Формирование умственной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе познавательно-практической деятельности
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование умственной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе познавательно-практической деятельности»
по дисциплине: «Дошкольная педагогика»
2021
45.00 BYN
Формирование умственной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе познавательно-практической деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольная педагогика
Организация: Детский сад №15, УДО (г. Барановичи)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Составление рассказа по сюжетной картинке.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста
1.2 Особенности умственной активности детей среднего дошкольного возраста
1.3 Основные аспекты изучения процессов формирования умственной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе познавательно-практической деятельности
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что дошкольный период – важное время в жизни человека, поскольку именно здесь закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки для физического, умственного и нравственного развития. Если познавательные интересы не развиты, ребенок не интересуется окружающей средой, природой, людьми и не принимает активного участия в познавательной деятельности, он не будет накапливать яркие впечатления и информацию как основу для дальнейшего приобретения совокупности знаний.
Проблема развития дошкольников в познавательной деятельности является одной из центральных на сегодняшний день, так как именно на начальных этапах познавательной деятельности формируются познавательные интересы, дети становятся субъектами деятельности. Хорошо известно, что интересы имеют четкую субъективную направленность. Интересы людей разнообразны, как и мир вокруг нас. Однако среди множества объектов и явлений окружающего нас мира интересы каждого человека избирательно отражают то, что является значимым и важным для него и имеет отношение к его личному опыту.
Познавательная деятельность играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. В процессе изучения окружающего мира у детей расширяется представление о культурах, предметах и явлениях окружающего мира. Дети развиваются в пяти областях: социальное и коммуникативное активность, познание, язык, художественно-эстетическое, а также физическое активность [2, с.326].
Исследованиями в области изучения особенностей формирования умственной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе познавательно-практической деятельности занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Г.М. Лебедев, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и т.д.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста
Среднему дошкольному возрасту детей следует уделять особое внимание в связи с исключительной ситуацией в дошкольном учреждении, когда ребенок еще не большой, но уже не маленький. Средний возраст является переходным этапом дошкольного периода. В этот период у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во области психического развития. Чрезвычайно возрастает познавательная активность – развивается восприятие, зрительное мышление, появляются зачатки логического мышления.
Средний дошкольный возраст является промежуточным, переходным между младшим и старшим дошкольными годами, что влияет на новые формации сознания и личности. К ним относятся:
- создание элементарной целостной картины окружающего мира;
- целенаправленное поведение;
- эмоциональное и интеллектуальное предвидение;
- овладение правилами поведения;
- нравственные чувства;
- любительская деятельность и простейшие формы творчества [2, с.33].
В игровой деятельности детей 4-5 лет (средний дошкольный возраст) присутствуют ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игры и реальных взаимодействий детей.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: УДО «Детский сад №15» г. Барановичи. В исследовании приняли участие 20 воспитанников средней группы в возрасте 4-5 лет. Исследование проводилось в свободное от занятий время, индивидуально с каждым ребенком.
С целью изучения уровня развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста нами были использованы следующие диагностические задания:
- «Составление рассказа по картинке»;
- «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко).
Данные задания позволяют определить уровень умственного развития (степень сформированности связного речевого высказывания, словесно-логического мышления, операций анализа и синтеза, умение устанавливать причинно-следственные связи, творческое мышление), а также поведенческо-регулятивного компонента познавательных способностей и познавательной активности.
При составлении диагностических заданий использовали рекомендации Н.В. Баранник, Л.А. Венгер, В.С. Мухиной, Т.А. Куликовой. В процессе обследования детям предъявлялись следующие игровые задания.
1. Составление рассказа по сюжетной картинке.
Цель: изучение степени сформированности связного речевого высказывания, умения определять основную мысль (сюжет) картины, передавать его с помощью речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы рассмотрели основные психолого-педагогические особенности среднего дошкольного возраста. Мы определили, что для данного возрастного периода характерными являются такие особенности как повышение двигательной активности, коммуникативная активность, эмоциональная активность. Формируются на более высоком уровне все познавательные процессы и общение также становится более избирательным в отношении сверстников и взрослых.
Дети среднего дошкольного возраста во многом проявляют специфические особенности развития умственной активности. Мы видим, что на данном этапе развития детей происходит повышение уровня умственной активности, что приводит к высокому уровню интеллектуального развития.
Формирование умственной активности у детей среднего дошкольного возраста будет наиболее эффективным в процессе применения различных практических средств и форм деятельности относительно данной категории детей. Необходимо отметить, что формирование практической познавательной деятельности направляет умственные процессы детей на необходимый уровень развития.
По итогам констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы. Было проведено 2 диагностических задания, направленных на исследование процессов мышления. В соответствии с выделенными нами интегративными типами умственного развития определили, что одаренного типа развития в данной группе нет, высокий уровень умственной активности демонстрируют 8 детей, 10 человек показали умеренный тип развития, у 2 дошкольников выявлен сниженный тип умственного развития.
Подводя итоги сказанному, мы подтвердили необходимость специальной работы с дошкольниками, направленной на умственное активность детей. Опираясь на данные, раскрывающей эффективность метода детского экспериментирования при формировании способов умственных действий и познавательных качеств личности в дошкольном возрасте, раскроем особенности работы по умственному развитию дошкольников с использованием экспериментальной деятельности.
1. Авсейкова, В.В. Мир природы через наблюдения / В.В. Авсейкова, Н.В. Чеховская. – Мозырь: Издательский дом «Белый ветер», 2001. – 48 с.
2. Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина. – М: Феникс, 2004. – С.326.
3. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: её роль в развитии личности. Дошкольное воспитание / О. Артамонова. – 2005. – № 4. – С. 23-30.
4. Баранник, Н. В. Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / Н.В. Баранник.: Молодой ученый. – 2015. – № 24. – С. 916 - 919.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Академия, 2008. – 328 с.
6. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова. – М.: Академия, 2017. – 216 с.
7. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1986. – 228 с.
8. Веракса, Н.Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте / Н.Е. Веракса, А.И. Булычева// «Вопросы психологии» – 2002. – №. 2. – С.24.
9. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика,1983. – 366 с.
10. Годовикова, Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников / Д.Б. Годовикова // Вопросы психологии. – 1984. – № 1. – С.14.
11. Голицин, В.Б. Познавательная активность дошкольников / В.Б. Голицин // Советская педагогика. –1991. – № 3. – С.19.
12. Гризик, Т. Методологические основы познавательного развития детей /Т. Гризик // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 10. – С.22.
13. Денисенкова, Н.С. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно - практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л.С. Выготского / Н.С. Денисенкова, Е.Е. Клопотова. – Москва - Бирск, 2004. – С. 80 - 89.
14. Доронова, Т.Н. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников / Т.Н. Доронова. Ребенок в детском саду. – 2003. – № 3. – С.15-22
15. Дыбина, О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности / О.В. Дыбина. – Самара, 2013. – 254 с.
16. Дыбина, О.В. Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста / под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64
17. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2006. – 398 с.
18. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников / Н.А. Короткова. Ребенок в детском саду. – 2003. – № 3, 4, 5. – С.15-88
19. Марудова, Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром: Экспериментирование / Е.В. Марудова. – СПб.: «Детство-Пресс», 2016. – 128 с.
20. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 128 с.
21. Поддьяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М.: Изд-во «Национальное образование», 2016. – 304 с.
22. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2013. – 192 с.
23. Савенков, А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников / А.И. Савенков. – М.: Просвещение, 2007. – 75 с.
24. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин; Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 384 с.
25. Яковлева, М.А. Веселые научные опыты для детей и взрослых / М.А. Яковлева. – М.: Эксмо, 2014. – 64 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Составление рассказа по сюжетной картинке.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты