Разделение властей: от идеи к концепции
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Разделение властей: от идеи к концепции»
по дисциплине: «Теория государства и права»
2021
45.00 BYN
Разделение властей: от идеи к концепции
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория государства и права
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
1.1 Истоки теории разделения властей
1.2 Этапы развития теории разделения властей
ГЛАВА 2 КОНЦЕПЦИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Процесс политических и социальных преобразований, направленных на построение демократического правового государства ставит перед исследователями вопрос о поиске институционального механизма, способного гарантировать права и свободы человека, легитимную передачу власти, устойчивость институтов государства.
Политическая правовая мысль пришла к выводу, что достижения этих целей возможно при закреплении их в конституциях и реализации на практике принципа разделения властей.
Этот вопрос актуален и для Республики Беларусь, особенно после принятия в 1994 году Конституции Республики Беларусь, где впервые в статье 6 было закреплено, что государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную [1].
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время принцип разделения властей практически полностью определяет строение всей государственной власти белорусского государства.
Именно посредством данного принципа полностью исключен произвол власти, ее органов, ликвидирована монополизация власти. Парламент Республики Беларусь является сильным инструментом управления государством. От того, насколько правильно организована работа Парламента, зависит эффективное функционирование всего государства.
Правительство Республики Беларусь как непосредственный руководитель системой органов исполнительной власти, является сильным инструментом управления государством. От того, насколько правильно построена система исполнительной власти, зависит эффективное функционирование всего государства.
Цель написания курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа учебной, научной, нормативной литературы, дать общую характеристику принципу разделения властей.
В ходе исследования последовательно решались следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и значение теории разделения властей;
2. Изучить истоки и основные этапы развития теории разделения властей;
3. Проанализировать концепцию разделения властей в Республике Беларусь.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области исполнительной, законодательной и судебной власти в Республике Беларусь.
Предметом исследования являются нормы права Республики Беларусь, регулирующие исполнительную, законодательную и судебную ветви власти, мнения различных ученых по исследуемой проблеме.
Методологическую основу работы составили общенаучные и специальные методы исследования: юридический, диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический, структурно-функционального анализа, системного анализа и другие методы.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
1.1 Истоки теории разделения властей
Теории разделения властей уделяется много внимания и в зарубежной, и в современной литературе, поскольку это одна из самых неоднозначных и противоречивых тем. Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков.
Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: с одной стороны, борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, а, со второй, стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними [2, c. 116].
Теория разделения властей не могла возникнуть на пустом месте. Она возникает и начинает материализоваться лишь на той стадии развития общества и государства, когда созревают все необходимые предпосылки для активного участия широких слоев общества в социально-политической жизни и политических процессах страны, торжествует хотя бы в формальном плане политический и идеологический плюрализм; среди интеллектуальных слоев общества идет усиленный поиск путей и средств создания надежных гарантий прав и свобод подданных или граждан. Теория разделения властей исходила из вполне рациональной предпосылки: в любом государстве необходимо осуществлять три вида деятельности – принимать законы, исполнять их и наказывать нарушителей этих законов. Естественно, что более эффективно и компетентно будут выполнять эти функции государственные органы, специализированные только на одной из них. Будучи относительно независимыми, эти три вида власти могут взаимно контролировать и уравновешивать друг друга.
При рассмотрении процесса формирования теории разделения властей, в научной литературе обычно выделяют три фазы. Во-первых, это создание такого мировоззренческого фона и такой обстановки, в которых стало возможным появление концепции разделения властей, оформление составляющих ее элементов. Во-вторых, это создание собственно концепции, оформление ее отдельных частей и гармоничное соединение их воедино. И, в-третьих, это внесение первых корректировок, появившихся в результате накопления практического опыта по претворению основных положений теории разделения властей в жизнь.
ГЛАВА 2 КОНЦЕПЦИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Конституция Республики Беларусь является правовой основой государственного строительства, основным источником национальной правовой системы.
Она рассказывает конституционному строю об основных основах государства и его нормах, об условиях их стабильности и надежной безопасности, о создании политического и идеологического плюрализма, а также о правовом статусе человека и гражданина.
Как основа национальной правовой системы, Конституция юридически закрепляет суверенитет, независимость, территориальную целостность страны, высшую и самостоятельную государственную власть.
Кроме того, Конституция, как Основной закон государства, определяет начало правового регулирования экономического и духовного процесса.
В виде уникального документа, имеющего наибольшую юридическую силу Конституции, опирается на основные ценности конституционализма, выработанные вкусами различных эпох, на лучшие практики мира, на конституционно-правовой опыт, а вместе с ним и опыт государства, незаконного строительства [13, c. 154].
На момент принятия Основной закон государства, является результатом консенсуса различных политических сил по пути социально-политического развития и методам решения важных проблем.
Сфера конституционного регулирования носит всеобъемлющий, имущественный и характер, что отсутствует в нормативном правовом акте государства.
Принятие в 1994 г. Конституции Республики Беларусь создало новую общественно-политическую ситуацию в конституционно-правовом поле страны [1].
Она явилась основополагающим фактором активизации как конституционного процесса в целом, так и внутригосударственных правовых процессов, интенсификации нормотворческой деятельности на принципиально новой юридико-правовой основе.
Этот документ придал мощный толчок процессу становления конституционного строя на новых демократических принципах, становления новых конституционно-правовых институтов, конституционного правосудия.
Основной закон нашей страны, сформировавший правовую основу для реформирования правовой системы государства, расширения конституционно-правовой базы, в разгар разговора государства, общества и личности, на основе международно-правовых норм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Под принципом разделения властей следует понимать целесообразную организацию государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти.
Принцип разделения властей – принцип, лежащий в основе организации и деятельности правового государства и предполагающий разграничение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Принцип разделения властей является неоднозначным понятием. Данный принцип означает:
– распределение функций государственной власти между различными институтами и организациями как по вертикали, так и по горизонтали;
– определение границ ответственности каждой ветви власти, при этом никакая власть не может пользоваться правами, которые предоставляются другой власти;
– равенство законодательной, исполнительной и судебной властей;
– создание надёжного механизма, обеспечивающего взаимодействие властей, поддержание баланса сил и взаимного компромисса.
Одной из центральной и важнейших политических категорий, которая неразрывно связана с политикой, выступает власть.
Все трактовки принципа разделения властей составляют три группы. К первой относятся сторонники широкого понимания, для них важна идеологическая составляющая этого принципа, его общекультурное значение. Сторонники второго подхода понимают разделение властей в буквальном смысле, то есть речь идет о фактическом разделении государственной власти на несколько независимых и конкурирующих друг с другом властей, взаимодействие которых основано на системе взаимных сдержек и противовесов и осуществляемых независимыми друг от друга органами власти. Сущность третьего подхода к определению принципа разделения властей заключается в условно-функциональном разделении государственной власти на отдельные ветви. В данном случае под властью понимается не столько явление, сколько совокупность государственных органов или институтов, обладающих властно-официальными полномочиями. Таким образом, под принципом разделения властей следует понимать рациональную организацию государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г., № 2875-XII (с изм. и доп. по сост. на 12.10.2021 г.). – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 62 с.
2. Барыкова, К.Д. Истоки теории разделения властей / К.Д. Барыкова // Саратовская область: традиции, инновации, стратегии лидерства: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, посвященной 80-летию Саратовской области. В 2-х частях, Саратов, 06–07 апреля 2016 года. – Саратов: Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина – филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2016. – С. 117-118.
3. Овсянников, П.Ю. Истоки теории разделения властей / П. Ю. Овсянников, Т. Ю. Сердюкова // Правовая культура в современном обществе: Сборник научных статей ІІ Международной научно-практической конференции. Научное электронное текстовое издание, Могилев, 24 мая 2019 года / Редколлегия: И.А. Демидова [и др.]. – Могилев: Учреждение образования «Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь», 2019. – С. 85-89.
4. Бахаев, А.М. Истоки теории разделения властей / А.М. Бахаев // Евразийский научный журнал. – 2017. – № 2. – С. 26-27.
5. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич. – Минск: Вышэйшая школа, 2016. – 399 с.
6. Перевалов, В.Д. Теория государства и права: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / В.Д. Перевалов. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 341 с.
7. Комаров, С. А. Общая теория государства и права: учебник для вузов / С. А. Комаров. – 9-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 506 с.
8. Бабаева, В.К. Теория государства и права: учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.]; под редакцией В. К. Бабаева. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 582 с.
9. Попова, А.М. Идея разделения властей в истории политико-правовой мысли / А.М. Попова // Современные исследования в гуманитарных и естественнонаучных отраслях: сборник научных статей. – Москва: Издательство «Перо», 2019. – С. 74-78.
10. Монтескьё, Ш. О духе законов/ Ш. О. Монтескьё. – М.: Зерцало, 2013. – 672 с.
11. Цыбулевская, О.И. Конституционный принцип разделения властей: теория и практика реализации / О.И. Цыбулевская, Т.В. Милушева // Вестник Поволжского института управления. – 2018. – Т. 18. – № 5. – С. 56-62.
12. Локк, Дж. Два трактата о правлении: моногр. / Дж. Локк. – 4-е изд. – М.: Социум, 2020. – 496 с.
13. Чудаков, М. Ф. Государственное право: курс лекций / М. Ф. Чудакова. – Мн.: АУпПРБ, 2015. – Ч. 1. – 331 с.
14. Паречина, С. Г. Теории государственной власти / С. Г. Паречина. – М.: Сетевая публикация, 2014. – 140 с.
15. Коврякова, Е.В. Адогматический характер теории разделения властей / Е.В. Коврякова // Lex russica. – 2015. – № 5. – C. 65-74.
16. Лазарев, В.В. Теория государства и права: учебник для вузов / В. В. Лазарев, С.В. Липень. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 521 с. 17. Полещук, О.О. Концепция разделения властей: историческое развитие представлений и современное понимание / О.О. Полещук // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 4. Правоведение. – 2017. – Т. 7. – № 5. – С. 6-13.
18. Баглай, М.В. Конституционное право / Л.М. Энтин [и др.]; под общ. ред. М. В. Баглая. – изд. 4-е, переаб. и доп. – М.: Норма, 2016. – 975 с.
19. Василевич, Г.А. Контрольная функция Парламента и местных Советов депутатов Республики Беларусь / Г. А. Василевич. – Минск, 2014. – 84 с.
20. Доронин, Н.Д. Нормотворчество исполнительной власти в Республике Беларусь / Н.Д. Доронин // Право, общество, государство: проблемы теории и истории: сборник статей Всероссийской студенческой научной конференции, Москва, 28–29 апреля 2017 года / Российский университет дружбы народов. – Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2017. – С. 304-307.
21. Соколовский, А.А. Исполнительная власть Республики Беларусь / А.А Соколовский. – Мн.: БГУ, 2018. – 266 с.
22. О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 29 июня 2006 г., № 139-З: с изм. и доп. от 10 декабря 2020 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты