Педагогические условия взаимодействия педагога с детьми в творческой сюжетно-ролевой игре
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Педагогические условия взаимодействия педагога с детьми в творческой сюжетно-ролевой игре»
по дисциплине: «Дошкольная педагогика»
2021
45.00 BYN
Педагогические условия взаимодействия педагога с детьми в творческой сюжетно-ролевой игре
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольная педагогика
Организация: Ясли-сад №12 Берёзка, ГУО (г. Солигорск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Уровень сформированности игровых навыков контрольной группы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сюжетно-ролевая игра «Больница».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
1.1 Сущность и характеристика педагогического взаимодействия в игровой деятельности дошкольников
1.2 Значение и необходимость создания педагогических условий для организации развивающего взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Выводы по первой главе
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ПО СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Цель, задачи и методика педагогического эксперимента
2.2 Особенности созданных условий для организации самостоятельных сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада
2.3 Совместная деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста по созданию предметно-игровой среды для развития игры «Больница»
2.4 Эффективность организации взаимодействия педагога с детьми
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Стандарты современного образования указывают, что условия, необходимые для развития детей, соответствующие специфике дошкольного возраста, предполагают недирективную помощь детям, поддержку детской самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и др.).
Важная роль, которая отводится игровой деятельности в развитии детей, обусловлена тем, что игра является универсальным способом жизнедеятельности ребенка. Игра является наиболее естественным и эффективным способом не только воспитания, но и обучения детей: усвоение различных знаний и умений происходит в привлекательной для дошкольников деятельности. Игра возникла на ранних этапах становления человечества как сообщества. На протяжении всего периода развития человека и человеческого общества игра была определенной формой деятельности, в которой дети физически и духовно развивались, познавали окружающий мир, учились действовать в коллективе и добиваться успеха.
В старшем дошкольном возрасте большое значение приобретает совместная ролевая игра, которая становится ведущей формой игровой деятельности. В игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста развивается ролевое взаимодействие. Такое взаимодействие свидетельствует о том, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. При этом в процессе игры роли могут меняться. Важно, чтобы происходило разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети начинают все больше различать реальные и воображаемые игровые ситуации.
Игровая деятельность является средством пробуждения, поддержания и формирования новых детских интересов, но, в свою очередь, невозможно сформировать устойчивые коллективные интересы в игре, не развивая ее как деятельность. Воспитателю необходимо обращать внимание, с одной стороны, на развитие игры как деятельности, а с другой – на развитие положительных (игровых и реальных) взаимоотношений детей в ролевой игре. Необходимо добиваться того, чтобы в совместных играх детей при развитии сюжета складывались прочные союзы друзей, которые были бы основаны на добрых отношениях, взаимных интересах, положительной нравственной направленности.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
1.1 Сущность и характеристика педагогического взаимодействия в игровой деятельности дошкольников
Современная педагогика меняет свои руководящие принципы. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, заменяется взаимодействием, которое основано на совместной деятельности преподавателей и студентов, воспитателей и дошкольников. Его основными параметрами являются отношения, взаимное принятие, поддержка, доверие, синтонность и т.д. Суть заключается в прямом или косвенном воздействии субъектов этого процесса друг на друга, порождающем их взаимную связь.
Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является способность влиять друг на друга и производить реальные преобразования не только в когнитивной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере [4, с. 54].
Прямое влияние означает непосредственное обращение к воспитаннику, предъявление ему определенных требований или предложений. Специфика деятельности преподавателя обуславливает необходимость использования данного вида взаимодействия. Однако постоянное вмешательство в мир ребенка может создавать конфликтные ситуации, усложнять взаимоотношения учителя и учеников. Поэтому в некоторых случаях более эффективным является косвенное влияние, суть которого заключается в том, что учитель направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение (одноклассников, друзей). Изменяя обстоятельства жизни ученика, учитель меняет себя в нужном направлении.
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ПО СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Цель, задачи и методика педагогического эксперимента
Экспериментальное исследование проводилось в ГУО «Ясли-сад №12 Берёзка» г. Солигорск. В исследовании принимали участие воспитанники старшей группы детей старшего дошкольного возраста в количестве 10 человек экспериментальной и 10 человек контрольной группы.
Констатирующий этап эксперимента был направлен на исследование организации взаимодействия педагога с детьми по созданию предметно-игровой среды для развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Определить уровень сформированности игровых умений у детей дошкольного возраста.
2. Определить и проанализировать тематическое содержание, способы организации сюжетно-ролевых игр у детей.
Для определения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников была использована методика, разработанная Д. Б. Элькониным [23].
Изучение уровня формирования игровых навыков у детей дошкольного возраста проводилось в два этапа. Экспериментальная группа была разделена на две подгруппы по пять человек в каждой. Сперва ролевая игра была организована в одной из подгрупп, после чего такая же работа была выполнена с другими участниками экспериментальной группы. По такому же образцу проводилась работа и с контрольной группой. Предмет игры был установлен экспериментатором, который вместе с педагогом проводил диагностический мониторинг. Взрослый не вмешивался в игру, оказывая минимальную помощь при необходимости. Темой игры может быть разная, например, «Больница». Выбор данной темы позволяет задействовать большое количество разных ролей, чтобы было достаточно ролей для всех детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогического взаимодействия является способность влиять друг на друга и производить реальные преобразования не только в когнитивной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере. Педагогическое взаимодействие можно рассматривать и как педагогическое сопровождение, поддержку: непосредственных воздействий педагога на детей; организации педагогом ситуаций, обеспечивающих развивающее взаимодействие детей между собой; создания педагогом предметной среды, активизирующей развитие творческих способностей в сюжетных играх. что игра – это деятельность, которая служит для развлечения, не приносящая никакой практической пользы. Эта деятельность считалась баловством, времяпрепровождением. В теории современного психоанализа игра занимает особое место в воспитании подрастающего поколения, его интеллектуальном и физическом развитии. Игровая деятельность способствует оптимальному усвоению, закреплению разнообразной информации, полученной в процессе игры. Развитие игровой деятельности оказывает самое положительное влияние на воспитание детей раннего возраста.
Воспитатель детского сада должен не только обладать достаточными знаниями о возрастных особенностях дошколят, но и владеть всеми видами развивающей деятельности (одной из которых является игровая); уметь организовывать игру, создать возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства; поддерживать детскую инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, используя недирективную помощь. Сюжетно-ролевая игра – деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения меду ними.
1. Васильева, О.К. Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста: учебное пособие / О.К. Васильева, С.В Кондратюк. – Барановичи : БарГУ, 2018
2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 320 с.
3. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. – М. : Просвещение, 2002. - 86 с.
4. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников / В.Я Воронова. – М. : Просвещение, 2001. – 86 с.
5. Жуковская, Р.Н. Нравственное воспитание детей в процессе игры / Р.Н. Жуковская //Советская педагогика. – М., 2007. – №4. – С. 58
6. Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании [Электронный ресурс] / ИнфоУрок. – Режим доступа: https://infourok.ru/.
7. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Электронный ресурс] / Электронная библиотека Московского городского психолого-педагогического университета. – Режим доступа: http://psychlib.ru.
8. Захарова, Е.А. Роль игры в воспитании личности [Электронный ресурс] / Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). – Режим доступа: https://moluch.ru/.
9. Сюжетно – ролевая игра как ведущий вид деятельности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: https://nsportal.ru/.
10. Тупиченко, Н.А. Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности и её развитие в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Молодой ученый – Режим доступа: https://moluch.ru/.
11. Чернов, А.В. Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей / А.В. Чернов. – Ростов на Дону : Феникс, 2002. 204 с.
12. Козлова, С.А., «Дошкольная педагогика»: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.
13. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. М. : Просвещение, 2008. – 328 с.
14. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в дестком саду / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова — М.: ГНОМ и Д., 2000 г.
15. Развитие взаимодействия со сверстниками у дошкольников в игре [Электронный ресурс] / Учебные материалы. – Режим доступа: https://works.doklad.ru/.
15. Условия успешных взаимоотношений детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: https://nsportal.ru/.
17. Волкова, Н.П. Педагогика / Н.П. Волкова. – Киев : Академия, 1999. – 500 с.
18. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М. : Эксмо, 2012. – 457 с.
19. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. – СПб. : Речь, 2003. – 144 с.
20. Гударева, О.В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / О.В. Гударева. – М., 2005. – 155 c.
21. Деятельность педагога в становлении и развитии сюжетно-ролево игры детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Киберленинка– Режим доступа: https://cyberleninka.ru/.
22. Новоселова, С.Л. О новой классификации детских игр/ С.Л. Новоселова // Дошк. воспитание. - 2007. - № 3. - С. 84-86.
23. Диагностика уровня сформированности игровых навыков [Электронный ресурс] / Сайт об образовании. – Режим доступа: http://www.edufacts.ru/.
24. Астапов, В.М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / В.М. Антипов. - М. Эксмо, 2001. – 112 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Уровень сформированности игровых навыков контрольной группы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сюжетно-ролевая игра «Больница».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты