Использование проблемных ситуаций в формировании сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование проблемных ситуаций в формировании сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Дошкольная педагогика»
2021
45.00 BYN
Использование проблемных ситуаций в формировании сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольная педагогика
Организация: Ясли-сад №6, ГУО (г. Барановичи)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Исследование интереса детей к сюжетно-ролевым играм в ходе беседы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Протокол наблюдения за организованной сюжетно-ролевой игрой «Ателье мод».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты исследования уровня сформированности игровым умений в сюжетно-ролевой игре «Ателье мод».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Протокол наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность и характеристика сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста
1.2 Понятие «проблемные ситуации» и из возможности в развитии сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Цель, задачи и методика педагогического эксперимента
2.2 Выявление уровня сформированности игровых умений детей старшего дошкольного возраста
2.3 Создание игровых проблемных ситуаций для вхождения ребёнка старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевую игру и изменение сюжетной линии игры
2.4 Эффективность использования игровых проблемных ситуаций в развитии сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современная педагогика все чаше обращается к ребенку как субъекту деятельности, как личности, стремящейся к самореализации и самоопределению. Как отмечает В.А. Деркунская такие субъектные проявления, как целеустремленность, активность, творчество, самостоятельность, ответственность, рефлексивность – это качества, необходимые для развивающейся личности. Они приводят к достижениям в любой сфере деятельности. Так как детский возраст наиболее благоприятен для развития основ субъектности, ее постепенного приумножения, развитие субъектных проявлений начинается с рождения и формируется в течение всего дошкольного детства.
В современной дошкольной педагогике появляются термины, которые связаны с игровой деятельностью детей: субъект, позиция субъекта игровой деятельности, субъектные проявления, игровое пространство, игровое проектирование и другие. Их появление вызвано переходом общества к информационным технологиям, что требует от человека умения проявлять творческое мышление, анализировать и изменять окружающую действительность, планируя свою деятельность, прогнозировать последствия и ответственность за неудачу.
Особое место в игровой деятельности отводится сюжетно-ролевой игре. Через игру ребенок приобщается к разным сферам жизни взрослых. Игра для ребенка – это тот мир, где есть возможность реализовать свои интересы, предпочтения, приобрести опыт взаимодействия с детьми разного пола, проявить творчество, избирательность, инициативность, самостоятельность. Дети выбирают тему игры по своему желанию, намечают пути ее развития, выбирают себе партнеров, самостоятельно устанавливают правила игры, регулируют отношения и т.п. Реализация замысла игры с помощью выбранных ребенком средств, проявление фантазии в развитии сюжета дает возможность ребенку самостоятельно включаться в те сферы деятельности человека, которые еще долго будут недосягаемы в реальной жизни.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность и характеристика сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста
Чтобы понять, как развивать у детей самостоятельность в сюжетно-ролевой игре, необходимо иметь представление об игре дошкольников: хорошо знать ее специфику, этапы и уровни ее развития.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и действует в созданной им игровой обстановке в соответствии с ней [9].
Ребенок стремится к совместной социальной жизни со взрослыми, что является общим мотивом сюжетно-ролевой игры. Возникает противоречие, с одной стороны, неподготовленность ребенка к осуществлению этого стремления, с другой – растущая самостоятельность детей. Разрешается это противоречие в сюжетно-ролевой игре: ребенок в соответствии с принятой на себя ролью может воспроизводить его жизнь, отношения и деятельность.
С.А. Козловой, Т.А. Куликовой были выделены структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет, содержание, роль.
Главным компонентом игры, без которого она невозможна, является сюжет. В сюжете ребенок отражает события, определенные действия, взаимоотношения из жизни окружающих. Одним из средств реализации сюжета являются игровые действия ребенка (готовит, убирается, рулит, делает уколы и др.).
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные – «как будто».
Сюжеты детских игр разнообразны – это игры бытового характера (игры в семью, детский сад), производственного, отражающих труд людей (поликлиника, парикмахерская, магазин), и общественного характера (праздники) [8].
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Цель, задачи и методика педагогического эксперимента
Исследование проходило на базе ГУО «Ясли-сад №6 г. Барановичи».
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень самостоятельности и инициативности детей 5-6 лет в сюжетно-ролевых играх.
В рамках поставленной цели исследования, необходимым этапом стал подбор методик для последующей организации диагностического обследования детей.
Опираясь на структуру игры, выделенную Д.Б. Элькониным, были определены критерии и показатели сформированности игровых умений у детей.
Я также воспользовалась методикой Н.Я. Михайленко, в которой представлены игровые умения: придумывать разнообразные сюжеты, изменять ход игры, принимать измененный сюжет, строить ролевое взаимодействия, умение обыгрывать предметы-заместители. На основе этого была разработана диагностическая карта исследования с определением диагностических заданий, критериев и показателей, и технологией реализации диагностических заданий:
1. Беседа с детьми о предпочитаемых ролях, сюжетах, действиях с игрушками.
Критерии и показатели:
Для уточнения особенностей проявления самостоятельности детей в игре необходимо:
– выяснить их отношение к сюжетно-ролевой игре;
– проявление самостоятельности при выборе тематики игр;
– проявление инициативности в выборе ролей и партнеров по игре.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы. Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития у детей 5-6 лет самостоятельности в сюжетно-ролевых играх является актуальной в настоящее время. Именно игра дает возможность реализовать свои интересы, предпочтения, приобрести опыт взаимодействия с детьми разного пола, проявить творчество, избирательность, инициативность, самостоятельность. О развитии самостоятельности свидетельствуют оригинальность игровых замыслов, творчество при создании образов игровых персонажей, самостоятельное использование сюжетосложения, сочетание в сюжетах разнообразных реальных и фантастических событий, направленность на сверстника как на партнера по игровой деятельности, умение аргументировано высказываться и давать оценки.
В дошкольном возрасте развитие самостоятельности определяется направленными воспитательными воздействиями взрослых, созданием психолого-педагогических условий развития детей. Это обеспечивается: взаимодействием прямых и косвенных приемов руководства играми детей в зависимости от уровня развития самостоятельности, поэтапным изменением тактики педагогического сопровождения ребенка в игровой деятельности, планированием деятельности воспитателя на основе результатов педагогического диагностики по развитию самостоятельности ребенка в игровой деятельности; отбором содержания игр с учетом интересов и предпочтений современных дошкольников; ориентацией педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игровой деятельности, их дальнейшее поэтапное стимулирование и развитие.
1. Бабаева, Т.И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. –280 с.
2. Брушлинский, А.В. Психология субъекта / А.В. Брушлинский. – М. : Институт психологии РАН; СПб.: Алетейя, 2003. – 272 с.
3. Васильева, О.К. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей / О.К. Васильева. – Мозырь: Содействие, 2013 . – 152 с.
4. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. – М.: Сфера, 2007. – 204 с.
5. Васильева, О.К. Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста / О.К. Васильева, С.В. Кондратюк ; М-во образования Респ. Беларусь, Баранович. гос. ун-т. – Барановичи: БарГУ, 2018. – 188 с.
6. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н.А. Виноградова, Н В. Позднякова. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 128 с.
7. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-синтез, 2007. – 128 с.
8. Деркунская, В.А. К концепции воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения / В.А. Деркунская // Детский сад от А до Я. – 2011. – № 2. – С. 66-76.
9. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.
10. Комарова, Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду / Н.Ф. Комарова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 160 с.
11. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. Изд. 3-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 251 с.
12. Менджерицкая, Д.В. Воспитание детей в игре / Д.В. Менджерицкая. – М. : Просвещение, 2002. – 176 с.
13. Микляева, Н.В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности / Н.В. Микляева // Детский сад от А до Я. – 2008. – №1 – с. 17-23.
14. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 3-е изд., испр. – М.: Линка-ПРЕСС, 2009. – 96 с.
15. Михайленко, Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М. : Линка-ПРЕСС, 2015. – 176 с.
16. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание, 2005. – №4.
17. Сергиенко, Е. А. Психология субъекта: проблемы и поиски / Е.А. Сергиенко // Личность и бытие: субъектный подход. Личность как субъект бытия: теоретико-методологические основания анализа: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 11-12 ноября. Краснодар: Кубанский гос. ун-т. Сергиенко, 2005. – 215 с.
18. Солнцева, О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей / О.В. Солнцева. – СПб.: Речь, 2010. – 176 с.
19. Смирнова, Е.О. Организация игровой деятельности: учебное пособие / Е.О. Смирнова, Е.А. Абдулаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 223 с.
20. Солнцева, О.В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. Сопровождение сюжетных игр детей / О.В. Солнцева. – Издательство «Речь», 2010 г. – 176 с.
21. Шорыгина, Т.А. Моя семья. Методическое пособие / Т.А. Шарыгина. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 96 с.
22. Щетина, В.В. Современные концепции воспитания и развития ребенка: учебно-методическое пособие / В.В. Щетинина. – Тольятти. Изд-во ТГУ, 2012. –152 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Исследование интереса детей к сюжетно-ролевым играм в ходе беседы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Протокол наблюдения за организованной сюжетно-ролевой игрой «Ателье мод».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты исследования уровня сформированности игровым умений в сюжетно-ролевой игре «Ателье мод».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Протокол наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты