этот вывод привел нас к следующей цели нашего эмпирического исследования: изучить виктимное поведение подростков, подвергающихся кибербуллингу, для дальнейшей разработки психологической программы профилактики. Исследование основано на гипотезе о том, что существует последовательный набор взаимосвязанных характеристик ролевого виктимизирующего поведения среди подростков, которые имели негативный опыт кибербуллинга.
С целью формирования представления о взаимосвязи между показателями кибербуллинга и виктимностью у юношей и подростков, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методик:
– «Cyberbullying and Online Aggression Survey Instrument»;
– методика Одинцовой «Тип виктимности».
В ходе проведения исследования нами были получены следующие результаты: есть определенная взаимосвязь между показателями виктимности и кибербуллинга в рамках изучения особенностей подростков и юношей. В ходе проведения исследования мы определили, что подростки являются более уязвимой категорией в процессе формирования отношения к процессам кибербуллинга. Юноши в свою очередь демонстрируют, в основном, равнодушное отношение к подобным процессам. В основном, это характеризуется наличием определенной предрасположенности к тому или иному типу реагирования.
1. Андронникова, О.О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01: защищена 23.06.05: утв. 17.02.05 / Андронникова О.О. – Новосибирск, 2005. – 213 c.
2. Баранов, А.А. Копинг-стратегии подростка в ситуации кибербуллинга / А.А. Баранов, С.В. Рожина // Вестник Удмуртского университета. – 2015. – №3. – С. 37-41.
3. Березина О.С., Социальная профилактика кибербуллинга среди подростков / О.С. Березина // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи – 2016 – С. 63-67.
4. Бочавер, А.А. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий / А.А. Бочавер, К.Д. Хломов // Журнал Высшей школы экономики. – Т. 11 – Психология. – 2014. – № 3. – С. 177-191.
5. Волков, Б. С. Психология ранней юности / Б. С. Волков. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 96 с.
6. Выготский, Л.С. Педология подростка // Полное собрание сочинений – М. – №12. – 2014. – С.15-28
7. Демушкина, О.В. Исследование и профилактика процесса кибербуллинга в школе / О.В. Демушкина – Режим доступа: https://portalpedagoga.ru/servisy/meropriyatiya/faily_ishodniki/3469.doc
8. Докучаева, Н. В. Особенности личности жертв противоправных посягательств в Интернете / Н. В. Докучаева, Ф. С. Сафуанов // «Психология и право». — 2015. — № 4. — С. 80–93.
9. Зинцова, А. С. Социальная профилактика кибербуллинга // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. // Серия: Социальные науки. – 2014. – No 3(35). – С. 122–128.
10. Клюкина, А.А. Кибербуллинг как результат виктимного поведения в условиях социальных сетей А.А. Клюкина // Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2019 материалы международной студенческой научно-практической конференции. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. – Магнитогорск. – 2019. – С. 957-961.
11. Колесников, Е.А. Исследование психологических характеристик подростков, склонных к виктимному поведению в виртуальном пространстве / Е.А. Колесников // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2019. – Т.29 – №2. – С. 148-159.
12. Кон, И.С. Что такое кибербуллинг и как с ним бороться? / И.С. Кон // Семья и школа. – 2006. – № 11. – 15 с.
13. Крюкова, Т.Л., Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк // Журнал практического психолога. – М.: Академия, 2007. – № 3 – С. 93-112.
14. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : ТЦ Сфера, 2001. – 464 с.
15. Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы: справочник практического психолога [Электронный ресурс] / И.Г. Малкина-Пых – Режим доступа: http://mir.zavantag.com/psihologiya/627139/index.html
16. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология : учеб. пособие / Л.Ф. Обухова. – М.: Пед. о-во России, 2009. – 442 с.
17. Одинцова, М.А., Этапы разработки опросника «Тип ролевой виктимности» / М.А. Одинцова, Н.П. Радчикова // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 1. – С.14-22
18. Осипов, И.С. Кибербуллинг и его влияние на психическое здоровье подростка [Электронный ресурс] / И.С. Осипов – URL: http://www.rae.ru/forum2012/275/1643
19. Соколова, Д.В. Агрессия в Интернете: распространение кибербуллинга среди российских подростков [Электронный ресурс] / Д.В. Соколова – Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2315
20. Тарасова, Е.Л. Основы виктимологии: Учеб.-метод. пособие / сост. Е.Л. Тарасова. – Саратов, 2014 - 173 с.
21. Черкасенко О.С., Социальная сеть как разновидность социальной коммуникации // Материалы 36 международной конференции: Вопросы педагогики и психологии, − 2016. − №3. – С. 141
22. Шпаковская, Е.Ю. Интернет-среда как фактор формирования аддиктивного поведения / Е.Ю. Шпаковская, А.В. Макарова // Актуальные психолого-педагогические исследования. Сборник научных трудов. / Под редакцией О.П. Степановой, Е.И. Шулевой. – №12 – 2019. – С. 5-7.
23. Фалкина, С.А. Психологические характеристики подростков, склонных к виктимному поведению в Интернет-сети / С.А. Фалкина // Перспективы Науки и Образования. – 2014. – № 1. – С. 230-236.
24. Шпрангер, Э. Психология юношеского возраста / Э. Шпрангер. Под. ред. А.Г. Маклакова. — М. Прайм-Еврознак, 2007. – 345 с.
25. Юртаева, Ю.П. Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков: дипломная работа: 17401.32: защищена 20.06.08 / Ю.П. Юртаева. – Самара, 2008. – 236 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник «Ролевой виктимности» (М.А. Одинцова, Н.П. Радчикова).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты