Влияние подвижных игр на повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Влияние подвижных игр на повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста»
2021
45.00 BYN
Влияние подвижных игр на повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика физического воспитания детей дошкольного возраста
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика наблюдения и оценки разнообразия движений в самостоятельной двигательной деятельности детей, разработанная В.А. Шишкиной, М.Н. Дедулевич.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Список детей контрольной группы.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Характеристика двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
1.2. Методы руководства двигательной активностью детей
1.3. Влияние подвижных игр на повышение двигательной активности детей
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста (данные констатирующего эксперимента)
2.3. Содержание (программа) подвижных игр, направленных на повышение двигательной активности детей
2.4. Результат проведенного исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Возрастающий объем информации, постоянное усовершенствование учебных программ, использование транспорта, различных гаджетов и других технических средств оказывают негативное влияние на двигательную деятельность школьников. Что приводит к несоответствию требований от детей, их образа жизни и физической подготовкой.
Чтобы дети росли здоровыми, важно, чтобы они были физически активными и ежедневно употребляли здоровую пищу. Чтобы помочь детям развить привычки, которые сохранятся на всю жизнь, активный и здоровый образ жизни должен начинаться в раннем возрасте. Физическая активность приносит пользу в любом возрасте и помогает детям: сохранить их сердце и легкие сильными и здоровыми, стать более гибкими, развивать крепкие кости, поддерживать здоровую массу тела, снизить риск ряда заболеваний и проблем со здоровьем, улучшить настроение и самооценку, а также учиться лучше в школе.
Сидячий образ жизни характерен для большинства детей в настоящий период. Данный образ жизни означает время, потраченное на очень небольшую физическую активность, например, сидя за компьютером, играя в видеоигры или смотря телевизор. Дети должны тратить меньше времени на эти занятия и больше времени на активность. Одним из видов активности, характерным детям младшего школьного возраста являются подвижные игры.
Поощрение детей проводить больше времени играя в подвижные игры и вдали от технологий способствует их физическому благополучию, а также помогает им улучшить свое эмоциональное и интеллектуальное здоровье.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Интенсивность физического развития детей и их здоровья напрямую зависит от объёма двигательной активности. Для реализация потребности в движении в дошкольных учреждениях должны быть созданы определенные условия.
Дошкольный возраст является важным периодом в жизни каждого ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладываются фундаментальные умения и навыки, развиваются нравственные качества личности и формируется характер. От того, что получит ребенок на данном этапе своего развития, во многом зависит его будущее.
Одной из основных задач физического воспитания детей дошкольного возраста в настоящее время, является обеспечение разносторонней физической подготовленности каждого ребёнка, приобретением запаса прочных знаний, умений и двигательных навыков, которые необходимы человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Характеристика двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности. В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на три составные части:
- активность в процессе физического воспитания;
- физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности;
- спонтанная физическая активность в свободное время.
Эти составляющие тесно связаны между собой и в сумме составляют объем суточной двигательной активности [20].
Рунова М.А. выделяет три уровня двигательной активности: высокий, средний и низкий. К высокому уровню автор относит детей с высокой интенсивностью двигательной активности независимо от ее объема и продолжительности. Для них характерны высокая подвижность, хороший уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. Некоторые дети этой группы отличаются повышенной психомоторной возбудимостью, гиперактивностью.
Средний уровень двигательной активности; дети имеют хороший уровень физической подготовленности и развития физических качеств. Им свойственно уравновешенное поведение, преимущественно с хорошим настроением, положительными эмоциями, умением сосредотачиваться и быть внимательными при выполнении двигательных заданий, однако им не всегда удается правильно и качественно выполнить задание, иногда у них отмечается слабая техника движений. Реакция сердечно–сосудистой системы (ССС) на физические нагрузки протекает по благоприятному типу.
Низкий уровень двигательной активности – малоподвижные дети. У них наблюдается отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов, общая пассивность, застенчивость, обидчивость. Не выявляются какие–либо закономерные изменения в реакциях ССС на физическую нагрузку.
В своих исследованиях М.А. Рунова отмечает, что оптимальный уровень двигательной активности ребенка должен полностью удовлетворять его биологическую потребность в движении, соответствовать функциональным возможностям организма, способствовать улучшению состояния «здоровья и гармоническому физическому развитию» [24].
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
Опытно-экспериментальная работа проводилась в УДО ….с детьми старшего дошкольного возраста.
В эксперименте участвовали 30 детей, которые были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную.
Исследование включало в себя три этапа:
1. На первом этапе изучалась и анализировалась научно-методическая литература, определялся объект, предмет, цель и задачи, определялись методы исследования. Первый этап исследования реализовывался на протяжении 1 недели.
2. На втором этапе проводилось тестирование участников эксперимента, разрабатывалась и апробировалась программа подвижных игр. Второй этап исследования реализовывался на протяжении 2 месяцев.
3. На третьем этапе проводилось повторное тестирование дошкольников и оформлялась данная курсовая работа. Третий этап исследования реализовывался на протяжении 1 недели.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- методы математической статистики.
Теоретический анализ литературы проводился с целью изучения проблемы исследования. В процессе исследования были изучены литературные источники в области физического воспитания, а также использования подвижных игр для развития двигательных способностей учащихся.
Наблюдение проводилось с целью выявления уровня двигательной активности дошкольников.
В процессе исследования применялось наблюдение и оценка разнообразия движений в самостоятельной двигательной активности детей (по В.А. Шишкиной, М.Н. Дедулевич) [31].
В ходе проведения наблюдения учитывалось:
1. Разнообразие движений. Учитываются все движения и действия (по видам и способам выполнения); одно и то же движение, выполняемое с другим пособием или с двумя, в паре со сверстником и т.п., считается как новое.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, двигательная активность является основным средством полноценного развития и подготовки детей. Двигательные функции неразрывно связаны с такими жизненно важными системами, как кровообращение и дыхание, начиная с внешнего дыхания и заканчивая дыханием на клеточном уровне. Следовательно, совершенствование движений развивает не только двигательные функции человека, но и одновременно расширяет резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, совершенствует их регуляторные аппараты.
С целью гармонического развития всех основных двигательных качеств в условиях дошкольного учреждения необходимо следить за разнообразием двигательной активности каждого ребенка, не давать увлекаться одним из видов, поощрять стремление детей овладеть новыми движениями.
Главным методом руководства двигательной активностью детей является физическое воспитание. Главной задачей физического воспитания дошкольников является защита жизни и укрепление здоровья путем укрепления организма детей, что относится к общей проблеме здоровья. Хорошее здоровье определяется нормальным функционированием всех органов и систем организма. Для полноценного физического развития дошкольников необходим не только подбор адекватных средств и методов обучения, творческая направленность педагогического процесса, а также использование наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные праздники) нетрадиционных средств и методов воспитания, таких как ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, занятия спортивными танцами и прочее. Обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.
Подвижные игры имеют решающее значение для двигательной активности и физического развития детей. Их использование помогает детям отточить координацию, баланс, моторику (мелкие движения, например, поднятие предметов).
Существует множество исследований о пользе для здоровья от активного образа жизни. Исследования показали, что физически активные дети, как правило, стройнее и здоровее, в то время как малоподвижное детство может привести к малоподвижному образу жизни во взрослом возрасте. Кроме того, подвижные игры помогают детям использовать свои естественные запасы энергии, а также способствуют улучшению привычек.
Таким образом, регулярная физическая активность полезна для всех, но особенно важна для дошкольников. Первые семь лет их жизни - самые важные годы для роста и развития ребенка. Именно в это время у них разовьются привычки, которые они перенесут с собой во взрослую жизнь.
1. Андрианова, Н.В. Теория и методика подвижных игр: методическое пособие [Текст] / Н.В. Андрианова, И.В. Бессонова, Т.И. Полунина; Изд-во: Государственный социально-гуманитарный университет. – 2017. – 82 с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. фак. физ. культуры пед ин тов. М.: Инфра-М, 2006. – 287 с.
3. Барков В.А. Педагогические исследования в физическом воспитании: Учебное пособие по курсу «Основы НИР» для студентов специальности п. 02.02. - «Физическая культура». - Гродно, 2005. - 68 с.
4. Болатов, А. Н. Особенности применения спортивных и подвижных игр для развития быстроты и выносливости у учащихся 12–13 лет на уроках физической культуры / А.Н. Болатов // Молодой ученый. – 2015. – №11. – С. 580-584.
5. Востриков В.А. Функции физкультурного образования в аспекте формирования культуры личности // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 2. – С. 67-69
6. Гутникова, Л.А. Креативный педагогический подход к использованию нестандарстного оборудования в подвижных играх [Текст] / Л.А. Гутникова // Дошкольная педагогика. – 2018. - №4. – С. 31-35.
7. Есаков С.А. Возрастная анатомия и физиология (курс лекций) /УдГУ. Ижевск, 2010. – 196 с.
8. Жуков М.Н. Подвижные игры. М.: Академия, 2002-154с.
9. Зайцева С.М. Подвижные игры – универсальный метод физического воспитания детей/ С.М. Зайцева, О.К. Кужелева // Наука, образование, общество: сборник материалов VII Международной науч.-практ. конф. – Изд-во: Общество с ограниченной ответственностью «ЦНС «Интерактив плюс». – 2017. – С. 61-62.
10. Закопаило С.А. Влияние подвижных игр на развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста // Инновационные технологии в физическом воспитании, спорте и физической реабилитации: материалы II Международная научно-практическая конференция. – Орехово-Зуево : ГГТУ, 2016. – С. 41-48.
11. Ильина Г. В. Реализация принципа преемственности в развитии физических качеств у старших дошкольников и младших школьников / Г. В. Ильина // Дошкольное воспитание. 2011. - № 8. – С. 107-114.
12. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 192 с.
13. Камалиева Р.Т. Влияние подвижных игр на физическое развитие детей [Текст] / Р.Т. Камалиева, Н.В. Барон // Россия и Европа: связь культур: материалы XIX междунар.науч.-практ.конфер. – Изд-во: World Press s.r.o. – 2017. – С. 119-120.
14. Карманова, Л. В. Диагностика физического развития дошкольников: метод, рек./ Л. В.Карманова, В. Н. Шебеко, Т.Ю.Логвина. - Минск: Издательский дом БТФС, 2007. – 184с.
15. Кожухова Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжова, М. М. Борисова; под ред. С. А. Козловой. - М.: Академия, 2008. – 352 с.
16. Кособуцкая Г. В. Организация физической подготовки старших дошкольников / Г. В. Кособуцкая, Н. В. Алябьева // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 9. – С. 97-100.
17. Костычаков, В.Ф. Роль подвижных игр в повышении интереса к занятиям по физической культуре [Текст] / В.Ф. Костычаков, А.Ю. Бордачев // Аллея науки. – Изд-во: Издательский центр «Quantum». – 2017. – Т.2 – С. 594-597.
18. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -- М.: ТЦ «Сфера», 2001. -236 с.
19. Лямцева И. В., Белинова Н. П. Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. – С. 61-66.
20. Меннер, А. Э., Особенности двигательной деятельности детей дошкольного возраста / А.Э. Меннер, С. В. Шишкина //Новая наука: От идеи к результату. – 2016. – №. 12-2. – С. 116-118.
21. Микляева Н.В. «Физическое развитие дошкольников». Часть 2. Формирование двигательного опыта и физических качеств / Под. Ред. Н.В. Микляевой. М. : ТЦ Сфера, 2015. – 144с.
22. Муравьев, В. А. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста: метод. пособие/ В. А. Муравьев, Н. Н. Назарова. - М.: АйресПресс, 2007. - 112 с.
23. Небывайло, Г.Н. Подвижные игры и элементы спортивных игр как основа формирования личности и развития двигательных умений и навыков обучающихся начальной школы // Школьная педагогика. – 2016. - №2 (5) . – С. 30-32.
24. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду : 5-7 лет : пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 256 с.
25. Смирнова, И.А. Интерес к народным подвижным играм развивает физическую культуру старших дошкольников [Текст] / И.А. Смирнова // Игровая культура современного детства: Материалы I Международной науч.- практ. конф. – Том.2. – Изд-во: НАИР. – 2016. – 283-288.
26. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка /Э. Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2007. – 368 с.
27. Торочкова, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания дошкольников с практикумом : учебник / Т.Ю. Торочкова. – 4-е изд. – М. : Академия, 2017. – 272 с.
28. Федюкина, Г.И. Развитие движений детей в подвижных играх [Текст] / Г.И. Федюкина, В.П. Стрельцов // Современное общество: глобальные и региональные процессы: материалы II Международной науч. конф. – Изд-во: CreateSpace. – 2017. – С. 98-101.
29. Фомичева, Н. В. Технологии и подходы к организации учебного процесса по физической культуре в современной системе физкультурного образования / Н. В. Фомичева [и др.] // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 6. – С. 61–64.
30. Чистополов, С.В. Обучение подвижным играм [Текст] / С.В. Чистополов // Физическая культура в школе. – Изд-во: ООО «Школьная пресса», 2008. – С. 29-32.
31. Шишкина, ВА. Подвижные игры для детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ В.А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 88с.
32. Ярлыкова, О. В. Влияние подвижных игр на развитие физических качеств / О.В. Ярлыкова // Таврический научный обозреватель. – 2016. - №1. – С. 98-99.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика наблюдения и оценки разнообразия движений в самостоятельной двигательной деятельности детей, разработанная В.А. Шишкиной, М.Н. Дедулевич.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Список детей контрольной группы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты