Нормативный правовой акт как источник права: понятие, признаки, виды, значение, достоинства и недостатки
МИТСО (Международный университет) Гомельский филиал
Курсовая работа (проект)
на тему: «Нормативный правовой акт как источник права: понятие, признаки, виды, значение, достоинства и недостатки»
по дисциплине: «Общая теория права»
2021
45.00 BYN
Нормативный правовой акт как источник права: понятие, признаки, виды, значение, достоинства и недостатки
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая теория права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА
1.1 Понятие, характеристика и виды источников права в Республике Беларусь
1.2 Понятие и признаки нормативных правовых актов
1.3 Роль, значение, достоинства и недостатки нормативного правового акта
ГЛАВА 2 ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
2.1 Виды нормативных правовых актов Республики Беларусь
2.2 Классификация нормативных правовых актов Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из сущностных признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы обязательно должны быть объективированы, выражены вовне, содержаться в определенной форме. Без этого нормы права не могут выполнять свои задачи по осуществлению регулирования общественных отношений. Следовательно, форма права – это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения [1, с. 139].
Наряду с понятием «форма права» зачастую употребляется понятие «источник права», однако данные понятия не тождественны. Если форма права показывает как именно организовано право, то источник права есть система факторов, которые предопределляют содержание права и формы его выражения [2, с. 188]
Становление и развитие государственности в Республике Беларусь неразрывно связано с созданием новой законодательной базы и совершенствованием уже существующего законотворческого процесса. Законодательная база необходима для развития всякого цивилизованного общества, для нормальной жизни каждого человека в отдельности. Основным источником такой законодательной базы является нормативный правовой акт.
Нормативный правовой акт – это правовой акт, который принят полномочным на то органом и содержит правовые нормы, то есть предписания общего характера и постоянного действия, которые рассчитаны на многократное применение [3, с. 20]
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что нормативный правовой акт как форма права влияет практически на все сферы жизни белорусского общества. Ведь именно законы и подзаконные нормативные акты являются основными источниками права, с их помощью происходит регулирование общественных отношений и, как результат, они являются важнейшим фактором существования любого государства.
Целью исследования настоящей работы является изучение нормативного правового акта как формы права и пределов его действия во времени, пространстве и по кругу лиц.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие и виды источников (форм) права в Республике Беларусь;
- определить понятие и признаки нормативного правового акта;
- установить виды нормативных правовых актов и охарактеризовать их, а также классифицировать их;
- определить пределы действия нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
ГЛАВА 1 НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА
1.1 Понятие, характеристика и виды источников права в Республике Беларусь
В отраслевых юридических науках, учебниках, учебных пособиях, к сожалению, наблюдается разнобой в определении источников права, прежде всего в определении верховенства нормативных правовых актов. Обычно совершенно справедливо указывается на Конституцию как акт, обладающий высшей юридической силой, а далее перечисляются нормативные акты вне зависимости от их субординации. Это порождает и у студентов, и у тех, кто проходит переподготовку, повышение квалификации в учебных заведениях, неверное представление об иерархии (соподчиненности) нормативных правовых актов и иных источников права.
Часто совокупность называемых в литературе источников права определяется в зависимости от того, к какой правовой семье принадлежит национальная правовая система. На европейском континенте различают две основные правовые семьи: англо-саксонскую и романо-германскую. Каждая из них имеет свою специфику. Главным здесь являлось определение места и роли писаных (нормативных правовых) актов, обычаев, судебных прецедентов. В романо-германской правовой семье, к которой принадлежит правовая система Беларуси, первостепенную роль играют законы и, как правило, не признается прецедент (судебный или административный) в качестве источника права.
В настоящее время, на наш взгляд, все большую роль среди источников права должны иметь и иные, ранее не традиционные для нас, формы (источники) права. Ведь процесс конвергенции различных правовых семей уже начался. Следует пересмотреть старую научную доктрину, которая признавала в качестве источника права только продукт деятельности государства, должен получить признание тот взгляд, что для цивилизованного развития современного государства и права концепции юридического позитивизма недостаточно. Следует искать истоки права в природе человека, его разуме, нравственных принципах, идее справедливости.
Тенденции развития правовых систем государств свидетельствуют о том, что источниками права являются и общие принципы права. Последние рассматриваются в качестве источников в таких странах, как Австрия, Германия, Греция, Испания. Возрастающую роль приобретают и международно-правовые акты.
ГЛАВА 2 ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
2.1 Виды нормативных правовых актов Республики Беларусь
Виды нормативных правовых актов Республики Беларусь перечислены в статье 3 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». К ним относятся:
- Конституция Республики Беларусь – Основной Закон государства, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений [10, ст. 12]. Слово «конституция» происходит от латинского constitutio – установление, строение [15, с. 67]. Термин Конституция употреблялся в Древнем Риме для обозначения одного из видов правовых актов императора (наряду с декретами, эдиктами и другими). В эпоху феодализма наряду с этим термином применялась и формулировка «основной закон», которая теперь часто используется как синоним слова «конституция» [16, с. 229];
- Решения, принятые республиканским референдумом – это нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом [10, ст. 13]. Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. В референдумах участвуют граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом [17, ст. 76];
- Закон Республики Беларусь – это нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений [10, ст. 14]. Программный закон – это закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам [10, ст. 2]. Согласно Конституции Республики Беларусь программными считаются законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь [18, ч. 4 ст. 104];
- Декрет Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений [10, ст. 15]. Согласно ч. 1 ст. 28 Закона Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года № 3602-XII «О Президенте Республики Беларусь» Президент на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. При этом Декреты Президента могут быть двух видов – декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты [19, ст. 28].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Форма права есть способ выражения вовне государственной воли путем установления правовых норм, субъективных прав и юридических обязанностей. Понятие «форма права» намного уже понятия «источник права». Источник права есть официальный способ выражения государственной воли посредством закрепления в нем норм права.
Основными источниками права являются правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор и нормативный правовой акт.
В Республике Беларусь основными источниками права выступают нормативные правовые акты.
Нормативный правовой акт – это официальный документ уполномоченного государственного органа (должностного лица) либо принятый путем референдума, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
К основным признакам нормативного правового акта относятся: государственно-властный характер, нормативность, общеобязательность, процедурность, иерархичность, обладает соответствующими пределами действия.
Нормативно-правовые акты имеют огромное значение как источник права, а также играют важнейшую роль в государстве и обществе. Также необходимо отметить, что они имеют как достоинства, так и недостатки.
Нормативно-правовые акты могут быть быстро приняты, изменены или отменены по мере необходимости. В результате они лучше других источников права соответствуют потребностям общественного развития, более соответствуют типу и уровню общественных отношений, чем иные источники. Это качество — оперативность — соответствует такому свойству права как динамизм.
Совокупность всех законов, изданных в различное время государственной властью и продолжающих сохранять обязательную силу, составляет законодательство страны. Чем большая масса законов накапливается в результате деятельности государства, возбуждаемой нарастающими потребностями, все большей сложностью отношений, все сильнейшей остротой столкновения интересов, тем труднее усвоить себе действующее право в форме множества отдельных законов.
1. Матузов, Н. И. Теория государства и права : учебник / Н. И. Матузов, А. В.Малько. – М. : Юристъ, 2004. – 245 с.
2. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. – М. : Юристъ, 2002. – 414 с.
3. Кузина, И. Л. Архивное право : учебное пособие / И. Л. Кузина. – Комсомольск-на-Амуре : ГОУВПО «КнАГТУ», 2011. – 136 с.
4. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства : учебник / В. С. Нерсесянц. – М. : ИНФРА_М, 2012. – 560 с.
5. Мелехин, А. В. Теория государства и права : учебник / А. В. Мелехин. – М. : Маркет-ДС, 2007. – 640 с.
6. Иванников, И. А. Теория государства и права / И. А. Иванников. – М. : РИОР; ИНФРА-М, 2012. – 352 с.
7. Абдулаев, М. И. Теория государства и права : учебник для высших учебных заведений / М. И. Абдулаев. – М. : Финансовый контроль, 2004. – 410 с.
8. Шевчук, Д. А. Теория государства и права : конспект лекций / Д. А. Шевчук. - М. : Эксмо, 2009. – 299 с.
9. Общая теория права : учебник для юридических вузов / Ю. А. Дмитриев [и др.] ; под общ. ред. А. С. Пиголкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. – 384 с.
10. О нормативных правовых актах Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 17 июл. 2018 г. № 130-З // Кодексы.бай [Электронный ресурс]. – Минск, 2021.
11. Теория государства и права : учебник для бакалавров / Т. Н. Радько [и др.] ; под общ. ред. Т. Н. Радько. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Проспект, 2016. – 568 с.
12. Лазарев, В. В. Общая теория права и государства : учебник / В. В. Лазарев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2001. – 520 с.
13. Марченко М.Н. . Закон в системе источников романо-германского права / М.Н. Марченко // Вестник Москов. ун-та. Сер. 11 «Право». – 2000, – № 3. – С. 36.
14. Бочков, А. А. Общая теория права : методические рекомендации : в 3 ч. / А. А. Бочков, В. В. Янч. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. – 50 с. – 3 ч.
15. Чиркин, В. Е. Сравнительное правоведение / В. Е. Чиркин. – М. : Международные отношения, 2012. – 336 с.
16. Чепурнова, Н. М. Теория государства и права : учебное пособие / Н. М. Чепурнова, А. В. Серегин. – М. : ЕАОИ, 2007. – 465 с.
17. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
18. О Президенте Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 21 февр. 2000 г., № 3602-XII // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2021.
19. Лагун, Д. А. Анализ юридической природы указов президента Республики Беларусь / Д. А. Лагун // Сб. науч. тр. / Право и демократия. – Минск, 2005. – Вып. 16. – С. 42–55.
20. Василевич, Г. А. Конституционное право : учебное пособие / Г. А. Василевич. – Минск : Регистр, 2012. – 192 с.
21. Общая теория государства и права : учебник / А.Ф. Вишневский [и др.] ; под общ. ред. В.А. Кучинского. – М. : Изд-во деловой и учебной литературы, 2006. – 656 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты