1. Информационный блок
1.1. Актуальность опыта
1.2. Цель и задачи опыта
1.3. Длительность работы над опытом этапа
2. Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта
2.2. Описание сути опыта
2.3. Результативность и эффективность опыта
Заключение
Список литературы
Практические рекомендации
Приложения
1 Информационный блок
В настоящее время достаточно глубоко обоснован интерес и стремление ученых глубже познать структуру координационных способностей, выделить из них ведущие для разных видов спорта. Выполнены обстоятельные исследования по установлению внутренних структур координационных способностей детей младшего школьного возраста.
Работы, авторы которых экспериментальным путем определяли бы структуру координационных способностей остаются единичными. Также следует отметить тот факт, что в изученной нами научно-методической литературе отсутствуют сведения о наличии ведущих координационных способностей и их динамики в зависимости от возраста и пола.
1.1. Актуальность опыта
В последние годы физическому развитию детей школьного возраста уделяется значительно больше внимания, чем в предыдущие. Состояние здоровья школьников обусловило принятие мер к укреплению их физического здоровья, и в школах был введен третий урок физической культуры. Проблема увеличения двигательной активности детей рассматривалась на разных уровнях. Однако в этой проблеме есть свои аспекты, и один из них – развитие координационных способностей детей. Если нарушена координация одного из компонентов, то от этого страдает ребенок в целом, так как ограничивается его двигательная способность так необходимая в игровой деятельности. Игра для младшего школьника важна не сама по себе, а как средство развития многих качеств ребенка: физических, познавательных, коммуникативных. Игра оказывает благотворное влияние на общее физическое развитие детей через увеличение двигательной активности в процессе игровой деятельности.
1.2. Цель и задачи опыта
Цель опыта
Цель опыта-освоение, внедрение и определение эффективности методики развития координационных способностей детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр.
2 Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта
Ведущая идея: замещение традиционной методики развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр. Для реализации данной идеи необходимо:
- использовать в процессе физического воспитания с детьми младшего школьного возраста разнообразные подвижные игры;
- организовать физическое воспитание на основе добровольно выбранной подвижной игры;
- внедрить игровую направленность процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста;
- обеспечить рациональный подбор подвижных игр исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- реализовать воспитательный потенциал подвижных игр в процессе формирования личности школьника;
- организовать мониторинг для определения эффективности предложенных комплексов подвижных игр.
2.2. Описание сути опыта
Одним из приоритетных направлений воспитательно-образовательной деятельности по физическому развитию детей младшего школьного возраста является физическая активность. В младшем школьном возрасте формируется фундамент физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать основы всесторонней двигательной подготовленности. Как отмечал В.А. Сухомлинский: «От здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Поэтому необходимо придерживаться мнению, что организовывать работу по физическому развитию необходимо как можно раньше.
Наряду с основными задачами физического воспитания младших школьников одной из главных выделяют – развитие физических качеств, к которым относят двигательные возможности: ловкость, быстроту, выносливость, силу, гибкость.
Заключение
В ходе опыта нами были сделаны следующие выводы:
1. Термины «координация», «кондиция» и «ловкость» включают точность, чувство ритма, способность самостоятельно расслаблять мышцы и способность быстро и легко двигаться в изменяющихся условиях.
2. Анализируя научную литературу, мы пришли к выводу, что дети младшего школьного возраста все еще сильно нуждаются в игре на занятиях. А отсутствие достаточного времени на закрепление пройденного материала в предложенном плане не дает возможности использования игрового метода в желательном объеме. Игровые задания экспериментальной методики классифицированы по основной образовательной задаче и уровню сложности. Это сделано для соблюдения принципа систематичности («от простого к сложному») при их реализации на уроках физической культуры.
3. Таким образом, в результате проведенных исследований было установлено, что применение подвижных игр, направленные на развитие координационных способностей позволило добиться у детей более высокого достоверного прироста уровня показателей, характеризующих координационные способности по сравнению с группой детей, занимавшихся по общеобразовательной программе. Применение экспериментальной методики позволило приблизить результаты участников ЭГ к возрастной норме, что дает нам основание предполагать, что более длительный период применения наших занятий даст еще более убедительный результат.
Полученное улучшение показателей доказывает эффективность использования разработанной методики с использованием подвижных игр, направленной для развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методики физического воспитания / Б.А. Ашмарин. М.:Просвещение, 2015 - 325 с.
2. Болдырева, В. Б. Подвижные игры в физическом воспитании молодежи / В. Б. Болдырева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2016. – Т. 21. – №. 5-6 – С. 157-158.
3. Виленский, М.Я. Физическая культура (для бакалавров) / М.Я. Виленский. – М.: КноРус, 2017. – 128 c.
4. Дубровский В.И. Спортивная физиология: Учебник для сред и высш. учеб.заведений по физической культуре / В.И. Дубровский - М.: ВЛАДОС, 2015.- 462 с.
5. Ерменова, Б. О. Влияние двигательной активности на здоровье школьников / Б.О. Ерменова //Проблемы педагогики. – 2016. – №. 7. – С. 23- 27.
6. Ефимова, Е. А. О месте подвижных игр в жизни современных детей / Е. А. Ефимова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – №. 11 (42) Часть 4. – С. 108-113.
7. Капустин, А.Г. Развитие физических качеств средствами игровой деятельности / А. Г. Капустин // Физическая культура в школе. - 2016. - №: 1. - с. 15-19.
8. Рожко, Г. Т. Подвижные игры на уроке физической культуры /Г. Т. Рожко, Г. К. Шарипова // Научный взгляд в будущее. – 2016. – Т. 7. – С. 68-72.
9. Свечкарев, В. Г. Подвижные игры как система совершенствование физических качеств / В. Г. Свечкарев // Научные известия. – 2017. – №. 7.-С. 145.
10. Сотникова, Н. А. Подвижные игры–универсальный метод физического воспитания детей /Н. А. Сотникова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2016. – №. 4. – С. 313-314.
11. Яковлева, В. Н. Спортивные и подвижные игры, как средство оздоровления и повышение интереса к урокам физической культуры/ В. Н. Яковлева //Science Time. – 2015. – №. 7 (19).-С. 14-16.