Особенности семейного воспитания нормотипичных детей и детей с особенностями психофизическими особенностями
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности семейного воспитания нормотипичных детей и детей с особенностями психофизическими особенностями»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Особенности семейного воспитания нормотипичных детей и детей с особенностями психофизическими особенностями
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник «Мера заботы».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сводные таблицы результатов исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводная таблица результатов опроса родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с нормой в развитии, по методике «Мера заботы».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НОРМОТИПИЧНЫХ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С ОПФР
1.1 Сущность понятия «родительское отношение» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с особенностями психофизического развития
1.3 Роль семьи в формировании личности ребенка дошкольного возраста
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НОРМОТИПИЧНЫХ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С ОПФР
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Качественные характеристики детско-родительских взаимоотношений являются важным фактором, который оказывает влияние на все аспекты развития личности ребенка. В процессе внутрисемейного взаимодействия развиваются познавательные функции ребенка, формируется его личность, самооценка, овладение морально-этическими нормами, моделями поведения, распределение социальных ролей и др.
Отношение родителей к своему ребенку по природе является противоречивым и неоднозначным. С одной стороны, ребенок является для родителей самоценной и уникальной личностью, а с другой стороны, ребенок является объектом воспитательного и педагогического воздействия со стороны родителя. Личное начало начинает проявляться в недооцененном отношении к ребенку, родительской эмпатии, отсутствии конкретных ожиданий и требований к ребенку, гибкости позиции родителя и т.д. Отношение родителей к ребенку является противоречивым и неоднозначным. Субъектно-ориентированный подход, который находит свое проявление во внешней оценке родителем позиции ребенка, отношения, ценностей родителя, системы требований и ожиданий по отношению к ребенку, а также в характере стратегии поведения родителя, которая направлена на развитие определенных способностей и свойств характера. Эти два начала не являются разными типами или формами отношений, они организовывают два момента, которые в определенной степени являются свойственными каждому конкретному отношению, различие которых сводится к относительному преобладанию или содержанию каждого из них.
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями, делая проблему детско-родительских отношений особенно актуальной.
С самого рождения каждый человек для своего нормального развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но и в общении с близкими, любящими его людьми. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Изучением межличностных отношений в семьях нормально развивающегося ребенка занималась большая группа ученых (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.С. Спиваковская). Исследованию же проблем семьи, имеющих детей c проблемами в развитии, посвящено сравнительно немного работ. Анализ отдельных проблем семьи ребенка с проблемами в развитии изложен в трудах Т.Г. Богдановой, Н.В. Мазуровой, Т.А. Добровольской, С.Д. Забрамной, А.И. Захарова, И.Ю. Левченко, В.В. Ткачевой, И.И. Мамайчук, В.Л. Мартынова, Г.В. Пятаковой, Е.М. Мастюковой, Г.А. Мишиной, А.И. Раку и др. Авторы обращают внимание на различные стороны сложных процессов взаимодействия ребенка с проблемами в развитии с окружающими, восприятия этого ребенка близкими для него людьми и развития самого ребенка как личности.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НОРМОТИПИЧНЫХ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С ОПФР
1.1 Сущность понятия «родительское отношение» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе
Отношения между ребенком и родителем являются самой важной подсистемой семейных взаимоотношений как целостной системы и устанавливаются как непрерывные, долгосрочные и опосредованные по возрасту отношения между ребенком и родителем. Формирование, развитие и функционирование детско-родительских отношений и их психологические характеристики устанавливаются в самой семье. В свою очередь, сущность детско-родительских отношений отличает семейно-групповые отношения и взаимодействия от отношений в других групповых сообществах и, в то же время, подчиняется ряду законов, которые свойственны системе отношений человека [1, с. 72].
В то же время, детско-родительские отношения можно установить, как независимую систему отношений между взрослым и ребенком, которые находятся в непосредственных взаимоотношениях. Они возникают с появление в семье ребенка и в процессе взаимодействия родителя и ребенка и имеют свою динамику и специфику. По мере взросления детей и изменения возраста родителей отношения «родитель-ребенок» превращаются в отношения «родитель-дочка» или «родитель-сын», но при этом основой этих отношений остаются отношения между ребенком и родителем.
Специфика взаимодействия между родителями и детьми заключается в том, что оно данное взаимодействие имеет двусторонний характер. Обе стороны, как родитель, так и ребенок, активно формируют и обуславливают систему взаимоотношений. Однако такие взаимоотношения по своей природе являются неравноценными, и самая важная роль в процессе их формирования принадлежит родителям. Именно по причине этого детско-родительские отношения часто сводятся к взаимоотношениям родителей со своими детьми. Такое одностороннее понимание детско-родительских отношений является наиболее распространенным в отечественной и зарубежной психологии, что приводит, в частности, к изучению типа, детерминант и причинам нарушений отношения родителей к своим собственным детям. Так, Б.Ю. Шапиро, обобщая детерминанты отношений родитель-ребенок в различных понятиях, выделил следующее [2]:
– особенности личности родителя;
– личностные и клинико-психологические особенности;
– этнологические факторы;
– социокультурные детерминанты;
– особенности внутрисемейных отношений [2, с. 9].
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НОРМОТИПИЧНЫХ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С ОПФР
2.1 Организация и методы исследования
Целью данной работы является изучение особенностей семейного воспитания нормотипичных детей и детей с ОПФР. Исходя из этого было проведено экспериментальное исследование, которое проходило поэтапно.
На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования и подобрать методы исследования.
На основном этапе во время работы, в сочетании с анализом научных положений было проведено экспериментальное исследование, направленное на исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка дошкольного возраста с ОПФР. В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа.
На заключительном этапе полученные эмпирические данные были подвергнуты интерпретации и анализу. Проводилось оформление результатов исследования.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 4-5 лет, которые были разделены на две группы:
первая группа – 20 детей дошкольного возраста с нормой в развитии;
вторая группа – 20 детей дошкольного возраста с ОПФР.
Кроме детей в исследовании принимали участие их родители в количестве 40 человек.
Для проведения эмпирического исследования использовались следующие диагностические методики:
1. Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин.
2. Опросник «Мера заботы».
Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин.
Назначение: выявление родительского отношения. Под родительским отношением понимается система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет. Опросник содержит 61 вопрос, на которые необходимо ответить согласием или несогласием. Шкалы методики: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка (Приложение А).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детско-родительские отношения являются ключевым компонентом человеческой жизни и могут рассматриваться с точки зрения организации системы в силу их многокомпонентности, многофункциональности и детерминированности различными факторами. Детско-отцовские отношения традиционно рассматривались как динамическая система, которая возникает в результате интеграции подсистем родительства и детских отношений.
ОПФР являются нарушением в психофизиологическом развитии учащегося, которое имеет существенные различия в структуре, тяжести и возможностях исправления (компенсации) нарушения. Основное отставание в развитии – нарушение когнитивной активности – вызвано органическим повреждением коры головного мозга. Трудности в обучении таких категорий воспитанников учреждения дошкольного образования являются естественным следствием их интеллектуальной недостаточностью. При нарушениях детей с ОПФР наблюдаются трудности при формировании основных навыков самообслуживания, гигиенических навыков, страдает процесс обучения и воспитания.
Семья играет огромную роль для развития любого ребёнка, в том числе и для ребенка с ОПФР. Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важными являются такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная. Однако функции семьи могут быть нарушены в результате влияния весьма широкого круга факторов, в том числе особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи, нарушение структуры семьи и др. Характерными нарушениями родительского поведения в случае больного ребенка являются: потворствующая гиперопека, стиль «фобия потери ребенка» либо скрытая или открытая отчужденность, связанная с психической депривацией ребенка. Наиболее тяжелым последствием гиперопеки является отставание в психическом развитии ребенка.
Во второй главе работы проведено эмпирическое исследование особенностей семейного воспитания нормотипичных детей и детей с ОПФР. Исходя из этого было проведено экспериментальное исследование, которое проходило поэтапно. На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования и подобрать методы исследования. На основном этапе во время работы, в сочетании с анализом научных положений было проведено экспериментальное исследование, направленное на исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка дошкольного возраста с ОПФР. В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа. На заключительном этапе полученные эмпирические данные были подвергнуты интерпретации и анализу.
1. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д. Н. Исаев. – СПб. : Руководство, 2003. – 256 с.
2. Акулина, М. В. Особенно восприятие родитель-ребенок отношений у детей дошкольного возраста в разводе в семье / М. В. Акулина, С. А. Терехин // Психология и право. – 2012. – №2. – С.1-14.
3. Лидерс, А. Г. Психологическое обследование семьи / А. Г. Лидерс // учебное пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб.заведений – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.
4. Козлов, В. В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности / В. В. Козлов – М. : Психотератия, 2007. – 528 с.
5. Гладкая, В. В. Социальная адаптация: планирование работы по социально-бытовой ориентировке детей с легкой интеллектуальной недостаточностью / В. В. Гладкая // Пачатковая школа. – 2009. – № 9. – С. 42-49.
6. Семаго, Н. Я. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу / Н. Я. Семаго М. М. Семаго, М. Л. Семенович, Т. П. Дмитриева, И. Е. Аверина // Психологическая наука и образование, 2011. – № 1. – С. 51-59.
7. Авдеева, Н. Н. Влияние детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей / Н. Н. Авдеева, Ю. А. Кочетова // Психологическая наука и образование. – 2008. – №4. – С. 35-47.
8. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
9. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс / А. Я. Варга. – СПб.: Речь, 2001. – 143 с.
10. Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь // Спецыяльная адукацыя. – 2014. – №6. – С. 3-8
11. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер Ростов-на-Дону, 2008. – 258 с.
12. Конарева, И. Н. Психологические особенности сиблинговых и детско-родительских отношений в полной семья / И. Н. Конарева // Психология, 2014. – №8. – С. 22-29.
13. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.
14. Боулби, Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / Д. Боулби ; пер. с англ. – М. : Академический проект, 2004. – 237 с.
15. Артамонова, Е. И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
16. Гладкая, В. В. Особенности планирования педагогической работы по социально-бытовой ориентировке школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью / В. В. Гладкая // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – № 8. – С. 23-29.
17. Петровский, В. А. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений / В. А. Петровский, М. В. Полевая // Психологический журнал. – 2000. – № 1. – С. 28-36.
18. Образование детей с интеллектуальной недостаточностью в Беларуси (исторический аспект) / И. Ю. Маковчик // Актуальные проблемы педагогических исследований: IX Аспирантские чтения: сборник научных статей. – Минск, 2010. – С. 73-77.
19. Шапиро, Б. Ю. От знакомства к браку / Б. Ю. Шапиро. – Москва : Знание, 1990. – 62 с.
20. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин.; 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.
21. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М., Педагогика, 2009. – 254 с.
22. Захарова, Е. И. Особенности детско-родительских отношений матерей с детьми подросткового возраста в условиях позднего материнства / Е. И. Захарова // Психологическая наука и образование. – Изд-во ГБОУ ВПО МГППУ, том 6. – 2014. – №4. – С. 182-193
23. Крэйг, Г. Психология развития : перевод с англ / Г. Крэйг. – СПб. : Питер, 2000. – 992 с.
24. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика / Под ред. Бейкер К., Варга А.Я. – М.: Когито-центр, 2008. – 265 с.
25. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек. – Прага: Медицинское издательство Авиценум, 2004. – 335 с.
26. Левченко И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. – Просвещение, 2008. – 287 с.
27. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский : учебное пособие для психологов и педагогов. – Издательство «Питер» 2001. – 416 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник «Мера заботы».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сводные таблицы результатов исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводная таблица результатов опроса родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с нормой в развитии, по методике «Мера заботы».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты