Взаимосвязь стратегий воспитания детей и творческих качеств родителей
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь стратегий воспитания детей и творческих качеств родителей»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь стратегий воспитания детей и творческих качеств родителей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики стилей семейного воспитания.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРАТЕГИЙ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Стиль родительского воспитания как психологическая категория
1.2 Креативность как психологическая характеристика родителей
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРАТЕГИЙ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Рекомендации для эффективного воспитания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования взаимосвязи между творческими качествами родителей и стратегией воспитания ребёнка связана с семейным фактором в формировании будущей личности человека. Как известно данный фактор является одной из основ для дальнейшего построения личности ребёнка, и воспитание здесь играет не последнюю роль.
Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. Семья для каждого человека в отдельности и всего общества в целом имеет огромное значение. Как социальное явление она представляет собой некоторую малую часть общества. Нет сомнений, что семья – индивидуальная, самостоятельная часть социума, но которая тесно связана с общественной средой и зависима от неё. Мир меняется, меняется общество соответственно изменяется и семья, её традиции, порядки, культура. Однако несмотря ни на что, семья остается важным элементом общества, которой отведена одна из главных ролей – воспроизводство человека и продолжение рода.
Как личностное явление семья всегда будет самым важным элементом в жизни каждого человека. Именно семья — первоначальная среда, в которую попадает после рождения ребенок и в которой формируется его «физическое, психическое, эмоциональное и интеллектуальное» развитие. Сегодняшний мир пытается определить пути своего будущего преобразования. Современный динамично развивающийся мир ставит перед человечеством новые задачи и проблемы. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Немаловажную роль в таком вопросе, как стиль воспитания, играет личность родителя. В данном исследовании личность родителя будет рассматриваться со стороны его творческих способностей, которые так же играют немаловажную роль в воспитании ребёнка.
Формирования определённой стратегии или стиля воспитания зависит так же от многих факторов, в данном исследовании выделяется такой фактор, как творческие способности родителей. Креативность, уровень воображения, эмпатия – всё это немаловажные компоненты личности родителя, которые оказывают значимое влияние на формирующуюся личность ребёнка. В некоторых случаях, родителя даже имея перечисленные качества, не подозревают, в какой степени они влияют на воспитания их ребёнка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРАТЕГИЙ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Стиль родительского воспитания как психологическая категория
Каждая семья воспитывает своих детей уникальным способом, присущим только этой семье. Стили воспитания формируются под влиянием многих факторов: образа жизни семьи, культуры, домашнего воспитания, воспитания самих родителей, представлений о воспитании и т.д. Стиль семейного воспитания – это отношения родителей и ребенка, реализуемые через совокупность применяемых методов и приемов взаимодействия с ребенком. Любые дисгармоничные проявления в семье могут негативно отразиться на личностном развитии ребенка, привести к девиантному поведению.
А.Л. Венгер под термином «стиль воспитания» понимает «характер взаимоотношений с ребенком в семье, который обусловливает степень контроля, заботы и опеки, теснота эмоциональных контактов, характер руководства, количество запретов» [6, с. 68]. Цель семейного воспитания состоит в формировании таких качеств личности, которые способствуют успешной адаптации ко взрослой жизни, и помогут преодолеть трудности на жизненном пути. Главные задачи в воспитании: создание максимально комфортных и приемлемых условий для роста и развития ребенка; формирование физического здоровья; развитие творческих и интеллектуальных способностей ребенка и др. По мнению В.А. Фроловой, личность ребенка зависит от преобладающего стиля воспитания ребенка, уровня их ответственности [22].
В зарубежной психологии можно обнаружить различные типологии стилей воспитания ребенка. Так, С. Броди выделила несколько типов материнского отношения:
1) мать осознает и умело удовлетворяет потребности ребёнка, проявляет заботу, поддерживает ребенка, многое ему разрешает;
2) мать испытывает трудности в том, чтобы адаптироваться к потребностям ребенка, не владеет необходимыми навыками поддержки, не устанавливает необходимый коммуникативный контакт, не идет на уступки;
3) матерью движет чувство долга, а не подлинный интерес к ребенку; мать проявляет спонтанное поведение и часто контролирует поведение ребенка;
4) поведение матери не соответствует возрасту и потребностям ребенка; часто завышает требования к нему, ее реакции непредсказуемы, что влечет за собой рост тревожности [24, с. 19].
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРАТЕГИЙ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Организация и методы исследования
Целью данной работы является изучение взаимосвязи стратегий воспитания детей и творческих качеств родителей. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось поэтапно.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов.
Первый этап: формирование выборки исследования, подбор диагностического материала, методик исследования.
Второй этап: процесс опроса испытуемых с использованием отобранных методик и диагностического материала. Получение первичных данных исследования.
Третий этап: формулировка окончательных выводов по результатам проведенного эмпирического исследование, подведение итогов.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь стратегий воспитания детей и творческих качеств родителей.
Выборка исследования: в исследовании приняло участие 30 матерей.
Для осуществления диагностики использовались следующие методики:
1. Методика «Стили семейного воспитания» (Приложение А), разработанная С.С. Степановым.
Цель методики: выявить типичные стили семейного воспитания. Опросник содержит ряд вопросов, которые характеризуют то или иной стиль воспитания. Родителю необходимо выбрать наиболее подходящий ему вариант. В результате могут быть выявлены следующие стили семейного воспитания: авторитетный (демократический), авторитарный, либеральный, индифферентный.
2. Методика «Диагностика личностной креативности» Е. Туник (Приложение А).
Диагностика личной креативности по методике Елены Евгеньевны Туник предназначена для определения четырёх особенностей творческого человека: любознательности, воображения, сложности и склонности к риску.
Применяется данная методика, главным образом, при работе с людьми юношеского возраста, однако является эффективной и при диагностике личной креативности взрослых людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стиль семейного воспитания – это характер взаимоотношений родителей с ребенком, обусловленные совокупностью применяемых методов и приемов взаимодействия с ребенком, степень контроля и требований, заботы и опеки, тесноты эмоциональных контактов. Целью семейного воспитания выступает формирование жизненно важных умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых для успешной адаптации ко взрослой жизни. Развитие личности ребенка зависит от того, какой стиль воспитания реализуют родители. Основными стилями семейного воспитания выступают: демократический, контролирующий, индифферентный. Также выделяют гармоничные и негармоничные стили семейного воспитания, в зависимости от поведения родителей и личностного развития детей. Негармоничные стили воспитания порождают рост агрессивности ребенка, неадекватную самооценку, низкие коммуникативные способности, отсутствие самостоятельности, тревожность, недоверие к миру.
Формирование определённой стратегии или стиля воспитания зависит от многих факторов, в данном исследовании выделяется такой фактор, как творческие способности родителей. Креативность, уровень воображения, эмпатия – всё это немаловажные компоненты личности родителя, которые оказывают значимое влияние на формирующуюся личность ребёнка. В некоторых случаях, родители даже имея перечисленные качества, не подозревают, в какой степени они влияют на воспитания их ребёнка. Творческое развитие ребенка осуществляется во взаимодействии со взрослыми. Взрослый своим поведением и поступками раскрывает детям новые неожиданные стороны окружающего их мира. Родители, через включение в различные ситуации, на практике понимают и ощущают действие процесса воображения. Это способствует не только раскрытию их творческого потенциала, но и созданию мотивации к самостоятельным действиям по развитию воображения у собственных детей. Анализ литературы по проблеме креативности показал, что понятие «креативность» чаще всего рассматривается в двух направлениях. Согласно первому, креативность описывается как психический процесс, второму, – как творческое отношение к жизни.
Целью данной работы является изучение взаимосвязи стратегий воспитания детей и творческих качеств родителей.
1. Аболс, С.В. Особенности стилей семейного воспитания в полных и неполных семьях, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста / С.В. Аболс // Наук и образование: векторы развития. – Чебоксары, 2017. – С. 78-84.
2. Аргентова Л.В. Психологические проблемы неполных семей разного типа и их психолого-педагогическое сопровождение / Л.В. Аргентова, Т.Е. Аргентова. – Кемерово : Кемеровский гос.университет, 2017. – 144 с.
3. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Психологический журнал. – 2017. – Т. 16. – № 5. – С. 49–58.
4. Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера / Г. Вебер. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2016. – 304 с.
5. Векилова С. А. Психология семьи : учеб. и практикум для вузов / С.А. Векилова. — М. :Юрайт, 2020 — 308 с.
6. Венгер, А.Л. Коллекция работ / под ред. А.Л. Венгера. – М.: ПЕР СЭ, 2019. – 176 с.
7. Гилфорд, Дж. Структурная модель интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. – М.: Издательство Прогресс. – 2016. – 244 с.
8. Дроздикова, Л.Н. Творческая самореализация студентов в условиях системно-целевой дифференциации. / Л.Н. Дроздикова // Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Н.Дроздикова – Казань. – 2019. – 177 с.
9. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М. : Каро, 2006. – 672 с.
10. Ильин Е. П. Психология взрослости / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2017. – 542 с.
11. Ильина М.В. Развитие вербального воображения / М. В. Ильина. – Москва : Книголюб, 2019. – 63 с.
12. Коряковцева О. А. Социально-педагогическое сопровождение семей с детьми : учеб. пособие для вузов / О.А. Коряковцева. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2020. – 225 с.
13. Лейбюк, Е.Д. Стили семейного воспитания / Е.Д. Лейбюк // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога. – Симферополь, 2019. – С. 132-137.
14. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Наука, 2018. – 128 с.
15. Лукьянова М.В. Психология семьи : учеб. пособие: / М.В. Лукьянова, С.В. Офицерова. – Ставрополь : СКФУ, 2017 – 138 с.
16. Маленкова Л.И. Основы родительской педагогики : учеб.-метод. пособие / Л.И. Маленкова. – М., Берлин : Директ-Медиа, 2020 – 142 с.
17. Мартынюк, О. Б. Психология семьи : учебное пособие для вузов / О. Б. Мартынюк. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 380 с.
18. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин. – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2018. – 718 с.
19. Мелик-Пашаев, А. А. Ступеньки к творчеству / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – 4-е изд. – Москва :БИНОМ. ЛЗ, 2017. – 186 с.
20. Мосько, Т.В. Стили семейного воспитания / Т.В. Мосько // Проблемы теории и практики современной науки. – Нефтекамск, 2020. – С. 731-735.
21. Мочалов А.В. Исследование стилей семейного воспитания младших дошкольников в России / А.В. Мочалов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №4. – c. 27-35.
22. Пономарев, Я.А. Состояние, тенденции и перспективы развития психологии творчества / Я.А. Пономарев // Тенденции развития психологической науки. – М.: Наука, 2018. – С. 431 – 450.
23. Прохорова О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования : учеб. пособие для вузов / О.Г. Прохорова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2020 — 234 с.
24. Столин В.В. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Педагогика, 2017. – 208 с.
25. Тараканова, В. В. Стиль семейного воспитания и особенности общения дошкольника со сверстниками / В. В. Тараканова, К. А. Слабожанинова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2017. – № 5. – с. 75-77.
26. Чухрова, Т.В. Взаимосвязь стиля семейного воспитания с уровнем тревожности у старших дошкольников / Т.В. Чухрова // Аллея науки. – 2019. – № 12. – С. 876-880.
27. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. Эмпирические исследования : практ. пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2020 — 317 с.
28. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2019. – 656 с.
29. Baumrind, D. The influence of parenting style on adolescent competence and substance use. Journal of Early Adolescence. – 2017. – Volume 11. – с. 56-95.
30. Eugene, L.D. The link between parenting approaches and health behavior: A systematic review // Journal of Human Behavior in the Social Environment. – 2017. – Volume 27. – Р. 589-608.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики стилей семейного воспитания.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты