Влияние стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Влияние стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Психология семьи»
2021
45.00 BYN
Влияние стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология семьи
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Стили семейного воспитания (опросник С. Степанова).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты исследования по методике «Стили семейного воспитания», разработанная С.С. Степановым.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Подходы к изучению стиля родительского воспитания в психологии
1.2 Особенности формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста
1.3 Влияние стиля воспитания в семье на личностное развитие ребенка
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Результаты исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современное общество предъявляет высокие требования к человеку как к личности, предполагающей ее высокую сознательность, критичность и требовательность, как к себе, так и к окружающим. Ядром личности выступает самооценка человека, которая является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе.
В дошкольном возрасте происходит формирование новых психологических механизмов регуляции деятельности и поведения, поэтому старший дошкольный возраст является очень важным этапом в развитии осознания ребенком самого себя и становлении его самооценки. Дошкольный возраст – начальный этап осознания ребенком самого себя. Поэтому важно в этот период заложить фундамент развития адекватной самооценки. В дальнейшем это ребенку поможет правильно оценить себя, свои силы и в соответствии с ними самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.
Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были рассмотрены Л.И. Божович, А.В. Захаровой, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Е.И. Савонько и др. Перечисленные авторы согласны в том, что положительная самооценка в дошкольном возрасте играет важную роль не только в дошкольном детстве, но и в дальнейшем развитии личности.
Во многих исследованиях затрагиваются вопросы развития самооценки детей дошкольного возраста и условий достижения ее адекватности. Анализ источников подтверждает наличие у большого количества старших дошкольников завышенной или заниженной самооценки. В этих условиях особенно важно обосновать пути создания благоприятных условий для развития ее адекватности и преодоления прямого воздействия на нее со стороны детей и взрослых.
Традиционно основным институтом воспитания, развития и социализации ребенка считается семья. Для ребенка семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка превышает любое другое воспитательное воздействие, преломляет через призму собственных ценностей и норм влияние образовательных учреждений, общественных организаций, друзей, литературы и искусства. Родители, являясь первичной социальной средой для ребенка, оказывают наиболее весомое влияние на становление и формирование многих черт личности, а также и на формирование самооценки.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Подходы к изучению стиля родительского воспитания в психологии
В работах ряда авторов феномен родительского воспитания анализируется через такие параметры взаимодействия родителей с ребенком, как: автономия – контроль (Е. Шафер, Д. Баумринд и др.), отторжение-принятие (А.И. Захаров, А.Я. Варга), требовательность и суровость (Е. Маккоби), мера эмоциональной близости, привязанности (Дж. Боулби, А.В. Захарова и др.), последовательность-непоследовательность (П. Райдер и др.), поощрение – наказание (К.А. Андерсон, Х.Е. Кинг, А. Бандура), полнота удовлетворения потребностей ребенка, уровень протекции, уровень требований к ней, степень неустойчивости стиля (И.М. Марковская, Е.Г. Эйдемиллер, А.Е. Личко) и др.
Зарубежные авторы Е. Шафер Е. и Р. Бэлл в своей модели выделил два основных фактора, от которых зависит родительское отношение к ребенку: эмоциональный, отражающий систему чувств «любви – ненависти», а также поведенческий, отражающий совокупность методов воспитания «автономия – контроль» [15, c. 184].
Д. Баумринд предложила несколько другую типологию стилей родительского поведения. В ее основу были положены такие критерии, как эмоциональное принятие, степень контроля, наличие требований к ребенку. Так, автором выделены следующие стили:
– авторитетный, где на высоком уровне выражено двустороннее общение, эмоциональное принятие, умеренный контроль, адекватные требования к ребенку;
– авторитарный, при котором наблюдаются высокие требования, высокий контроль при эмоциональном отвержении или принятии ребенка;
– разрешающий стиль, для которого присущи эмоциональное принятие ребенка, низкие требования к ребенку, неполный контроль или вовсе его отсутствие [21].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методики исследования
Цель исследования: выявить влияния стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: самооценка детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияния стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между стилем родительского воспитания и самооценкой детей старшего дошкольного возраста.
Характеристика выборки исследования: в исследовании приняли участие 20 воспитанников старшего дошкольного возраста. Также в исследовании принимали участие мамы воспитанников старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.
Методы исследования:
– теоретические: анализ источников, библиографический метод;
– эмпирические: тестирование, опрос;
– методы математической статистики (для выявления взаимосвязи критерий корреляции r-Спирмена).
Методики исследования:
1. Методика «Стили семейного воспитания», разработанная С.С. Степановым.
Цель методики: выявить типичные стили семейного воспитания.
Опросник содержит ряд вопросов, которые характеризуют то или иной стиль воспитания. Родителю необходимо выбрать наиболее подходящий ему вариант.
В результате могут быть выявлены следующие стили семейного воспитания: авторитетный (демократический), авторитарный, либеральный, индифферентный (Приложение А).
2. Методика исследования: методика «Лесенка» (В.Г. Щур).
Назначение методики: выявление уровня и характера самооценки у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Методика проводится в форме беседы. В качестве стимульного материала выступает нарисованная лесенка из 7 ступеней. Процедура исследования: ребенку предлагается поставить фигуру человечка (себя) на одну из 7 ступенек и объяснить свой выбор.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стиль родительского воспитания представляет собой систему параметров, характеризующих поведение, общение и приемы воздействия родителей на ребенка. К таким параметрам относятся: контроль – автономия, принятие – отвержение, эмоциональная дистанция, последовательность, требования и ожидания, поощрения и наказания, степень заботы. Основными стилями родительского воспитания являются: авторитетный, авторитарный, разрешающий, не вовлечённое родительство. Стиль родительского поведения включает в себя паттерны воспитания, обусловленные личностными особенностями матери и отца, а также возрастной спецификой ребенка.
К концу дошкольного возраста соотношение эмоционального и когнитивного компонентов самооценки гармонизируется, создаются благоприятные условия для интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны взрослых. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека.
Большинство современных исследований сводится к установлению зависимости между родительским стилем воспитания и поведением ребенка. Выделают следующие стили воспитания: авторитарный, авторитетный, либеральный и индифферентный.
С целью диагностики влияние стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста нами были использованы следующие психодиагностические методики: методика «Стили семейного воспитания», разработанная С.С. Степановым и методика исследования: методика «Лесенка» В.Г. Щур.
В ходе исследования было установлено, что большинство родителей применяют демократический стиль воспитания. Однако отдельная часть родителей прибегают к авторитарному, либеральному либо индифферентному стилю воспитания.
Дети старшего дошкольного возраста имеют преимущественно заниженную самооценку – они низко оценивают себя и свои способности, обладают неуверенностью в себе, замкнутостью, пассивностью, недоверчивостью чувствительностью.
Установлена положительная корреляционная связь между демократическим стилем воспитания и уровнем самооценки.
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. – 2002. – №1. – С. 3-6.
2. Архипова, В.Ю. Влияние родительского контроля на формирование личности подростка / В.Ю. Архипова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 3. – С. 1-7.
3. Баутина-Гречаная, С.В. Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений / С.В. Баутина-Гречаная // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2016. – № 2. – С. 71-76.
4. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 31- 38.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2014. – 398 с.
6. Варга, А.Я. Введение в системную семейную психотерапию / А.Я. Варга. – М.: Когито-Центр, 2012. – 182 с.
7. Васина, Е.Н. Новый прием и средство развития самосознания ребенка / Е.Н. Васина // Школьные технологии. – 2006. – № 5. – С. 146-149.
8. Дубанова, В.А. Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений / В.А. Дубанова // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. – 2012. – № 5. – С. 64-68.
9. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарика, 2005. – 320 с.
10. Колесник, Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей / Н.Т. Колесник. – М. МГПУ, 2009. – 115 с.
11. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка / М.И. Лисина. – М.: Просвещение, 2007. – 294 с.
12. Лукьяненко, Е.С. Стиль родительского воспитания в определении специфики межличностных отношений подростков со сверстниками / Е.С. Лукьяненко // Гуманитарные науки. – 2021. –№ 2. – С. 132-140.
13. Маслова, Е.А. Общие закономерности динамики самооценки в онтогенезе / Е.А. Маслова // Вопросы психологии. – 2012. – №1. – С. 23-36.
14. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для студ. обучающихся по пед. спец. / В.С. Мухина. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: AcademiA, 2007. – 638 с.
15. Овчарова, Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2005. – 362 с.
16. Смирнова, Е.О. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 57-68.
17. Суверова, Э.И. Самооценка в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Э.И. Суверова. – Режим доступа: http://www.psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm.
18. Уманец, Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников / Л.И. Уманец // Вопросы психологии. – 2016. – № 11. – С. 61 - 67.
19. Шайдурова, О.В. Влияние родительского стиля воспитания на развитие самоотношения в подростковом возрасте [Текст] / О.В. Шайдурова // Science for Education Today. – 2019. – № 3. – С. 28-41.
20. Эйдемиллер, Э. Психология и психотерапия семьи: монография / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2015. – 672 с.
21. Baumrind, D. Authoritative parenting revisited: History and current status. In R. E. Larzelere, A. Sheffield, & A. W. Harrist (Eds.) // Authoritative parenting: Synthesizing nurturance and discipline for optimal child development. – Washington, DC: American Psychological Association, 2013.
22. Maccoby, E.E. Parenting and its Effects on Children: On Reading and Misreading Behavior Genetics // Annual Review of Psychology. – 2000. – № 51. – Р. 1-27.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Стили семейного воспитания (опросник С. Степанова).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты исследования по методике «Стили семейного воспитания», разработанная С.С. Степановым.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты