Развитие интеллектуальной культуры школьников в процессе урочной и внеклассной работы
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие интеллектуальной культуры школьников в процессе урочной и внеклассной работы»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Развитие интеллектуальной культуры школьников в процессе урочной и внеклассной работы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: СШ № 12 (г. Мозырь)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Проект программы учебно-воспитательной работы по развитию интеллектуальной культуры учащихся 9 класса в рамках организации внеклассных форм работы.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Из истории развития интеллектуальной культуры детей в отечественной и зарубежной педагогике и психологии
1.2 Теоретические основы проблемы развития интеллектуальной культуры учащихся на современном этапе
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
2.1 Пути развития интеллектуальной культуры учащихся
2.2 Рационализация образовательной среды как основа формирования интеллектуальной культуры школьников
2.3 Формы внеклассной работы по организации умственного воспитания школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современное общество нуждается в гражданах с высоким интеллектуально-творческим потенциалом, способных самостоятельно и ответственно принимать решения в нестандартных ситуациях, испытывающих потребность в непрерывном повышении своей квалификации. То есть активных и предприимчивых людях, готовых к саморазвитию, и постоянно преодолевающих границы средних возможностей. Это требует целенаправленной работы по качественному развитию интеллекта, проявляющемуся в феномене интеллектуальной культуры. Социальным механизмом, формирующим интеллектуальный потенциал общества, и обеспечивающим развитие интеллектуальной культуры является образование. Высокий уровень интеллектуальной культуры является важнейшим компонентом всех видов деятельности человека. Для того чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, работе, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять, что ему нужно сделать, запоминать, думать. Поэтому интеллектуальная культура человека развивается в деятельности и сама является особыми видами деятельности.
Система образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества. Она должна быть направлена на развитие личности школьника, его умственных способностей, на создание условий для его самоопределения и самореализации. Уровень психического развития во многом влияет на эффективность реализации этих задач. Интеллектуальная культура школьников предполагает сформированные способности применять в умственной деятельности различные виды мышления. Его органической частью является способность подвергать события и явления действительности самостоятельному анализу, делать самостоятельные выводы и обобщения, а также развитие речи: владение и свободное использование богатства словарного запаса.
Проблемы развития интеллектуальной культуры учащихся представлены в трудах ученых (Д.Н. Богоявленский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.). Исследованию проблемы развития интеллектуальной культуры школьников на современном этапе посвятили свои работы такие педагоги, как: Ю.Д. Бабаева, Г.Ф. Кунгурцева, Н.С. Лейтес, А.И. Савенков, и др.
Однако в педагогической литературе является недостаточно освещенным вопрос о процессе развития интеллектуальной культуры школьников в процессе урочной и внеклассной работы. По причине этого в данной работе остановимся на данной теме исследования «Развитие интеллектуальной культуры школьников в процессе урочной и внеклассной работы».
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Из истории развития интеллектуальной культуры детей в отечественной и зарубежной педагогике и психологии
Интеллектуальную культуру необходимо рассматривать как часть духовной культуры, которая проявляется как определенная, характерная для данного времени культура познания в искусстве, науке, литературе и производственной сфере, которая, в свою очередь, не может быть отделена от образования, являющегося составной частью культуры. Взаимодействие названных сфер состоит в том, что в сфере образования происходит развитие, сохранение, наследование, распространение и приобщение к культурным ценностям, формирование человека как субъекта культуры, а проявление и совершенствование интеллектуальных особенностей обеспечивает возможность овладения ценностями культуры, к которым ученые относят и творчество. Наметилась тенденция выведения понятия культуры из творческой деятельности. Обозначенные направления деятельности реализуются в процессе умственного воспитания.
Умственное воспитание направлено на формирование творчески мыслящей личности, развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной и специальной подготовки. Если человек находится в окружении людей, в социальной среде, происходит его умственное развитие, т.е. развивается его ум, интеллект, способность к мышлению. Умственное развитие человека идет значительно интенсивней в условиях социального общения и воспитания, когда на его ум оказывают планомерное воздействие воспитатели, обеспечивающие регулярную и систематическую постановку познавательных задач, вовлекающие его в активную деятельность, обучающие его приемам познавательной деятельности. В силу этого можно сказать, что под умственным воспитанием понимается целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления учащихся, по развитию интеллектуальной культуры [10, с. 12].
Анализ литературы по проблеме исследования свидетельствует о том, что в содержательном плане понятие «интеллектуальная культура» окончательно не оформлено, но в смысловом предполагает такой уровень развития интеллекта, при котором высоко развиты методологическая, интеллектуальная, учебная, профессиональная и рефлексивная виды деятельности [13, с. 132].
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
2.1 Пути развития интеллектуальной культуры учащихся
Интеллектуальная культура учащихся развивается прижизненно под влиянием внешней среды. Для их развития требуется специальная деятельность – обучение (Л.С. Выготский). В соответствии с этим в отечественной педагогике разрабатывалась система умственного воспитания, задачи которой: формирование знаний как условия умственного роста, овладение мыслительными операциями, интеллектуальными умениями, формирование научного мировоззрения.
Пути развития интеллектуальной культуры учащихся – это учебный процесс и внеклассная работа. Проблему развития интеллектуальной культуры учащихся в учебном процессе разрабатывали у нас Л.С. Выготский [4], П.Я. Гальперин [5] и др. Опорой служили выводы Л. Выготского [4, с. 163] о том, что обучение должно ориентироваться не на достигнутый уровень развития, а на «зону ближайшего развития»: предъявлять ученикам задания, которые они могут выполнить при обучающей помощи взрослых. В 60-е годы прошедшего века Л.В. Занков с сотрудниками обосновал развивающую дидактику [12]. В настоящее время довольно широкое распространение получила концепция и методика развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина [8; 27].
Рассмотрим более подробно реализацию технологий развивающего обучения в процессе развития интеллектуальной культуры учащихся в учебном процессе. В общем теоретическом контексте работ Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдов поставил вопрос о возможности теоретической разработки новой системы обучения с направлением, обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному [8]. Преподавание как развивающее обучение в процессе такого обучения мышление названо В.В. Давыдовым теоретическим, а само такое обучение – развивающим. При этом В.В. Давыдов опирается на исходные положения Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина относительно того, что ведущая значимость обучения в умственном развитии выражается прежде всего через содержание усваиваемых знаний (Д.Б. Эльконин), производным от которого являются методы (или способы) организации обучения [8, с. 66].
В основе развития интеллектуальной культуры учащихся в учебном процессе лежит следующая теория развивающего обучения: содержание – теоретические знания; результат – формирование теоретического мышления; методы – организация совместной деятельности учащихся. Самым важным в деятельности преподавателя является отбор содержания учебного материала. Надо подбирать теоретические знания так, чтобы с ними можно было работать. Надо, чтобы теоретические знания развивали теоретическое мышление. Формы познавательной деятельности. Усвоение теоретических знаний происходит в разных формах познавательной деятельности [14, с. 92].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интеллектуальная культура проявляется в учебной деятельности, но также может выступать и как результат выполнения этой деятельности. Интеллектуальная культура связана с результативностью и эффективностью освоения учебного материала. Развитие интеллектуальной культуры в учебном процессе является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию. Всё это определяет необходимость организации специально выстроенной педагогической деятельности.
Процесс развития интеллектуальной культуры становится более эффективным, если соблюдаются определенные педагогические условия. Осознание школьником жизненного значения выполняемого им интеллектуального действия и переживание в ситуации обучения чувства личностной и социальной значимости, переживание положительных эмоций в процессе обучения, способствуют возникновению и развитию познавательной активности учащегося.
Развитие интеллектуальной культуры происходит в учебном процессе и в различных формах внеклассной работы. Задача развития интеллектуальной культуры в процессе обучения решается как через усвоение содержания учебного материала, так и через такую организацию познавательной деятельности, при которой обучаемые вовлекались бы в основные мыслительные операции и выполняли учебные действия, способствующие формированию тех или иных интеллектуальных умений. В теоретическом плане обоснование методики обучения, нацеленного на умственное развитие учащихся, получило отражение в концепции развивающего обучения. Сущность этой концепции сводится к тому, что обучение должно строиться на высоком уровне трудности при соблюдении меры этой трудности, т.е. обучение должно быть таким, чтобы учащиеся вовлекались в напряженную умственную работу, чтобы основу их фонда знаний составляли обобщенные теоретические знания, ведущие идеи в науке. Поэтому основа методики развивающего обучения, кроме отбора содержания и выбора методов обучения, включает и верное определение характера и степени учебных трудностей, которые необходимо ученику преодолеть. Концепция развивающего обучения ориентирует учителя на активную работу с учащимися, поскольку от его усилий и педагогического творчества зависит развитие умственных сил и интеллектуальных возможностей каждого ученика.
1. Балабаева, Н.В. Понятие и сущность познавательной активности школьников / Н.В. Балабаева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2015. - №1. – С. 34–38.
2. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. – Ростов-на-Дону, 2006. – 287 с.
3. Волосевич, Д.М. Интеллектуальная деятельность и культура эмоциональной сферы учащихся / Д.М. Волосевич // Народная асвета. –2009. – № 4. – С. 20–23
4. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Речь, 1997. – 320 с.
5. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – М. : Книжный дом «Университет», 1999. – 332 с.
6. Гелясин, А.Е. Научно-исследовательская деятельность школьников как основа творческого развития / А.Е. Гелясин // Адукацыя i выхаванне. – 2006. – № 5. – С. 37–39.
7. Грибков, Л.А. Внедрение личностно ориентированного подхода к обучению для активизации познавательной деятельности младших школьников. Таврический вестник образования. – 2017. – №1. – С. 148 - 153.
8. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
9. Дмитриева, Л.Г. Психолого-педагогические условия повышения познавательной активности школьников / Л.Г. Дмитриева [и др.] // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2017. – № 2. – С.129–134.
10. Егорова, Г.И. Технологии развития интеллектуальной культуры будущего специалиста / Г.И. Егорова. – Тюмень, 2010. – 314 с.
11. Журлова, И.В. Педагогика: Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Организация свободного времени учащихся: курс лекций / И.В. Журлова. – Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2008. –С. 49–55.
12. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990. – 424 с.
13. Иванова, В.П. Феноменология интеллектуальной культуры: общие характеристики / В.П. Иванова // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – № 334. – С. 132-137
14. Ильин, Г.Л. Развивающее обучение или развивающее образование / Г.Л. Ильин // Педагогика и психология образования. – 2009. – №1. – С. 90-101.
15. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2001. – 176 с.
16. Лобан, Е.М. Развитие творческих способностей учащихся посредством организации факультативных занятий / Е.М. Лобан // Кiраванне ў адукацыi. – 2010. – № 10. – С. 32–38.
17. Макарычева, И.А. Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебной деятельности / И.А. Макарычева // Вестник науки и образования. – 2018. – №1. – С. 12-16.
18. Методическая копилка шестого школьного дня / Сост. А.М.Деменцевич. – Минск: Государственное учреждение «Академия последипломного образования», 2019. – 171с.
19. Монтессори М. Мой метод: начальное обучение / М. Монтессори. – М.: Астрель: АСТ, 2007. – 349 с.
20. Пучковская, Т.О. Формирование познавательной культуры учащихся / Т.О. Пучковская // Адукацыя i выхаванне. – 2009. – № 1. – С. 64–71.
21. Репина, Л.П. Интеллектуальная культура как предмет исследования / Л.П. Репина // Диалог со временем. – 2011. – № 36. – С. 5-8.
22. Степаненков, Н.К. Рациональная организация образовательной среды учащихся / Н.К. Степаненков // Адукацыя i выхаванне. – 2007. – № 1. – С. 48–65.
23. Тишук, Я.В. Особенности использования современных педагогических технологий для активизации познавательной деятельности учащихся / Я.В.Тишук // Конструирование оптимального образовательного пространства «учащийся - преподаватель»: проблемы и находки: материалы науч. практ. конф., Лида, 14 ноября 2007г / ГрГУ им. Я.Купалы; отв. ред. А.В.Богданович. – Гродно: ГрГУ, 2008. – С. 185-190.
24. Тухужева, Ж.З. Особенности проявления учебной мотивации старшеклассников / Ж.З. Тухужева, Л.А. Тухужева, М.А. Беремукова // Вопросы науки и образования. – 2020. – №1. – С. 11-15.
25. Харламов, И.Ф. Как активизировать учение школьников: дидактические очерки / И.Ф. Харламов // Практическая психология в образовании. – 2014. – №2. – С.34-36.
26. Цукерман, Г.А. Развитие учебной самостоятельности / Г.А. Цукерман, А.Л. Венгер. – М. : ОИРО, 2010. – 432 с.
27. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д.И.Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 416 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Проект программы учебно-воспитательной работы по развитию интеллектуальной культуры учащихся 9 класса в рамках организации внеклассных форм работы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты