Типы семейного неблагополучия и методы социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Типы семейного неблагополучия и методы социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Типы семейного неблагополучия и методы социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 55%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика А. Н. Орел «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты исследования по методике Методика А. Н. Орел «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Диагностический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Материалы программы по предупреждению и профилактики семейного неблагополучия семьи.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАТЕГОРИЙ НЕБЛАОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
1.1. Понятие семьи, находящейся в социально-опасном положении
1.2. Типы семейного неблагополучия и их влияние на отклоняющееся поведение детей
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. МЕТОДИКАРАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ ВСОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
2.1. Методы социально-педагогической поддержки детей из семей группы риска
2.2. Алгоритм организации индивидуального сопровождения детей из неблагополучных семей в зависимости от ее специфики и запроса
2.3. Предложения по дальнейшему развитию работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении
Вывода по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
У семейного воспитания много несомненных преимуществ. К ним относятся благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского влияния, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности через усвоение ценностей, семейные традиции, стереотипы поведения и т. д. Однако есть так называемые неблагополучные семьи, воспитание которых обычно искажает личностное развитие ребенка. Исследованием проблем неблагополучных семей занимались В.М. Целуйко, А.Я. Варга, М.И. Буянова, И.Ф. Дементьева и другие.
Исследователи изучили отношения между родителями и детьми, влияние на их развитие; изучили проблемы воспитания ребенка в семьях, в том числе неблагополучных. Есть несколько факторов, определяющих семейные проблемы − снижение уровня жизни, безработица и низкие семейные доходы, увеличение количества неполных семей, а также детей, рожденных вне брака от одиноких или несовершеннолетних матерей. Сюда же относится отсутствие или недостаток эмоционального общения, высокий уровень семейных конфликтов, родительский алкоголизм и наркомания, а также жестокое обращение с детьми.
Это говорит о том, что институт современной семьи находится в состоянии кризиса, что закономерно привлекает внимание специалистов различных областей науки: психологов, учителей, социологов и других ученых. Основная ответственность за создание благополучной семьи лежит на социальных работниках и, прежде всего, на социальных педагогах.
Актуальность работы заключается в том, что семья является первым воспитательным институтом, взаимосвязь с которым человек испытывает в течение всей жизни. Именно в семье закладываются основы человеческой морали и нравственности, формируются нормы поведения, проявляются внутренний мир и индивидуальные особенности человека. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Первичная социализация ребенка происходит в семье.
Объект исследования − неблагополучные семьи и дети из семей группы риска.
Предмет исследования − типы семейного неблагополучия
и методы социально-педагогической поддержки детей из неблагополучных семей.
Цель – изучение вопросов семейного неблагополучия и выявление основные методов социально-педагогической поддержки детей из семей группы риска.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАТЕГОРИЙ НЕБЛАОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
1.1. Понятие семьи, находящейся в социально-опасном положении
Исследователи, изучающие проблемы современной семьи, все чаще наблюдают снижение ее педагогического потенциала и престижа семейных ценностей, рост числа разводов и ухудшение семейного климата. Эти и другие признаки дезорганизации семьи указывают на ее нынешнюю стадию кризиса и рост числа неблагополучных семейных уз. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, не влияющие на их будущее [1].
Термины «неблагополучная семья», «семейное неблагополучие» давно уже стали привычными и прочно вошли в нашу речь. По мнению М.А. Галагузовой неблагополучная семья − это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети. По мнению А.В. Мудрика, внутрисемейная напряженная ситуация чаще наблюдается в неблагополучных семьях. У супругов отсутствуют общие интересы, взаимопонимание, нарушение ценностной ориентации, что соответствует социальным нормам и требованиям. В результате неблагоприятных межличностных отношений психика ребенка нарушается. В неблагополучных семьях негативные последствия наступают быстрее и чаще. Это психические дефекты, девиантное поведение и непростой характер ребенка. Такие проблемы часто проявляются в подростковом возрасте, когда у ребенка развивается чувство взрослости и самосознание.
В неблагополучной семье А.В. Мудрик понимает семью, в которой нарушена структура, стираются внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные функции семьи, есть явные или скрытые дефекты в воспитании, в результате которых складывается душевный климат и «трудные дети» обеспокоены им [2].
В научной литературе нет четкого определения термина «семейные проблемы»: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в различных источниках вместе с термином «неблагополучная семья» можно встретить: «деструктивная семья», «неблагополучная семья», «уязвимые семьи», «негармоничная семья» и т. д.
Проблемы, с которыми сталкиваются такие семьи, обычно касаются социальных, юридических, медицинских, психологических, педагогических и других аспектов их жизни.
Так, например, социальное расстройство родителей приводит к психологическому стрессу, который, в свою очередь, ведет к семейным конфликтам, ухудшающим не только супружеские отношения, но и отношения между ребенком и родителем; ограниченность или отсутствие необходимых материальных ресурсов не позволяет удовлетворить многие насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей, а иногда подталкивает членов семьи к аморальным и антиобщественным поступкам и поступкам. Педагогическая некомпетентность взрослых приводит к нарушению умственного и личностного развития детей [3].
ГЛАВА 2. МЕТОДИКАРАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ ВСОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
2.1. Методы социально-педагогической поддержки детей из семей группы риска
Существует множество классификаций методов социально-педагогической поддержки детей из семей групп риска. Классификация общих методов деятельности может иметь следующую структуру:
– методы формирования сознания подопечного (объяснение, разъяснение, внушение, беседа, диспут, дискуссии, метод примера, работа с литературой и т. д.);
– методы организации деятельности и формирования позитивного социального опыта подопечного (приучение, упражнение, требование, создание воспитывающих ситуаций, инструктаж и т. д.);
– методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения подопечного (эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, игровые методы и т. д.);
– методы контроля эффективности социально-педагогического процесса (диагностика, анализ результатов деятельности подопечных, социально-педагогический мониторинг, самоанализ и др.).
С учетом основных направлений профессиональной деятельности социального педагога выделяют следующие методы:
– диагностика социальных ценностей личности (наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, экспертная оценка, мониторинг, биографический метод и др.);
– профессиональное взаимодействие с подопечным (убеждение, внушение, информирование, консультирование, гуманизация условий учебы, труда и быта, включение в социально полезную, трудовую деятельность, создание условий для реализации творческих возможностей личности, использование созидательного потенциала обычаев и традиций и др.);
– организация социально-педагогического процесса (организация профессионального взаимодействия со специалистами различных служб, индивидуальная, групповая, коллективная работа с подопечными и др.);
– социально-экономические (денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, компенсаций, патронаж и др.);
– организационно-управленческие (регламентирование, нормирование, метод требования, критики и самокритики, контроля и проверки выполнения).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья − это компания в миниатюре со всеми своими достижениями и противоречиями. В настоящее время семья переживает непростой период развития: происходит переход от традиционной модели семьи к новой, меняются типы семейных отношений. Растет количество разводов, падает рождаемость, хотя рождение детей, рожденных вне брака, растет.
Семья является несомненно важным объектом помощи в современном обществе. В настоящее время многие семьи все больше напоминает театр войны, арену бушующих споров, обвинений и угроз, часто применяется физическая сила. Раньше все эти дела были внутри семьи и признавались сугубо личными и деликатными. Однанко последствия такого насилия слишком болезненны и обширны. Они слишком широко и глубоко реагируют на судьбу взрослых и детей, чтобы оставаться «личным делом». Количество детей, живущих в неблагополучных семьях, неизвестно, но есть основания полагать, что оно велико.
Теоретическое исследование типов неблагополучных семей и методов социально-педагогической поддержки детей из уязвимых семей выявило:
1. В научной литературе нет четкого определения «семейных проблем». Вместе с термином «неблагополучная семья» в различных источниках можно найти: «деструктивная семья», «неблагополучная семья», «уязвимые семьи», «негармоничная семья» и т. д.
Большинство исследователей склонны рассматривать неблагополучную семью как семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные функции семьи, очевидные или скрытые дефекты в воспитании, приводящие к появлению «трудных» детей.
Существует большое количество различных типологий семейных проблем, анализ которых позволяет утверждать, что такие семьи характеризуются:
- слабой способностью членов этих семей анализировать происходящее в семье, неспособностью по этой причине ставить цели по улучшению семейной жизни и достижению эффективных результатов;
- плохой способностью устно обсуждать семейные вопросы; члены этих семей неправильно понимают, как можно улучшить семейную жизнь и каковы причины проблем;
- преобладанием в семье эмоций, связанных с обретением власти, доминирования, агрессии, в отличие от эмоций, связанных с любовью, заботой, взаимопомощью;
- высокой степенью риска, связанного с употреблением алкоголя и наркотиков.
Проблемы, с которыми сталкиваются такие семьи, обычно касаются социальных, юридических, медицинских, психологических, педагогических и других аспектов их жизни. В таких семьях личность ребенка противоречива, импульсивна, не имеет устойчивых ориентиров.
1. Анциферова, Л.И. Условия деформации личности / Л.И. Анциферова. − .М.: Владос, 2016. 296 с.
2. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Наука, 2015. 154-166 с.
3. Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. / М. И. Буянова. – М.: Просвещение, 1988, 154 с.
4. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М.: Академия, 2002. 208 с.
5. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 2018. 288 с.
6. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. – Минск: Харвест, 2006. 416 с.
7. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаев. - М.: МПСИ, Флинта, 2016. 336 с.
8. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений. – 2 изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. 232 с.
9. Макаренкова, И. В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого-педагогические основы коррекционно-профилактической работы) / И. В. Макаренкова, А. В. Мисько – М.: АРГУС, 2004, 267 с.
10. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб: Питер, 2009. 352 с.
11. Маслач, К. Практикум по социальной психологии / К. Маслач. - СПб.: Питер, 2010. 588-605 с.
12. МКБ-10 ВОЗ. Международная классификация болезней. 10-й пересмотр. Классификация клинических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. / Под ред. Ю.Л. Нуллера, С.Ю. Циркина. - М.: Медицина, 2007. 644 с.
13. Никитина, Н. И., Глухова, М. Ф. Методика и технология работы социального педагога: пособие для студентов пед. училищ и колледжей. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. 399 с.
14. Новикова, Ю.А. Особенности воспитания в неблагополучных семьях // Молодой ученый — 2014. — №2. 104. 112 с.
15. Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних. / Авт.-сост.: Е. П. Картушина, Т. В. Романенко. − М., 2009. 110 с.
16. Реан, A. A. Психология изучения личности / A.A. Реан. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2014. 288 с.
17. Сакату, X. Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения: Автореферат диссертации кандидата психологических наук. – М., 2000. 163 с.
18. Шульга, Т. И., Олиференко, Л. Я., Дементьева, И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска, 3-е изд., испр. и доп. – М.: Academia, 2018. 256 с.
19. Харитончик, Т.А. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинар-практикумы, занятия, игры. — Волгоград: Учитель, 2012. 228с.
20. Хокки Г. Р., Хамильтон П. Когнитивные паттерны стрессовых состояний // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия / Сост. А. Б. Леонова, О. Н. Чернышева. М.: Радикс. – 2000. 38 с.
21. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи. М.: Владос- Пресс, 2013. 351 с.
22. Эйдемиллер, Э. Г., Юстицкис, В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб, 2002. 656 с.
23. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека/ П.М. Якобсон. - М.: Феникс, 2009. 38 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 55%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика А. Н. Орел «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты исследования по методике Методика А. Н. Орел «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Диагностический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Материалы программы по предупреждению и профилактики семейного неблагополучия семьи.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты