Развитие сенсомоторных функций детей с дизартрией (дети с тяжелыми нарушениями речи) младшего школьного возраста
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие сенсомоторных функций детей с дизартрией (дети с тяжелыми нарушениями речи) младшего школьного возраста»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
45.00 BYN
Развитие сенсомоторных функций детей с дизартрией (дети с тяжелыми нарушениями речи) младшего школьного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты развития сенсомоторных функций у детей с дизартрией младшего школьного возраста
1.1 Понятие сенсомоторных функций
1.2 Особенности развития сенсомоторных функций у детей младшего школьного возраста
1.3 Основные аспекты развития сенсомоторных функций у детей младшего школьного возраста с дизартрией
Выводы по первой главе
Глава 2. Методические аспекты изучения процесса развития сенсомоторных функций у детей с дизартрией младшего школьного возраста
2.1 Анализ методики диагностики развития сенсомоторных функций у детей с дизартрией младшего школьного возраста
2.2 Методические рекомендации развития сенсомоторных функций у детей с дизартрией младшего школьного возраста
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитие мелкой моторики рук и пальцев у детей является важным условием для общего развития личности. Развитие мелкой моторики является частью общего сенсорно-моторного развития ребенка и начинается на ранних стадиях его развития. Недостаточное сенсорно-моторное развитие у маленьких детей приводит к трудностям, связанным с начальным этапом обучения. Например, недостаточное развитие мелкой моторики рук и пальцев приводит к трудностям в обучении письму, письму и каллиграфии, поскольку эти виды деятельности основаны на точных, скоординированных и тонких движениях рук и пальцев.
Нарушения движения рук и пальцев могут возникать, когда детей не обучают должным образом и не уделяют достаточного внимания сенсорно-моторному развитию. Однако при некоторых патологических состояниях и заболеваниях у детей также могут наблюдаться нарушения в сенсорно-моторном развитии, особенно в мелкой моторике рук и пальцев.
На данном этапе развития логопедии дизартрия является сложной медицинской, психологической и педагогической проблемой как для неврологов, так и для учителей и логопедов. Существует несколько форм клинических проявлений дизартрии, каждая из которых требует определенного метода коррекции, для чего необходим этиологический диагноз. Поэтому учителя и логопеды, работающие с маленькими детьми с дизартрией и симптомами дизартрии, должны иметь независимое представление о структуре дизартрии [1]. Дизартрия как сложная проблема в языковой и сенсорно-моторной патологии интенсивно исследовалась и рассматривалась как в теоретическом, так и в практическом аспектах в отечественной и мировой литературе.
Кроме того, для детей с дизартрией характерны низкие пороги восприятия, слухового внимания и памяти, отсутствие эмоциональной воли и мотивации, сниженная скорость обучения и самоконтроля. Это делает ситуацию довольно сложной. Проблема заключается в том, что эти нарушения могут возникнуть у ребенка в период обучения в начальной школе, что значительно усложняет процесс обучения и затрудняет освоение деятельности, требующей хорошо развитой мелкой моторики.
Во-первых, это влияет на развитие навыков письма и каллиграфии и, соответственно, впоследствии негативно сказывается на учебной деятельности в целом. У ребенка нет времени на то, чтобы делать записи, полностью овладеть письмом, вести конспекты или планировать деятельность. В этом смысле такие расстройства, как дисграфия, выходят на первый план у детей младшего школьного возраста, поскольку они оказывают значительное влияние как на опорно-двигательный аппарат, так и на нервно-психологическую регуляцию [2, с.69].
Глава 1. Теоретические аспекты развития сенсомоторных функций у детей с дизартрией младшего школьного возраста
1.1 Понятие сенсомоторных функций
Сенсорно-моторные функции включают восприятие сенсорно-моторной информации и передачу этой информации в виде нейронных сигналов через нервную систему. Сенсорно-моторная деятельность (от латинского sensus - чувство, ощущение и motor - движение) – это взаимная координация сенсорных и моторных компонентов деятельности: прием сенсорной информации приводит к запуску определенных движений, которые в свою очередь служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации. Основным сенсорно-моторным механизмом является рефлекторная петля [6, с.122].
Сенсорные функции развиваются во время нормального развития в дошкольном возрасте. Нормальное сенсорно-моторное развитие является основой для психологического развития детей, поэтому исследователи считают, что формирование высших психологических функций, включая язык, тесно связано с сенсорным развитием детей.
Г.А. Урунтаева делит сенсорно-моторное развитие на три периода: младенчество, раннее детство и дошкольное детство.
В младенческом возрасте развитие зрения и слуха обгоняет развитие руки как тактильно-двигательного органа, который обеспечивает формирование у ребенка всех основных форм поведения и, следовательно, определяет доминирующую роль в этом процессе. Сохранение слуха и зрения является важнейшей предпосылкой для нормального развития языка. Это связано с тем, что язык ребенка может быть сформирован правильно только в том случае, если развивающаяся вторая сигнальная система постоянно поддерживается импульсами первой сигнальной системы, которая отражает объективную реальность. Первая сигнальная система имеет сигналы для формирования органов чувств [22, с.58]
Благодаря слуху ребенок учится подчинять деятельность артикуляционных органов сигналам слухового анализатора. Благодаря слуху ребенок учится понимать язык других людей, подражать их речи и контролировать собственное произношение. Зрение играет важную роль в освоении языка - ребенок внимательно следит за движениями губ и языка других людей, когда они говорят с ним. Он повторяет эти движения и имитирует их. Таким образом, совместная работа зрительной, слуховой, рече-двигательной и моторной систем является основой для развития языка.
Глава 2. Методические аспекты изучения процесса развития сенсомоторных функций у детей с дизартрией младшего школьного возраста
2.1 Анализ методики диагностики развития сенсомоторных функций у детей с дизартрией младшего школьного возраста
Проведение психодиагностического обследования всегда подчинено конкретной цели, которая определяет способ подхода к решению отдельных задач. Основной целью психодиагностического обследования ребенка с нарушением развития является выявление структуры нарушения психической деятельности для определения оптимального способа оказания коррекционной помощи.
Коррекционно-педагогическое лечение обеспечивает успешное включение в учебную деятельность и успешную адаптацию к школьной среде, если оно основано на уровне развития, достигнутом ребенком на предыдущем жизненном этапе, с учетом индивидуальных сильных сторон ребенка и важных для развития характеристик окружающей микросреды. Это способствует позитивному отношению к учебе и школе. Он влияет на формирование усердия, трудолюбия и активности. Это мощный стимул для развития основных психологических процессов и благоприятная основа для специальных коррекционных мер.
Если в процессе обучения практически не учитывается уровень развития ребенка и его индивидуальные особенности, то начальные отклонения в развитии только усугубятся, и появятся упущения, которые практически невозможно будет восполнить или наверстать в будущем.
Цель данной диагностики – изучить уровень развития ребенка, провести качественный анализ уровня психологического развития, чтобы определить индивидуальные особенности каждого ребенка, охарактеризовать психологические нарушения и на этой основе создать идеальные условия для развития, обучения и коррекции отклонений.
Результаты диагностики являются основой для прогнозирования развития каждого ребенка и выбора оптимального содержания образования и коррекционных мер.
Эту диагностику проводит учитель-дефектолог. Результаты используются в качестве основы для групповой и индивидуальной работы. Ниже приведен примерный перечень методов исследования сенсорно-моторной сферы у детей. Приводится список факторов риска развития детей, основанный на результатах обследования. Для более точной диагностики были проанализированы показатели развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что сенсомоторные функции включают восприятие сенсорно-моторной информации и передачу этой информации в виде нейронных сигналов через нервную систему. Есть три этапа в процессе формирования сенсомоторных функций: младенчество, ранний возраст и дошкольный.
В младшем школьном возрасте продолжается развитие и становление сенсомоторных функций. Мы видим, что данный возраст должен продолжать традицию развития представлений о окружающем мире в рамках построения системы коррекционной и развивающей работы посредством приобщения ребенка к живописи и искусству.
Дизартрия представляет собой сложное нарушение звукопроизношения речи. Дизартрия возникает в результате поражения нейронного исполнительного аппарата речи, имеющего ту или иную локализацию в центральной нервной системе. Речевые нарушения при дизартрии оказывают влияние на процессы развития моторики, а также на формирование специфической системы движений, направленной на повышение уровня речевой и двигательной активности.
Диагностика является важным этапом в рамках работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Нами была проанализирована комплексная методика, направленная на изучение уровня развития у детей познавательных, в том числе сенсомоторных функций. Данная методика дает комплексную оценку развитию ребенка и формирует определенное представление о дальнейшей коррекционной работе.
Дети с нарушениями речи представляют собой особую категорию детей, которая нуждается в определенных формах работы по развитию различных сенсомоторных процессов. Нами были определены основные структурные элементы развития занятия для данных детей и было выявлено, что данные занятия в полной мере будут соответствовать развитию сенсомоторных функций данной категории детей.
Нарушения движения рук и пальцев могут возникать, когда детей не обучают и не уделяют должного внимания сенсорно-моторному развитию. Однако нарушения сенсорно-моторного развития, особенно мелкой моторики кистей и пальцев рук, могут возникать и у детей с рядом патологических состояний. Например, дизартрия может привести к нарушению мелкой моторики и некоторых речевых и двигательных функций у детей.
1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2006. - 319 с.
2. Венгер, Л.А Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / А.Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 2011. – 167 с.
3. Выготский, Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л.С. Выготский. – М.: Академия: Гос. учеб.-педагогич. изд-во, 2015. – 236 с.
4. Гербова, В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Р.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 2010. – 224 с.
5. Гризик, Т.И. Ловкие пальчики / Т.И. Гризик. – М: Просвещение, 2007. – 54 с.
6. Гуревич, П.С. Психология и педагогика / П.С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 320 с.
7. Данилова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности / А.Л. Крылова. – М.: Учебная Литература, 2017. – 236 с.
8. Дубровина, И.В. Психология. Учебник для студ. сред. пед. учебн. Заведений И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2012. – 464 с.
9. Запорожец, А.В. Психология и педагогика игры дошкольника / А.В. Запорожец. – М.: Академия, 2013. – 411 с.
10. Ильина, М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет / М.Н. Ильина. – М.: Дельта, 2011. – 159 с.
11. Калягин, В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006. – 236 с.
12. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. / Т.А. Куликова – М.: Академия, 2011. – 416 с.
13. Краснощёкова, Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты / Н.В. Краснощекова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.– 246 с.
14. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 258 с.
15. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2010. – 452 с.
16. Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 688 с.
17. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др./ Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 236 с.
18. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева. – М.: Академия, 2015. – 236 с.
19. Рогов, Е.И. Общая психология / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2012. – 433 с.
20. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. –Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002. – 247 с.
21. Трошин, О.В. Логопсихология: Учебное пособие / О.В. Трошин. – М.: Сфера, 2005. – 236 с.
22. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
23. Усова, А.П. Обучение в детском саду / А.П. Усова – М.: «Просвещение», 2010. – 208 с.
24. Шаграева, О.А. Детская психология / О.А. Шаграева – М.: ВЛАДОС, 2001. – 368 с.
25. Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста / Е.А. Янушко. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 72 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты