Анализ самоотношения у подростков в полных неполных семьях
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Анализ самоотношения у подростков в полных неполных семьях»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Анализ самоотношения у подростков в полных неполных семьях
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичный эмпирический материал.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей самоотношения у подростков в полных неполных семьях
1.1 Возрастные и психологические особенности подросткового возраста
1.2 Проблема самоотношения в подростковом возрасте
1.3 Особенности самоотношения подростков в полных неполных семьях
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самоотношения у подростков в полных неполных семьях
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Сравнительный анализ особенностей самоотношения подростков в полных неполных семьях
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Вопрос о самоотношение и его роли в структуре личности в настоящее время чрезвычайно важен для психологической науки.
Психологи и педагоги справедливо связывают развитие личности и саморазвитие с развитием самоотношения.
Утверждается, что одним из условий развития самости является стимулирование различных видов рефлексии, способствующих формированию самооценки, самоуважения, самопринятия и уверенности в себе как субъекте собственной деятельности. Высокий уровень развития самоотношения в основном отражается в позитивной Я-концепции индивида.
Самоотношение регулирует практически все аспекты человеческого поведения и играет ключевую роль в построении межличностных отношений, постановке и достижении целей, формировании и разрешении кризисных ситуаций.
В отечественной и зарубежной психологии самоотношение чаще всего рассматривается как эмоциональный компонент самосознания, опирающийся, с одной стороны, на самосознание, а с другой – создающий основные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития. Российские психологи Б.Г. Анаев, Р. Бернс, А.А. Бодарев, Л.И. Позович, Л.С. Выготский, И.С. Канг, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.И. Липкина, Н.А. Менчинская, С.Р. Пантелеев, А.М. Лихоян и другие подчеркивают ведущую роль Я-концепции в нормальном функционировании личности.
Все авторы отмечают, что подростковый возраст является решающим для формирования самоотношения (И.С. Кон, В.С. Мухина, И.И. Чеснокова, Д.И. Фельдштейн и др.). Это происходит из-за неоднозначности и амбивалентности развития ребенка в этом возрасте.
Особенности развития личности в этот период во многом определяют дальнейший жизненный путь. Именно в этом возрасте наиболее ярко проявляются все особенности психической сферы ребенка и результаты воспитания. По мнению многих авторов, самоотношение является основным компонентом в структуре самоощущения подростка. Это обуславливает развитие в их сознании совершенно новых психологических форм – размышлений о себе, о других и об обществе.
Хорошо известно, что первым социализирующим институтом общества является семья, влияние которой наиболее длительное и всеобъемлющее. На данном этапе нашего социально-экономического развития роль семьи и отношения между детьми и их родителями стали важны как никогда.
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей самоотношения у подростков в полных неполных семьях
1.1 Возрастные и психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст можно назвать переходным периодом от детства к взрослости. Однако границы этого возраста в психологической, медицинской, социологической, юридической, педагогической литературе часто определяются по-разному: 10-14лет, 14-18лет, 12-20 лет и т. д.
На сегодняшний день, опираясь на литературу, можно определить границы подросткового возраста, они примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 12 лет до 16 лет. Но нельзя не отметить, что основной критерий для определения периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме.
С начало постепенно увеличиваются секреции половых гормонов, это берет начало в 7 лет, но самый интенсивный подъём секреций происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапным увеличением роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков [1].
Хотя иногда кажется, что тела подростков меняются в одночасье, процесс полового созревания на самом деле происходит в течение нескольких лет. Последовательность физических изменений в значительной степени предсказуема, но существует большая вариативность в возрасте начала полового созревания и скорости, с которой происходят изменения.
На начало и развитие полового созревания влияют многочисленные факторы, включая генетические и биологические факторы, стрессовые жизненные события, социально-экономический статус, питание и диету, количество жира в организме и наличие хронических заболеваний.
Скачок роста, который включает быстрый рост скелета, обычно начинается примерно в возрасте от 9 до 10-12 лет у девочек и от 12 до 14 у мальчиков и завершается в возрасте 17-19 лет у девочек и 20 лет у мальчиков.
Для большинства подростков половое созревание предполагает достижение фертильности и физические изменения, поддерживающие фертильность. Для девочек эти изменения означают рост груди, которое может начаться примерно в возрасте 10 лет или раньше, и менструацию, которая обычно начинается в возрасте 12 или 13 лет. У мальчиков начало половой зрелости включает увеличение яичек примерно в возрасте 11 или 12 лет и первую эякуляцию, которая обычно происходит между 12 и 14. Развитие вторичных половых признаков, таких как оволосение на теле и (у мальчиков) изменение голоса, происходит позже в период полового созревания [1].
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самоотношения у подростков в полных неполных семьях
2.1 Организация и методики исследования
С целью изучения особенностей самоотношения у подростков в полных и неполных семьях было организовано эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
- теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
- выявление особенностей самоотношения у подростков в полных и неполных семьях с помощью тестирования;
- обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Выборка исследования: 30 подростков в возрасте 14-17 лет (15 подростков из полной семьи и 15 подростков из неполной семьи).
В качестве психодиагностического инструментария были использованы:
1. Методика исследования самоотношения С. Р. Пантелеева.
Методика исследования самоотношения С. Р. Пантелеева предназначена для выявления самоотношения – эмоционально-ценностного компонента самосознания. Самоотношение понимается в контексте представлений личности о смысле «Я» как выражение смысла «Я», как обобщенное чувство в адрес собственного «Я». Шкалы методики (характеристики самоотношения): открытость, самоуверенность, саморуководство, зеркальное Я, самоценность, самопринятие, самопривязанность, конфликтность, самообвинение. Опросник включает 110 утверждений по 9 шкалам, которые необходимо оценить согласием «+» или несогласием «-» с ними. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики.
2. Тест на самооценку личности Будасси.
Тест на самооценку личности Будасси направлен на изучение и оценку представлений о себе. С помощью методики можно выявить неосознанные бессознательные аспекты «образа Я». Кроме того, можно определить связь между ранговыми оценками качеств личности входящих в представления «Я идеальное» и «Я реальное». С помощью методики можно выявить не только уровень самооценки, но и степень ее адекватности. Испытуемым предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих идеальную личность в преставлении испытуемого. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. В результате определяется связь между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления «Я идеальное» и «Я реальное». Также с помощью методик можно выявить адекватный или неадекватный характер самооценки, ее уровень – заниженный или завышенный.
Заключение
Самоотношение – это сложное личностное образование, обеспечивающее переживание индивидуального значения «Я». В отечественной психологии наиболее развита концепция самоотношения, предложенная В.В. Столина, в основе которого лежат идеи А. Н. Леонтьева о деятельности, сознании личности, об идее личностного смысла как одного из основных «формирующих сознание».
Представители различных научных школ единодушно относят пубертат к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системе межличностных отношений. Подростковый период – период завершения детства, «вырастания» из него. Главная потребность периода подростничества – найти свое место в обществе, быть «значимым» – реализуется в сообществе сверстников. В подростковом возрасте самосознание претерпевает значительные изменения в сторону своего усложнения, устойчивости, дифференциации характеристик и интеграции их в единую целостную систему. Особенно важным на наш взгляд является тот факт, что в подростковом возрасте самосознание интенсивно формируется, и систематизируется, а также стабилизируется представление о своем «Я». Особенно ярко протекает процесс формирования эмоционального компонента самосознания, т.е. самоотношения. Становление самоотношения представляет собой непрерывный процесс, в ходе которого и структурные и процессуальные компоненты претерпевают определенную динамику. Учитывая данный факт, наиболее важным представляется его изучение в подростковом периоде, так как именно этот возрастной этап наиболее синзетивен для развития этого психологического феномена.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что условия развития и воспитания в семье оказывают решающее влияние на формирование самосознания подростков и, в частности, на их самоотношение. Исследователи отмечают, что для современных подростков отношения с родителями не менее важны, чем отношения со значимыми сверстниками. Отношения в семье играют решающую роль в Я-концепции подростков. Теоретический анализ показывает, что ситуация неполной семьи оказывает негативное влияние на формирование самоотношения. Этот факт особенно важен на современном этапе развития общества, в связи с увеличением количества неполных семей. Однако до сих пор детальному исследованию роли семьи в формировании самооценки не уделялось достаточного внимания.
1. Агапов, В.С. Сущностная характеристика Я-концепции / B.С. Агапов. – М.: МОСУ, 2001. – 37 с.
2. Ананьев, Б. Г. Постановка проблемы развития детского самосознания // Избр. психол. труды. В 2 т. Т. 2. / Б. Г. Ананьев – М., 1980. – С. 135-160.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович; под ред. Фельдштейна. – М.: Ин-т практической психол.; Воронеж: МОДЭК, 1995. – 352 с.
4. Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка / Л.С. Выготский // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 1982. – С. 161-166.
5. Диянова, 3.В. Самосознание личности: учеб. пособие / З.В. Диянова, Т. М. Щеголева. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 1993 – 54 с.
6. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – М.: КСП, 1996. – 160 с.
7. Капцова, Е.А. Особенности самосознания подростков при различном восприятии семейной ситуации: автореф. дис.... канд. психол. наук / Е.А. Капцова. – М., 2002. – 20 с.
8. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005 – 245 с.
9. Колышко, А.М. Психология самоотношения / А.М. Колышко. -Гродно: ГрГУ, 2004. – 102 с.
10. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И.С. Кон. -М.: Политиздат, 1984. – 335 с.
11. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина; под ред. А. Г. Рузской. – М.: МОДЭК, 1997. – 384 с.
12. Личко, А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков / А.Е. Личко. Л.: Медицина, 1983. – 256 с.
13. Лысогорская, М.В. Типы родительской семьи и особенности внутриличностного ценностного конфликта у подростков: автреф. дис.... канд. психол. наук / М.В. Лысогорская. – Ярославль, 2001 – 18 с.
14. Мухина, В.С. Психология детства и отрочество: учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов / В.С. Мухина. – М.: Ин-т практической психологии, 1998. – 488 с.
15. Пантилеев, С.Р. Методика исследования самоотношения / С.Р. Пантилеев. – М.: Смысл, 1993. – 23 с.
16. Пантилеев, С.Р. Самосознание как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантилеев. – М.: МГУ, 1991. – 110 с.
17. Привина, М.Д. Динамика развития саморегуляции поведения у мальчиков – воспитанников социальных приютов / М.Д. Привина // Психологическая наука и образование. – 2008. №1. – C. 5 – 13.
18. Прихожан, А.М. Дети без семьи / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – М.: Педагогика, 1990. – 158 с.
19. Прихожан, А.М. К анализу генезиса самосознания в подростковом и юношеском возрасте / А.М. Прихожан // Воспитание, обучение и психическое развитие. – М., 1984. – С. 76-88.
20. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304 с.
21. Редина, Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье/ Н.К. Редина //Вопросы психологии. -2000. -№3. -С. 23-33.
22. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: пер с нем / X. Ремшмидт. – М.: Мир, 1994. – 320 с.
23. Романова, И.А. Основные направления исследования самопознания в зарубежной психологии /И.А. Романова // Психологический журнал. -2001. – № 1. – С. 102-112.
24. Соколова, Е.Т. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей / Е.Т. С околова, И.Г. Чеснокова // Психол. журнал. – 2002. -№ 2. – С. 110-117.
25. Соколова, Е.Т. Самосознание и сомооценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 215 с.
26. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 284 с.
27. Столин, В.В. Тест-опросник самоотношения / В.В. Столин, С.Р. Пантилеев // Психологические материалы по изучению личности школьника. – Минск, 1989. – С. 87-94.
28. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности / Д.И. Фельдштейн. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. -192 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичный эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты