Источник как явление культуры
ИПП (Институт парламентаризма и предпринимательства)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Источник как явление культуры»
по дисциплине: «Источниковедение»
2021
45.00 BYN
Источник как явление культуры
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Источниковедение
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. АКТОВЫЙ МАТЕРИАЛ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
1.1. Понятие исторического источника
1.2. Понятие актовых источников и их классификация
1.3. Актовые материалы X-XIII вв.
1.4. Актовые материалы периода Великого Княжества Литовского
1.5. Акты нового и новейшего времени
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АКТОВОГО МАТЕРИАЛА
2.1. Исторический метод исследования
2.2. Хронологический метод исследования
2.3. Текстологический метод исследования
2.4. Палеографический метод исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Ключевым моментом источниковедения является понятие источника как продукта целенаправленной человеческой деятельности, явления культуры. В свою очередь, это ориентирует на системное изучение источников, на обращение ко всему объему произведений культуры (в широком смысле), созданных в процессе человеческой деятельности и отразивших в себе социальные, психологические, эколого-географические, коммуникационно-информационные, управленческие и другие аспекты развития общества и личности, власти и права, нравственности, мотивов и стереотипов человеческого поведения. Акты являются важной частью источникового комплекса по истории древней Руси. Обязательным условием их появления в качестве особого вида исторических источников является наличие договаривающихся сторон. Кроме того, заключение договора предполагает, что права контрагентов договора, хотя и не равны, в любом случае сопоставимы. Следовательно, договорные отношения возникают, прежде всего, между юридически независимыми политическими образованиями-государствами, которые существуют в российской истории, начиная с X века вплоть до настоящего времени.
Дипломатика (буквально: «относящийся к дипломам») – всестороннее изучение актов – особая дисциплина, специфичная для источника, которая анализирует акты как исторический источник.
Изучение актов начинается с анализа их внешней формы, но основной работой их изучения является исследование формы внутренней – изучение структуры текста.
Объектом исследования выступает актовый материал как историческая категория, на которой строится познание и изучении исторической науки.
Предметом исследования является роль актового материала в изучении истории и его возможности его применения на уроках истории.
РАЗДЕЛ 1. АКТОВЫЙ МАТЕРИАЛ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
1.1. Понятие исторического источника
Изучение методов выявления исторических источников, их критика, выделение их типов, систематизация и классификация являются предметом особой науки – источниковедения. Среди отечественных специалистов одно из наиболее удачных определений понятия «исторический источник» принадлежит Леонарду Дербову: «… под историческим источником в современной науке мы понимаем все остатки прошлого, в которых складывались исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и законы развития человеческого общества. По сути, это самые разнообразные продукты и следы жизнедеятельности людей: предметы материальной культуры, памятники письменности, идеологии, обычаев, обычаев, языка и т. д.» [6, с.18].
Издавна источниковедение традиционно относили к вспомогательным историческим дисциплинам. В словаре С.И. Ожегова сказано, что источниковедение – это «вспомогательная наука о методах изучения и использования исторических источников»[13, с.427]. Однако это не совсем так. Принимая во внимание специфику предмета и задач источниковедения, следует признать, что данная область исторического знания обоснованно относится к научно-исторической методологии. Ведь действительно, в своей методологической лаборатории профессиональный историк регулярно использует арсенал методов и принципов источниковедения, проводит текущую творческую работу, направленную на достижение поставленной цели – реконструкцию того или иного исторического события и его критическую оценку. Современные специалисты начинают осознавать этот важный момент. Примером может служить концептуальная позиция авторов одного из современных и очень успешных учебников источниковедения И.Н. Данилевский, В. Кабанова, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева: «Источниковедение развивается как особая дисциплина, прежде всего в рамках методологии исторического исследования, поскольку именно историческая наука систематически использует исторические источники для познания». По мнению этих экспертов, источниковедение – это особый метод познания реального мира.
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АКТОВОГО МАТЕРИАЛА
2.1. Исторический метод исследования
Исторический метод используется, чтобы с помощью оценки «источников» сделать выводы о значениях, относящихся к прошлому, то есть о «прошедшей действительности». Источники, созданные с целью передачи знаний о том, что случилось с потомками, часто называют традициями, в то время как все другие источники называются остатками.
Источники подразделяются на унаследованные тексты, которые, в свою очередь, подразделяются на акты, грамоты, письма, публицистические тексты, поэтические произведения, исторические работы и так далее; унаследованные предметы всякого рода, например, товары широкого потребления, инструменты, строения, поселения, предметы искусства и так далее; унаследованные значения или обстоятельства, например институты и языки, на которых все еще говорят и которые, следовательно, позволяют постичь признаки прошлого в настоящем, эти источники в социально-научном учении о методах называются «документами», что наводит на точное понимание исторического метода как иного из многих методов политологического исследования [11, с. 64]. Политолог, правда, обычно использует только результаты исторических исследований и подвергает соответствующие публикации вторичному анализу. Однако в некоторых случаях политологу может потребоваться использовать методологический инструмент историка. В зависимости от типа исследуемого документа историческая наука разработала ряд очень подробных правил. Схематически применение исторического метода можно разделить на три рабочих этапа: – анализ источников: необходимо определить, какие документы доступны для ценностей, представляющих интерес в прошлом, а какие можно получить с точки зрения цели расследования.
В определенных случаях следует использовать новые источники. По-видимому, анализ источника соответствует сбору данных [12, с. 22].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Количество древнерусских актов, на первый взгляд значительное, существенно меньше, чем комплексы западноевропейских актовых источников.
С развитием государственного аппарата и усложнением практики записи действия становятся все более многочисленными и разнообразными. На качественно новом уровне их дифференциация позволяет нам анализировать происхождение и эволюцию этих типов исторических источников как часть исторического процесса выяснения их социальных функций.
В ходе изучения работы были охарактеризованы методы исследования актового материала:
1. Исторический метод применяется для того, чтобы с помощью оценки «источников» сделать выводы о значениях, относящихся к прошлому, то есть о «прошедшей действительности».
2. Хронологический метод – анализ исторического процесса в хронологической последовательности, что позволяет вскрыть закономерности накопления и углубления исторических знаний.
3. Группа текстологических методов объединяет методы извлечения знаний, основанные на изучении специальных текстов из учебников, монографий, статей, методик и других носителей профессиональных знаний.
4. В основе палеографического метода лежат наблюдения над совокупностью целого ряда палеографических признаков (графикой букв, материалом для письма, украшениями, орудиями письма и др.) и выявление их соответствия друг другу для определенного периода времени.
1. Бельчиков, Н.Ф. Литературное источниковедение / Н.Ф. Бельчиков. – М., 1983. – 272 с.
2. Ермолаев, И.П. Историческая хронология / И.П. Ермолаев // Издательство казанского университета. – Казань. 1980. – 248 с.
3. История и компьютер: новые информационные технологии в исторических исследованиях и образовании / Отв. ред. Л. Бородкин и В. Леверманн. – М., 2003. – 588 с.
4. Источниковедение истории СССР / Под ред. И.Д. Ковальченко – М.: Высшая школа, 1973. – 560 с.
5. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории. / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. – М: Российский государственный гуманитарный университет, 2000. – 720 с.
6. Каштанов, С.М. Очерки русской дипломатики / С.М. Каштанов. – М. 1970. – 502 с.
7. Каштанов, С.М. Русская дипломатика: учеб. пособие для вузов по спец. «История» / С.М. Каштанов. – М.: Высшая школа, 1988. – 232 с.
8. Каштанов, С.М. Из истории русского средневекового источника: акты X-XVI веков / С.М. Каштанов. – М. 1996. – 265 с.
9. Ковальченко, И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко. – М., 2007. – 486 с.
10. Конеген, Н., Шуберт, К. Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории / Н. Конеген, К. Шуберт // Комментированное введение. – 2004. – 220 с.
11. Медушевская, О.М. Источниковедение: теория, история, метод / О.М. Медушевская. – М., 1996. – 702 с.
12. Никулин, П.Ф. Учебное пособие «Теория и методика источниковедения в отечественной истории X – начала ХХ вв.» / П.Ф. Никулин. – М., 2004. – 319 с.
13. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов. – М., 2008. – 549 с.
14. Рейсер, C.A. Основы текстологии / С.А. Рейсер. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с.
15. Самородов, Д.П. Введение в историю и в основы научно-исторической методологии / Д.П. Самородов. – М., 2005. – 171 с.
16. Фарсобин, В.В. Источниковедение и его метод: Опыт анализа понятий и терминологии / В.В. Фарсобин. – М.: Наука, 1983. – 231 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты